Аргументы сторонников сохранения смертной казни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аргументы сторонников сохранения смертной казни.



1. Смертная казнь ни в коей мере не ущемляет естественное право человека на жизнь, а только подтверждает и защищает его. Если мы признаем жизнь человека высшей ценностью, то необходимо предоставить соответствующую защиту этому праву, поскольку не может быть права без корреспондирующей ему обязанности, обеспеченной принудительной силой государства. Право человека на жизнь является абсолютным, то есть любой и каждый обязан соблюдать данное право, а в случае нарушения обязан претерпеть предусмотренные законом лишения. УК РФ 1996 г. предусматривает в качестве одного из видов наказания за нарушение права человека на жизнь смертную казнь. Говоря о праве человека на жизнь, нельзя забывать, что оно есть и у жертвы, то есть нельзя сводить это право только к праву преступника. В последнее время широко освещается положение осужденных к смертной казни. Различные правозащитные организации активно защищают их права. Однако представляется странным тот факт, что эти общественные организации, борющиеся за права человека, делают неоправданный акцент именно на данной категории граждан.

2. Сдерживающее воздействие смертной казни на уровень преступности обеспечивается не собственно наличием смертной казни или суровостью способа ее применения, а неотвратимостью ее применения при соблюдении требований законности. В этой связи особенно хотелось бы отметить спорную практику массовых помилований, осуществляемых Президентом РФ. Вызывает недоумение ситуация, когда приговор, вынесенный судом, состоящим из квалифицированных юристов, может быть подвергнут сомнению Комиссией по помилованиям, в которую входят люди, далекие от юриспруденции.

3. В случае полной отмены смертной казни или наложения моратория на ее назначение и исполнение возникнет необходимость применения пожизненного лишения свободы в качестве основного вида наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Содержание такого рода заключенных потребует дополнительного финансирования. В условиях кризисного состояния отечественной экономики подобная политика представляется сомнительной, так как, в конечном итоге, бремя дополнительных расходов ляжет на налогоплательщиков. Захочет ли законопослушный гражданин оплачивать «красивый жест» со стороны государства? Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые в России в последнее время, однозначно показывают убежденность общества в необходимости сохранения смертной казни.

4. Анализируя последствия возможной отмены смертной казни, необходимо также учитывать психологическое влияние, которое окажет этот шаг на лиц, приговоренных к пожизненному лишению свободы. Велика вероятность, что у таких лиц возникнет ощущение вседозволенности. Действительно, самая суровая мера наказания к ним уже применена, и в случае совершения нового преступления в арсенале у правосудия больше не останется средств воздействия на преступника. Какой вид наказания назначит суд преступнику, отбывающему пожизненное лишение свободы, который совершил убийство другого осужденного, сотрудника места лишения свободы или иное тяжкое преступление? Представляется бессмысленным назначать вновь наказание в виде пожизненного лишения свободы. Таким образом, у приговоренного к пожизненному лишению свободы теоретически появляется возможность вновь и вновь безнаказанно совершать преступления. Итак, в случае отмены смертной казни и замены ее пожизненным лишением свободы будет поставлено под сомнение достижение таких целей наказания, как исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

5. Количество судебных ошибок, связанных с вынесением смертных приговоров, при отлаженной работе судебной системы и наличии гарантий соблюдения законных прав граждан и гарантий правосудия будет неуклонно уменьшаться. Те же исключительные случаи, когда судебной ошибки не удалось избежать и приговор был приведен в исполнение, являются меньшим злом по сравнению с безнаказанностью лиц, совершивших особо тяжкие преступления против жизни.

6. Тот факт, что смертная казнь не достигает всех целей наказания, не препятствует ее рассмотрению в качестве одного из видов наказания. По этой причине УК РСФСР 1960 г. отграничивал ее от других видов наказания, выделяя в отдельную статью. В настоящее время ввиду крайней ограниченности составов и круга лиц, к которым может быть применена смертная казнь, по сравнению с первоначальной редакцией УК РСФСР 1960 г. недостижение ею некоторых целей наказания не является препятствием для включения ее в систему наказаний. Спорным является и представление о смертной казни как о мести со стороны государства. Способы осуществления смертной казни относительно гуманны, и преступник не испытывает тех страданий, которые испытали жертва и ее родственники. Смертная казнь – не месть, а справедливое наказание.

7. УК РФ 1996 г. предусматривает возможность применения смертной казни только по пяти составам, что вызывает недоумение. Необходимо расширить этот перечень и ввести смертную казнь за преступления, представляющие повышенную общественную опасность, такие как похищение человека, незаконное лишение свободы, терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества. Для преодоления ограничения, установленного ст. 20 Конституции РФ, необходимо внести соответствующие коррективы в УК РФ.

Дополнительный материал № 3

Статья 6 Устава Международного военного трибунала, созданного для суда над военными преступниками, включает в категорию международных три вида преступлений против человечества:

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;

b) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К данным нарушениям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

c) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли данные действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него относит к категории международных преступлений также геноцид (ст. 1).

Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества рассматривает в качестве международных военных преступлений преступления против человечества, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцида (ст. 1).

Квалифицирует апартеид как преступление, нарушающее принципы международного права, и Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него. В эᴛᴏй Конвенции в качестве преступной квалифицируется сходная с апартеидом политика и практика расовой сегрегации и дискриминации (ст. I и II).

В 1976 г. Комиссия международного права одобрила проект статей об ответственности государств. В эᴛᴏм документе к международным преступлениям отнесены: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид и экоцид (п. 3 ст. 19).

В результате развития международного права перечень действий, объявляемых международными преступлениями, будет несомненно расширяться.

В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом Комиссией международного права на сʙᴏей 43-й сессии в 1991 г., к числу международных преступлений отнесены не только агрессия, но и угроза агрессии и интервенция, а также установление или сохранение силой колониального и иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические или массовые нарушения прав человека (убийство, пытки, рабство, принудительный или насильственный труд, систематическое или массовое преследование по социальным, политическим, расистским, религиозным или культурным причинам, насильственная депортация населения); исключительно серьезные военные преступления; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; международный терроризм; незаконный перевоз наркотиков; преднамеренное нанесение ущерба окружающей среде. Все они влекут массовые нарушения прав человека, их преступный характер выражается в посягательстве на основополагающие права личности.

Статут Международного уголовного суда, принятый дипломатической конференцией полномочных представителей государств под эгидой ООН в июле 1998 г., значительно расширил категорию международных преступлений.

В эту категорию Суд включил: преступление геноцида, преступление против человечности, военные преступления и агрессию.

При этом в категорию преступлений против человечности и военных преступлений включено значительное число новых составов: такие преступления против гражданских лиц, как убийство, истребление, порабощение, депортация, лишение сʙᴏбоды, пытки, различные формы сексуального насилия; преследование любой группы общества по политическим, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым и другим мотивам; насильственное исчезновение людей; апартеид и другие бесчеловечные деяния аналогичного характера.

К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других серьезных нарушений законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Многие международные соглашения, принятые в рамках ООН, непосредственно адресованы индивидам. Объявляя то или иное действие индивида уголовно наказуемым либо влекущим за собой иные виды ответственности, они обязывают государства подвергнуть виновных лиц наказанию. Нужно помнить, такие лица обычно непосредственно нарушают как международное право, так и право государства, на территории которого они находятся. Во исполнение подобных обязательств государства-участники устанавливают определенные нормы в своем внутреннем законодательстве, которые и применяются на практике.

Ответственность за ряд международных преступлений наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и будет ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Такой индивид непосредственно нарушает международные принципы и нормы, и отсутствие соответствующих норм во внутригосударственном праве не освобождает его от ответственности. Отметим, что каждое государство согласно нормам международного права обязано рассматривать таких лиц как преступников. В случае если индивид, совершая международное преступление, действует от имени государства, возникает вопрос и о международно-правовой ответственности данного государства.

Специфика многих международных преступлений состоит именно в том, что они совершаются не частными лицами, а теми, кто занимает официальное положение и действует от имени государства, организующего такие преступления. В связи с этим трудно представить себе, что правительство, виновное в международных преступлениях, согласится на предание суду исполнителей его распоряжений, а тем более допустит вынесение им обвинительных приговоров. Это было одной из причин создания Международного уголовного суда. Стоит заметить, что он будет судить не государства, а конкретных физических лиц, виновных в международных преступлениях. При этом в Статуте Суда специально записано, что он применяется ко всем лицам без какого бы то ни было различия в должностном положении.

Создание Международного уголовного суда не означает, что государства лишаются юрисдикции судить сʙᴏих граждан или других лиц, виновных в международных преступлениях. При этом самые серьезные из них, несущие угрозу всему мировому сообществу, отныне подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека.

Геноцид (от греч. γένος – «род, племя» и лат. caedo – «убиваю») – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем: убийства членов этой группы; причинения тяжкого вреда их здоровью; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения; принудительной передачи детей; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Апартеид (африкаанс apartheid – «рознь, раздельность») – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине XX в.

Расизм – совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми.

Дискриминация (лат. discriminatio – «различение») – ограничение прав и обязанностей человека по определенному признаку. В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например: раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий и т. д.

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды субъектов Федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей.

Международные органы по защите прав человека:

1. Европейский суд по правам человека.

2. Комитет по правам человека ООН.

3. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

4. Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН).

5. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

6. Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ).

7. Комиссар Совета Европы по правам человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.016 с.)