Водные устройства в ландшафтной композиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Водные устройства в ландшафтной композиции.



Водоёмы и водные устройства являются одними из важнейших составляющих компонентов паркового пространства (рис. 101). Все наиболее интересные парковые пейзажи ориентированы на зеркальную гладь поверхности воды, что в значительной степени их обогащает и усиливает восприятие такой композиции.

С помощью водных поверхностей решаются глубокие перспективы, которые выступают основной композиционной осью всего паркового пространства.

Водные поверхности оказывают серьёзное положительное влияние на микроклимат территории, что благотворно влияет на самочувствие людей и развитие растений.

Парковые водоёмы следует согласовывать с планировочным и объёмно – пространственным решением парковых пейзажей. В свободном пейзажном парке водоём имеет свободную форму береговой линии и не контрастирует с естественными насаждениями. В регулярном парке форма водоёмов чёткая, прямолинейная и обычно тяготеет к геометрическим фигурам, в результате чего они воспринимаются как застывшая статическая масса. Однако вода в парковом пейзаже не является главным элементом, она только выгодно подчёркивает его красоту.

При проектировании парковой территории, особенно в тех условиях, которые способствуют этому, одним из главных принципов, которым следует руководствоваться, является формирование системы парковых пейзажей, в основе которых лежит тема воды. Для усиления художественно – эстетического эффекта в парке создаётся либо один крупный водоём, либо система более мелких, но композиционно связанных между собой водоёмов, которые играют формирующую роль в парковом пространстве.

Подобное важное художественное значение водоёмов обусловлено их декоративностью и определёнными пространственными качествами. Во – первых, это ровные горизонтальные поверхности водного зеркала, позволяющие созерцать пейзажи береговых линий с разных расстояний. Во – вторых, водоёмы позволяют чередовать замкнутые пейзажи с глубокими многоплановыми перспективами, что позволяет разнообразить смену парковых картин по прогулочному маршруту. И в – третьих, открытая водная поверхность пространственно объединяет архитектурные сооружения с парковыми пейзажами.

В зависимости от своего расположения, величины и очертаний водоёмы в парковой композиции могут играть разные роли. Они могут быть центром композиции парка, на основании их может быть создана главная продольная композиционная ось парка или они могут входить небольшой составной частью во многие пейзажные композиции парка, за счёт чего территория парка насыщается водными объектами и он приобретает водный характер (Гатчинский парк, Сад индийского императора).

Небольшие отдельно расположенные водоёмы обогащают локальные пейзажные картины и имеют подчинённое значение.

В тех случаях, когда на территории парка находится овраг или балка, или парк расположен в долине реки, в этих отрицательных формах рельефа формируется либо один крупный водоём вытянутой формы, либо цепочка более мелких водоёмов разных очертаний. Такое расположение этих водных объектов позволяет логично сформировать основную продольную композиционную ось парка вдоль них.

На равнинном рельефе обычно располагается один крупный по площади водоём (парк Тростянец). Для создания динамичной картины береговую линию у такого водоёма делают достаточно сильно изрезанной. Чередование вогнутых и выпуклых берегов создаёт членение водной поверхности различными по глубине перспективами, а также делает возможным постепенное или внезапное раскрытие пейзажей.

В зависимости от рельефа местности главная композиционная ось парка может быть образована системой водоёмов, расположенных в одном или разных уровнях. Например, в дендропарке Аскания Нова три водоёма, созданные в одном уровне, соединены протоками. Вдоль по берегам образован ландшафт с типичной для таких мест растительностью – деревья с плакучей формой кроны, специфические водные растения и т.д. В парке был применён приём геопластики, в частности вынутый при рытье котлованов под водоёмы грунт, был использован для формирования холмов. Эти холмы организуют фон со стороны основных видовых направлений. И кроме того на них образованы смотровые площадки. Подобное решение композиции водоёмов создаёт ощущение большого художественного разнообразия парковых пейзажей.

Следующим очень ярким примером использования водоёмов в парковой композиции является Павловский парк, который был разбит в долине небольшой р. Славянки. Главным элементом композиции в этом парке являются водоёмы. Наличие перепадов рельефа позволило создать каскады, которые значительно обогатили окружающую ситуацию. А введение архитектурных сооружений – мостов, павильонов, смотровых площадок сделало прогулку по этому парку ещё более привлекательной.

Кроме пейзажных парков, различные водные объекты создают и в регулярных парках. В частности в таких дворцово – парковых ансамблях, как Версаль, Стрельна, Петродворец, главная композиционная ось композиции была подчёркнута системой водных устройств – каскадов, фонтанов, каналов, водных партеров.

Таким образом, определяющим фактором в формировании планировочной структуры территории являются её водные ресурсы. Композиционными осями парка в целом или его районов обычно становятся реки, ручьи, пруды вытянутой формы или цепи прудов. Водоёмы более компактной формы, такие как пруды или озёра, образуют композиционные центры или узлы. Водопады, источники, бассейны и фонтаны формируют центры внутренних композиций парков или являются их акцентами, в зависимости от своего значения.

Самыми распространёнными водными устройствами являются пруды и озёра, форма которых определяется рельефом местности. По классификации З. Николаевской форма водоёмов бывает компактной (Большое озеро, Екатерининский парк), вытянутой (Большой пруд, парк Тростянец), изогнутой (парк Кочановка, Украина), сложной с полуостровами, островами, заливами (водная система Гатчинского парка).

Характер береговой линии следует согласовывать с размером водоёма. Но в любом случае эту линию не следует делать слишком витиеватой или слишком простой. Мысы, острова, полуострова обогащают композицию водоёма, создавая интересные многоплановые пейзажи, кулисы и глубокие перспективы. Широкий обзор, открывающийся с полуостровов, имеет характер панорамных картин, узкий угол обзора из залива обуславливает вид или картину.

При проектировании островов следует иметь в виду, что в случае крупного размера и размещения по центру водоёма остров пространственно разделяет водную гладь и это может привести к потери целостности водного зеркала.  

В статичной неподвижности водной поверхности озёр и прудов отражаются сезонные изменения цвета трав, деревьев и неба, смена эффектов солнечного и вечернего освещения. При формировании пейзажа у водной поверхности необходимо учитывать существенное композиционное средство – закон отражения в воде объектов и насаждений (рис. 102). Этот эффект был очень искусно использован А. Ленотром при проектировании дворцово – паркового ансамбля Версаль под Парижем. Явление отражения связано с закономерностью восприятия, согласно которой угол падения луча зрения на поверхность воды равен углу отражения. В целях правильного решения задачи отражения объекта в водном зеркале следует учитывать пространственное соотношение уровня воды и отражающегося объекта.

По сравнению со статикой прудов и озёр реки, ручьи и каналы отличаются подвижностью воды, скорость и направление течения которой зависит от рельефа местности. Перечисленные объекты относятся к линейным планировочным элементам парка.

Водопады и каскады представляют собой объёмные элементы, но их создание возможно только при условии наличия ярко выраженных перепадов рельефа и значительных водных источников.

Ещё одним элементом оформления парков и садов являются фонтаны. В разные исторические эпохи и в разных стилях планировки территорий они имели соответствующее архитектурное и скульптурное убранство (рис. 103, 104). Их размещали на главных или второстепенных композиционных осях, пересечении дорог, на площадях, в составе свободных ландшафтных композиций и в зависимости от этого они выступали либо в качестве композиционных узлов территории, либо в качестве акцентов.

При всей значимости водных объектов в оформлении территории определяющее значение играли насаждения, с помощью которых решали композиции в целом. При подборе растений для создания водных и прибрежных картин и пейзажей в первую очередь учитывают отношение этих растений к водному режиму. В художественном плане при оформлении водных композиций выделяют три основных приёма.

Первый приём связан с созданием сплошных береговых массивов насаждений, которые кроме художественного значения, препятствуют испарению воды, эрозии почвы и интенсивному заилеванию берегов водоёмов. Расположенные по береговой линии, эти массивы замыкают прибрежный ландшафт и создают ощущение глубины водоёмов. Для разнообразия сплошные прибрежные насаждения прорезают просеками и в обзор включают малые архитектурные формы, сооружения, памятники, водопады и т.д.

Второй приём заключается в членении береговой линии кулисами в результате чего формируется многоплановый пейзаж. Это наиболее сложный приём, который организует последовательность и направление обзора, создаёт иллюзию увеличения глубины пространства и расширения размеров водного зеркала. Посадка кулис практикуется по берегам крупных водоёмов с наличием живописного освещенного берега, на который будут падать тени от деревьев. Подобное строение имеет, например, поляна на берегу Большого озера в Екатерининском парке. Она разделена кулисами на три части, на которые раскрываются основные перспективы от Большого озера, террасы Руска и Камероновой галереи.

Третий приём предусматривает создание открытых водоёмов с плоскими, невысокими берегами, в зеркале которых отражается светлое небо, в результате чего создаётся ощущение широкого открытого водного пространства. Однако чередование открытых и закрытых участков по береговой линии не должно создавать ощущение хаоса и пестроты.

При проектировании прогулочных маршрутов у водоёмов следует избегать размещения дорог вплотную к водному зеркалу, а также идущих на одинаковом расстоянии от береговой линии. Трассировка дорожек должна проходить на разном расстоянии от воды и для разнообразия следовать через закрытые древесно – кустарниковые насаждения, открытые поляны., редины и т.д.

Целесообразность и предпосылки сооружения различного рода водных устройств на территории объекта, их размещение, форму, рентабельность строительства можно оценить на базе результатов изыскательских работ и расчётов, осуществляемых специалистами – гидрологами.

Таким образом, основными эстетическими качествами воды являются статичность, динамичность и способность к отражению. При правильном использовании художественно – эстетических свойств воды появляется возможность создания разнообразных водных сооружений, что придает необычайную выразительность всей садово – парковой композиции.

Контрольные вопросы

1.  Какова практическая роль водоёмов при оформлении объектов ландшафтной архитектуры?

2. В чём заключаются пространственные качества водоёмов?

3. Какую роль играют водоёмы в парковых композициях?

4. Каким образом можно создать динамичную и статичную композиции водоёма?

5. Какую роль играет рельеф при создании композиций водоёмов?

6. Классификация водоёмов по форме.

7. Особенности проектирования островов?

8. Закон отражения объектов в воде.

9. Особенности художественного оформления фонтанов.

10. Основные приёмы формирования насаждений у водоёмов.

§15. Виды ландшафтно-планировочной организации насаждений

Основой ландшафтных композиций являются зелёные насаждения, которые формируют объёмно – пространственную структуру территории объекта. На определённом расстоянии зритель видит общие контуры насаждений или силуэт посадки. Основной задачей проектирования насаждений является организация этого силуэта. Например, возможно решение силуэта посадок, основанное на контрасте между этими посадками и более высоким архитектурным сооружением. Во втором случае возможно создание сплошного зелёного массива с рыхлыми, ажурными или геометрически правильными очертаниями. В третьем случае может быть создано объединённое пространство с открытым центром и периферийным расположением высоких насаждений.

С целью всестороннего использования растительной пластики при решении силуэта посадок первоначально проводят изучение рельефа местности объекта с различных точек обзора.

Древесно – кустарниковые насаждения могут иметь естественную и искусственную (стриженную) форму. Из древесно – кустарниковых раст ений могут быть сформированы следующие виды насаждений: аллейные (см. § 11) и рядовые (боскетные) посадки,  бордюры, живые изгороди, защитные насаждения, солитеры, группы, куртины, массивы (см. § 11). Использование перечисленных элементов в различных комбинациях даёт неограниченное число вариантов различных решений ландшафтно – планировочной организации территорий при различных условиях. Следует отметить, что в условиях Средней полосы и в более северных районах под закрытые пространства (засаженные древесно – кустарниковой растительностью) отводят 50%, а в более южных районах – 70-80 % площади территории объекта. От этого зависит ветровой и радиационно – температурный режим территории.

Правила формирования аллейных и солитерных посадок, массивов, защитных насаждений, рощ и групп были рассмотрены в § 11 (Построение пейзажной картины парка).

Боскет — это крупная, геометрически правильная по планировке, форма насаждений, используемая в регулярных парках. Основная задача при использовании этого элемента заключается в создании чёткого геометрического объёма в виде плотной зелёной стены. Использование боскетов может быть разным: место для отдыха, декоративная кулиса, участок для огородно – ягодных или лекарственных растений. В зависимости от размещения растений различают два типа боскетов: «кабинет» с посадками деревьев по периметру квадратного или прямоугольного участка и роща, содержащая лесопокрытую территорию.

При создании «кабинетов» саженцы деревьев (чаще липы мелколистной) высаживают плотно по схеме 3,0X3,0X1,5 м и в дальнейшем применяют стрижку.     

Живая изгородь – представляет собой рядовую посадку свободно растущих или формованных кустарников или деревьев с плотно сомкнутыми густыми кронами. Саженцы, высаженные в один, два или три ряда, выполняют защитную, маскировочную, ограждающую или декоративную функции. Живая изгородь делит территорию на функциональные зоны, защищает участок от пыли, ветра, шума, любопытства, создают ровный благоприятный фон для малых архитектурных форм, декоративной скульптуры, солитерных растений или древесно – кустарниковых композиций.

В случае, когда высота живых изгородей поддерживается на уровне более 2,0м, они относятся к категории защитных зелёных стен. При высоте от 1,0 м до 2,0м – это живые изгороди, ниже 1,0м – бордюры.

В условиях Средней полосы наиболее оптимальными видами кустарников для создания формованных живых изгородей являются боярышник однопестичный, кизильник блестящий, различные виды спирей подходящей высоты, дерен сибирский и ель колючая. Для создания свободно растущих изгородей можно использовать различные виды спирей, дёренов, парковые розы, пузыреплодник калинолистный и т.д.

Бордюр – живая изгородь из низкорослых (менее 1 м) красиво – цветущих или декоративно – лиственных кустарников (спирея японская, барбарис Тунберга и др.), отделяющая газон, миксбордер  или клумбу от дорожек в парках, садах и скверах. Кроме этого с помощью бордюра можно подчеркнуть планировочные линии на территории. В зависимости от площади практикуется обычно двурядная посадка по схеме 20х20 или 30х30 см. Иногда встречается однорядная или трёхрядная посадка.

Кроме древесно – кустарниковых насаждений и газонного покрытия в оформлении объектов ландшафтной архитектуры широко применяются цветники. Цветник является мощным композиционным приёмом, с помощью которого возможна гармонизация ландшафтов, оживление его монотонности в весеннее – осенний периоды, организация общего плана территории объекта, выделение доминант и маскировка нежелательных видов и т.п. Травянистые растения, высаживаемые в цветник, должны быть подобраны по габитусу куста, размерам, срокам цветения, окраске листьев, соцветий или цветов, экологическим требованиям и т.д. Перед размещением цветочного устройства на местности необходимо провести анализ рельефных особенностей участка, его освещённости, наличия фона, доступность для обзора, оценить возможность орошения.

Все виды цветочного оформления городов, парков и частных садов подразделяются на следующие виды.

Клумба – это форма цветочного оформления, которая имеет различные геометрически законченные контуры с примерно одинаковыми размерами в разных перпендикулярных направлениях (рис. 105). По форме клумбы бывают круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, звездчатые и др. Размеры их колеблются: от 0,75 до 7 и даже 20 м в диаметре, но чаще бывают 4–6 м.

 Обычно клумбы устраивают на фоне газона или мощения, над которыми они возвышаются своей бровкой на 8 – 10 см. Поверхность клумб всегда делают выпуклой, с уклоном 5 – 10°. т.е. на каждый метр радиуса поверхность приподнимается на 5 – 10 см и более. На таких выпуклых клумбах очень хорошо смотрятся высаженные растения и нет застоя воды.

В зависимости от вида высаженных растений, клумбы делят на:

– ковровые, где размещают низкие, цветущие или декоративно – лиственные растения (обычно однолетники – тагетес, петуния, бегония, цинерария, колеус, агератум и т.д.) различных окрасок. Для сохранения чёткости линий рисунка и одинаковой высоты растения на таких клумбах стригут.

Ковровые клумбы обычно бывают сменными, на которых практикуется замена растений в течение вегетационного периода. На цветение в весенний период высаживают тюльпаны, гиацинты, виолу, а на летний период – однолетники;

– цветочные клумбы, на которых размещают однолетние, двулетние и многолетние цветущие и декоративно – лиственные растения.

С тем, чтобы клумбы на участке выглядели гармонично и пропорционально, они должны быть размещены на достаточной площади. Их нельзя зажимать, скажем, между домом и забором, или между хозяйственными постройками.

Обычно клумбы применяют для оформления территорий с регулярным характером планировки.

Рабатка – форма цветочного насаждения, представляющая собой удлиненные участки земли в виде гряд, засаживаемые цветущими или декоративно – лиственными растениями (рис. 106). Обычно рабатки размещают вдоль дорожек, площадок, строений, живых изгородей. Этот элемент оформления может иметь разную длину и ширину в зависимости от назначения и оформляемой площади. Самые короткие – от 2 – 4 м, а длинные – до нескольких сотен метров. Очень длинные рабатки могут быть непрерывными или прерывистыми, разбитыми, на короткие отрезки.

Прерывистая рабатка разрывается квадратными или круглыми клумбами, дорожками, одиночными посадками крупномерных растений и т. д., что ее оживляет, и она не создает впечатления утомительной полосы. Прерывать рабатку можно через каждые 5 – 15 м в зависимости от ее общей длины. В этих случаях в местах разрыва можно высаживать штамбовые или кустовые розы, георгины, функию и другие высоко – или среднерослые привлекательные растения.

Ширина рабатки составляет от 0,3 до 3 – 4 м. Наиболее распространены шириной 1 – 1,5 м. От ширины рабатки зависит количество высаживаемых рядов растений. Видовой и сортовой состав их разнообразен и должен гармонировать с растениями, высаживаемыми на клумбах цветника.

Длина классической рабатки должна быть не менее трех величин ширины. Средняя высота растений должна составлять примерно от 1/4 до 1/2 ширины рабатки.

Поверхность рабаток всегда ровная, лишь слегка приподнятая к центру, чтобы избежать застоя воды. К рабаткам можно отнести ленточные посадки шириной до 3 м, с 5 – 8 рядами многолетников или 8 – 12 рядами однолетников.

По характеру построения рабатки делят на:

Ø ковровые, которые построены по принципу ковровых клумб – одноуровневые и цветущие весь сезон. На весеннее цветение их оформляют луковичными растениями, которые подлежат выкопке после отцветания, на летнее – однолетниками.

Ø односторонние, которые отличаются тем, что высокие растения высаживают на заднем плане у стены, ограждения или живой изгороди, а средние и низкие – на переднем плане.

На заднем плане односторонней широкой рабатки, а также посредине клумбы высаживают высокорослые многолетники: астры высокие, мальвы, лютики, астильбы, аконитум, гелениум и др. Посередине между высокими и низкими надо сажать среднерослые растения: это ирисы, астры среднерослые, ромашки, флоксы, пионы, аквилегия и т. п. На переднем плане, непосредственно возле дорожек, по краям клумб, широких рабаток целесообразно высаживать низкие многолетники: гвоздику, иберис, астры альпийские, вискарию, церастиум, фиалку душистую и многие другие.

Ø Двусторонние, в этом случае высокие растения размещают вдоль центральной части, а более низкие по краям с двух сторон.

Ø Ассиметричные рабатки, которые по своему строению близки к миксбордерам – расположение растений на их поверхности происходит «пятнами». В отличии от миксбордеров рабатки уже и короче.

Ø Одноуровневые – на которых высаживают один вид или сорт многолетних растений.

Не смотря на то, что рабатки являются элементами регулярного стиля, при свободной планировке они также используются.

Бордюр – это узкая полоса, которую устраивают вдоль клумб, рабаток, миксбордеров, дорожек и газонов (рис. 107). Ширина этой полосы варьирует от 10 до 30 см. Бордюры можно создавать из низких кустарников или цветущих и декоративно – лиственных растений, высотой не более 20 – 40 см.

Посадку растений проводят в несколько рядов

Бордюр придает любому цветнику завершенность, помогает оптимально вписать его в общую композицию сада. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или иного вида цветочного оформления, поэтому он не должен выделяться и быть слишком вычурным.

Цветочный бордюр может иметь строгий и чёткий вид, который необходим для завершения ковровых клумб и рабаток. Для этого используют такие виды растений, как пиретрум, агератум, ирезине.

Для окантовки миксбордеров можно применять «мягкий» бордюр с использованием алиссума, лобелии, низких сортов лилейника.

В плане цветового решения бордюра существует два возможных варианта: контрастный бордюр, резко отличающийся цветом от основного тона композиции и тем самым подчеркивающий ее завершенность, и бордюр тон – в – тон, сливающийся с цветовой гаммой композиции и создающий ее зрительную границу только фактурно.

В том случае, если бордюр устроен вдоль дорожки и ни с кем не будет «спорить», для его устройства можно использовать более дорогие и ярко окрашенные однолетники.

Арабески – это небольшие по площади цветочные насаждения вычурной формы (рис. 108), напоминающие по своему абрису (внешнему виду) венки, растительные или геометрические узоры, гирлянды, арабскую вязь, эмблемы и т.д. Арабески выполняются на фоне газона и засаживаются ковровыми однолетними растениями в сочетании с инертными материалами (песок, гравий, мелкая галька, гранитная или кирпичная крошка и др.).Арабеска может занимать от нескольких десятков до сотен метров.

Миксбордер или смешанный бордюр – с одной стороны является формой бордюра, а с другой самостоятельным видом цветочного оформления (рис. 109). Представляет собой полосу от 1,5 до 4 м, которую располагают вдоль стен, террас, дорожек, около водоемов на газонах.

Миксбордеры могут иметь не только четкие линейные очертания, но и извилистую, естественную форму. Кроме этого миксбордеры могут быть одностороннего и кругового обзора. От этого зависит расположение высоких растений в пределах этого элемента.

Выбор максимальной высоты миксбордера (и, соответственно, подбор растений дальнего плана) зависит от удаленности основной точки обзора от кромки цветника.

Если цветник расположен непосредственно у дорожки, с которой мы его наблюдаем, практически невозможно будет охватить одним взглядом растения непосредственно у наших ног и те, что возвышаются на уровне глаз и выше. Соответственно, композиция зрительно будет распадаться на фрагменты, не составляя единого целого. Поэтому минимальное расстояние от точки обзора до самого высокого растения должно составлять не меньше, чем две высоты этого растения.

В миксбордер высаживают однолетники, двулетники и многолетники, располагая их в виде живописных пятен. Пятна из одних и тех же растений могут повторяться в виде ритмических акцентов через определённые интервалы. Площадь, занимаемая отдельными растениями, не должна превышать 3 – 5 м². Однако посадка того или другого вида в единичном экземпляре также не является верным. Достаточно часто в миксбордер включают также кустарники, полукустарники, лианы и даже деревья.

Характерной особенностью смешанного бордюра является то, что он в течение весны, лета и осени должен быть декоративным, что достигается соответствующим подбором и сочетанием различных видов и сортов цветущих и лиственных растений по высоте, габитусу, срокам цветения, по форме и окраске цветков, соцветий, листьев и стеблей.

При подборе растений для миксбордера, кроме их художественных особенностей, необходимо учитывать их экологические требования: отношение к освещенности, влагообеспеченности почвы, её плодородию, кислотности. температурному режиму и т.д.

Например, по отношению к освещенности миксбордеры делят на солнечные и теневые. При устройстве первых используются светолюбивые, вторых, соответственно, –  тенелюбивые или теневыносливые растения.

Среди светолюбивых растений больше применяются такие культуры, как астра низкая и астра художественная, тюльпан, мускари, бархатцы, гиацинт, иберис, крокус, пион, безвременник и др.

Для устройства теневого миксбордера, как правило, подбирают следующие культуры: астильба, подснежник, наперстянка, настурция, хоста, птицемлечник, примула и др.

Для сухого миксбордера предпочтительнее выбрать такие растения, как алиссум, астра альпийская, арабис, гвоздика перистая, ирис, колокольчик карпатский, очиток видный, тюльпан.

На влажных участках лучше высадить следующие культуры: агератум, маттиола, астильба, дельфиниум, ирис сибирский, хоста, лилейник, манжетка, подснежник, табак душистый, хионодокса.

С художественной точки зрения роль растений в цветнике может быть разной:

Акцентные – фокусные, ключевые точки, обладающие выделяющейся формой, цветами т.п.

Скелетные, или фоновые – кулисы, фон;

Растения-наполнители – постоянно – декоративные и дающие сезонную вспышку.

Например, цветник с ирисами. В качестве структурных (акцентных) растений здесь используются хвойные – сосна и карликовые ели. Для уравновешивания композиции можно использовать декоротивнолистные хосты и бадан. Фиолетовую цветовую гамму ириса поддерживает шнитт-лук, а с теплым желтым цветом иридодиктиумов перекликается окраска оранжевых бархатцев и розовой астильбы. У подножия цветника –  бордюр из ясколки.

Очень важно оформить край цветника. Варианты могут быть разные.

Выбор цветовой гаммы миксбордера должен соответствовать принципам контраста или нюанса. Контрастные цветники обычно очень яркие и броские. Нюансные – более изысканны. Одним из вариантов нюансного подхода является монохромный цветник.

При проектировании цветника составляют его план с учётом выше сказанного. Затем проводят анализ по высотным характеристикам выбранных растений.

Партер – сложная декоративная композиция, которая включает в себя все вышеперечисленные виды цветников, в сочетании с газонами, фонтанами и другими элементами дизайна (рис. 110). Более подробно партерное построение рассмотрено в § 11.

Альпинарий — в классическом понимании каменистый сад, горка или рокарий — искусственно созданное каменистое сооружение, отображающее своеобразную красоту горного ландшафта, с использованием альпийской флоры. В альпинарии в едином комплексе должны сливаться красота неживых камней и живой природы (растений) – летников, многолетников, кустарников и иногда небольших деревьев. Альпинарий –  искусство компоновки растений и камней в определенном порядке. Соотношение растений и камней может сильно варьировать. Размер и местоположение альпинария определяются местными условиями и возможностями, как правило, это участки площадью от 2 до 200 м² и высотой от 0,5 до 10 м. Каменистый сад может быть оформлен как альпийская горка, горный склон, лесной овраг или водный каскад.

Контрольные вопросы.

1.  Какие виды древесно – кустарниковых насаждения применяют для оформления территорий?

2. Какие виды цветочных устройств применяют для оформления территорий?

3. Что такое боскет и как он строится?

4. Виды живых изгородей и их характерные особенности?

5. Классификация клумб и рабаток.

6. Характеристика цветочного бордюра.

7. Характеристика цветочных арабесок.

8. Принципы проектирования миксбордеров.

9. Виды каменистых садов и правила их устройства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.06 с.)