Методики, которые могут применяться для диагностики детей с СДВГ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики, которые могут применяться для диагностики детей с СДВГ.



Невнимательность

1. Ребенок часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).

7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

 

II. Шесть или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются на протяжении по меньшей мере б месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, "как будто к нему прикрепили мотор".

6. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

 

 


Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
(модификация метода Пьерона — Рузера)

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Образец 1

таблица 1

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания — 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания — 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости внимания — 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошиб­ками. Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания — 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Ко­ноновой).

 


Тест Тулуз-Пьерона

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М., 2008

Исследование внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности во времени.

Применяется для обследования детей от 6 лет.

Инструкция: «Внимание! Слева в верхней части Ваших ответных бланков нарисованы два квадратика-образца. С ними надо сравнивать все остальные квадратики, нарисованные на бланке. Строчка, находящаяся сразу под образцами и не имеющая номера – тренировочная строчка (черновик). На ней Вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание. Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строки с образцами. В том случае, если квадратик тренировочной строки совпадает с каким либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой. Если такого квадратика среди образцов нет, то его следует подчеркнуть (проговаривание инструкции необходимо сопровождать демонстрацией соответствующих действий). Сейчас вы будете последовательно обрабатывать все квадратики тренировочной строчки, зачеркивая совпадающие с образцами и подчеркивая несовпадающие. Работать необходимо строго по инструкции.

Нельзя:

1. Сначала вычеркнуть все квадратики, совпадающие с образцами, а потом подчеркнуть оставшиеся.

2. Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3. Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

4. Выполнять инструкцию наоборот: подчеркивать совпадающие и вычеркивать несопадающие с образцами квадратики».

Только после того, как дети все поняли, они могут приступить к самостоятельной обработке тренировочных строчек на своих бланках. Тем, кто не понял, необходимо индивидуально на бланке показать, как надо работать.

Продолжение инструкции: «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку дается 1 минута. По команде «Стоп!» необходимо перейти к обработке следующей строчки. В каком бы месте вас ни застал сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать нужно как можно быстрее и как можно внимательнее».

Обработка результатов происходит при помощи наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе маркером выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне маркеров все квадратики должны быть подчеркнуты.

Для каждой строчки подсчитывается:

1. Общее количество обработанных квадратиков (включая ошибки).

2. Количество ошибок.

За ошибку считаются неверная обработка, исправления и пропуски. Затем значения переносятся на бланк фиксации результатов.

Номер строки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество обработанных знаков                    
Количество ошибок                    

 

К основным расчетным показателям детей с СДВГ относятся коэффициент точности выполения теста (показатель концентрации внимания) и показатель устойчивости внимания.

1. Скорость выполнения теста (V) – общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строчек.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания) – отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

3. Устойчивость внимания

Где уi – количество ошибок в строке, α – среднее количество ошибок в строке, n – количество рабочих строчек.

 

Рисунок 1. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»

На рисунке № 1 представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике.


График динамики продуктивности и устойчивости внимания

1,25

         
1,00

         
0,75

         
0,50

         
0,25

         
0,00

         
           

                                                               0,5        1,0      1,5       2,0      2,5

 

 


Методика «Домик»

(Н.И. Гуткина).

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. И.П. Брязгунов рекомендует использовать в комплексном обследовании детей с гиперактивностью широко применяемые в пси­хологической практике рисуночные техники. Эта методика рассчитана на детей 5 – 10 лет.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Материал: картинка, изображающая домик, лист А4, простой карандаш.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй пожалуйста, точно такую же картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок – «Домик»). Не торопись, будь внимательным, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать не надо, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда начинай рисовать». По окончании работы ребенку предлагается проверить, все ли у него верно.

Обработка результатов производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование оценивается в 0 баллов.

Ошибками считаются:

1. Отсутствие каких-либо деталей рисунка (4 балла)

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (3 балла)

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла)

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл)

5. Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл)

6. Разрывы между линиями в тех метах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв).

7. Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание).

При анализе рисунка так же надо обращать внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка. Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.


Методика «Домик» *

(Н.Н. Гуткиной)

Фамилия, имя _________________________________ Возраст ________________

              Дата обследования ______________

Баллы Ошибки Выполнение
0 нет  
4 Отсутствует какая-либо деталь: - правая половина забора - левая половина забора - дым - труба на крыше - крыша - штриховка на крыше - окно - линия основания домика  
3 Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (за каждую деталь)  
2 Неправильно изображенный элемент рисунка Количество неважно.  
1 Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка: - Забор не на одной линии с домом - Смещение трубы к левому углу крыши - Смещение окна в сторону от центра - Расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии - Основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его  
1 Отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления  
1 Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв) Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши (1 балл за штриховку в целом)  
1 Залезание линий одна на другую (1 балл за каждое залезание)  
      Сумма баллов    

 



Методика «Проставь значки»

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.

Инструкция: «Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».

Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:

где S – показатель переключения и распределения внимания;

N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;

n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).



Методика «Запомни и расставь точки»

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3.

Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.


Вопросы к методике «Да и нет не говорите»

(первый комплект)

1. Ты любишь смотреть мультфильмы?

2. Ты видел когда-нибудь кошку?

3. Солнышко какого цвета?

4. Ты сейчас ешь конфету?

5. Днем есть на небе звезды?

6. Сейчас ночь?

7. Завтра ты пойдешь в школу?

8. В каком городе ты живешь?

9. Когда выходной, ты ходишь в детский сад?

10. Птички в норках живут?

11. Может ли кошка съесть мышку?

12. Рыбки живут в воде?

13. После зимы наступает осень?

14. Летом в пальто ходят?

15. Ты любишь рисовать?

16. На день рождения тебе подарили подарок?

17. Как зовут твоего друга?

18. Снег летом бывает?

19. Ты хочешь стать космонавтом (артисткой)?

20. Ты делаешь утром зарядку?

21. Игрушки живые?

22. Какого цвета халат у врача?

23. Ты сейчас спишь?


Вопросы к методике «Да и нет не говорите»
(второй комплетк)

1. Сейчас идет дождь?

2. Ты красивый?

3. Ты умеешь разговаривать?

4. Какого цвета небо?

5. У тебя есть нос?

6. Ты любишь жевательную резинку?

7. Ты хотел бы уехать в Америку?

8. Купить тебе самолет?

9. Где живут лягушки?

10. Хочешь стать волшебником?

11. Пойдешь ко мне жить?

12. Любишь папу с мамой?

13. У тебя есть кот?

14. Тебе нравится в садике?

15. Сколько ножек у стола?

16. Хочешь стать летчиком?

17. Сейчас весна?

18. Зимой шуба греет?

19. Солнце светит всегда?

20. Когда снег бывает?

21. Белые медведи живут на севере?

22. У тебя есть бабушка?

23. Вода мокрая?

24. Тебя зовут Сережа?

25. Кем ты хочешь стать?


Методика «10 слов» (А.Р. Лурия).

Бобченко Т.Г., Пронина Е.В. Организация производственной практики в дошкольном образовательном учреждении. – Владимир, 2008.

Методика предназначена для изучения развития речевой кратковременной непосредсвенной механической памяти, динамики запоминания. Методика может быть использована для обследования детей, начиная с 5 лет. Проводится индивидуально.

Содержание методики включает инструкцию, стимульный материал, бланк для фиксирования ответов.

Стимульный материал представлен 10 именами существительными, не связанными между собой по смыслу, значение которых знакомо дошкольнику: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Провдится в 5 этапов

Инструкция:  «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами. Записываются в соответствующей ячейке слова, которые ребенок запомнил с ошибкой.

Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап). Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил,— все вместе, в любом порядке».

3 – 5 этапы. Инструкция: «Еще раз».

Ответы ребенка не исправляются и не критикуются. В конце надо обязательно похвалить: «Задание было трудное, ты молодец, много запомнил».

Количественный анализ

1. Подсчитать количество правильно воспроизведенных слов после каждого предъявления – Рn, где n – порядковый номер предъявления

2. Вычислить показатель продуктивности запоминания – среднее значение правильно воспроизведенных слов

 P cp = (P1 + P2 + P3 + P4 + P5) / 5

3. Построить диаграмму «Динамики продуктивности запоминания».

Качественный анализ

· Уровень патологии – 0-1 слово

· Слабый уровень, субнорма – 2 слова

· Средний уровень – 3-4 слова

· Хороший уровень – 5-7 слов

· Высокий уровень – 8-10 слов

Таким образом, для 5-7 летних детей показатель продуктивности запоминания в норме равен 3-5 единицам.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания детей. У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.

Кривая, имеющая вид плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеет место при неустойчивом внимании.

Анализ допущенных ошибок.

Если ребенок заменяет исходные слова близкими по смыслу «конь» - «лошадка», «хлеб» - «булка», «брат» - «мальчик» и т.д. – это значит, что происходит образное кодирование информации, и зрительная память дошкольника доминирует над аудиальной. Ребенок запоминает не то, что слышит, а тот образ, которые при этом у него активизируется. В этом случае понимать и запоминать информацию ребенок будет неточно, искаженно. В этом случае при проведении коррекционно-формирующей работы важно контролировать точность воспроизведения информации ребенком, следить за правильностью его речи, уточнять значения слов.

Употребление уменьшительно-ласкательных форм слова – «братик», «грибок», «лошадка» - характерно для инфантильных детей.

Застревание на ошибках – повторяют одну и ту же ошибку от этапа к этапу – свидетельствует об инертности познавательных процессов.

Динамика продуктивности запоминания.

У здоровых детей количество правильно воспроизведенных слов планомерно увеличивается.

Если количество правильно воспроизведенных слов на одном из этапов начинает планомерно уменьшаться, это свидетельствует о повышенной утомляемости, снижении концентрации внимания.

Кривая, имеющая форму плато, характерна для эмоционально вялых детей, не заинтересованных в том, чтобы запомнить лучше.

Неустойчивая продуктивность запоминания и зигзагообразная кривая имеют место при неустойчивом внимании.

При написании выводов учитываются результаты количественного и качественного анализа.


Протокол обследования

Фамилия, имя _______________________________ Возраст ________________

Дата обследования _____________________________

  Этап Лес Хлеб Окно Стул Вода Брат Конь Гриб Игла Мёд   Лишние слова   Рn
1                        
2                        
3                        
4                        
5                        

Рср

 

 

Продуктивность запоминания
5
1
10

Методика "Лабиринт"

Павлова Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. – М., 2007

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999

Методика направлена на выявление уровня сформированности наглядно-образного (в частности, наглядно-схематического) мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

 

Материал представляет собой изображение полянок с развет­вленными дорожками и домиками на их концах, а также "писем", условно указывающих путь к одному из домиков, по­мещенных под полянкой. Вводные задачи состоят из двух задач — задачи "А" и задачи "Б". Решение каждой из задач проверяется экспери­ментатором. Далее следуют основные задачи. На рисунках к задачам 1-2 изображены только разветвленные дорожки и до­мики в конце них; на всех остальных каждый участок дорож­ки помечен ориентиром, причем в задачах 3-4 одинаковые по содержанию ориентиры даны в разной последовательности; в задачах 5-6 каждое разветвление помечено двумя одинаковыми ориентирами. В задачах 7-10 два одинаковых ориентира даны в разных последовательностях и расставлены не на отрезках пути, а в точках разветвления. На "письмах" к задачам 1-2 изображена ломаная линия, показывающая направление пути, по которому должен вестись поиск. В "письмах" к задачам 3-6 в определенной последовательности снизу вверх даны изображения тех предметов, мимо которых надо идти. В "письмах" к задачам 7-10 изображены одновременно и повороты пути (ло­маная линия), и необходимые ориентиры.

Чтобы найти нужный путь, ребенок должен учитывать в задачах 1-2 направления поворотов, в задачах 3-4 — харак­тер ориентиров и их последовательность, в задачах 5-6 — со­четания ориентиров в определенной последовательности, в за­дачах 7-10 — одновременно ориентиры и направления пово­ротов.

Инструкция

Детям вначале дают две вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как дети открыли первый листок тетради с вводной задачей.

"Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо. (Экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено.) В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".

Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки.

Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает детям перевернуть листок и говорит:

"Здесь тоже два домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону".

Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в письме". Решение задачи снова проверяется, ошибки объяс­няются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дает­ся краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

"Вписьме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинайте двигаться от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 3:

"Смотрите на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найдите нужный домик и зачеркните его".

К задаче 4:

"Смотрите на письмо. Надо пройти от травки, сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметьте домик".

К задачам 5-6:

"Будьте очень внимательны. Смотрите на пись -мо, отыскивайте нужный домик и зачеркните его".

К задачам 7-10:

"Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его".

Оценка результатов.

Оценка производится в сырых баллах без перевода в нормализованную шкалу.

При обработке результатов по каждой из задач №1 – 6 за каждый правильный поворот начисляется 1 балл. Поскольку необходимо сделать 4 поворота, максимальное количество баллов за каждую из задач – 4. В задачах №7 – 10 за каждый правильный поворот начисляется 2 балла, в задачах №7, 8 (два поворота) максимальное количество баллов равно 4; в задачах №9, 10 (три поворота) – 6 баллов. Все оценки, полученные ребенком в отдельных задачах, суммируются.

При оценке результатов необходимо учитывать номер вы­бранного домика и номер задачи (см. ключ). В месте пересечения их координат указана оценка (в баллах). Номер выбранного домика и оценка заносится в протокол. Все оценки суммируются. Макси­мальное количество очков — 44.


Образец протокола

ФИО ______________________________________ Дата рождения _________________

Дата обследования ____________________________________

 

№ задачи № домика, указанного испытуемым Оценка (в баллах)
1    
2    
3    
4    
5    
6    
7    
8    
9    
10    

Суммарный балл

 

 


Ключ

№ домиков

№ задачи

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 0 0 1 1 0 0 2 4 0
2 1 0 0 1 1 0 0 2 2 0
3 1 0 0 1 1 0 0 4 0 2
4 1 0 0 1 1 0 2 2 0 0
5 2 0 0 2 4 0 0 0 0 0
6 2 0 0 2 3 0 0 0 2 0
7 4 0 0 4 2 0 2 0 0 2
8 3 0 0 3 2 0 0 2 0 4
9 0 2 4 0 0 1 2 0 4 2
10 0 2 3 0 0 1 0 2 2 2
11 0 3 2 0 0 1 0 0 0 4
12 0 4 2 0 0 1 0 0 0 2
13 0 1 1 0 0 3 4 0 0 4
14 0 1 1 0 0 4 2 2 0 6
15 0 1 1 0 0 2 2 0 0 2
16 0 1 1 0 0 2 2 0 2 2
17                 2 2
18                 2 4
19                 0 0
20                 2 0
21                 6 0
22                 4 0
23                 2 2
24                 2 0
25                 0 0
26                 2 4
27                 0 0
28                 2 0
29                 0 2
30                 0 0
31                 4 0
32                 2 0

 

 

Интерпретация полученных результатов

38-44 балла — дети с детальным соотнесением одновременно двух параметров. Имеют достаточно полные и расчле­ненные пространственные представления.

31-38 — дети с незавершенной ориентировкой на два параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзыва­ют к одному. Это обусловлено недостаточной стойкос­тью и подвижностью в развитии пространственных представлений.

24-31 балл — дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений про­стейшей структуры.

18-24 — для этих детей характерна незавершенная ориенти­ровка даже на один признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-об­разной ориентировки в пространстве.

Менее 18 баллов — дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т.е. неразвитостью наглядно-образного мышления.


Оценка результатов.

10 баллов – ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8-9 баллов – ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин.

6-7 баллов – ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 мин.

4-5 баллов – ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 мин.

2-3 балла – ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 мин.

0-1 балл – ребенок за 3 мин не справился с заданием.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий



Методика «Обведи контур»

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). Сост. Е.В. Доценко. – Волгоград, 2007.

Методика предназначена для исследования наглядно-действенного мышления.

Детям дается бланк с рисунком и дается следующая инструкция:

Как можно быстрее и как можно точнее воспроизведи на правой половине этого же рисунка тот контур, который нарисован на его левой части. Все линии надо стараться делать прямыми и точно соединить углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были нарисованы в тех же самых местах, где они изображены на рисунках в левой части.

 

Оценка результатов:

Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества выполнения задания.

10 баллов – ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 секунд, причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии точно следуют по заданных контурам.

8-9 баллов – на выполнение задания ушло от 90 до 105 секунд. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми; в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур; от двух до четырех линий выходят за пределы контура; от четырех до пяти углов соединены неточно.

6-7 баллов – на выполнение задания ушло от 105 до 120 секунд. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые; от четырех до шести углов соединены не вполне точно; от пяти до шести линий выходят за пределы контура; от шести до семи углов соединены не вполне точно.

4-5 баллов – на выполнение задания затрачено от 120 до 135 секунд. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми; от семи до десяти углов соединены не вполне правильно; есть семи или восемь линий, которые не являются вполне прямыми; имеется от восьми до десяти углов, которые соединены не вполне точно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.208 с.)