Как встречали Пасху в 1942 г. в Москве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как встречали Пасху в 1942 г. в Москве



Ведущая. К этому времени завершилось зимнее контрнаступление Красной Армии под Москвой. Но столица оставалась прифронтовым городом. А значит, строжайше соблюдались правила затемнения и комендантский час.

Но приближался один из главных христианских праздников — православная Пасха. В этот год она была ранней и к тому же чудесно совпала с 700-й годовщиной разгрома немецких псов-рыцарей на Чудском озере отрядом Александра Невского. Праздник двойной!

Прошла последняя неделя перед Пасхой — Страстная неделя. Митрополит Николай Ярушевич предупредил верующих, чтобыприняли меры к соблюдению всех правил поведения, установленных для военного времени. В субботу 4 апреля 1942 г. утренние радиопередачи неожиданно для всех начались с распоряжения коменданта Москвы о разрешении свободного движения в столице в ночь на 5 апреля — согласно христианской традиции! Вряд ли подобное распоряжение комендант прифронтового города решился бы дать без ведома Верховного главнокомандующего — Сталина.

Субботний день в Москве был теплым, сырым и мрачным. Оседали серые сугробы, весенние воды появились на тротуарах и мостовых. Накрапывал дождь. У Сов. Информбюро толпились люди. Стояли очереди за газетами. Но настроение у верующих и неверующих было праздничным.

К 8-9 часам вечера все храмы были заполнены людьми. Каждый нес в сердце молитву: кто за здравие воинов, сражающихся на фронте, кто — за упокой павших. Всех объединяли два чувства: вера в Христово Воскресение и страстное желание победы над врагом.

Священник обращается к верующим: «Братья! Город наш окружен тьмой, тьма рвется к нам на вражеских крыльях. Враг не выносит света. Он наносит по нему удар. Впервые наше Светлое Воскресение мы встречаем впотьмах. Тьма стоит за порогом и готова обрушиться на всякую вспышку света. Окна храма забиты фанерой, двери наглухо закрыты. Но мы зажжем свечи, которые у каждого в руках, и храм, который засияет внутри каждого из нас, никакой враг погасить не в силах. Воинство наше, наши мужья, братья и сыновья, и дочери в этот час стоят на страже света. Они против сил тьмы. Храните в себе свет, верьте в победу! Победа грянет, как Светлое Воскресение».

Главная служба шла в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, что на Бауманской площади. Внутренность храма залита светом, блестят золотом иконостасы, все утопает в цветах.

И вот наступает торжественная минута. Во главе сонма священнослужителей митрополит Николай, завершает службу сам патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Начинается пасхальная заутреня. Открылись Царские Врата, заблистали своей красотой престол, запрестольные иконы, окруженные чинным благолепием и массой живых цветов. Сейчас трудно подтвердить или опровергнуть ходившие в то время слухи о том, что эти цветы были доставлены с юга правительственным самолетом.

Возвышаясь над хором, что славил Воскресение Господне, громко и ясно звучал голос митрополита Николая, читавшего пасхальное послание патриаршего местоблюстителя: «...Да поразит праведный Судия всех злоумышленников и да откроет глаза тем, кто еще не хочет видеть в Гитлере врага Христова!»

Тихо и спокойно расходились люди по домам...

А на дальних подступах к столице шли яростные воздушные бои и грохотали зенитки....Встала огненная стена, сквозь которую вражеские самолеты не могли пробиться к городу.

Ведущий. Тогда русские люди отстояли свою родину. А потом подняли ее из руин, сделали великой державой. А сейчас? Что за время переживаем мы?

Кричите гневно вы — за что, за что карает нас?

А сами прячете глаза от необъятных глаз.

Нужны вам только доброта, прощение и свет,

А сами небу каждый миг вы говорите: «Нет!»

Вы сами виноваты в том, что рушатся дома, —

Ведь ваши души толстым льдом окутала зима.

Вы — следствия своей вины, неверия и лжи,

Господь совсем не для того вам вверил вашу жизнь.

Вы сами предали любовь, забыли доброту,

Вы злобой очернили день и пресекли мечту,

Вы изменили суть свою наперекор Творцу,

И к зверям ближе стали вы, чем к Божьему Лицу.

Нет, не оставил вас Господь — Он плачет и зовет,

Вы сами губите себя — а Он смиренно ждет,

Вы сами прячете глаза от необъятных глаз,

Вы сами губите себя — не Он карает вас.

М.Скребцова

 

Ведущая. Вспомните слова А.С.Пушкина «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Поразмыслите над этими словами, заодно и над изречениями, в которых отражен нравственный опыт поколений.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго добро,

От злого зло родится.

Итак, у человека есть право выбора, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Л.Н.Толстой был прав, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие». Добро может рождаться и из зла, как пламя на поленнице холодных дров. Все высокое и доброе имеет корни в наших поступках. Подумайте над этими словами, способны ли вы:

—простить обиду;

—поделиться последним с другом;

—уступить слабому;

—пожертвовать незнакомому человеку;

—помочь;

—утешить.

И проанализируйте: нравятся ли вам результаты вашей самооценки? Кто готов мысленно похвалить себя? Кто нет?

В заключение хочу сказать о любви к Родине. Хорошо сказал об этом писатель И.Ильин: «Быть русским — значит не только говорить по-русски, но воспринимать Россию сердцем, видеть ее драго­ценную самобытность и неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий... Быть русским — значит верить в Россию так, как верили в нее русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить борьбу за нее и нашу победу. Без веры в Россию нам не возродить ее».


 

Пасхальный колобок

священник

Константин Островский,

Воскресная школа

при Успенском храме

г. Красногорска Московской

области

1-й ведущий. Жили-были дед и баба.

2-й ведущий. Очень бедные.

1-й ведущий. У них не было даже курочки-рябы...

2-й ведущий. Ох, не было!

1-й ведущий. Она не снесла им яичка.

Ведущие (вместе). И не могли они испечь на праздник пас­хального куличика!

2-й ведущий. Дед бабе говорит...

Дед. Чем же, милая, нам на Пасху разговеться?

Баба. Ох, уж и не знаю, милай. Ведь мука у нас давно уже кон­чилась.

Дед. Давай, баба, не будем унывать, а помолимся Богу да по ам­бару пометем, по сусекам поскребем; может, хоть на колобок на­берется...

1-й ведущий. Так они и сделали: по амбару помели, по сусекам поскребли, мучицу на водице замесили, слезицей ее посолили...

2-й ведущий. Бога поблагодарили.

1-й ведущий. Испекли постный колобок и на окно положили.

Ведущие (вместе). До утра простынуть.

2-й ведущий. Наутро солнышко взошло, проснулся Колобок.

Колобок. Что-то дедушки и бабушки не слышно. Спят, поди... Намаялись со мной вчера, даже к обедне не встанут. Покачусь-ка я без них в церковь, пока они спят, окроплюсь святой водицей, ос-вящусь — хоть этим старичков утешу.

1-й ведущий. Соскочил Колобок с подоконничка, прыг на землю и айда скорехонько в церковь. Да не по дороге, а прямиком через лес. А навстречу ему волк...

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Волк, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь. Скоро вернусь.

2-й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему медведь.

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем.

Колобок. Что ты, Медведь, ведь я еще не освященный. По амбару метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей солен, но еще не освящен. Жди меня здесь.

1-й ведущий. Колобок покатился дальше, а навстречу ему лиса.

Лиса. С праздничком тебя, Колобок. Далеко ли ты, мой сладенький, направился?

Колобок. Я, Лиса, в церковь спешу.

Лиса. Куда, сладенький? Я что-то не расслышала. Колобок. В церковь Божию святой водой окропиться.

Лиса. Я что-то глуховата стала. Подойди ко мне, мой постненький, поближе.

Колобок. Я, Лисонька, в церковь тороплюсь, у батюшки святой водой окропиться, а ты меня здесь подожди.

2-й ведущий. Прикатился Колобок в церковь и сразу к батюшке. Окропился святой водой, а батюшка его спрашивает...

Батюшка. Где же, Колобок, твое красное яичко, которое ты освятить принес?

Колобок. Нет у меня, батюшка, красного яичка. Мои дедушка и бабушка бедные...

Батюшка. На, возьми это яичко, Колобок, отнеси дедушке и бабушке.

1-й ведущий. А тут и прихожане надавали Колобку целую корзину яичек.

2-й ведущий. Катится Колобок обратно через лес прямиком, а навстречу ему волк, медведь и лисица.

Звери. С праздником тебя, Колобок, с наступающим Христо­вым Воскресением! Будет нам чем на Пасху разговеться!

Колобок. Экие вы, звери, неразумные! Ведь я же постный: по амбарам метен, по сусекам скребен, на водице мешен, слезицей осолен. Как же вы мною разговеетесь?

Звери. Что же нам тогда делать?

Колобок. Возьмите-ка скорее вот по красному яичку, а как ночью служба отойдет, разговеетесь.

Звери. Ну, спасибо тебе, Колобок! Передай поклон дедушке и бабушке!

1-й ведущий. Побежал-покатился Колобок домой.

Дед и Баба. Где ты был, Колобок? Мы о тебе беспокоились!

Колобок. Я, дедушка и бабушка, в церкви был, святой водой окропился и вам красных яичек принес. Берите, будет теперь чем на Пасху разговеться!

 


 

История

 

Первую Пасху праздновали древние иудеи за 1500 лет до Рождества Христова. Тогда это был праздник освобождения евреев от египетского плена - ведь даже само слово «Песах» значило «исход, избавление». Христианскую Пасху, Новозаветную. апостолы установили скоро после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Она была наполнена новым смыслом и стала праздником обретения жизни вечной.

Сначала Христианскую Пасху праздновали одновременно с иудейской, в день приготовления евреями пасхального агнца. Пасхальная жертва стала олицетворять Иисуса Христа, пожертвовавшего Собой ради спасения человечества.

На Руси Пасха стала самым торжественным празднеством, ее называли «царь дней», а всю неделю перед ней - Великой, или Страстной неделей.

 

Празднование Пасхи

«Торжественный звон проносится в весеннем воздухе. Вереницы людей тянутся к храмам по улицам больших городов, по проселочным дорогам, по платформам и мостам. Темные ручейки вливаются в церковные дворы. Повсюду мелькают белые узелки: это несут, по старинному обычаю, освятить пасхальную трапезу.

Идут старые и молодые, верующие и колеблющиеся. До вечера обходят священники дворы, на которых разложены золотистые куличи, творожные пасхи, крашеные яйца...

Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере с презрением и насмешкой. Многие заражаются каким-то особым торжественным настроением, словно ждут чего-то.

В храме еще полутемно. Совсем недавно черные пелены напоминали о скорбных днях Страстной недели. Еще остается на амвоне Плащаница. Только после полунощницы ее уносят.

Наступает тишина.

Но вот в полночь из-за закрытых Царских Врат доносится пение; «Воскресение твое, Христосе Спасе...». Пение нарастает, крепнет, открываются врата, колышатся хоругви, и крестный ход идет через храм.

Процессия обходит вокруг церкви и останавливается в дверях. Гремит пасхальный тропарь:

 

Христос воскресе из мертвых,

Смертию смерть поправ

И сущим во гробе

Живот даровав.

— Христос воскресе!

— Воистину воскресе!

 

Незабываемые мгновения! Храм украшен. Священнослужители — в светлых ризах, все залито светом. «Миром Господу помолимся...» — начинается Великая ектения. А за ней, подобно перезвону праздничных колоколов, звучат песнопения пасхального канона: «Воскресения день...».

Один за другим выходят священники возвещать радость Воскресения народу, стихи канона несутся, как быстрые волны; они ритмичны, полны огня, ликования, всепобеждающей силы Жизни. После каждой песни канона — Малая ектения, а в заключение поются стихиры Пасхи: “ Да воскреснет Бог...».

Это победный гимн. Когда его подхватывает вся церковь, на мгновение кажется, что здесь, сегодня, за этой толпой, за этим переполненным храмом просвечивает грядущее Царство Божие, грядущая полнота Присутствия Божия».

Так описал встречу Пасхи известный богослов и религиозный писатель нашей эпохи отец Александр Мень.

 

Подготовка к Пасхе

Все православные народы России торжественно готовились к Святому дню. Люди считали, что добрые дела, которые совершаются для пользы других, особенно обделенных судьбой, помогают снять с души грех. Многие собирали деньги для выкупа должников из тюрьмы. Состоятельные люди не скупились делать добро. В тюрьму посылали подаяние арестованным, их тогда называли несчастненькими. Булочные получали заказы от жертвователя иногда на тысячу, а иногда и на две-три тысячи калачей и саек.

Светлый праздник Пасхи — день всеобщего равенства, любви, милосердия. Люди приветствовали друг друга словами: «Христос воскресе», в ответ звучало: «Воистину воскресе», — трижды целовались и одаривали друг друга красивыми пасхальными яйцами.

Начиная с Великого четверга, на Руси готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца, готовили пасху, пекли куличи, выпекали затейливые фигурки из лучшей пшеничной муки.

 

Пасхальные яйца

Еще древние народы, задолго до Рождества Христова, считали, что яйцо символизирует Вселенную. Многие древнегреческие философы писали, что яйцо является началом мира. В христианской религии яйцо получило новое символическое значение.

Есть предание о том, что обычай красить яйца появился благодаря разговору Марии Магдалины с римским императором Тиберием. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос воскрес».

Император засомневался, что смертный человек может воскреснуть из мертвых, «В это также трудно поверить, как в то, что это белое яйцо может стать красным!». И в тот же момент белое яйцо стало алым.

Красное яйцо — символ воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился после Воскресения Христова. Красный цвет не только говорит о радости воскресения и о возрождении рода человеческого, но еще и напоминает о крови, которую Христос пролил на кресте, искупая грехи человечества.

Сначала яйца красили только в красный цвет, но потом их стали раскрашивать во всевозможные цвета. Художники рисовали на них пейзажи или выписывали известные изречения. Такие яйца стали называть писанками. Так постепенно появились художественные традиции — уже целые поколения художников трудились над разукрашиванием яиц. Яйца стали делать из сахара, из шоколада, из дерева, стекла, серебряные и даже золотые, украшенные драгоценными камнями. Разрисовка яиц стала высоким искусством. Всем известны работы замечательного русского художника Фаберже. Пасхальные яйца его работы преподносили друг другу члены царской семьи, а сейчас они вписаны в реестр мировых шедевров.

 

Как покрасить куриное яйцо

 

На Руси еще за неделю до Пасхи собирали луковую шелуху. В ней прекрасно красятся куриные яйца. Этот самый простой способ все знают с детства. Но есть и в нем маленькие хитрости. Ясно, что яйца должны быть чистыми перед окраской. Варить их надо, как и обычно — положить в холодную, слегка подсоленную воду вместе с луковой шелухой, довести воду до кипения и дать повариться на слабом огне 10 минут. Многие на этом и заканчивают свои процедуры. Но если вы хотите, чтобы яйца блестели, точно покрытые лаком, нужно их вынуть, обтреть тряпочкой насухо и смазать подсолнечным маслом. Тогда они приобретут красивый блеск. А в оставшейся шелухе можно красить новую порцию яиц.

Есть другой способ покраски. При этом способе яйца у вас получатся, словно мраморные. Для этого вымытые и вытертые яйца надо обвязать цветными красящими нитками. Залив холодной водой, варить их примерно 15 минут. После этого яйца вынуть, вытереть насухо и придать им блеск. Вместо ниток яйца можно обвязывать цветными лоскутками линяющей материи.

Наконец, если вы обладаете художественным даром, то вы можете расписать яйца. Для этого сваренные в течение 8 минут яйца надо оставить в горячей воде. Вынуть одно, вытереть, положить в рюмку, и с помощью кисточки раскрасить верхнюю половину яйца. Красить надо именно горячее яйцо — краска на нем высохнет мгновенно. После этого быстро перевернуть яйцо и разрисовать вторую половину. Окрашенное яйцо выложить на блюдце и быстро прокрасить возможные пробелы. После этого из кастрюли с горячей водой взять второе яйцо.

 

Светлое Воскресенье

 

«На первый день Пасхи, как и на Рождество, в дома верующих приходило духовенство, и служили праздничный молебен. В течение всего дня приходили родственники и знакомые — поздравить с праздником. Их приглашали к столу и угощали пасхальными кушаниями. Но поскольку наш дом был не единственный; куда приходили, как говорилось, «делать визиты», то некоторые гости были уже гак сыты, что отказывались. Зато другие с удовольствием садились за стол. Родственники приносили нам, детям, подарки, преимущественно шоколадные яйца». (Из воспоминаний А. П. Воронцовой-Вельяминовой).

В каждом доме происходило разговление — люди вкушали с любовью приготовленную пищу после долгого поста.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.059 с.)