Концептуальное проектирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальное проектирование



 

Все архитекторы знают о том, что самое главное в разработке проектного решения – это концепция. Ваше здание должно быть не просто красивым и интересным - оно должно иметь четко обозначенную идею. Из чего создается такая идея – это сложный вопрос. Давайте попробуем отметить лишь некоторые важные особенности, которые в этой идее имеют место быть, хотя бы потому, что это весьма затрагивает тему колористики:

 

1) Должно читаться функциональное назначение. Все здания делятся на три группы по своему функциональному назначению: жилые, общественные и промышленные. Основной принцип, который необходимо учитывать архитектору – это то, что здание не может не соответствовать своему назначению не только технически, но и визуально. Если это жилой дом – он должен выглядеть как жилой, а если это общественное здание – его не должны путать с промышленным объектом. С одной стороны, кажется, что это легко выполнимая задача. К сожалению, далеко не всегда ее удается решить даже весьма знаменитым мастерам.

2) Цвет и форма совместно работают на общую идею. Этого возможно добиться только тогда, когда цветовое решение разрабатывается одновременно с поиском формы. Цвет влияет на формообразование объекта, а форма – требует определенного цвета. Если форма объекта найдена вне цветового решения, скорее всего, вы уже не сможете потом качественно выполнить колористический дизайн.

3) Необходимо концептуальное обоснование. В предельном варианте, вам необходимо сочинить «рассказ». Концепция создается на основе конкретных, оформленных в виде некоторого текста, выражениях. И это является одним из важнейших моментов. Если вы словами не можете выразить то, что вам хочется сказать вашей архитектурой – шансов на удачное решение меньше. И наоборот – если найдена словесная форма, выражающая вашу мысль, от этого вырастет все остальное. В поиске и выражении «истории» вашего будущего сооружения, может помочь что угодно: музыкальное произведение, картина, стихотворение, природный объект и др. Внутри любой идеи или концепции всегда есть «зерно образа» в виде подобной художественной формы.

4) Здание должно быть связано с окружающим его контекстом. Здание не может существовать вне той среды, в которую оно погружено. С одной стороны, оно влияет на эту среду, а с другой стороны, среда оказывает воздействие и на здание. Если в этом совместном влиянии есть место диалогу, тогда можно говорить о том, что здание «вписано» в среду. И это касается не только согласования по цветовому решению, это должно происходить на уровне понимания инфраструктуры района строительства. Редко, когда в проектировании цветового решения учитываются идеи и смыслы, связанные с той местностью, на которой происходит строительство. А ведь у любых мест есть своя история. К примеру, если когда-то на этой улице продавались пирожки и она называлась «ул. Пирожковая», то почему бы не попробовать устроить оформление жилого дома с учетом этого? Люди, живущие по соседству, обычно хорошо знают и помнят подобные факты, а даже если не помнят, то будут благодарны хотя бы за то, что связывая новую постройку с историей этого конкретного места, вы тем самым придаете ему индивидуальность, ваш дом воспримется более органично. 

 

В застройке крупных городов периода СССР существовала важная и необходимая на то время тенденция к количественному приоритету квадратных метров и объемов в ущерб качеству. В тот сложный период, когда, после войны, у многих людей не было крыши над головой, когда формировались города, в то время подобная стратегия была необходимостью. К сожалению, со временем, количество в качество перерасти не смогло и сегодня, в большинстве городов на территории СНГ массовая, лишенная индивидуальности застройка конкурирует с островками исторической [61]. Самой проблемной, болевой точкой этого вопроса является отсутствие полноценных колористических решений. Это сложно уже потому, что цвет от формы неотделим. Разработку цветового решения необходимо вести одновременно с разработкой формы. Когда здание уже построено, внести в него цвет необычайно сложно. Именно здесь и существует пространство для суперграфики, именно здесь она максимально приемлема. Другим вопросом остается «обезличенность» застройки. Это касается как жилого фонда, так и общественных зданий [131]. Типовое строительство уравняло городскую среду, дезориентировало, лишило акцентов. И сегодня исправить положение, «справиться» с уже построенным не представляется возможным. В этом отношении, наверное, самым важным можно считать то, что городская среда крупных и малых городов, наполненная одинаковыми домами, с одинаковыми прямоугольными цветовыми заполнениями (сложно назвать это цветовыми решениями) не привязана ни к территории, ни к душам людей, живущих там, где они живут.

Вот, что Андрей Владимирович Ефимов в книге «Колористика города» пишет по этому поводу: «Нельзя ли вдохнуть жизнь в серые бетонные громады наших новостроек, лишенные художественной теплоты сельского дома? Нельзя ли оставить в них простор для будущего самодеятельного творчества, вести проектное дело таким образом, чтобы архитекторы прислушивались к пожеланиям людей, совершенствуя цветовую среду на основе вкусов самих жителей?» [36]. И здесь кроется важнейшая идея, сопровождавшая архитектуру на протяжении всего исторического периода: здания, в которых мы живем, важны для нас не только как вещи, которыми «попользовался и выбросил», это часть нас самих, связанная со смыслами нашей жизни, нашего быта и культуры. Архитектура – отражение и связь человека с миром, в котором он живет. Наша жизнь с каждым годом становится интереснее, разнообразнее и сложнее. Почему же архитектурная среда не реагирует на эти изменения? Ефимов пишет: «Участие жителей снимает абстрактность колористических построений, учитывает особенности места, цветовую культуру, черты быта. Цветовая среда гармонична, когда можно сказать, что ни белье, которое сохнет на окнах, ни шторы, ни автомашины не только не нарушают ее, но напротив, чем-то дополняют» [36]. Написанное в конце XX века применимо и к первой половине XXI-го. Сегодня мы испытываем острую необходимость разнообразить и индивидуализировать застройку. Люди хотят жить в непохожих друг на друга домах. Остается только один вопрос: как это осуществить? Как наполнить смыслом те одинаковые кубики «многоэтажек», которые совершенно неотличимы друг от друга в Гомеле и в Архангельске, в Евпатории и в Ростове, в Киеве и, возможно, что даже в Пхеньяне. Заполняющие города крупнопанельные, кирпичные или блочные формы изменить не получится. Остается только возможность их перекрасить, поменять цветовое решение, осовременить, модернизировать, выполнить наружную отделку декоративными материалами, вентилируемыми фасадами и др. Надо сказать, что в рамках капитального ремонта и модернизации, а так же в условиях реконструкции общественных и промышленных объектов, ведется работа по поиску новых колористических, более современных решений. Иногда эти «решения» не отличаются от предыдущих эпох, но иногда бывают очень интересными (Рисунок 11).

 

Рисунок 11. Башни «Токио» в Москве – интересный пример использования технологии печати суперграфического изображения на больших объемах фасадных плоскостей

Рисунок 12. Суперграфическая композиция обыгрывает пожарный сигнализатор по мотивам известной картины Яна Вермеера, при этом, унылая стена дома становится настоящим произведением искусства

 

«Задача колориста – овладение секретом предсказуемого воздействия цвета на людей. Колористу необходимо предвидеть эмоциональный эффект и смысловое содержание будущей цветовой среды, учитывать значение цветовой семантики и функциональной роли цвета в конкретной ситуации» [36]. Многие известные архитекторы, разрабатывая идею будущего здания, не просто посещали, но и подолгу жили рядом с тем местом, где это здание будет строиться. Они общались с людьми, ходили в магазины, изучали исторические факты и историю района. И затем, все это, так или иначе, отражалось в их задумке. Разрабатывая цветовое решение необходимо учитывать тех, кто живет по соседству, нужно понимать специфику района строительства с точки зрения «истории» этого района. Именно такого подхода остро не хватает нашей архитектуре на данном этапе. В большинстве своем, проектные разработки ведутся отвлеченно, в лабораторных условиях. Архитектор далеко не всегда посещает место будущего строительства.

Так, что же является главным в определении понятия «суперграфика»? И зачем необходимо «активное взаимодействие» с формой? Очевидно, что именно концептуальный подход к оформлению экстерьеров является ответом на этот вопрос. Суперграфические композиции не просто украшают или улучшают архитектурные объекты – они всегда создаются в стремлении придать смысл обезличенной, холодной и, зачастую, бессмысленной архитектуре (Рисунки 12, 13).

 

Рисунок 13. Французский уличный художник Патрик Коммеси (Patrick Commecy), вместе с группой художников-монументалистов, превращает унылые и скучные фасады домов в нечто очень яркое и привлекательное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.009 с.)