Позитивные результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими речевые нарушения разной степени сложности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивные результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими речевые нарушения разной степени сложности



Позитивные результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими речевые нарушения разной степени сложности

Результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими разной степени сложности речевые нарушения, подтвержденные результатами их учебной деятельности

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим негативных изменений в поведении. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения письма и чтения.

 

Целью моей работы является эффективное преодоление трудностей в усвоении этих предметов. Поэтому коррекционная работа строится с учетом качественного своеобразия высших психических функций ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма и чтения. Моя деятельность базируется на следующих принципах:

· минимальные мозговые дисфункции корригируются или компенсируются;

· если не произошла коррекция или компенсация, то неправильно выбрана стратегия или время воздействия;

· знание условий и механизмов развития ребенка, его закономерностей и динамики является основополагающим;

· возрастная преемственность в развитии восприятия, мышления, памяти, ведущей деятельности;

· учет и использование полисенсорного обучения, разных видов памяти, языков кодирования информации, индивидуальных стилей работы.

 

Мною разработана система логопедической работы, в основе которой: 

· теоретические знания об онтогенезе ребенка;

· методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных психологов и логопедов (Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Лурия Р.Я., Цветкова Л.С., Ефименкова И.Н., Корнев А.Н. и др.);

· практический опыт, позволяющий правильно отобрать из множества методик и приемов нужные для конкретного ребенка.

 

Ведущими являются следующие направления работы:

Таблица 1

О рганизация логопедической работы Изучение ребенка Коррекционно-развивающая деятельность
1.Разработка необходи-мой документации: · для логопедического обследования устной речи и письма; · для фиксирования результатов коррек-ции и развития (База данных; Речевая карта в программе Access); · для анализа получен-ных данных. 2. Разработка и внедре-ние: · программ для кор-рекции разных видов нарушений письма и чтения; · альтернативной технологии звуко-буквенного анализа с использованием по-лисенсорного обуче-ния и деления слов на слоги на основе поэтапного формиро-вания деятельности.   1.Обследование: · речевого развития будущих первоклассников; · письма и чтения учащихся 1-4 клас- сов.   2.Определение у перво-классников ведущего способа восприятия ин-формации.    3.Проведение мони-торинга психофизио-логического развития младших школьников.   1.Реализация коррекци-онно-развивающих  про-грамм: · «Развитие функцио-нального базиса на-выков письма и чтения» - 1 класс;   · Коррекция наруше-ний письма и чтения 2-3 класс «Коррекция вербальной фонема-тической дисграфии и дисорфографии»);   · Индивидуальные коррекционные про-граммы.  

 

Данная система работы позволила значительно улучшить состояние устной речи, письма и чтения младших школьников, а во многих случаях достичь нормы.

 

Из сводной таблицы видно, что результаты, достигнутые мной за три последних года стабильны: качество обучения достигает в среднем 32,4%, а обученность – 86%. Без положительной динамики в коррекции остается в среднем 14% учащихся. Это случаи сложных речевых расстройств, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы или нарушения  письма и чтения неясной этиологии, а также результаты незавершенной в данном году коррекции.

Сводная таблица результатов логопедической

Улучшение у 37 человек

Улучшение у 38 человек

 

Ежегодно, в рамках работы по преемственности, в близлежащие детские сады: «Радость», «Росинка», «Буратино», «Надежда» и «Белоснежка» направляю аналитические справки о состоянии речевой подготовки дошкольников. Это помогает воспитателям детского сада скорректировать свою работу.

Для того, чтобы учителя 1 классов быстрее и лучше узнали способности и возможности своих учеников, в сентябре знакомлю учителей  с прогнозами речевого развития каждого ребёнка.

 

Такая совместная ранняя профилактическая работа позволяет детям быстрее адаптироваться в школе, не потерять учебную мотивацию, лучше усваивать учебный материал.

 

2. Использование современных образовательных технологий, в том

Инновационные программы

Таблица 8

Название программы Цели Задачи:
1. Развитие функциональ-ного базиса навыков пись-ма и чтения   (1 класс). 1.Формирование и разви-тие тех психических про-цессов, которые в наи-большей степени влияют на обучение письму и чтению. 1.Развитие речевых на-выков и функций, необ-ходимых для овладения грамотой: -развитие зрительно-пространственного вос-приятия и наглядно-образного мышления; -формирование изобра-зительно-графических способностей; -развитие сукцессивных способностей ребенка; -развитие способностей к концентрации, распреде-лению и переключению внимания.  
2. Коррекция вербальной фонематической дисгра-фии и дисорфографии  (2-3 класс)   1.Снижение количества грамматических ошибок и описок в письменных работах. 2.Увеличение скорости чтения. 3.Повышение само-оценки и критического отношения к результатам своего труда. 4. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы. 1. Формирование навыка безошибочного списыва-ния и письма по памяти; 2. Формирование навыка работы с орфограммой - развитие орфографичес-кой зоркости и самоконт-роля; 3. Формирование умения сокращать и расширять предложения путем отбра-сывания или добавления второстепенных членов предложения – компресс-сия и декомпрессия текс-та; 4.Обогащение словар-ного запаса путем включения новых слов в активную речь; 5.Развитие слухоречевой и зрительной памяти (увеличение объема запоминаемого материала и его долговременность).

 

2.3. Разработка и использование общественно признанной авторской методики, в т.ч. новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов.

 

В 2005-2006 учебном году на городском экспертном совете была представлена инновационная программа «Мониторинг психофизиологического развития первоклассников», которой был присвоен статус муниципальной. С октября 2006 года она внедряется в работу муниципальных образовательных учреждений г. Нефтеюганска.

 Программа создана для того, чтобы при поступлении ребенка в школу выявить его потенциальные учебные возможности, а в конце учебного года определить причины школьных трудностей (если они появились) и оказать помощь в их преодолении.

Отличие данной программы от других программ мониторинга в том, что:

· во-первых, исследуется динамика развития психофизиологии ребенка в первый год обучения, а не знания, умения, навыки, усвоенные в 1 классе;

· во-вторых, программа комплексная, имеет входную и выходную диагностику, проводится логопедом и психологом по единой методике, результаты оцениваются по одинаковым критериям;

· в-третьих, логопедические и психологические исследования не являются самоцелью, а имеют практический выход в область обучения письму, чтению, математике.

Для решения этих задач были адаптированы хорошо зарекомендовавшие себя тесты (Семаго М.М., Семаго Н.Я., Корнева А.Н., Левиной Р.Е., Гинзбурга М.Р., Равена, Кеэса и др.), составлены инструкции, выработана методика предъявления заданий и система оценивания результата.

Динамика развития психофизиологического состояния первоклассников определяется в сравнении уровней речевой и математической  готовности на входе и уровней состояния письма и математики на выходе.

Результаты мониторинга помогают:

· учителю, так как уже в начале года известны проблемы ребенка и его способности, а в конце года - причины школьных трудностей;

· родителям, так как при ранней диагностике они успевают подготовить ребенка к школе по рекомендациям специалистов, а в конце года принять решение о выборе программы обучения, соответствующей способностям ребенка;

· администрации, так как результаты мониторинга позволяют принять управленческие решения, как в отношении учителя, так и в отношении ученика;

· логопеду и психологу, так как дают фактический материал для планирования своей работы, а затем для оценки ее эффективности.

Таким образом, статистические данные мониторинга являются объективным и независимым отражением успешности обучения первоклассников, не связанными с пятибалльной оценкой. ЗУН. 

 

2.4. Результативность использования современных образовательных технологий

 

Результаты работы с использованием инновационных программ и технологий отражены в ежегодных отчетах.

1. Анализ работы по программе «Развитие функционального базиса навыков письма и чтения» показал, что хотя большая часть детей имела положительную динамику, не все дети справились с диагностическими заданиями в конце года. Причинами этого являются: гиперактивность с дефицитом внимания, несформированность контролирующей функции мозга, слабость познавательных процессов (ЗПР), заторможенность мыслительных процессов.

2. Программа «Коррекция вербальной фонематической дисграфии и дисорфографии» позволила 70% учащихся улучшить результаты диктанта по русскому языку, 90%  детей повысили скорость чтения.

 Стоит заметить, что если раньше учащиеся лучше выполняли грамматическое задание, то в конце учебного года прогресс наметился именно в написании диктанта. Это явилось результатом планомерной и целенаправленной работы по:

· развитию навыка распределения внимания - проверка орфограмм и запись слов;

· развитию саморегуляции – проговаривание слогов, самопроверка;

· снятию тревожности – знание технологии письма под диктовку позволяет справиться со стрессом.

Учителя отмечают, что учащиеся, занимавшиеся в логопедической группе, более осознанно и ответственно подходят к выполнению письменных и устных заданий, увереннее чувствуют себя на контрольных работах и при чтении вслух, и как результат – повышение успеваемости.

3.Внедрение инновационной программы «Мониторинг психофизиологического развития учащихся 1 класса» в практическую деятельность учителей-логопедов и педагогов-психологов проводилось по двум направлениям:

· внедрение инновационной программы в практику специалистов школ города;

· уточнение теоретического обоснования программы, унификация диагностического и критериального аппарата, разработка стандартизированной методики написания отчетов и аналитических справок.

Большинство логопедов (73%) используют методику проведения и оценивания результатов обследования (определяют предрасположенность ребенка к нарушениям письма и чтения, достаточно точно формулируют логопедический диагноз и дают рекомендации родителям).

        

Таким образом, работа в инновационном режиме позволяет глубже проанализировать свою работу, увидеть потенциальные возможности коррекционных программ, обобщить и распространить опыт.

 

Позитивные результаты логопедической коррекции с обучающимися, воспитанниками, имеющими речевые нарушения разной степени сложности



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.37 (0.024 с.)