Тема лекции. Государственная инновационная политика и стратегическое управление научно-технологическим развитием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема лекции. Государственная инновационная политика и стратегическое управление научно-технологическим развитием.



Тема лекции. Государственная инновационная политика и стратегическое управление научно-технологическим развитием.

Основные вопросы:

1.Сущность, методы и механизмы реализации государственной инновационной политики в условиях глобализации.

2.Особенности и тенденции стратегического управления научно-технологическим развитием в условиях глобализации.

Время 2 часа

 

Сущность, методы и механизмы реализации государственной инновационной политики в условиях глобализации.

Государственная инновационная политика
составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.  
Цели
Ø создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности; Ø повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.
 


Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Под государственной инновационной политикой понимается система взглядов, принципов и направлений, определяющих основные формы регулирования инновационных процессов, а также совокупность методов и инструментов воздействия на них.

С точки зрения науки, государственная инновационная политика представляет собой систему знаний по сущности инноваций, о принципах их регулирования и т.д.

С точки зрения практики, государственная инновационная политика – это система мер и мероприятий (действия государства) направленных на организацию и ускорение инновационных процессов.

Научно – техническая политика – часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности. Определяет цели, формы и направления деятельности государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений.

По форме государственного регулирования методы инновационной политики делят на: прямые – методы, которые финансируются за счет средств государственного бюджета. Например, государственные заказы на НИОКР, прямое финансирование научно-исследовательских учреждений; косвенные – гранты исследованиям; предоставление налоговых, кредитных, земельных, таможенных и прочих видов льгот (погашение государством затрат на обучение исследователей).

Таблица 1. Инструментарий специальных зон

Инструменты, используемые в специальных зонах Государства, их применяющие
1. Налоговые льготы: - в сфере налогообложения доходов - в сфере кредитования - в сфере налогообложения имущества Франция, Бельгия США Великобритания, Испания
2. Освобождение от таможенных пошлин импортируемого оборудования (не имеющего национальных аналогов) Испания
3. Субсидии капитала Испания
4. Освобождение от налогов на доходы корпораций Франция, Бельгия
5. Освобождение от налогов на акции Бельгия
6. Инвестиционные займы Великобритания
7. Освобождение от локальных налогов на имущество и др. локальных налогов Великобритания, Испания, Франция
8. Стимулирование занятости США
9. Отказ в рабочих премиях и ссудах иностранному персоналу (кроме редких профессий) Бельгия
10. Освобождение иностранцев от подоходного налога в случае редких профессий Бельгия
11. Поддержка инвестиционных фондов США
12. Субсидирование проектов Испания

В связи с переходом в 1980-е годы экономически развитых стран мира от индустриальной к информационной экономике стали набирать силу процессы деиндустриализации регионов, в которых была развернута старая промышленность, стремительно утрачивающая свою конкурентоспособность в условиях глобального рынка. Больше всего потеряли регионы - лидеры конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Это угольно-металлургические районы США (Пенсильвания), ФРГ (Рурский промышленный район), Великобритании (Бирмингем, Ливерпуль, Ньюкасл, Шеффилд), Франции, Бельгии и т.п. В Японии последняя угольная шахта закрылась в январе 2002 года.

По этой причине в последние десятилетия многие региональные программы индустриальных стран направлены на создание оптимальных условий для появления и роста наукоемких отраслей промышленности в регионах. Это самый эффективный вариант экономического развития региона, обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. В частности, в США штаты сами разрабатывают и участвуют в различного рода научно-технических программах, обеспечивающих строительство заводов, лабораторий или предприятий сервиса. При этом предусматриваются налоговые льготы, программы финансовой помощи и целевого обучения кадров.

В 90-е годы на первый план в инновационной политике развитых стран было выдвинуто применение передовых научных знаний по всему спектру промышленных технологий, включая и традиционные. В то же время сформировалось 50 макротехнологий по наукоемкой продукции, и высокоразвитые страны обеспечивают конкурентоспособное производство по большинству этих макротехнологий (рис. 1).

Рис. 1. Освоение макротехнологий передовыми странами

С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран принимаются следующие меры:

  • создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;
  • улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;
  • стимулирование малых высокотехнологичных фирм, являющихся одновременно и высокорисковыми;
  • создание специального фонда поощрения инноваций и т.д.

Еще одним направлением современной региональной инновационной политики является участие в создании научно-технических парков на базе университетов или исследовательских институтов. Такие парки предназначены для обеспечения доступа частным фирмам к инновациям, разработанным при поддержке государства. Сегодня в мире насчитывается около 400 научных парков.

Практически каждый регион имеет программу поддержки и технического содействия малому бизнесу. Местные власти берут на себя маркетинговые исследования для малых фирм, подготовку персонала, организацию консультаций. Значительная часть малого бизнеса посвящает свою деятельность инновационному процессу. По данным национального научного фонда США, малый бизнес в расчете на одного занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50 % крупных изобретений). Малые инновационные предприятия в относительном выражении вкладывают в НИОКР больше средств, чем крупные. Кроме того, завершающий (внедренческий) процесс протекает на таких предприятиях в среднем на год быстрее.

Говоря о финансовом механизме региональной инновационной политики за рубежом, следует учесть, что в развитых индустриальных странах законодательство запрещает использовать бюджетные средства территорий в интересах частных фирм. Поскольку освоение частными предприятиями новейших технологий происходит на коммерческой основе, власти не имеют права прямо финансировать этот процесс из бюджета. Для целей распространения инноваций создаются бесприбыльные венчурные организации и фонды, посредством которых власти проводят научно-техническую политику. При этом территориальные власти наделяют инновационные фирмы и фонды правом выпуска займов, акций под конкретные проекты, кредитования новых компаний и т.д. Венчурные фонды пользуются грантами центрального правительства, бюджетными ассигнованиями территорий. Им разрешено выпускать облигации и даже лотереи для финансирования инноваций.

Нужно отметить, что такая форма инновационной деятельности, как венчурное предпринимательство, получила широкое распространение во всех развитых странах мира. В конце 90-х мировой рынок венчурного капитала превысил 100 млрд. долларов. Именно этот финасово-экономический механизм обеспечивает интенсивное развитие новых наукоемких отраслей, хотя в последние годы отмечается увеличение доли венчурного финансирования в традиционных отраслях промышленности и в сфере услуг.

Своим появлением венчурные фонды обязаны США, где на данный момент они управляют финансовыми ресурсами, оцениваемыми в 10 млрд. долларов. В Западной Европе (Великобритания, Нидерланды, Франция) венчурные фонды ежегодно инвестируют в экономику около 7 млрд. долларов, причем наряду с национальными проектами финансируются и крупные международные проекты в области высоких технологий.

Еще одной дополнительной мерой стимулирования инновационного развития в зарубежных странах стали целевые программы формирования высокотехнологичных территориально-отраслевых кластеров.

Нужно отметить, что в мировой практике развитие промышленных кластеров считается одним из факторов формирования устойчивой конкурентоспособности регионов и целых государств. Начиная с середины 90-х исследования, посвященные анализу кластеров конкурентоспособности, стали широко обсуждаться мировым научным сообществом. Методы кластерного анализа постоянно совершенствуются и становятся достаточно популярными.

Интересен, в частности, опыт Финляндии, где кластерный подход стал одним из базовых аналитических инструментов при анализе структуры экономики. Специалистами Института исследования экономики Финляндии (ETLA) с учетом глобальных экономических процессов были идентифицированы девять основных кластеров с очевидной или потенциальной конкурентоспособностью: лесной, информационный и телекоммуникационный, металлургический, энергетический, бизнес-услуг, здравоохранения, машиностроительный, пищевой, строительный. Для целей формирования промышленной политики кластеры были классифицированы по степени их «зрелости» (сильные, устойчивые и потенциальные).

Начиная с 60-х годов финское государство активно создавало национальную инновационную систему. В 1967 году был создан Финский национальный фонд исследований и развития, проводивший самостоятельную политику по прогнозированию технологического роста страны и прямому финансированию компаний и их креативных проектов. Кроме того, в 70-е годы в Финляндии было открыто двадцать государственных бесплатных университетов, работу которых направлял Совет по научной политике, созданный в 1963 году. В 1983 году было основано Национальное технологическое агентство, которое должно было финансировать исследования и конструкторские разработки.

В следующие годы постоянно увеличивались государственные ассигнования на НИОКР, хотя другие государственные расходы при этом сокращались.

Промышленная политика Финляндии, одной из основ которой наравне с построением национальной инновационной системы стал учет кластерной природы конкурентоспособных производств, дала без преувеличения блестящие результаты. Согласно исследованию, проведенному World Economic Forum, Финляндия заняла первое место в рейтинге перспективной конкурентоспособности и первое место в рейтинге текущей конкурентоспособности стран, обогнав такие ведущие индустриальные государства, как США, Япония, Великобритания.

Рис. 2. Состав инновационной инфраструктуры

Ключевые элементы инновационной инфраструктуры

1. Технопарковые структуры:

  • научные парки, технологические и исследовательские парки;
  • инновационные, инновационно - технологические и бизнес-инновационные центры;
  • центры трансферта технологий,
  • инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий;
  • виртуальные инкубаторы;
  • технополисы и др.

2. Информационно-технологические системы:

  • базы научной и технологической информации,
  • технико-юридической и технико-экономической информации,
  • другие базы данных.

Технопарковые структуры.

В настоящее время в мире существует большое множество разнообразных форм технопарковых структур. Между некоторыми из этих форм существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими технопарковыми структурами отличие носит скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране.

Можно выделить основные три группы технопарковых структур:

1. инкубаторы;

2. технопарки;

3. технополисы.

Инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.

Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг. Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Инкубатор как форма и элемент инновационной инфраструктуры находится в постоянном развитии, логику которого во многом помогает понять история возникновения и распространения инкубаторов.

Прародителем инкубаторов в сфере инновационной деятельности можно считать так называемые «творческие коммуны» архитекторов, дизайнеров, художников или мастеров народных промыслов. Эти коммуны, как правило, перестраивали занимаемые ими здания так, чтобы создать наиболее благоприятную для творчества и общения среду. Отличительной особенностью этих коммун, родиной которых считают Великобританию, является то, что они имели определенный набор услуг коллективного пользования.

Все инкубаторы, созданные и функционирующие с целью поддержки новых инновационных компаний, содействия инновационному предпринимательству, можно разделить на два основных вида. К первому относятся те, которые действуют как самостоятельные организации. Ко второму - инкубаторы, входящие в состав технопарка.

Бизнес-инкубатор обеспечивает оказание следующих основных услуг:

  • предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений;
  • осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора;
  • почтово-секретарские услуги;
  • консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
  • доступ к информационным базам данных.

В последнее время в связи с развитием электронного бизнеса, активным применением Интернет и других новых информационных технологий в производственной и управленческой практике выделяют как отдельный вид виртуальные инкубаторы или «инкубаторы без стен». Такие инкубаторы помогают оценить коммерческий потенциал инновационного проекта, рассматриваемого как основа для создания новой компании; провести соответствующие маркетинговые исследования; урегулировать отношения с материнской организацией (университетом, научно-исследовательским институтом и т.п.) по вопросам интеллектуальной собственности; разработать бизнес-план и общую стратегию бизнеса; найти партнерские организации, выступающие в роли поставщиков или потребителей инновационной продукции и т.д. Естественно, что «инкубаторы без стен» не предоставляют аренду помещений фирмам-клиентам. Однако достоинством виртуальной формы является то, что создание такого инкубатора по сравнению с традиционной формой сопряжено, как правило, с намного более скромными инвестициями.

Под технопарком подразумевается научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Различие между ними заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков в отличие от инкубаторов не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями. Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Кроме того, комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зданиях. Технопарки же обычно имеют и участки земли, которые они могут сдавать в аренду клиентским фирмам под строительство теми офисов или других производственных помещений.

Следовательно, технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, позволяющей предоставлять более широкий спектр услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены:

  • инновационно-технологический центр;
  • учебный центр;
  • консультационный центр;
  • информационный центр;
  • маркетинговый центр;
  • промышленная зона.

Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например, услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации и т.п. В состав технопарка в качестве его отдельного структурного элемента может входить инкубатор.

Необходимо отметить, что парки как элемент инновационной инфраструктуры в разных странах получили разные определения. Если в России за ними закрепилось название «технологические парки» («технопарки») или «научно-технологические парки», то в США эти структуры называются преимущественно «исследовательскими парками», в Великобритании -«научными парками», в КНР - «научно-промышленными парками».

Технополис, который нередко называют также научным городом или наукоградом, представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Целью строительства наукоградов и технополисов является сосредоточение научных исследований в передовых и пионерных отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях. Как правило, одним из критериев, которым должен удовлетворять технополис, является его расположение в живописных районах, гармония с природными условиями и местными традициями.

В России есть немало достаточно успешных примеров создания и развития технополисов. Среди них - Пущино, Дубна, Обнинск.

Информационно-технологические системы.

Одним из ключевых элементов инновационной инфраструктуры многих стран являются информационно-технологические системы. Эти системы основаны на базах данных, содержащих самую разнообразную информацию о субъектах и результатах инновационной деятельности, включая информацию об инновационных продуктах, услугах, технологиях, научных и инновационных организациях, объектах интеллектуальной собственности и т.п.

Быстрое развитие Интернет - технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности. Использование телематических сетей для интерактивного удаленного доступа к базам данных информационно-технологических систем содействуют более эффективному осуществлению инновационных процессов.

Примерами успешного функционирования этого элемента инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы ARIST, CORDIS, EPIPOS, поддерживаемые странами Европейского Союза.

Так, научно-технологическая информационная служба ARIST - это информационный инструмент для получения сведений о существующих на рынке инновационных технологиях. Он используется для установления контактов инновационных организаций, обладающих соответствующей технологией, с потенциальными клиентами. ARIST предоставляет целый ряд информационных услуг, которые можно разбить на три группы:

  • научная и технологическая информация для анализа того, какой стадии достигла определенная инновационная технология;
  • технико-юридическая информация для анализа промышленной собственности (патенты, торговые марки, полезные модели, национальные и зарубежные технические стандарты), а также законодательства, нормативно-правовых актов разных стран;
  • технико-экономическая информация, которая включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

В настоящее время успешное развитие инновационной инфраструктуры во многих странах связывают с интеграционными процессами, позволяющими достигать синергетических эффектов за счет объединения и координации деятельности различных элементов инновационной инфраструктуры. В нашей стране положительную интегрирующую роль в развитии инновационной инфраструктуры играет создание различных инновационных союзов и ассоциаций.

1. Важнейший фактор экономического развития — научно-технический прогресс — непосредственно связан с инновационным процессом, основу которого он составляет.

Уникальность инновационного процесса состоит в том, что он объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство, управление и простирается от зарождения научной идеи до ее коммерческой реализации, охватывая при этом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления полученного в результате этого процесса новшества.

Механизм инновационного процесса включает в себя возникновение, освоение и реализацию инноваций (нововведений). Причем базовой основой инновационного процесса является новая научная идея — источник нововведения, которая в ходе инновационного процесса разрабатывается более детально, проходит на предприятии техническую апробацию и внедряется в производство. Главным же критерием успеха инновационного процесса является общественная необходимость, значимость его результатов: в условиях рынка недостаточно только произвести новшество, оно еще должно быть успешно реализовано на нем.

Сам механизм инновационного процесса, т.е. возникновение, освоение и реализация нововведений, с течением времени изменялся. Так, например, в начальный период развития теории длинных волн нововведений инновационный процесс представлялся в виде «линейной» последовательности повторяющихся этапов: - фундаментальные исследования, приводящие к открытиям в различных областях научных направлений; - прикладные исследования, целью которых является реализация научных знаний в их прикладном использовании, чаще всего на уровне изобретения, которое может стать инновацией, пройдя техническую апробацию; - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), целью которых является доведение новшества до стадии внедрения; - внедрение новшества, которое станет инновацией в полном объеме этого понятия, если оно будет реализовано на рынке.

Следовательно, «линейная» модель инновационного процесса была представлена в виде технологической цепочки, состоящей из ряда стадий, последовательно сменяющих друг друга, а именно: зарождения новшества — получения новых знаний — создания нового продукта, техники или технологии — распространения новшества (реализация или сбыт) — коммерциализации нововведения, связанных между собой конечной целью, т.е. созданием продукта, имеющего рынок сбыта.

Таким образом, «линейный» характер инновационного процесса был основан на традиционных связях между НИОКР, производством и сбытом с ориентацией на продукт, а не на потребителя, что, как показало время, не соответствует современному этапу НТП.

Сменивший его «нелинейный» характер инновационного процесса ориентируется на потребителя, при этом он наиболее полно отражает как современное развитие и распространение инноваций, так и его развитие и обусловленность состоянием экономической ситуации как в отдельной фирме, так и в стране. При этом необходимо подчеркнуть, что исходной предпосылкой «нелинейности» инновационного процесса является то, что решающая роль в создании нововведения принадлежит инженерным разработкам, а не научным исследованиям, которые становятся основой в деле интеграции тенденции спроса и НТП.

Характерным для инновационного процесса является также то, что он в большей степени, чем другие составляющие НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредствующими все стадии его реализации. Это обстоятельство наглядно проявляется в промышленно развитых странах, где основная масса инновационных процессов реализуется частными фирмами разного уровня и масштабов, и такие процессы выступают как средство успешного решения производственных и коммерческих задач фирмы, добивающейся высокой прибыли. Анализ структуры инновационного процесса и его динамики показывает, что инновации (нововведения) составляют его основу, а экономическая сущность его состоит в доведении новшества, разработанного на базе инновационного потенциала, до коммерческой реализации.

Само понятие «инновации» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале XX века стали изучаться закономерности технических нововведений.

 

Тема лекции. Государственная инновационная политика и стратегическое управление научно-технологическим развитием.

Основные вопросы:

1.Сущность, методы и механизмы реализации государственной инновационной политики в условиях глобализации.

2.Особенности и тенденции стратегического управления научно-технологическим развитием в условиях глобализации.

Время 2 часа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.041 с.)