Национальные (федеральные) исследовательские программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные (федеральные) исследовательские программы



Мировой опыт свидетельствует о возрастающей роли государства в регулировании инновационной сферы национальной экономики. При этом целью этого регулирования является содействие экономическому росту на базе наиболее перспективных инноваций, структурная перестройка экономики на основе приоритетного развития наукоемкого производства, обеспечение непрерывного потока инноваций как необходимого источника повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Закономерности экономики научно-технического прогресса обусловили необходимость активизации научных исследований и разработок, что, в свою очередь, вызвало к жизни целый ряд новых форм реализации инновационной политики, в частности через различные варианты кооперации в научных исследованиях академического, частнопромышленного и государственного секторов в рамках национальных программ, консорциумов, кооперативных центров.

В связи с интернационализацией науки, подкрепленной развитием глобальных систем коммуникаций, большую роль в наращивании национального научно-технического потенциала играет участие той или иной страны в межгосударственных программах исследований и разработок, работе международных исследовательских центров. «Любая нация, которая по причинам экономического или политического характера дистанциируется от этой интернациональной системы, ослабляет свою технологическую базу по сравнению с нациями, действующими внутри нее».

Все эти и другие тенденции в развитии общественного хозяйства промышленно развитых стран определяют перспективу их развития и на текущее столетие. Естественно, что возможность возникновения этих тенденций определялась надежно отлаженным механизмом рыночного хозяйства, основанного на частной собственности и конкуренции, полной включенностью в мировую экономическую систему, многолетней практикой социального партнерства.

Очевидно, что в России, учитывая кризисное состояние ее экономики, спад производства, социальную напряженность, задействование всех механизмов экономики научно-технического прогресса, имеющихся в развитых странах, сегодня не представляется возможным. Однако есть истины, которыми нельзя пренебрегать. Это, прежде всего, уникальная роль науки во всех сторонах жизнедеятельности современного общества. Непонимание этого факта означает подорвать саму возможность выхода России из экономического кризиса и достижения равноправного с развитыми странами положения, на которое Россия имеет все основания претендовать. И именно поэтому в федеральных научно-технических программах в первую очередь должна быть предусмотрена государственная поддержка академической науки, стимулирование ее тесной связи с высшим образованием с целью обеспечения высокого уровня подготовки научных кадров и создания условий для возникновения новых научных школ и направлений, т.е. необходимо обогащать тот базис, который только и может обеспечить инновационную направленность развития экономики научно-технического прогресса.

В развитых странах государству принадлежит значительная роль в определении стратегической линии научно-технической и инновационной политики, создании и проведении в жизнь законодательства, прямо или косвенно связанного с реализацией научно-технического прогресса (патентные права, законы о соблюдении качества продукции и защите прав потребителей, антимонопольное законодательство и др.), а также в финансировании значительной части НИОКР. Государство здесь финансирует до половины и более затрат на НИОКР. Если же эта доля ниже (в Японии, например, около 30%), то это компенсируется предоставлением значительных кредитных сумм на льготных условиях. Как уже отмечалось ранее, государство финансирует и основную часть фундаментальных исследований, проводимых в государственных лабораториях и системе высшего образования, а также многие долгосрочные проекты в сфере частного предпринимательства.

Кроме того, система организации и управления научно-техническим прогрессом в этих странах характеризуется сочетанием общего стратегического руководства государства с большой гибкостью и приспособляемостью всех участников инновационного процесса к меняющимся условиям. Причем ключевая роль государства состоит во всесторонней поддержке наиболее выгодных для данной страны направлений развития науки и технологии, а также тех сфер науки, которые в принципе не могут развиваться на рыночной основе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.004 с.)