Коррекционная и развивающая работа. Слово редактора -игры и занятия с детьми в июле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа. Слово редактора -игры и занятия с детьми в июле



Слово редактора

  • -Игры и занятия с детьми в июле

Новости

  • -Ученые рассказали, как диагностировать аутизм по новому экспресс-методу
  • -Используйте в работе новые примерные АООП для детского сада

Календарь

  • -Важные даты в июле

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

  • -Какие игрушки в кабинете педагога-психолога помогут при диагностике и психокоррекции детей
  • -Тематический план занятий с одаренными детьми на I полугодие 2019/20 учебного года

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

  • -Техника совместного рисования, интерпретация результатов, паттерны взаимодействия. Пошаговый план
  • -Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность
  • -Как использовать марблы в коррекционно-развивающей работе с детьми

ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

  • -Частые ошибки педагога-психолога при сопровождении детей с ОВЗ
  • -Какие игры организовать летом для доброжелательного общения между детьми

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

  • -Как педагогу-психологу реагировать на хамство детей, родителей и педагогов

Киноклуб

  • -«Один дома» – почему ребенок становится несносным и как это исправить

Слово редактора

Игры и занятия с детьми в июле

В июльском номере читайте, как использовать технику совместного рисования в работе с группой, как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность. Узнайте, какие ошибки по отношению к детям с ОВЗ педагоги допускают чаще всего.

Посмотрите, какие игрушки есть в вашем кабинете, а каких не хватает. Расположите их по тематическим группам. Подробнее – в статье. Расскажите воспитателям, какие игры организовать для доброжелательного общения между детьми, предложите игры и упражнения с камушками-марблами.

В этот раз в рубрике «Киноклуб» мы обсуждаем статью по фильму «Один дома»: что сказать родителям, у которых ребенок безобразничает. Также разберем, что делать, если с вами грубо разговаривают дети, родители, воспитатели или педагоги.

Татьяна Пешехонова,
ответственный редактор журнала
«Справочник педагога-психолога. Детский сад»
psi_sad@mcfr.ru

Редакционная коллегия

Наталия Авдеева – профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования МГППУ, к. психол. н. Елена Николаева – профессор кафедры психологии и психофизиологии ребенка ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, д. биол. н.
Инга Адмиральская – психолог, психотерапевт, супервизор Евгения Романова – директор Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ, д. психол. н., профессор
Татьяна Анишина – ведущий эксперт «Актион-МЦФЭР» Александра Филатова – руководитель службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ школа «Свиблово», к. филос. н.
Александр Венгер – профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна», д. психол. н. Ольга Хухлаева – профессор факультета социальной психологии МГППУ, д. п. н., к. психол. н.
Марина Зиновьева – доцент кафедры возрастной психологии ОАНО ВО МПСУ, к. психол. н. Елена Чепракова – руководитель службы психолого-педагогического сопровождения ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», к. психол. н., Москва

 

Новости

Ученые рассказали, как диагностировать аутизм по новому экспресс-методу

Команда ученых из Школы медицины Уэйк-Форест в США предложила новый простой метод диагностики аутизма. При традиционном методе специалист определяет, есть ли у ребенка РАС, после двух- или четырехчасового диагностического сеанса. Нередко результат носит субъективный характер. Исследователи из США применили наиболее объективный метод диагностики.

Расстройство аутистического спектра влияет на общение и взаимодействие ребенка с другими людьми. Исследователи решили проверить, как мозг детей с аутизмом реагирует на социальные сигналы. В течение 12-15-минутных сеансов МРТ головного мозга дети с РАС и дети с нормальным развитием должны были ранжировать восемь изображений на экране компьютера от приятного к неприятному, то есть в зависимости от поступающих социальных сигналов. В их числе было две фотографии с изображениями любимого человека и предмета. Их участники эксперимента выбрали самостоятельно. Другие шесть фотографий содержали изображения трех людей и трех предметов, которые должны были вызывать приятные, нейтральные или неприятные ассоциации.

Результаты исследования показали, что у детей с РАС ниже, чем у других детей, развита чувствительность к социальным сигналам со стороны вентральной области префронтальной коры головного мозга. При аутизме мозг их обрабатывает иначе, чем при нормальном развитии. 30 секунд оказалось достаточно, чтобы определить, нормально ли мозг реагирует на социальные и несоциальные стимулы.

Какие игрушки помогут педагогу-психологу при диагностике и коррекционно-развивающей работе с детьми, смотрите в статье>>. Там есть рекомендации о том, на какие группы разделить игрушки и как их расположить в кабинете.

Источник: sciencedaily.com

 

Новости

Используйте в работе новые примерные АООП для детского сада

В марте 2019 года Минпросвещения утвердило две новые примерные адаптированные основные образовательные программы – ПАООП (одобрены решением Минпросвещения от 04.03.2019, протокол № 1/19). Одна программа предназначена для слабослышащих и позднооглохших детей, вторая – для глухих детей. Теперь вы можете использовать их для работы с группами комбинированной и компенсирующей направленности.

До этого еще семь программ были одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 07.12.2017 № 6/17). Это примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих детей, детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. Всего сейчас утверждено девять примерных АООП для детского сада. Вы можете скачать их в форматах.doc и.pdf на сайте fgosreestr.ru. Следите за обновлениями на сайте: разрабатываются новые ПАООП для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, после кохлеарной имплантации и для диагностических групп.

Примерные адаптированные основные образовательные программы можно использовать при разработке АООП детского сада. При этом нужно выбирать те положения из примерных АООП, которые соответствуют конкретным категориям детей с ОВЗ в вашем детском саду.

Смотрите также материал о том, как избежать ошибок при работе с детьми с ОВЗ>>. В статье есть памятки для педагога-психолога со списками игр для детей с разными категориями детей с ОВЗ.

Источник: fgosreestr.ru

 

Календарь

Важные даты в июле

Также по теме

 

Июля

«Один дома» – почему ребенок становится несносным и как это исправить


29 июля

Какие игры организовать летом для доброжелательного общения между детьми

 


Скачать

 

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Какие игрушки в кабинете педагога-психолога помогут при диагностике и психокоррекции детей

Марина Гогуева
психолог высшей категории, к. психол. н., г. Ставрополь

С помощью игрушек вы можете узнать о своих переживаниях и чувствах ребенка, проводить диагностику и психокоррекционную работу, проигрывать важные ситуации, помочь с помощью игрушек выразить запрещенные в семье эмоции. В статье – какие игрушки нужны в кабинете педагога-психолога.

Часто игрушки в кабинете педагога-психолога хранятся хаотично. Чтобы сократить время на поиск нужной игрушки, распределите их по категориям. Их можно расставить на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полках. В этом случае игрушки видно, но много времени уходит на обработку от пыли. Другой вариант – хранить их в прозрачных пластиковых контейнерах без крышки по категориям. Читайте, какие категории игрушек нужны, чтобы решать трудности ребенка.

Главное в статье СкрытьМифические игрушки

К категории мифических относятся фантазийные, несуществующие и странные игрушки. В их числе матрешки, Дед Мороз, непонятные существа, скелеты, черепа, мумии, монстры – даже со вскрытым черепом, феи, драконы, русалки и др. У вас в кабинете должны быть и приятные, добрые, и страшные игрушки, которые мама ребенку не купит. На такие игрушки ребенок может спроецировать свои чувства. Монстров можно купить в период Хэллоуина.

 

 

  Пример. Пугающие игрушки помогают в работе со страхами: страх из аморфного становится предметным и ощутимым. С ним уже можно справиться: закопать игрушку в песок, потрогать ее руками и почувствовать, что контролируешь страх, даже побить.    
 

 

Животные

Разделите игрушки в виде животных на подгруппы. Хищные животные – носороги, львы, крокодилы. Доисторические животные – динозавры, скелеты динозавров. Домашние животные – собаки, кошки, козы. Жертвенные животные – овцы, свиньи, коровы. Экзотические животные – кенгуру. Хищные и нейтральные водные животные – акула, дельфин. Птицы – домашние, экзотические, в гнездах. Также нужны игрушечные яйца. Их легко найти в продаже в период православной Пасхи.

Хорошо, если вы найдете одних и тех же животных, но в разных позах: тигр с открытой пастью и спящий тигр. Это поможет вам отследить динамику изменений психологического состояния ребенка.

 

 

  Пример. Простой способ проективной диагностики – попросить ребенка выбрать семью животных. В зависимости от выбранных животных можно предположить, какая ситуация в семье. Смотрите, выдержана ли иерархия: самое крупное животное – папа, чуть поменьше – мама и совсем маленькое – ребенок. Обратите внимание на ситуацию, когда ребенок берет животных одного вида, например лошадей или коров, в роли себя и животных другого вида, например крокодила или динозавра, в роли бабушки. Можно догадаться, какие процессы бабушка в этой семье запускает.    
 

 

Природные объекты

Справка
Психодинамическая психотерапия помогает с помощью игры узнать переживания и эмоции ребенка, раскрыть внутренний конфликт

Природные объекты – это ракушки, растения, камни, то есть что-то, где можно поселить животных. Как правило, дети любят ставить животных в песок и между ними проигрывать различные сцены. Если ребенок задействует растения, то чаще всего это говорит либо о его ресурсном состоянии, когда он чувствует себя обладающим ресурсами, либо, наоборот, об истощении.

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Техника совместного рисования, интерпретация результатов, паттерны взаимодействия. Пошаговый план

Александра Фокина
доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета «Психология образования» ФГБОУ ВО МГППУ, к. психол. н., Москва

В статье – пошаговый план, как использовать технику совместного рисования в работе педагога-психолога. Чтобы интерпретировать рисунки и взаимодействие во время рисования, воспользуйтесь таблицами с паттернами и инструкциями.

Технику совместного рисования (ТСР) можно использовать для диагностики и консультаций. Это структурированная невербальная диагностическая техника. ТСР подходит для работы с детьми раннего возраста, в работе с группой, с семьей, в организационном консультировании сотрудников, при работе с эмоционально закрытыми детьми.

Подготовьте оборудование и пространство

Если групп будет несколько, старайтесь, чтобы количество участников в группах было одинаковым. Например, пять групп по пять человек.

Какое помещение подготовить. Выбирайте просторное помещение. Чем больше участников, тем больше свободного пространства вам понадобится. Вам нужен стол, на котором будет лежать большой лист для рисования. Возле стола поставьте один стул. Подготовьте места на отдалении от стола так, чтобы не был виден общий рисунок на столе. Там будут сидеть участники ТСР, пока кто-то один рисует. Между местами для участников и столом для рисунка не должно быть стульев, шкафов, нагромождений. Процедура ТСР азартная: дети и некоторые взрослые могут спешить, бежать, суетиться, поэтому нужно не допустить травм. Если вы проводите ТСР с несколькими группами: семьями, подгруппами детей, педагогами, тогда столов и мест на отдалении от них должно быть столько же, сколько групп участников.

Если вы работаете с группой детей или педагогов, разделите их на группы не более чем по 6 человек. Объединяйте в группы тех участников, чье взаимодействие важно оценить для поставленных вами профессиональных целей. Семью на группы не делите. Вы можете поместить конфликтующих или конкурирующих лиц в одну группу, если исследуете конфликт, либо произвольно составить группы, если хотите увидеть особенности социального поведения. Можно предложить участникам самим объединиться в группы, если работаете с повышением осознания ими их стиля взаимоотношений с окружающими. Общее правило – катализировать взаимодействие.

Какое оборудование подготовить. Вам понадобятся листы формата А3 либо рулонная бумага или рулон обоев, на обратной стороне которых будут работать участники, – из расчета один лист на группу: семью, диаду, подгруппу детей. Если используете рулонную бумагу или обои, для каждой группы отрежьте кусок не длиннее стола, на котором размещен лист. Не давайте для рисования весь рулон. Подготовьте также секундомер и набор толстых цветных мелков или восковых карандашей или ярких маркеров. Важно, чтобы рисунок на выбранной бумаге получался жирным и ярким. Цветов должно быть не меньше, чем участников ТСР.

К СВЕДЕНИЮ

К СВЕДЕНИЮ

Шпаргалка для психолога

Скачать

Интерпретируйте рисунок

Полученный рисунок – картина взаимодействия между людьми. Каждый участник рисовал своим цветом, потому вам легко увидеть, кто что рисовал.

Оцените пространственную ориентацию рисунка. Смотрите на расположение всего рисунка и его отдельных элементов на листе и на взаимное положение фрагментов, которые выполнены разными людьми. Все ли место на листе занято? Чем больше пустого пространства на листе осталось, тем больше дистанция в отношениях между людьми в реальности. Отсутствие пустого места указывает на нехватку личного пространства у участников отношений.

Посмотрите, кто занял центр листа, кто рисовал сбоку, – это отражение стремления быть в центре внимания или избегать его. Посмотрите, смещены ли чьи-то изображения влево: в размышления о прошлом, погруженность в него. Посмотрите, смещены ли изображения вправо: жизнь будущим, ожиданиями чего-то.

Оцените, чей цвет заметнее и незаметнее на рисунке. Смотрите, кто занял больше всех места, а кто меньше всех: так отражается место и заметность человека в социальных отношениях. Иногда это показатель стремления вытеснить кого-то из отношений, например брата или сестру. В таком случае человек рисует так, чтобы захватить как можно больше пространства, особенно не работает над деталями или даже рисует каракули. Психологически близкие люди обычно рисуют рядом.

Оцените фрагменты рисунка. Представьте, что фрагменты совместного рисунка, выполненные кем-то одним, исчезли из общего изображения. Можно ли в этом случае будет опознать общий сюжет? Изменится ли он? Оцените каждого участника. Так вы увидите, кто вносит в рисунок и в реальное взаимодействие продуктивный вклад, а от чьего вклада, по сути, ничего не меняется.

В некоторых случаях вы сможете заметить, что если бы кто-то из рисовавших не вел себя определенным образом, эмоциональный фон общего результата был бы другим: например, не мрачным, не веселым. Продуктивность человека в отношениях отражается в мере продуктивности его вклада в общий рисунок. Рассмотрите рисунок и с точки зрения того, чьи фрагменты рисунка провоцировали какие-то чувства у других и вызывали реакцию.

Если рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых выполнен кем-то одним из рисовавших, это говорит о жестких личных границах и отсутствии взаимодействия. Каждый сам по себе, особенно если сюжеты отдельных фрагментов нельзя объединить в общий.

 

 

  Пример 4. Оба родителя обязательно поддерживают или исправляют каждую тему рисунка, которую задал ребенок. Большинство детей в группе развивают или исправляют тему рисунка, которую начал один из них. Так становится видно, чье поведение и в реальности сопровождается вниманием остальных и к чему ведет это внимание: поддерживают, помогают, переделывают.    
  Пример 5. Девочка начала рисовать домик, мальчик начал рисовать рядом машину. Сын нарисовал зомби, мама рядом нарисовала призрака. Старший воспитатель нарисовала траву и цветы, а заведующая бабочек над ними.    
 

 

Оцените, накладываются ли рисунки друг на друга. Также могут накладываться цвета. Тот, кто рисует поверх рисунка другого человека, нарушает его личные границы. Рисунок того, чьи границы нарушаются, необратимо меняется. Здоровое объединение цветов и усилий отличается от нарушения границ тем, что оставляет возможность другим участникам делать по-своему и продолжать общую тему.

 

 

  Пример 6. Ребенок нарисовал несколько штрихов, а мама соединила их сверху и снизу и превратила в длинную юбку принцессы. Видны не штрихи, которые сделал ребенок, а видна принцесса. Мама стирает личные границы ребенка, сливается. Или узкую малозаметную луну одного участника превратили в огромное веселое солнце, злобного скелета одели в милое платьице – не дают проявить негативные эмоции. Девочка начала рисовать человека, а мальчик превратил его в монстра. Старший воспитатель нарисовала дорогу, а заведующая всю дорогу заполнила машинами, пешеходами и дорожными знаками – другому нельзя быть собой, его корректируют и исправляют.    
 

 

Оцените тематические особенности изображения. Посмотрите, есть ли у рисунка общая тема, которая объединяет рисунки всех членов группы. Общая тема свидетельствует о готовности людей к сотрудничеству. Ее отсутствие или постоянные попытки каждого рисовавшего изменить тему на свою – наоборот. Проследите, кому принадлежала инициатива в выборе темы. Как правило, этот человек – неформальный лидер.

Интерес к другому человеку выражается в поддержке его идей и его темы рисунка. Тот, кто пытался изменить тему рисунка, пытается изменить что-то и в реальном взаимодействии. Может быть, нужно вынести на обсуждение какую-то тему: смерть, одиночество, усталость, гнев. Обычно эта тема символически выражена в рисунках. Может, нужно изменить тональность взаимодействия: убрать наигранное веселье или повысить настроение, сблизить всех или кого-то отделить и др.

Те, кто предпочитает работать на собственной ограниченной территории или занимается собственным сюжетом, а не общим, так выражают свою обособленность. Скорее всего, степень принадлежности к группе у этого человека низкая. Если ТСР выполняет семья, то это показатель чувства отчужденности от родственников. Хаотичное взаимодействие в рисовании свидетельствует о такой же непоследовательности в реальности: никто не доводит свое дело до конца: начинают и бросают.

Оцените тональные особенности изображения. Лучше не анализировать, как выбрали определенный цвет конкретные люди, поскольку набор цветов ограничен, в том числе выбором других людей. Так, выбор черного цвета может как свидетельствовать о протесте и негативном состоянии или ничего и не означать. Но общую цветовую гамму рисунка учитывать надо. Посмотрите, приятен ли и гармоничен ли общий рисунок по цвету. Мрачен – темные унылые тона; оптимистичен – многоцветный, яркий; спокоен – теплые оттенки, мягкие линии; напряжен – холодные оттенки, острые линии, мелкие и бурные штриховки. Это общий эмоциональный фон взаимодействия в группе.

К СВЕДЕНИЮ

Правила ТСР

Все участники ТСР по очереди выходят к столу. Они рисуют по условиям:

– постепенно сокращайте время, чтобы ослабить сознательный контроль, повысить интенсивность работы, создать игровую атмосферу;
– всего должно быть по 7 выходов каждого участника. Первый выход составляет 30 секунд. При повторных выходах время сокращается сначала до 25 секунд, потом до 20 секунд, потом до 15, 10, 5 и 3 секунд;
– время сокращается вместе со свободным местом на листе. Это помогает увидеть особенности взаимодействия участников группы.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как разговаривать с детьми про телесность, сексуальность и безопасность

Дарья Шутова
семейный и детский психолог, Москва

Воспитатели и родители часто избегают разговаривать с детьми о сексуальности и теле. Они не хотят отвечать на вопросы ребенка по этой теме, не помогают ему сформировать правильный словарь, не разговаривают с ним про телесные границы, правила безопасности. В статье – памятки для родителей о том, как и зачем говорить с детьми разного возраста про телесность, сексуальность и безопасность.

Родителям нужно разговаривать с ребенком о телесности и сексуальности для того, чтобы вовремя объяснить ему правила безопасного поведения. Это поможет предотвратить сексуальное и физическое насилие над ним. Расскажите родителям, как разговаривать с детьми о теле и сексуальности и как бороться с собственными страхами и предрассудками. Предложите памятки: «Когда говорить с детьми про тело, сексуальность и безопасность», «Какие есть аргументы “за” и “против” беседы с детьми про их тело», «Родительские мифы, и как дети реагируют на них», «Книги для детей про тело, сексуальность, отношения и безопасность».

Памятки для родителей


Кликните на кнопку с номером памятки

Почему родители избегают разговаривать с детьми
про сексуальность

Важно
Объясняйте детям, что интимные отношения – это только для взрослых людей

Родители нередко избегают разговаривать с детьми про сексуальность и отношения из-за собственных стереотипов и страхов. Возможно, в детстве они не получали опыт доверительных отношений со своими родителями и из-за этого считают тему сексуальности табуированной. Во взрослой жизни их собственным детям будет гораздо сложнее обсуждать со своим партнером или партнершей интимные отношения, переживания. Кроме того, дети таких родителей в будущем часто испытывают трудности, когда нужно отказаться от сексуальной близости, если они ее не желают.

 

 

  Пример. Одна из мам вспоминает: «В детстве я знала, что женщины носят младенцев в животе, но думала, что женщина просто выходит замуж и именно из-за этого у нее внутри появляется маленький ребенок. О реальном положении дел я впервые услышала на детской площадке, когда мне было лет шесть-семь. Этот рассказ показался мне просто невероятным: «Мой папа такое делает?!" Я помчалась домой и потребовала от мамы подтвердить, что на самом деле все не так. А она расплакалась и сказала, что уже собиралась мне об этом рассказать. Выяснилось, что меня не обманули».    
 

 

Как происходит психосексуальное развитие ребенка
до поступления в детский сад

До поступления в детский сад ребенок проживает оральную стадию психосексуального развития1. Этот период начинается с кризиса новорожденности и переходит в младенчество. Ребенок начинает узнавать свое тело, знакомиться с половыми признаками. Это знание пока эмоционально не нагружено, воспринимается как данность.

Гендерная социализация начинается с рождения, когда родители покупают для младенца одежду соответствующих цветов, определенные игрушки. Формируется образ тела, когда ребенок тянет в рот кулачки, сосет большой палец, хватает себя за ножки.

Основной способ познания окружающего мира и получения удовольствия – через рот и его слизистую, например, во время грудного кормления. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, физически отделяется от матери, начинается переход к следующей стадии развития. Он вступает в кризис трех лет.

Рекомендации для родителей


Кликните на вкладку с возрастом и прочитайте рекомендации

1 Источник: Ф. Тайсон, Р.Л. Тайсон «Психоаналитические теории развития», глава 4. Вернуться в текст>>

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsad.ru)

 

КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Как использовать марблы в коррекционно-развивающей работе с детьми

Наталья Устинова
педагог-психолог высшей категории МБОУДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Саторис», г. Уфа, Республика Башкортостан

Чтобы активировать познавательную деятельность ребенка, развивать мелкую моторику рук, мышление, используйте нетрадиционные материалы, например, стеклянные цветные камушки – марблы. В статье – упражнения и игры с марблами и памятки для психолога, родителей и педагогов.

Игры с марблами положительно влияют на психику ребенка. Они полезны детям с речевыми нарушениями. Используйте марблы для диагностики. Включите игры с ними в коррекционно-развивающую работу.

Какие марблы потребуются для занятий с детьми

Марблы бывают круглые, квадратные, матовые, прозрачные, цветные. Для занятий нужны разные марблы.

Что подготовить к занятиям. Для развивающих занятий приобретайте марблы разного цвета, размера и формы. Выбирайте такие марблы, которые будут плоскими с одной стороны – круглые шарики могут укатиться. Наряду с камешками используйте листья и яблоки разного цвета, желуди, фигурки птиц, рыб и др.

Где найти марблы. Марблы можно приобрести в магазинах для дома, декора, творчества. В магазине для художников есть стеклышки для мозаики. Они подойдут для детей постарше. Дополнить их можно отдельными марблами разных цветов.

Картотека игр для психолога


Кликните на карточку, чтобы прочитать игру

Как проводить занятия с марблами

Справка
Игры в марблы – чаще всего цветные стеклянные шарики – существуют в разных странах, например, упоминаются в «Приключениях Тома Сойера», игры с марблами называются «Марблс» (marbles)

Занятия с марблами лучше проводить в группах от трех до пяти человек. Также их можно проводить индивидуально.

Следите за безопасностью. Позволяйте детям играть с марблами только под присмотром взрослого. Объясняйте правила безопасности несколько раз, что камешки и шарики марблы не съедобны, не вкусны, их нельзя тянуть в рот. Не оставляйте наборы в доступном месте, если в группе есть еще более маленькие дети. Выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности. Храните марблы в безопасном для детей месте, но в красивой емкости, чтобы пробудить у них интерес.

Подбирайте игры и упражнения под конкретные цели. Упражнения познавательной направленности подбирайте с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Покажите, что можно делать с камешками. Предложите ребенку придумать свои способы игры с ними.

Образец характеристики

 

 

 

Скачать

Кликните на точки, чтобы увидеть подсказки

1

2

1

Форма

Составляйте психолого-педагогическую характеристику в произвольном виде

2

Структура дефекта

Четко сформулируйте первичное нарушение и вторичные отклонения в развитии

Только вы совместно с другими специалистами – педагогом-дефектологом и учителем-логопедом – можете правильно оценить уровень развития ребенка и расставить нужные акценты в характеристике.

Четко обозначьте все ограничения образовательных возможностей и опишите структуру дефекта: сформулируйте первичное нарушение и вторичные отклонения в развитии. Подробно охарактеризуйте состояние развития познавательной сферы и психических процессов и сформулируйте рекомендации по организации образовательной и коррекционно-развивающей работы. Пример первичного нарушения – нарушение слуха или зрения, вторичных отклонений – нарушение речи. Нарушения могут быть системного характера и изменять всю структуру психологического развития ребенка.

Составляйте характеристику в произвольном виде. Лучше не использовать шаблонов, так как каждый ребенок с ОВЗ уникален.

Не учитывать тип ОВЗ

Учитывайте, что дети с ОВЗ – очень разноплановая категория воспитанников по своему составу. Зачастую, помимо одного ведущего ограничения развития и образовательных возможностей, у ребенка диагностируются дополнительные ограничения, которые могут быть выражены в разной степени. Отклонения могут проявляться как в психологическом, так и в физическом плане. Они обусловливают нарушения общего развития, которые не дают детям вести полноценную жизнь.

Ваша задача – сформулировать рекомендации педагогам и принимать участие в реализации АОП. Только на основе результатов психодиагностики проводите коррекционно-развивающую работу, просветительскую работу с педагогами и родителями, формулируйте цели и задачи каждого мероприятия, которое проводите среди детей с ОВЗ. Так вы сможете учитывать индивидуальные возможности детей с ОВЗ и в наибольшей степени помочь их развитию.

К СВЕДЕНИЮ

Педагоги-психологи сталкиваются с ситуациями, когда приходится искать способ правильно ответить на грубое обращение по отношению к себе. Как реагировать на грубость со стороны родителей, детей и воспитателей расскажет Елена Абазян.

Что делать, если родитель ребенка оскорбляет вас при других детях? А если ребенок грубит и пытается вас ударить? Как быть, если воспитатель высказывает претензии в глаза и жалуется заведующему за спиной, после того как вы отказались подменять его? Из всех этих ситуаций можно выйти достойно и в будущем предотвращать их.

Что делать, если родитель ребенка оскорбляет вас при детях

Педагог-психолог рассказала маме мальчика из подготовительной группы, что по результатам диагностики ему лучше учиться в коррекционном классе. На следующий день папа пришел в кабинет во время занятия с детьми и стал кричать: «Кто вам дал право считать моего ребенка дебилом? Вы сами такая!»

Проводите предварительную работу с семьей. Сообщайте важную информацию совместно с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-дефектологом, например, на мини-консилиуме. На консультацию или мини-консилиум нужно пригласить обоих родителей, перед этим письменно уведомить их под подпись. Это покажет родителям, что будет обсуждаться серьезный вопрос. Информируйте родителей о трудностях ребенка в течение учебного года. Так вы покажете, что трудности заметили все специалисты, которые общаются с ребенком.

Смотрите на реакцию родителей при разговоре. Важно помнить, что для родителей их ребенок – самый умный и хороший. Используйте технику «сэндвич», когда рассказываете о трудностях ребенка: положительная информация, отрицательная, снова положительная. Подчеркните важную роль родителя в том, что у ребенка есть положительные черты. Когда родитель уходит со встречи, убедитесь, что он спокоен, не раздражен беседой, той информацией, которую получил. Это можно понять по речи, мимике, интонации. Успокойте родителя, если информация ему не нравится. Расскажите, что делать дальше. Предложите помощь.

Не говорите родителям, как им себя вести. Не доказывайте свою правоту, не обвиняйте второго родителя, который спровоцировал негативную реакцию супруга. Это усиливает противостояние и агрессию. Если необходимо, извинитесь за недоразумение. Возьмите тайм-аут, чтобы успокоить родителя и успокоиться самому. Главное – не допускать у себя состояния агрессии и обиды.

Что делать, если ребенок оскорбляет и бьет

Во время игрового занятия в подготовительной группе педагог-психолог предупредила детей, что тот, кто нарушит правило, временно выходит из игры. Девочка, которая нарушила правила и вышла из игры, заявила, что не будет больше играть. Она демонстративно покинула игровую и отказалась возвращаться. После занятия педагог-психолог попыталась лаской успокоить ребенка. Однако девочка стала ее толкать и царапать со словами: «Иди отсюда, не хочу с тобой говорить! Ты плохая!» Мама позже встала на защиту ребенка и сказала, что педагог-психолог поступила несправедливо.

Предлагайте пробную ситуацию. До того как играть по правилам, проведите тренировочный тур. Каждая ситуация индивидуальна. В описанной ситуации у ребенка есть трудности с самоконтролем. Скорее всего, они проявляются не впервые. Можно было дать девочке шанс исправить положение: «Ребята, в этот раз мы тренировались. А уже со следующего раза при нарушении правила нужно…" Если во второй раз произошло то же самое, то нужно действовать, как договорились вначале.

Реагируйте на готовность взаимодействовать. Спрашивайте у ребенка, готов ли он говорить с вами. Если не готов, проявляет физическую агрессию, отстранитесь. Если продолжает драться, блокируйте его действия: возьмите его руки в свои, не разрешайте наносить удары. Скажите: «Мне больно, посмотри на мои руки. Они покраснели. Не нужно так делать! Я отпущу твои руки, когда ты успокоишься». Когда успокоится, скажите: «Я вижу, что ты злишься на меня и еще не готов(а) разговаривать. Давай поговорим позже». Позже разберите ситуацию с ребенком. Не угрожайте, что поговорите с мамой. Иначе дети сами пожалуются на вас родителям, преувеличат и приукрасят произошедшее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.1 с.)