Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 1991-2009 годах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 1991-2009 годах



Задачи:

А) образовательные: познакомить учащихся с событиями рубежа XX-XXI веков в России; обеспечить усвоение причин нестабильности политической ситуации в России в конце XX века; сформировать представление о личных и нравственных качествах выдающегося политического деятеля В.В. Путина;

Б) воспитательные: способствовать формированию личностного эмоционально-ценностного отношения к историческим событиям в России рубеже XX-XXI века; воспитание толерантного отношения к ответам других учащихся, умения слушать друг друга;

В) развивающие: продолжить развития у учащихся исторического мышления, умения делать выводы и обобщения, давать свою оценку изучаемым событиям; развивать умение работы с видеофрагментами, исторической картой и текстом учебника

Тип: изучение нового материала

План

Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 1991-2009 годах

2. Государственное строительство Российской Федерации в 1991-1993 гг.

Октябрьские события 1993 г.

Парламентские выборы в России 1995 г.

Государственно-политическое развитие России на рубеже XXI в.

Парламентские выборы 1999 г. и выборы Президента РФ 2000 г.

Государственно-политическое развитие

Октябрьские события 1993 г.

Принятие новой Конституции России. 21 сентября 1993 г. в связи со сложившейся в обществе и государстве взрывоопасной ситуацией Б. Н. Ельцин в телевизионном обращении к россиянам обнародовал основные положения указа № 1400 "О поэтапной конституционной реформе". Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и формировании двухпалатного Федерального Собрания на базе проведения выборов в Государственную Думу с наделением функциями верхней палаты нового парламента Совета Федерации (последний был создан летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ). Фактически это означало роспуск прежних советских органов законодательной власти. Новые выборы были назначены на 12 декабря 1993 г. В тот же вечер Председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов охарактеризовал действия Президента как антиконституционный переворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь на 22 сентября, опираясь на уже отмененную Президентом РФ Конституцию, вице-президент А. В. Руцкой заявил о возложении на себя президентских полномочий. Собравшиеся на следующий день на X (внеочередной) Съезд народные депутаты решили не покидать здание Верховного Совета - "Белый дом", которое к этому времени уже было оцеплено силами правопорядка, подчиненными Президенту. На требование исполнительной власти сдать оружие защитники власти Советов ответили отказом. В течение 10 дней продолжалось напряженное противостояние. Неоднократно предпринимались попытки разрешить его мирным путем: сторонники Верховного Совета и представители Президента при посредничестве Русской православной церкви вели напряженные переговоры. Однако прийти к желаемому компромиссу так и не удалось.

Трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. стали апогеем противостояния между ветвями власти. 3 октября массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Утром 4 октября начался обстрел "Белого дома" из танковых орудий, а затем отряды спецподразделений взяли здание Верховного Совета штурмом. Главные политические оппоненты Ельцина - Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, А. М. Макашов и ряд других были арестованы. В ходе этих трагических событий 1993 г. в Москве погибло и было ранено несколько сот человек.

После разгрома мятежного парламента Б. Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. Одновременно повсеместно начался процесс упразднения органов советской власти, а их полномочия переходили к представителям Президента РФ. Таким образом, конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.

В соответствии с указом Президента РФ выборы депутатов Государственной Думы должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Представленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства граждан, принявших участие в голосовании (около 55% от общего числа избирателей).

По итогам проведенных в конце 1993 г. выборов в Государственную Думу первого созыва из 450 депутатских мест 96 заняли (с учетом депутатов, избранных по территориальным округам) представители проправительственного блока "Выбор России", возглавляемого Е. Т. Гайдаром. Наибольшее число мандатов по партийным спискам неожиданно получила Либерально-демократическая партия России В. В. Жириновского. На Коммунистическую партию РФ (председатель Г. А. Зюганов) пришлось 65 мандатов, а на ее союзницу - Аграрную партию России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии: "Яблоко", Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и "Женщины России" - получили в новом российском парламенте от 14 до 21 места. На пост председателя Госдумы первого созыва был избран представитель Аграрной партии - бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС И. П. Рыбкин.

Пятая в истории нашего Отечества Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., подвела черту под 75-летним советским периодом российской государственности, определив контуры новой системы государственно-политического устройства. Однако она носила отпечаток переходного периода. Статья 1 новой Конституции гласила: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это давало ясное представление о главных целях строительства нового Российского государства и о тех ценностях, к достижению которых стремится наше общество.

Вся полнота государственной власти в России осуществляется Президентом РФ, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент - Федеральное Собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действующими самостоятельно. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России.

Как глава государства Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ВС) РФ. С согласия Думы он назначает Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Президент представляет Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора РФ. В его полномочия входит утверждение военной доктрины страны, формирование Совета Безопасности РФ, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ и высшего командования ВС РФ. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной им кандидатуры на пост премьер-министра. Президент избирается (до 2012 г.) сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого голосования. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение Президента от должности, хотя и предусмотрено Конституцией (статья 93), но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан. Вместе с тем само декларирование данного положения в Конституции уже не позволяет считать президентскую власть абсолютной.

Нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых (до 2012) на срок четыре года. В отличие от Думы, верхняя палата парламента - Совет Федерации до 2000 г. формировался из руководителей субъектов РФ (по одному представителю от исполнительной и законодательной власти). Депутаты Думы и Совета Федерации работают в парламенте на постоянной основе.

Впервые в истории нашей страны ее Основной Закон содержит гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты. В Конституции РФ провозглашается право для всех граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая и такую форму, как забастовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - главной обязанностью государства.

В соответствии с Конституцией в компетенцию Федерального Собрания входит обязательное одобрение обеими его палатами государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты. Однако реальное воздействие нижней палаты парламента на развитие внутриполитических процессов и формирование общественного мнения в нашей стране оказалось значительно шире закрепленных за Думой полномочий. Так, с начала 1994 г., в силу того что значительная часть депутатского корпуса Государственной Думы находилась в оппозиции проводимому исполнительными органами власти курсу рыночных реформ, постепенно осуществлялась его корректировка. В официальных документах и заявлениях российского правительства, возглавляемого В. С. Черномырдиным, все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности "шоковых" социально-экономических преобразований. В обнародованной летом 1994 г. новой программе реформ основной целью развития провозглашалось формирование в стране "высокоэффективной, социально ориентированной рыночной экономики".

Президент и его ближайшие советники также стали уделять больше внимания проблемам укрепления федерализма и общенационального единения. В целях реализации данного курса в феврале 1994 г. Б. Н. Ельцин выступил с инициативой о достижении общественного согласия, и в качестве первого шага предложил провести амнистию. В ответ депутаты Думы первого созыва, расширив понимание идеи согласия в обществе, 23 февраля 1994 г,, в День защитника Отечества, приняли постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников "дела ГКЧП" 1991 г., а также первомайских и октябрьских событий 1993 г., которое сразу же было принято к исполнению Генеральной прокуратурой РФ.

Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти стало подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии при участии представителей федеральных органов власти, субъектов РФ, лидеров большинства политических партий и движений, представителей духовных конфессий, руководителей творческих союзов и других объединений. Однако нарастание политической напряженности в стране после принятия Основного Закона свидетельствовало о том, что создание новой правовой основы российской государственности еще не устранило всех проблем, препятствующих ее развитию. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и регионами стало заключение индивидуально проработанных двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и руководством Татарстана, подписанный 15 февраля 1994 г. Затем подобные соглашения заключались со всеми остальными субъектами РФ. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии конструктивного диалога с регионами, российскому руководству не удалось найти оптимальное решение вопроса о статусе Чеченской Республики, формально являющейся субъектом РФ, но фактически ставшей "самопровозглашенным государством" на территории России.

Приложение

Реформы Е. Т. Гайдара

Распад Советского Союза и крах экономической политики, проводившейся "перестроечным" руководством КПСС и характеризовавшейся попытками совместить введение рыночных механизмов с сохранением социалистических методов хозяйствования, вынудили российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным предпринять радикальные меры по реформированию экономики страны. Уже в конце октября 1991 г. Ельцин обнародовал программу радикальных экономических преобразований, в основе которой лежали методы западной программы "шоковой терапии", переработанные применительно к российским условиям группой экономистов во главе с Е. Т. Гайдаром. Программа предусматривала введение свободных цен на товары и услуги (так называемую либерализацию цен), "запуск" механизма конкуренции между отраслями промышленности и предприятиями, освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли, наконец, широкую приватизацию и акционирование основных средств, принадлежащих государству в промышленном и сельскохозяйственном производстве, - "разгосударствление", которое должно было превратить широкие народные массы в собственников и предпринимателей. Намечалось также проведение жесткой антимонопольной политики. Социально незащищенные слои населения (пенсионеры, дети, инвалиды и т.п.) должны были при этом получить адресную поддержку со стороны государства. В своем выступлении на V Съезде народных депутатов России 28 октября 1991 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин особо подчеркивал, что лишения ждут всех россиян в течение примерно полугода, затем последует "снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 г. - стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей".

Согласно принятой группой Гайдара концепции, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована или улучшена, она подлежала немедленному демонтажу при одновременной ломке всей командно-бюрократической системы управления и распределения. Данная модель радикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристских рычагов, одобренная Международным валютным фондом и Всемирным банком, а также другими международными финансовыми организациями, и была апробирована в Российской Федерации в 1992-1993 гг.

Начало радикальным реформам положил отпуск розничных цен с 1 января 1992 г. По прогнозам правительства освобождение цен на внутреннем рынке должно было привести к сравнительно невысокому их росту. Был установлен индекс повышения заработной платы в бюджетной сфере, пенсий, стипендий и других выплат - на 70%. Однако цены сразу же выросли в 10-12 раз, а к декабрю 1992 г. - в 100- 150 раз. В результате резко снизился уровень жизни абсолютного большинства россиян. Другой проблемой, с которой столкнулось правительство либералов-рыночников, явился кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долгов в экономике страны составила около 2 трлн руб. В результате этого, не получая денег за производимую и поставляемую продукцию, предприятия оказались на грани краха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом из сложившейся ситуации стало предоставление Центральным банком России льготных кредитов госпредприятиям, что, в свою очередь, создало условия для раскручивания инфляционной спирали. Жесткая кредитная политика, проводимая "командой Гайдара", оказалась под огнем острой критики противников курса "шокотерапии". Рост денежной массы (к январю 1993 г. в России было напечатано в четыре раза больше денег, чем в середине 1992 г.) привел к резкому падению курса рубля. Массированная эмиссия денежных знаков не подкреплялась производимой в стране продукцией. На фоне значительного спада производства, достигшего за год проведения реформ 35%, денежная стабилизация была неосуществима. Расчеты правительства Гайдара на помощь международных финансовых организаций не оправдались в связи с неустойчивостью политической и экономической ситуации в России. Все это неизбежно вело к провалу гайдаровского варианта монетаристской модели "шоковой терапии" и требовало корректировки курса экономических реформ.

Одновременно с отпуском цен были приняты меры по либерализации торговли. Вследствие этого в течение 1992 г. в широких масштабах осуществлялось "первоначальное накопление капитала" за счет спекулятивных операций в торгово-закупочной сфере. В основе такого рода операций лежало использование значительной разницы между государственными закупочными ценами и розничными ценами свободно регулируемого рынка. Наиболее опасным следствием спекуляций в торговле стало накопление огромной денежной массы вне сферы государственного контроля и налогообложения.

Важнейшей задачей макроэкономической модернизации являлось разгосударствление собственности путем акционирования и приватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация на основе раздачи всему населению страны приватизационных чеков номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Такая приватизация, согласно концепции радикальных экономических преобразований, разработанной А. Б. Чубайсом, должна была нейтрализовать негативные последствия рыночных реформ и способствовать формированию среднего класса - слоя собственников-акционеров. Раздача населению чеков на общую сумму 1 трлн 400 млрд руб. (так оценивалось все имущество госпредприятий, подлежащих приватизации) началась 1 октября 1992 г., а спустя полтора года, 1 июля 1994 г., было принято решение о переходе ко второму этапу приватизации - денежному. При этом фактически признавалось, что ваучерная приватизация не дала ожидаемого экономического эффекта и не привела ни к оживлению промышленного производства, ни к появлению массы граждан-собственников. Более того, в ходе ее было допущено множество злоупотреблений, причем чаще всего занижалась реальная стоимость приватизируемых предприятий.

Итоги проведения экономических реформ в 1992- 1993 гг. продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. Построить за один год эффективную модель экономики в действительности оказалось невозможно. Вместе с тем благодаря свободному ценообразованию рынок постепенно наполнялся товарами, а процесс массовой приватизации способствовал формированию в обществе рыночных отношений. Началась структурная перестройка основных отраслей экономики, ведущую роль при этом играли факторы спроса и предложения, а не госзаказ. С другой стороны, "шоковая терапия" вызвала небывалый рост социальной напряженности, развал целых отраслей промышленности (включая военно-промышленный комплекс), был нанесен сокрушительный удар по внерыночным, или бюджетным, сферам - науке, культуре, медицине, образованию и др. Некогда относительно однородное общество подверглось сильной поляризации, изменилась его внутренняя структура: с одной стороны, произошло резкое обнищание основной массы населения, а с другой - появилась небольшая группа богатых и даже сверхбогатых россиян. Трагическим следствием радикальных преобразований стало резкое увеличение смертности россиян, которая в 1993 г. возросла на 20% по сравнению с предыдущим годом. Одновременно было зафиксировано снижение рождаемости на 14% за тот же период. Новым явлением российской действительности стала безработица (на конец ноября 1992 г. насчитывалось 1,4 млн официально зарегистрированных безработных). Состоявшийся в декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной.

Задачи:

А) образовательные: познакомить учащихся с событиями рубежа XX-XXI веков в России; обеспечить усвоение причин нестабильности политической ситуации в России в конце XX века; сформировать представление о личных и нравственных качествах выдающегося политического деятеля В.В. Путина;

Б) воспитательные: способствовать формированию личностного эмоционально-ценностного отношения к историческим событиям в России рубеже XX-XXI века; воспитание толерантного отношения к ответам других учащихся, умения слушать друг друга;

В) развивающие: продолжить развития у учащихся исторического мышления, умения делать выводы и обобщения, давать свою оценку изучаемым событиям; развивать умение работы с видеофрагментами, исторической картой и текстом учебника

Тип: изучение нового материала

План

Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 1991-2009 годах

2. Государственное строительство Российской Федерации в 1991-1993 гг.

Октябрьские события 1993 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.022 с.)