Теория цвета в ландшафтной архитектуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория цвета в ландшафтной архитектуре.



Колорит и форма в жизни человека являются средством выражения его мироощущения и духовных проявлений. Наш глаз устроен таким образом, что сначала он воспринимает цвет предметов, а затем их форму. В связи с этим при построении композиции неудачное цветовое сочетание, даже при правильно подобранных формах предметов, может свести все усилия на нет.

По этой причине в ландшафтных композициях подбирают сочетание разнообразных гармоничных красок, контрастных объёмов и живописных пространств, насыщенных игрой света и тени (рис. 89).

Наука о цвете – цветоведение – зародилась в древние времена. Объяснить происхождение цвета и связанные с этим цветовые явления первым пытался величайший учёный Древней Греции Аристотель, живший в IV в. до н.э. Вопросы изучения цвета волновали известного художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, немецкого философа и поэта Гёте, нашего русского учёного М.В.Ломоносова. В настоящее время многие современные учёные и практики продолжают изучение цветовых явлений.

Цвет – это один из признаков видимых нами предметов, существующий в нашем сознании как осознанное зрительное ощущение (рис. 90).

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения физики, на наш глаз воздействуют излучения ограниченной части спектра электромагнитных колебаний, которые вызывают ощущения различных цветов и называются световым излучением, т.е. светом. Сами по себе световые волны не окрашены. Ощущение цвета возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом происходит это распознавание учёным до сих пор полностью неизвестно.

Цвет предметов возникает при поглощении волн. Сам по себе предмет цвета не имеет. Но молекулярный состав его поверхности при освещении поглощает все световые лучи, за исключением, например, жёлтых, которые отражает и в результате проявляется жёлтый цвет предмета.

Световые излучения делят на простые и сложные. Из курса физики известно, что солнечный свет – это сложное излучение, которое можно разложить на простые цвета: синий, сине – зелёный, зелёный, жёлтый, оранжевый, красный. Каждый из этих цветов называют монохроматическим или спектральным. «Моно» – означает один, «хромос» – цвет.

Разложить солнечный свет на составляющие и получить спектр, который мы обычно называем радугой, можно с помощью трёхгранной стеклянной призмы. Спектром называется последовательный ряд монохроматических излучений, воспринимаемых нами в виде спектральных цветов.

Впервые подобный опыт провел в 1676г. Иссак Ньютон, в результате он получил оптическое явление, которое называется дисперсией света.

В спектре различают 7 основных цветов, последовательность которых легко запомнить, ориентируясь на фразу – шутку: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Это хроматические цвета.

Кроме этого существуют ещё ахроматические, т.е. бесцветные цвета – это чёрный, белый и серый, которые характеризуются лишь светлотой (или ощущением яркости). Светлота тона определяется в % от светлоты белого образца и выражается коэффициентом яркости. В качестве белого образца используют молочное стекло или магниевую пластину.

В отличии от ахроматических цветов, хроматические цвета спектра характеризуются следующими параметрами: цветовым тоном, насыщенностью и светлотой (рис.91).

Цветовой тон – основная характеристика ощущения цвета, которая выражается доминирующей длиной световой волны λ.

В видимом спектре насчитывается около 130 цветовых тонов – 16 красных, 29 оранжевых и жёлтых, 30 зелёных, 18 голубых, 5 синих, 30 фиолетовых и ещё примерно 20 – 30 пурпурных тонов, которые получаются при смешивании излучений начала и конца видимого спектра.

Насыщенность – это признак цвета, характеризующий силу, интенсивность цветового тона. Данный показатель является субъективным и ассоциируется в нашем сознании с количеством и качеством красящего вещества в краске. Для каждого цветового тона человеческий глаз различает около 200 степеней насыщенности. Данный показатель позволяет различить два цвета, имеющих один цветовой тон, но разную степень хроматичности.

При работе с красками насыщенность определяют как степень разбавленности цвета ахроматическими тонами и измеряют в процентах от насыщенности спектральных цветов (р %).

Соединение с ахроматическими тонами называют «замутнением». При смешивании цветового тона:

Ø с белой краской получают цвета, называемые «разбелёнными»;

Ø с серой краской получают цвета, называемые «тусклыми»;

Ø с чёрной краской получают цвета, называемые «тёмными».

При работе с ландшафтными композициями следует иметь в виду, что они в полдень, под прямыми солнечными лучами, становятся более белесыми и менее цветными, чем в утренние или вечерние часы. При заходе солнца тени смешиваются с природными красками и краски темнеют. С тем, чтобы уменьшить выраженность данного явления, в композициях следует использовать более ярко окрашенные растения. Т.о. мы наблюдаем в природе взаимодействие хроматических и ахроматических цветов.

Следующей характеристикой цвета является светлота (или ощущение яркости) – эта характеристика показывает общее между ощущением хроматического и белого цвета, выражается коэффициентом яркости (r) и определяется в % от яркости магниевой пластины или молочного стекла.

Для получения гармоничных сочетаний цветов эти яркостные характеристики очень важны. Цветовая композиция будет восприниматься гармонично в том случае, если её суммарная средняя светлота будет близкой или несколько выше светлоты окружения (газона, мощения, стены здания или ограждения).

Кроме этих трёх характеристик специалисты по ландшафтной архитектуре, художники и дизайнеры в своей деятельности широко используют понятия «тёплых» и «холодных» цветов.

Тёплыми (активными) называют цвета, напоминающие цвет огня – это оранжевые, алые, жёлто – красные оттенки.

Холодные (пассивные) – это цвета воздуха, воды и льда. К ним относятся голубые, синие, фиолетовые, красно – синие и пурпурные оттенки.

Не бывает холодного оранжевого или тёплого голубого. Но бывает холодный жёлтый (цвет лимона). Белый относят к холодным, чёрный – к тёплым, средне – серый считается нейтральным, а зелёный, который находится в центре спектра, – это «цвет физического равновесия».

Активные тёплые цвета следует использовать в саду крайне аккуратно, т.к. во – первых, эти цвета лучше смотрятся на крупных пространствах, где их смягчает зелень газона и других насаждений и, во – вторых, у излишне впечатлительных людей активные яркие окраски могут вызывать повышение артериального давления. В малых садах подобные тона лучше использовать для оформления мест активного отдыха (площадка барбекю, спортплощадка, территория около бассейна) или парадной торжественной зоны участка.

В случае доминирования холодных оттенков, в саду создаётся атмосфера отдыха и покоя. Эти тона идеальны для оформления мест спокойного отдыха и участков около декоративных водоёмов. Кроме того, холодные оттенки зрительно расширяют пространство, поэтому лучше смотрятся в небольших садах. В целях оптического увеличения глубины пространства холодные сине – зелёно – голубые тона следует размещать на заднем плане древесно – кустарниковой композиции или цветника.

С этим же понятием «активности» или «пассивности» цвета связано и свойства тона «выступать» на передний или «отступать» на задний план. При дневном освещении все тёплые тона производят впечатление близких – это цвета переднего плана композиций. И, наоборот, холодные цвета отдаляются от зрителя, это тона дальнего плана, их применяют для передачи глубины пространства.

В композициях ландшафтной архитектуры выделяют ещё одно важное качество цвета, называемое зрительным весом. Все светлые тона производят впечатление лёгких, а тёмные – тяжёлых. В связи с этим, при составлении рисунка регулярной клумбы в её центре никогда не располагают тёмные тона, иначе это место будет казаться ямой (рис. 92).

В практической деятельности ландшафтному архитектору часто необходимо решать задачи на составление тональных гармоничных сочетаний растений в композициях.

Гармония – это равновесие, симметрия сил, порядок. Произведения живописи и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями разных людей дают нам основания говорить о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии. Думаю, что всем известна поговорка: «На вкус и цвет – товарищей нет». По этой причине понятие цветовой гармонии важно перевести из области субъективных представлений в область объективных закономерностей.

  Основной принцип цветовой гармонии происходит из обусловленного нашей физиологией закона дополнительных цветов. Дело в том, что когда мы смотрим на какой – то цвет, например, красный, а затем закрываем глаза, перед нашим внутренним взором возникает дополнительный (или контрастный) ему зелёный цвет. И наоборот. Подобный опыт можно провести с любым цветом. Это явление называется последовательным цветовым контрастом. Известно несколько типов цветовых контрастов, каждый из которых оказывает свойственное только ему зрительное воздействие, что позволяет раскрыть все основные художественные возможности цвета.

Контрасты различают по цветовому тону (дополнительные или контрастные пары), по насыщенности (чистые и смешанные цвета) и по яркости (светлые и тёмные цвета).

Контраст по цветовому тону – самый простой; его можно продемонстрировать с помощью основных спектральных цветов (рис. 93). Жёлтый, красный и синий обладают наиболее ярко выраженными различиями, поэтому их сочетание называется основным гармоническим контрастом.

Для определения всех возможных гармоничных сочетаний тонов необходима поисковая система. На практике в качестве такой системы применяют наложение геометрических фигур на цветовые круги, соединяющие цвета равной степени насыщенности.

Мы имеем двеннадцатичастный цветовой круг. В нём представлены три основные цвета – жёлтый, красный, синий; три цвета второго порядка – оранжевый, зелёный, фиолетовый, возникающие от смешения основных и шесть цветов третьего порядка, которые получаются от смешения тонов I и II порядков.

В этом круге цвета, занимающие диаметрально противоположенное положение по отношению друг к другу, являются дополнительными. Следует отметить, что диаметрально дополнительные тона, расположенные в цветнике рядом максимально усиливают друг друга. Этим приёмом следует активно пользоваться в том случае, если необходимо увеличить ощущение насыщенности цвета. Так, например, бледно – красный тон будет казаться ярче рядом с зелёным тоном, а увеличить насыщенность бледно – жёлтого можно за счёт введения фиолетового.

Однако ландшафтные композиции редко содержат только два тона. В случае необходимости подбора 3 – х вариантов цвета на цветовой круг накладывают равносторонний или равнобедренный треугольник. Цвета, расположенные в вершинах этих треугольников будут между собой гармонично сочетаться. Гармоничными окажутся, также, цвета, связанные в цветовом круге через квадраты и прямоугольники, в случае подбора 4 – х цветов. Среди специалистов считается, что сочетать в одной композиции более четырёх цветов, достаточно сложно, хотя и возможно, но лучше ограничиться этим набором цветов.

Кроме последовательного цветового контраста, существует одновременный цветовой контраст, который возникает в пограничной зоне соприкасающихся цветов. Если в цветнике на хроматическом фоне разместить хроматический рисунок, то цвет рисунка визуально суммируется с цветом фона и будет восприниматься уже как новый цвет (табл.3).

                                                                                         Таблица 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.012 с.)