Исследование моторики и координации движений у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование моторики и координации движений у детей



Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М., 2005.

Методика состоит из двух основных разделов.

Раздел 1. Задания на ходьбу по линии и удерживание равновесия.

Раздел 2. Задания на чередование движений конечностей.

Результаты выполнения оцениваются в баллах. Во время обследования в таблицах отмечаются оценки за выполнение каждого задания, затем эти оценки суммируются. Рассчитывают три оценки: за выполнение заданий раздела 1, заданий раздела 2 и общая оценка. Кроме того, в разделе 2 регистрируется время выполнения 20 последовательных движений.

Задания на ходьбу по линии и на удержание равновесия

Для проведения необходима четко обозначенная на полу линия шириной 5 см и длиной 2,5 – 3 м. Ребенок должен быть в легкой обуви с мягкой подошвой или без обуви в носках. Сначала ребенку дается первая попытка для тренировки; оценка ставится по результатам второй попытки при выполнении 10 шагов. Шаги не должны быть слишком большими. Фиксируются избыточные движения (вспомогательные, балансирующие движения руками) и число ошибок (отступлений от линии). В 1 и 2 пробах ошибкой считается также опора на всю подошвенную поверхность стопы, в 3 и 4 – промежуток между пяткой и носком. За избыточные движения и каждую ошибку начисляется по 1 баллу.

Задание Избыточные движения: 0 баллов – нет 1 балл - есть Оценка в баллах (число ошибок)
1 Ходьба на носках, руки опущены вниз 0  1 0 1 2 3 4 5 6 7
2 Ходьба на пятках, руки опущены вниз 0  1 0 1 2 3 4 5 6 7
3 Ходьба приставными шагами вперед. Пятка ставится к носку, руки разведены в стороны 0  1 0 1 2 3 4 5 6 7
4 Ходьба приставными шагами назад (спиной), носок ставится к пятке, руки разведены в стороны 0  1 0 1 2 3 4 5 6 7

 

В заданных позах необходимо удерживать равновесие в течении 20 с (время фиксируется секундомером). В зависимости от времени, на протяжении которого ребенок способен удерживать равновесие, в правом столбце выставляется соответствующая оценка (в баллах):

0 баллов – 20 и более секунд;

1 балл – от 15 до 19 секунд;

2 балла – от 10 до 14 секунд;

3 балла – от 0 до 9 секунд.

В столбце «избыточные движения» фиксируются вспомогательные установки рук, тенденция к падению, за наличие которых начисляется по 1 баллу.

Задание

Избыточные движения

0 баллов – нет

1 балл - есть

Оценка в баллах

20 с 19-15 с 14-10 с 9-0 с
0 1 2 3
1 Проба Ромберга (ступни ставятся рядом, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены): а) вспомогательные установки рук; б) тенденция к падению 0      1        
2 Усложненная проба Ромберга (пятка приставлена к носку, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены): а) вспомогательные установки рук; б)тенденция к падению 0      1        
3 Стояние на правой ноге (руки опущены вниз, левая нога поднята и согнута в колене): а) вспомогательные установки рук; б)тенденция к падению 0      1        
4 Стояние на левой ноге (руки опущены вниз, правая нога поднята и согнута в колене): а) вспомогательные установки рук; б)тенденция к падению 0      1        

 


Задания на чередование движений конечностей

Ребенок и исследователь сидят на стульях напротив друг друга. Высота стула для ребенка должна быть подобрана в соответствии с его ростом, так чтобы его ступни касались пола своей поверхностью. Каждая серия движений сначала показывается ребенку, а затем воспроизводится им для тренировки. Ребенку объясняют, что он должен ритмично повторять движение много раз и делать это так быстро, как только возможно. Оцениваются время (с помощью секундомера) и качество выполнения 20 последовательных движений. Отмечается наличие синкинезий (одновременных лишних движений), гиперметрии (избыточности движений по амплитуде) и дизритмии (нарушений ритма при повторении движений):

0 баллов – нет

1 балл – есть.

Виды синкинезий: сопутствующие движения головой и других конечностей, орофациальные – сокращения мышц лица (мимических) и мышц вокруг рта, зеркальные – аналогичные движения в противоположной конечности.

Задание Время выполнения в секундах Движения головы, конечностей Орофациальные Зеркальные Гипермертрия движений Дизритмия движений
1 Постукивание носком стопы о пол: справа слева   0 1 0 1 0 1 0 1 0 1
2 Хлопки ладонью по колену: справа слева   0 1 0 1 0 1 0 1 0 1
3 Удары указательным пальцем о большой палец: справа слева   0 1 0 1 0 1 0 1 0    1
4 Последовательные удары 2 – 5-го пальцев о большой палец справа слева   0 1 0 1 0 1 0 1 0 1

Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых мальчиков, М ± σ

(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)

Исследованные показатели 5-6 лет, n = 19 7-8 лет, n = 34 9-10 лет n = 28 11-12 лет n = 42 13-14 лет n = 46

Оценка (в баллах)

Общая сумма баллов 26,6±4,6 16,4±0,1 10,0±6,0 9,9±4,6 8,0±4,0
Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие 11,3±4,9 5,8±3,1 3,5±2,7 4,1±2,3 2,6±1,9
Раздел 2. Задание на чередование движений 15,7±5,3 10,6±5,0 6,7±5,6 6,0±3,1 5,4±3,3

Время выполнения 20 последовательных движений (в сек)

Постукивания носком стопы справа слева   9,5±2,4 9,2±2,0   8,0±2,0 8,3±2,2   6,9±1,5 6,9±1,2   6,5±1,5 6,9±1,8   6,2±1,5 6,2±1,7
Хлопки ладонью по колену справа слева   7,3±1,4 7,3±1,1   7,3±2,0 7,0±2,1   5,3±1,5 5,2±1,7   6,1±1,5 6,3±1,7   6,0±1,5 6,0±1,6
Удары указательного пальца о большой палец справа слева     8,1±1,3 8,1±1,4     7,5±1,5 7,4±1,8     6,5±1,4 6,3±1,7     6,3±1,4 6,4±2,1     5,8±1,4 5,7±1,5
Последовательные удары 2-5 пальцев о большой палец справа слева     15,4±4,0 16,3±4,4     14,0±2,8 13,9±3,4     11,9±3,0 11,3±3,5     8,4±1,8 7,7±2,1     7,4±2,0 7,1±2,3

 

Результаты исследования моторики и координации движений у здоровых девочек, М ± σ

(М – средняя величина, σ – стандартное отклонение)

 

Исследованные показатели 5-6 лет, n = 25 7-8 лет, n = 28 9-10 лет n = 20 11-12 лет n = 42 13-14 лет n = 47

Оценка (в баллах)

Общая сумма баллов 22,7±8,9 14,2±6,0 9,1±5,5 7,6±4,1 7,6±4,1
Раздел 1. Задания на ходьбу и равновесие 10,3±7,1 5,1±4,4 4,2±3,1 3,6±2,3 2,7±2,2
Раздел 2. Задание на чередование движений 12,4±5,3 9,0±4,1 4,9±3,8 4,0±2,9 3,6±2,5

Время выполнения 20 последовательных движений (в сек)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.008 с.)