Общие свойства анализаторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие свойства анализаторов.



Чем сильнее раздражитель, тем шире разливается возбуждение по коре;

способность приспосабливаться к разной силе раздражителей;

возбудимость одного из анализаторов повышается, если одновременно оказывается действие и на другие анализаторы;

анализаторы проявляют повышенную возбудимость под влиянием резко  различающихся, контрастных раздражителей;

анализаторы могут сохранять следы возбуждения после того, как  раздражение, вызвавшее его, прекратило свое действие.

 

2) Охарактеризуйте родословную семьи по признаку наследования гемофилии.

 

 

На схеме представлены общепринятые системы, используемые для составления родословных.

 

 

Лицо мужского пола Лицо женского пола    Пол неизвестен

 


Больные

 

Все члены родословной расположены строго по поколениям, в один ряд. Поколения обозначены римскими цифрами слева от родословной сверху вниз. Арабскими цифрами пронумеровано потомство одного поколения (одного ряда слева направо). Каждый член семьи имеет свой шифр, например I - 2, II – 5, III – 10.

Ген гемофилии рецессивен и сцеплен с Х - хромосомой. У женщин таких хромосом две. Если одна поражена таким геном, она оказывается более слабой и подавляется второй, доминантной, вследствие чего девочка остается только носителем, через которого гемофилия передается, но сама остается здоровой. Вполне вероятно, что при зачатии обе Х-хромосомы могут содержать соответствующий ген. Однако при формировании плодом собственной кровеносной системы (а это происходит на четвертной неделе беременности) он становится нежизнеспособен, и происходит самопроизвольный аборт (выкидыш). Поскольку такое явление может быть вызвано разными причинами, обычно никаких исследований самоабортного материала не производится, так что статистики по этому вопросу нет. Другое дело – мужчины. У них второй Х-хромосомы нет, ее заменяет Y. Доминантного «икса» нет, поэтому если рецессивный себя проявляет, то начинается именно протекание болезни, а не ее латентное состояние. Однако поскольку хромосом все же две, вероятность такого развития сюжета составляет ровно половину всех шансов.

 

 


1.16. Подготовьте ответы на вопросы:

 

1) Определите, какая часть нервной системы показана на рисунке 20? Охарактеризуйте особенности ее строения.

 

Укажите роль этого отдела нервной системы в регуляции функций организма человека.

 

 

Рис. 20

 

На рисунке показана вегетативная нервная система.

Вегетативная (автономная) нервная система (ВНС) регулирует работу внутренних органов, управляет активностью гладкой и сердечной мускулатуры, работой желёз, реакциями обмена веществ, поддерживая постоянство внутренней среды в организме человека. Сам человек не может управлять работой этой системы (нельзя, например, по желанию остановить сердце, ускорить процесс пищеварения, задержать потоотделение), то есть она работает непроизвольно.

 

Вегетативная нервная система выполняет функции сохранения гомеостаза: она регулирует обмен различных веществ, и контролирует работу системы пищеварения, выделения, равно как респираторную систему, и систему кровообращения.

 

 

 

Вегетативная система делится на два отдела: симпатический и парасимпатический. Основные различия между ними таковы:

 

симпатическая система контролирует стрессовый ответ, а парасимпатическая – охранительный;

ганглии симпатической системы расположены не в органах, а в особом образовании рядом с позвоночником – симпатическом стволе;

эти части ВНС имеют различную локализацию центров в пределах границ головного и спинного мозга;

структуры симпатической нервной системы встречаются чаще.

Парасимпатические нервные импульсы ослабляют сердечную деятельность,расширяют кровеносные сосуды, снижают давление, снижают уровень глюкозы в крови.

Симпатическая нервная система ускоряет и усиливает работу сердца,повышает кровяное давление, суживает сосуды, тормозит работу пищеварительной системы.


2) Охарактеризуйте типы взаимодействий популяций разных видов. Подкрепите примерами.

В природных сообществах животные одного и разных видов живут вместе и взаимодействуют между собой. В процессе эволюции между животными вырабатываются определенные взаимоотношения, отражающие связи между ними. Каждый вид животного выполняет определенную роль в сообществе по отношению к другим живым организмам.

Наиболее очевидной формой взаимоотношений между животными является хищничество. В природных сообществах есть травоядные животные, которые питаются растительностью, и есть плотоядные животные, которые ловят и поедают других животных. Во взаимоотношениях травоядные животные выступают жертвами, а плотоядные — хищниками. При этом у каждой жертвы есть свои хищники, а у каждого хищника — свой «набор» жертв. Так, например, львы охотятся на зебр, антилоп, но не на слонов и мышей. Насекомоядные птицы ловят лишь определенные виды насекомых.

Хищники и жертвы в процессе эволюции приспособились к друг другу так, что у одних развились структуры тела, позволяющие как можно лучше ловить, а другие имеют такое строение, которое позволяет им лучше убегать или прятаться. В результате хищники ловят и съедают только наиболее слабых, больных и наименее приспособленных животных.

Хищники не всегда едят травоядных. Бывают хищники второго и третьего порядка, которые поедают других хищников. Такое нередко встречается среди водных обитателей. Так одни виды рыб питаются планктоном, вторые — этими рыбами, а ряд водных млекопитающих и птиц поедают вторых.

Конкуренция —распространенная форма взаимоотношений в природныхсообществах. Обычно наиболее остро конкуренция проявляется между животными одного вида, живущими на одной территории. У них одинаковая пища, одинаковые места обитания. Между животными разных видов конкуренция не такая острая, так как их образы жизни и потребности несколько отличаются. Так заяц и мышь — травоядные, но едят разные части растений и ведут различный образ жизни.

Другая форма взаимоотношений между животными — это паразитизм. Здесь один организм выступает в роли паразита, а другой — в роли хозяина. Паразит, в отличие от хищника, не убивает своего хозяина, но ослабляет его организм, сокращает продолжительность жизни. Паразит живет в теле хозяина, питается за его счет и размножается. Паразитов животных много среди плоских и круглых червей. На поверхности животных живут членистоногие паразиты (блохи, вши и др.).

Вотличие от паразитизма, при симбиозе оба тесно сожительствующих животных получают выгоду. Например, рак - отшельник помещает себе на раковину актиний. В результате они защищают его от хищников, а он перемещает неподвижные актинии, что улучшает их питание.

Выделяют такую форму взаимоотношений животных как квартирантство. В отличие от симбиоза здесь только один вид получает выгоду от жизнедеятельности другого. Второму же виду нет ни пользы, ни вреда (как это было бы при паразитизме) от жизнедеятельности первого. Например, норы грызунов часто используют насекомые.

 

1.17. Подготовьте ответы на вопросы:

 

1) Охарактеризуйте основные морфологические структуры глаза и определите их оптические свойства. Укажите элементы зрительного анализатора.

 

Орган зрения состоит из глазного яблока (глаза), зрительного нерва и вспомогательных органов глаза. Глаз состоит из оптической и фоторецепторной частей и имеет три оболочки: белочную, сосудистую и сетчатую. Оптическаясистема глаза, обеспечивающая его светопреломляющую функцию, состоит из роговицы, передней и задней камер глаза, зрачка, хрусталика и стекловидного тела.

Глаз состоит из глазного яблока диаметром 22–24 мм, покрытого непрозрачной оболочкой, склерой, а спереди — прозрачной роговицей (или роговой оболочкой). Склера и роговица защищают глаз и служат для крепления глазо-двигательных мышц.

Радужная оболочка —тонкая сосудистая пластинка,ограничивающаяпроходящий пучок лучей. Свет проникает в глаз через зрачок. В зависимости от освещения диаметр зрачка может изменяться от 1 до 8 мм.

Хрусталик представляет собой эластичную линзу,которая крепится намышцах ресничного тела. Ресничное тело обеспечивает изменение формы хрусталика.

Хрусталик разделяет внутреннюю поверхность глаза на переднюю камеру, заполненную водянистой влагой, и заднюю камеру, заполненную стекловидным телом.

Внутренняя поверхность задней камеры покрыта светочувствительным слоем — сетчаткой. От сетчатки световой сигнал передается в мозг по зрительному нерву. Между сетчаткой и склерой находится сосудистая оболочка, состоящая из сетикровеносных сосудов, питающих глаз.

На сетчатке имеется желтое пятно — участок наиболее ясного видения.

Сетчатка покрыта светочувствительными элементами: палочками и колбочками. Палочки более чувствительны к свету, но не различают цветов и служат для сумеречного зрения. Колбочки чувствительны к цветам, но менее чувствительны к свету и поэтому служат для дневного зрения.

На месте ствола зрительного нерва располагается слепое пятно. Этот участок сетчатки не чувствителен к свету. Диаметр слепого пятна — 1,88 мм, что соответствует полю зрения 6 градусов. Это значит, что человек с расстояния 1 м может не увидеть предмета диаметром 10 см, если его изображение проектируется на слепое пятно.

Оптическая система глаза

Оптическая система глаза состоит из роговицы, водянистой влаги, хрусталика и стекловидного тела. Преломление света в глазе происходит, главным образом, на роговице и поверхностях хрусталика. Свет от наблюдаемого предмета проходит через оптическую систему глаза и фокусируется на сетчатке, образуя на ней обратное и уменьшенное изображение (мозг «переворачивает» обратное изображение, и оно воспринимается как прямое).

Аккомодация —это способность глаза четко различать предметы,находящиесяна разных расстояниях. Аккомодация происходит за счет изменения кривизны хрусталика при натяжении или расслаблении мышц ресничного тела. Когда ресничное тело натянуто, хрусталик растягивается, и его радиусы кривизны увеличиваются. При уменьшении натяжения мышцы кривизна хрусталика увеличивается под действием упругих сил.

В свободном, ненапряженном состоянии нормального глаза на сетчатке получаются ясные изображения бесконечно удаленных предметов, а при наибольшей аккомодации видны самые близкие предметы.

 

2) Опишите пищевую сеть, показанную на рисунке 21. Определите представителей различных трофических групп и укажите их роль в экосистеме.

 

Рис. 21

Любое сообщество можно представить в виде пищевой сети, т.е. схемы всех пищевых, или трофических, взаимосвязей между видами этого сообщества. Пищевая сеть обычно состоит из нескольких пищевых цепей, каждая из которых является отдельным каналом, по которому передаются вещество и энергия.

Автотрофы -организмы,синтезирующие органические вещества изнеорганических соединений (как правило, диоксида углерода и воды), продуценты экосистем, создающие первичную биологическую продукцию. Большинство являются фотоавтотрофами, имеющими хлорофилл. Это растения (цветковые, голосеменные, папоротники, мхи, водоросли) и цианобактерии. Они осуществляют фотосинтез с выделением кислорода, используя неисчерпаемую и экологически чистую солнечную энергию. Автотрофы хемотрофы (серобактерии, метанобактерии, железобактерии и др.) для синтеза органических веществ используют энергию окисления неорганических веществ.

Гетеротрофы - организмы,использующие в качестве источника питанияорганические вещества, произведенные автотрофами. К ним относятся все животные (включая человека), грибы и большинство микроорганизмов. В пищевой цепи экосистем они составляют группу консументов.

Продуценты/автотрофы - создатели органического вещества из неорганическихна основе фотосинтеза (обычно это зеленые растения).

Консументы - потребители органического вещества.В роли консументоввыступают животные: растительноядные и плотоядные.

Редуценты -разрушители органических соединений до минеральных(в основномэто грибы и бактерии).

Различают два типа трофических (пищевых) цепей:

1.Пищевые цепи, которые начинаются с растений, идут через растительноядных животных к другим потребителям, называют пастбищными или цепями выедания. 2.Пищевые цепи другого типа начинаются с отмерших растений, трупов или помета животных и идут к мелким животным и микроорганизмам. Эти цепи называют детритными, или цепями разложения.


1.18. Подготовьте ответы на вопросы:

 

1) Сформулируйте правила рационального питания. Аргументируйте необходимость для человека придерживаться правил рационального питания. Должно ли меню человека, даже если оно соответствует правилам рационального питания, меняться в зависимости от времени года?

Пища должна обеспечивать рост и правильное развитие человека, улучшать его здоровье и способствовать профилактике заболеваний. Поэтому необходимо знать принципы здорового питания. Они разработаны специалистами в области гигиены питания и диетологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.032 с.)