Организация Объединенных Наций и защита прав человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация Объединенных Наций и защита прав человека.



Дополнительный материал

(для самостоятельного изучения)

 

Европейский суд по правам человека.

Каждый российский гражданин, чьи права были нарушены, может, использовав все средства правовой защиты в России, обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека, находящийся в Страсбурге (Франция).

Европейский суд начал свою деятельность в 1959 г. Он действует не по собственной инициативе, а лишь на основании обращений частных лиц, неправительственных организаций (индивидуальная жалоба) либо обращения государства (межгосударственная жалоба). Суд независим от судебных органов государств, но не может отменить или изменить решение, которое вынесено национальным судом. Если Европейский суд констатирует, что нарушение прав человека имело место и пострадавший вправе требовать компенсации, он указывает государству на необходимость исправить расхождение норм международного права с его внутренним законодательством. Решения и постановления Европейского суда обязательны для государств – ответчиков по делу, но фактически они имеют прецедентный характер.

Европейский суд по правам человека работает на постоянной основе, а его судьи избираются сроком на шесть лет, но могут быть переизбраны. Он может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств их прав. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все средства внутригосударственной правовой защиты, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев, считая с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

Суд не принимает к рассмотрению индивидуальную жалобу, если она является анонимной, или по существу аналогична той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых, относящихся к делу фактов.

Европейский суд по правам человека защищает следующие права: на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций, создание семьи.

В отношении любого дела, находящегося на рассмотрении, государство, гражданин которого является заявителем, вправе представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из списка подлежащих рассмотрению дел, если обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что: заявитель не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы; спор был урегулирован; по любой другой причине, установленной Судом, если дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.

Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека.

Европейский суд проводит тщательное расследование дела, а заинтересованные государства создают все необходимые для этого условия. Разбирательство носит конфиденциальный характер.

Дополнительный материал № 2

Правозащитная организация Amnesty International (AI) представила доклад о применении смертной казни в мире в 2014 г. Всего она применялась в 22 странах – 20 лет назад их было почти вдвое больше.

Нормами международного права смертная казнь напрямую не запрещается. Однако Международный пакт о гражданских и политических правах ООН предписывает определенные минимальные стандарты, в том числе и для тех стран, которые продолжают применять смертную казнь.

Дополнительный материал № 3

Статья 6 Устава Международного военного трибунала, созданного для суда над военными преступниками, включает в категорию международных три вида преступлений против человечества:

а) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;

b) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К данным нарушениям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

c) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли данные действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Конвенция 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него относит к категории международных преступлений также геноцид (ст. 1).

Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества рассматривает в качестве международных военных преступлений преступления против человечества, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также геноцида (ст. 1).

Квалифицирует апартеид как преступление, нарушающее принципы международного права, и Конвенция 1973 г. о пресечении преступления апартеида и наказании за него. В эᴛᴏй Конвенции в качестве преступной квалифицируется сходная с апартеидом политика и практика расовой сегрегации и дискриминации (ст. I и II).

В 1976 г. Комиссия международного права одобрила проект статей об ответственности государств. В эᴛᴏм документе к международным преступлениям отнесены: агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, рабство, геноцид, апартеид и экоцид (п. 3 ст. 19).

В результате развития международного права перечень действий, объявляемых международными преступлениями, будет несомненно расширяться.

В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом Комиссией международного права на сʙᴏей 43-й сессии в 1991 г., к числу международных преступлений отнесены не только агрессия, но и угроза агрессии и интервенция, а также установление или сохранение силой колониального и иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические или массовые нарушения прав человека (убийство, пытки, рабство, принудительный или насильственный труд, систематическое или массовое преследование по социальным, политическим, расистским, религиозным или культурным причинам, насильственная депортация населения); исключительно серьезные военные преступления; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; международный терроризм; незаконный перевоз наркотиков; преднамеренное нанесение ущерба окружающей среде. Все они влекут массовые нарушения прав человека, их преступный характер выражается в посягательстве на основополагающие права личности.

Статут Международного уголовного суда, принятый дипломатической конференцией полномочных представителей государств под эгидой ООН в июле 1998 г., значительно расширил категорию международных преступлений.

В эту категорию Суд включил: преступление геноцида, преступление против человечности, военные преступления и агрессию.

При этом в категорию преступлений против человечности и военных преступлений включено значительное число новых составов: такие преступления против гражданских лиц, как убийство, истребление, порабощение, депортация, лишение сʙᴏбоды, пытки, различные формы сексуального насилия; преследование любой группы общества по политическим, национальным, этническим, культурным, религиозным, половым и другим мотивам; насильственное исчезновение людей; апартеид и другие бесчеловечные деяния аналогичного характера.

К военным преступлениям Статут Международного уголовного суда отнес свыше 50 различных составов, выражающихся в серьезных нарушениях Женевских конвенций 1949 г., а также других серьезных нарушений законов и обычаев войны, применимых в вооруженных конфликтах международного и немеждународного характера.

Многие международные соглашения, принятые в рамках ООН, непосредственно адресованы индивидам. Объявляя то или иное действие индивида уголовно наказуемым либо влекущим за собой иные виды ответственности, они обязывают государства подвергнуть виновных лиц наказанию. Нужно помнить, такие лица обычно непосредственно нарушают как международное право, так и право государства, на территории которого они находятся. Во исполнение подобных обязательств государства-участники устанавливают определенные нормы в своем внутреннем законодательстве, которые и применяются на практике.

Ответственность за ряд международных преступлений наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и будет ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Такой индивид непосредственно нарушает международные принципы и нормы, и отсутствие соответствующих норм во внутригосударственном праве не освобождает его от ответственности. Отметим, что каждое государство согласно нормам международного права обязано рассматривать таких лиц как преступников. В случае если индивид, совершая международное преступление, действует от имени государства, возникает вопрос и о международно-правовой ответственности данного государства.

Специфика многих международных преступлений состоит именно в том, что они совершаются не частными лицами, а теми, кто занимает официальное положение и действует от имени государства, организующего такие преступления. В связи с этим трудно представить себе, что правительство, виновное в международных преступлениях, согласится на предание суду исполнителей его распоряжений, а тем более допустит вынесение им обвинительных приговоров. Это было одной из причин создания Международного уголовного суда. Стоит заметить, что он будет судить не государства, а конкретных физических лиц, виновных в международных преступлениях. При этом в Статуте Суда специально записано, что он применяется ко всем лицам без какого бы то ни было различия в должностном положении.

Создание Международного уголовного суда не означает, что государства лишаются юрисдикции судить сʙᴏих граждан или других лиц, виновных в международных преступлениях. При этом самые серьезные из них, несущие угрозу всему мировому сообществу, отныне подпадают под юрисдикцию Международного уголовного суда.

Выделяют несколько видов массового нарушения прав человека.

Геноцид (от греч. γένος – «род, племя» и лат. caedo – «убиваю») – действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путем: убийства членов этой группы; причинения тяжкого вреда их здоровью; мер, рассчитанных на предотвращение деторождения; принудительной передачи детей; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

Апартеид (африкаанс apartheid – «рознь, раздельность») – крайняя форма дискриминации цветного населения, существовавшая в Южно-Африканской Республике во второй половине XX в.

Расизм – совокупность учений, в основе которых лежат положения о физической и психической неравноценности человеческих рас; расизм включает идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми.

Дискриминация (лат. discriminatio – «различение») – ограничение прав и обязанностей человека по определенному признаку. В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например: раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, возраст, инвалидность, род занятий и т. д.

Система защиты прав человека в нашей стране включает в себя следующие формы:

1. Судебная защита: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, суды субъектов Федерации, районные (городские) суды, мировые судьи.

2. Несудебная защита: Институт Уполномоченного по правам человека в РФ; Комиссия по правам человека при Президенте РФ; Прокуратура РФ; Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ; правоохранительные органы.

3. Неправительственные правозащитные организации: Межрегиональный центр прав человека; общество «Мемориал»; Антифашистский центр; Комитет солдатских матерей.

Международные органы по защите прав человека:

1. Европейский суд по правам человека.

2. Комитет по правам человека ООН.

3. Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

4. Совет по правам человека ООН (Комиссия по правам человека ООН).

5. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

6. Бюро демократических институтов и прав человека (ОБСЕ).

7. Комиссар Совета Европы по правам человека.

 

Дополнительный материал

(для самостоятельного изучения)

 

Организация Объединенных Наций и защита прав человека.

Не всегда внутри государства удается защитить интересы личности. Вот почему важно было разработать международный механизм реализации прав и свобод человека. Его основу составляют международные юридические гарантии реализации прав и свобод личности и международные организации, призванные следить за реализацией прав и свобод человека и гражданина.

Международное сотрудничество привело к созданию многочисленных организаций, обеспечивающих совместные действия стран и защиту прав человека. К настоящему времени их насчитывается около 5 тыс. Среди них особую роль играет Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация безопасности, созданная по инициативе ведущих стран антигитлеровской коалиции (СССР, США, Китая, Великобритании и Франции) с целью поддержания международного мира и безопасности, принятия эффективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии.

Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско более 50 государствами. К 2009 г. членами ООН стали 192 страны. В ее структуру входит Генеральная Ассамблея (совещательный орган, рассматривающий вопросы укрепления мира, сотрудничества стран в разных областях). Резолюции Генеральной Ассамблеи не являются юридически обязательными для государств. Но государства должны добросовестно рассматривать резолюции, предпринимать конкретные действия по их осуществлению. Совет Безопасности ООН обеспечивает поддержание мира и безопасности. Он обладает широкими полномочиями по предотвращению войны и созданию условий для мирного сотрудничества государств. Совет Безопасности принимает рекомендации, которые не налагают на государства юридические обязанности. Кроме того, этот орган может принимать юридически обязательные решения, которые не подлежат обжалованию. Международный суд ООН решает спорные международные проблемы. Его решения являются обязательными для спорящих государств. Главным административным должностным лицом ООН является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности ООН.

Вопросы прав человека ежегодно отражаются в докладе Генерального секретаря ООН.

В структуру ООН входит значительное количество специализированных международных контрольных органов: Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка и др.

Комитеты имеют право требовать от государств периодического представления докладов о соответствии их законодательства положениям конвенций, а некоторые из них (Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток) могут рассматривать жалобы государства на государство относительно нарушения прав человека, предусмотренных соответствующей конвенцией, и индивидуальных жалоб граждан на государство с правом вынесения рекомендаций по устранению нарушений.

За вынесение решений и формирование политики по вопросам поощрения и защиты всех прав человека отвечают Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет и Комиссия по правам человека. Особое место в системе органов ООН принадлежит Верховному комиссару по правам человека. Это должностное лицо ООН, отвечающее за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми своих прав.

Верховный комиссар по правам человека назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается Генеральной Ассамблеей сроком на четыре года. Он занимает должность уровня заместителя Генерального секретаря. Верховный комиссар несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. Его обязанности заключаются в защите прав человека; в предоставлении компетентным органам системы ООН в области прав человека соответствующих рекомендаций; в консультировании заинтересованных государств и региональных организаций по правам человека, оказании им технической и финансовой помощи.

К международным правовым актам, содержащим основные юридические гарантии реализации прав и свобод личности, относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, создавшую правовую основу развития и конкретизации прав человека практически для всех международных актов.

Декларация (от лат. declaratio – «объявление, провозглашение») – это документ, положения которого не имеют строго обязательного характера для выполнения.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека говорится о том, что права человека должны иметь надежную правовую защиту – «обеспечиваться законом», чтобы «человек не был вынужден прибегать к восстанию в качестве последнего средства против тирании и угнетения». Согласно Декларации права и свободы принадлежат любому человеку, независимо от статуса территории проживания. В ней подчеркивается универсальный характер прав и свобод и запрещаются какие-либо исключения в их предоставлении. Таким образом, народы колоний и иных зависимых территорий впервые были провозглашены субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане Декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепив на международном уровне социально-экономические и культурные права, показав их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека. Декларация в категорической форме запрещает какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам совершать действия, направленные против свобод и прав человека.

В Декларации провозглашены жизненно необходимые для каждого из нас права. Гражданские права: право на жизнь, свободу (ст. 3), запрещение пыток (ст. 5), запрещение произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9), право на защиту в суде (ст. 11), неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции (ст. 12), на свободу мысли, совести и религии (ст. 18). Гражданам государства предоставляются и специальные политические права: на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), на участие в управлении своей страной (ст. 21). Социально-экономические и культурные права: на социальное обеспечение (ст. 22), труд и защиту от безработицы (ст. 23), равную оплату за равный труд (ст. 23), отдых и досуг (ст. 24), помощь материнству и детям (ст. 25), образование (ст. 26).

Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). Согласно пункту «а» ч. 1 ст. 5 Декларации лица, не являющиеся гражданами страны, в которой они проживают, иностранцы пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом международных обязательств государств, в которых они находятся, правом на личную неприкосновенность; ни один иностранец не должен быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.

16 декабря 1966 г. ООН были приняты Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Пакт (от лат. pactum – «договор, соглашение») – одно из наименований международного договора.

Международный пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность и никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей (ч. 1 ст. 9); при этом каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно (ч. 4 ст. 9); каждое государство, участвующее в данном Пакте, обязуется развивать возможности судебной защиты (п. «б» ч. 3 ст. 2).

Пакты возложили на государства конкретные обязанности в области прав человека.

16 декабря 1966 г. был принят Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, согласно которому можно обращаться с жалобами на нарушения прав в Комитет по правам человека ООН. Все эти основополагающие документы в области защиты прав личности составляют Хартию прав человека, или Международный билль о правах человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.026 с.)