Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества.



Тестовая контрольная работа по теме: «Философское осмысление глобальных проблем и философские сценарии будущего».

Вариант 1.

1. К глобальным проблемам современного мира относится: а) возникновение новых межгосударственных объединений; б) ускоренное развитие сферы услуг; в) существенный разрыв между уровнями развития планеты; г) интенсивное развитие науки и информационно-коммуникативных технологий.

2. Укажите в нижеприведенном списке ту позицию, которую можно рассматривать в рамках глобальной проблемы разрыва между развивающимися и развитыми странами: а) рост задолженности стран третьего мира Западу; б) уничтожение лесов Амазонии и Африки; в) сокращение запасов газа и нефти в развивающихся странах; г) создание большого числа вредных производств развитыми странами.

3. К экологическим проблемам относится: а) опасность распространения ядерного оружия; б) охрана здоровья и борьба с коронавирусом; в) борьба с международным терроризмом; г) исчезновение многих видов животных и растений.

4. Выберите три верные суждения о процессе глобализации и запишите буквы, под которыми они указаны: а) мировая экономика начала двадцать первого века носит более целостный характер, чем сто лет назад; б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции; в) развитие технических средств массовой коммуникации делает современный мир более целостным; г) в политике правительств ведущих стран мира имеются разногласия в подходах к решению глобальных и локальных проблем; д) глобализация безопасна для всех стран мира и не имеет негативных последствий.

5. Выберите три верные суждения об отличиях глобальных проблем от других проблем человечества и запишите буквы, под которыми они указаны: а) глобальные проблемы требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира; б) все глобальные проблемы связаны между собой; в) все глобальные проблемы отражают противоречие между потребностями людей и их возможностями; г) все глобальные проблемы вызваны нехваткой природных ресурсов и загрязнением природы; д) глобальные проблемы охватывают разные стороны человеческого бытия.

 

Тестовая контрольная работа по теме: «Философское осмысление глобальных проблем и философские сценарии будущего».

Вариант 6.

1. Совокупность сделанных человеком вещей называют: а) фактами; б) артефактами; в) технологиями; г) ценностями.

2. Исторически развивающая совокупность создаваемых людьми средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения потребностей, называется: а) техникой; б) цивилизацией; в) культурой; г) обществом.

3. Создание сложных управляющих систем и механизмов с широким диапазоном действий относят к этапу развития техники: а) автоматов и робототехники; б) информационной; в) машинной; г) орудийно-артефактной.

4. Согласно ____ концепции, человек в техническом мире превращается в придаток машины, приобретает автоматизм поведения, теряет духовные черты, дегуманизируется: а) оптимистической; б) пессимистической; в) материалистической; г) идеалистической.

5. А. И. Солженицын в произведении «Матренин двор» показал, что: а) техника способствует духовному прогрессу; б) научный прогресс отстает от технического прогресса; в) технический прогресс погубил «деревенскую праведницу»; г) как Матрена облагораживала свой двор благодаря техническому прогрессу.

6. К натуралистическим причинам появления техники относится: а) слабость человеческой природы; б) стремление человека покорить природу; в) желание человека комфортизировать свое бытие; г) бегство человека от природы в техногенный мир.

 

 

Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества.

План:

1. Философское осмысление глобальных проблем.

2. Философские сценарии будущего человечества.

1

Изучая общество как сложную социальную открытую динамичную систему, мы уже говорили о том, что общество находится в процессе постоянного развития и взаимодействия с окружающей ее средой, то есть природой. Одним из главных итогов этого развития и взаимодействия являются глобальные проблемы.

Глобальные проблемы – это такие проблемы, от которых зависит выживание всего человечества, и этим они отличаются от локальных проблем.

К глобальным проблемам относятся:

1) предотвращение термоядерной войны,  обеспечение
мирных условий для социального прогресса;

2) преодоление возрастающего разрыва между «мировым
городом» и «мировой деревней»;

3) обеспечение дальнейшего экономического развития
человечества необходимыми для него природными ресурсами, их
истощение;

4) преодоление экологического кризиса, загрязнение
окружающей среды;

5) демографическая: прекращение стремительного роста населения;

6) своевременное предвидение и предотвращение негативных
последствий научно-технической революции;

7) борьба с международным терроризмом;

8) меры, направленные против распространения алкоголизма,
наркомании, СПИДа

Причины появления глобальных проблем - деятельность человека, то есть глобальные проблемы носят антропогенный характер.

Антропогенный характер глобальных проблем проявляется в следующем:

1) возрастает воздействие техники на природу, общество,
человека;

2)   человеческая деятельность приобретает масштабный характер;

3) в мировоззрении человека господствуют антропоцентрические установки (бодицентризм – культ тела, установка «иметь»), приводящие к реализации потребительского отношения
к природе. В итоге человек гоняется за прибылью
и текущими выгодами в ущерб долговременным
интересам всего общества. На мировоззреческий характер глобальных проблем указывал А.И. Солженицын, критикующий общество потребления и призывающий к самоограничению. Главная причина глобальных проблем, по А.И. Солженицыну, - господство антропоцентрического мировоззрения. Один из выходов – смена антрпоцентризма на теоцентрическую мировоззренческую установку.

На необходимость мировоззренческой революции обращал внимание М. Хайдеггер. Согласно немецкому философу, человек, провозгласивший себя господином бытия, потерял способность слышать потаенгный его голос, что может привести к катастрофе. Хайдеггер призывал к госпосдству следующей мировоззренческой установки: человек – не господин бытия, а его пастух. Как пастух заботится о стаде, так и человек должен заботиться о природе;

4) Общества, образующие человечество, развивается неравномерно: богатые страны становится более богатыми, а бедные – более бедными..

Характерная черта глобальных проблем – иерархичность (существует главная глобальная проблема – предотвращение термоядерной войны), взаимозависимость и обусловленность. Так, например, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе - экологическая катастрофа.

По своей сущности глобальные проблемы - это взаимообусловленный, системный комплекс противоречий. Главная проблема - это обеспечение мирного развития человечества. Потом - экологическая, демографическая и др. проблемы. Поэтому ненасильственный мир — это высшая социальная ценность, необходимое условие для решения всех остальных глобальных проблем.

 


 

 

2

Прошлое, настоящее и будущее человечества органические соединены между собой. Настоящее - это итог прошлого развития общества, а в настоящем уже заложены тенденции развития будущего. Будущее уже объективно содержится в настоящем. Будущее, которое ожидает человека, не должно превратиться в идеальный воздушный замок, в утопические концепции, а должно быть прочно возведено из кирпичей настоящего на прочном фундаменте прошлого.

В обозримой перспективе будущее человечества - это дальнейшее восхождение исторического процесса на новые ступени в развитии общества. Это поступательное движение, называемое социальным прогрессом, не может быть простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя, конечно, и то, и другое, диалектически вплетется в его ткань.

Важная особенность социального прогресса - это возрастание его темпов, уплотнение исторического времени, «ускорение ритма истории» (Поршнев). По насыщенности политическими событиями, социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международной деятельности, каждый год 20 века может быть приравнен к десятилетию в 19 веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в древности. Это обстоятельство необходимо учитывать в научных футурологических прогнозах.

 


В связи с этим возникает вопрос: как долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Существуют ли физические пределы для роста населения и экономического развития?  Некоторые исследователи считали, что такие пределы роста есть, и они уже заявят о себе в начале 21 века. Предрекали даже глобальную экологическую катастрофу.

Всемирная история подтверждает, что наличие определенных пределов роста подстегивало развитие общества. Например, если бы не существовало пределов для ведения присваивающего хозяйства, то не было бы и неолитической революции. Нет веских оснований опасаться замедления социального прогресса вследствие «психической и умственной неспособности человека» освоить и выдержать стремительно нарастающий   поток новых знаний. Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Специалисты считают, что человеческая память способна содержать примерно 10 млрд. бит информации, иначе говоря, вместить в себя 500 многотомных «Британских энциклопедий». Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядиться знаниями, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки и культуры в сочетании с аналогичной по объему профессиональной компетентностью в самой сложной специальности. Правда, существует опасность: а не подорвет ли это его физическое здоровье?

В научной литературе выделяют следующие методы прогнозирования:

1) Экстраполяция – метод переноса. Например: зная последствия применения ядерного оружия в отношении Японии США в 1946 году, трагедии в Чернобыле в 1986 году, легко себе представить, что случится с планетой Земля в случае применения ядерного оружия;

2) историческая аналогия: сравниваем однотипные события, происходившие в истории человечества, а полученные выводы экстраполируем, то есть переносим в будущее. Например, сравнивая Первую и Вторую мировые войны, приходим к выводу, что Вторая мировая война была по своему характеру, масштабу, последствиям разрушительней для человечества, чем Первая мировая война.


Следовательно, Третья мировая война будет по своим последствиям ужаснее, чем Вторая мировая война;

3) компьютерное моделирование: берем статистические данные, вводим их в мощный компьютер, и с помощью машины получаем следующие прогнозы: население Земли к 2025 году составит 8 миллиардов человек, в 2100 году численность населения планеты возрастет до 11 миллиардов человек. Согласно также научным прогнозам, в 2100 году человечество потребит продовольствия на 80% больше, чем сейчас.

В результате применения этих методов моделируются сценарии будущего. Точность этих сценариев зависит от вида будущего, в отношении которого создаются футурологические прогнозы. Будущее, которое можно определить, как совокупность возможных событий, можно подразделить на непосредственное, обозримое, отдаленное.   Критерий классификации – близость будущего к настоящему. Чем ближе будущее находится по отношению к настоящему, тем точнее прогноз. И наоборот: чем прогнозируемое будущее дальше от настоящего, тем прогноз менее точен.

Некоторые западные политологи (Бернхем) утверждают, что обозримое будущее человечества — репрессивные тоталитарные режимы, ведущие борьбу за мировое господство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.013 с.)