Методические указания для обучающихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для обучающихся



  ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

 

Тема: 12.Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения.

по дисциплине «Стоматология. Пропедевтика»

Индекс Б.1.Б.32.1.1.

 

Направление подготовки для специалитета специальность 31.05.03 Стоматология

Квалификация: Врач-стоматолог общей практики

Форма обучения: очная

Курс 2

Семестр 4  

 


Методические указания являются частью учебно-методического комплекса дисциплины «Стоматология. Пропедевтика» Индекс Б.1.Б.32.1.1 по специальности 31.05.03 «Стоматология».

 

 

 Методические указания разработал (и):

 

Фамилия И.О. Должность Ученая степень, ученое звание Кафедра
1 2 3 4
Зверева Т.В. доцент к.м.н. терапевтической стоматологии
Абрамкина Э.С. ассистент   терапевтической стоматологии
Попова Л.Г. ассистент К.м.н. Терапевтической стоматологии

 

 

 

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры терапевтической стоматологии

Протокол №11 от «29» июня 2018г.

 

Зав кафедрой ____________ Петрова Т.Г.

 

Актуализация Протокол заседания кафедры №11 от «29» июня 2018г.  
   
   
   
   
   

 

 

Введение

Актуальность темы №4 « Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения» Развитие адгезивных техник в течение последних двух десятилетий значительно трансформировало границы возможностей стоматологической практики. Адгезивная техника реставрации в настоящее время является наиболее распространенной и популярной в практической терапевтической стоматологии.

Междисциплинарные связи:

Содержательно-логические связи дисциплины с другими дисциплинами

 или практиками

 

Коды циклов,

дисциплин, практик (по РУП)

Название

Циклов,

Разделов,

дисциплин, практик

 

Содержательно-логические связи.

Коды и наименование учебных дисциплин, практик (и / или их разделы)

Коды

Формируемых компетенций

на которые опирается содержание данной учебной дисциплины / практики (входы) которые обеспечивает содержание данной учебной дисциплины / практики (выходы)
1 2 3 4 5
 

Блок

Б1.Б. 32.1 Базовая часть дисциплины Стоматология Пропедевтика Б1.Б9. Анатомия человека Анатомия головы и шеи.   Б1.Б6.Химия     Б1.Б.32.11 Стоматология. Зубопротезирование (простое) Б1.Б32. 4 Кариесологитя и заболевания твердых тканей зубов Б1.Б32. 5 Эндодонтия Б1.Б32. 16 Клиническая стоматология     ОК-1 ОПК-2 ОПК-8 ОПК-11 ПК-5
  Вариативная часть (в том числе дисциплины по выбору) нет      
  дисциплины      
  Практики нет      

Подготовка к занятию

Для подготовки к занятию студенту необходимо:

№ п/п Содержание (пример) Форма контроля (пример)
2.1. Повторить: - знание общей части стоматологического материаловедения, - знание гистологического строения твердых тканей зуба (кафедра морфологии), - классификация пломбировочных материалов, - свойства, предъявляемые к пломбировочным материалам Самоконтроль
2.2. Изучить материал лекции № __2_ Тема: Адгезивные системы. Особенности взаимодействия твердых тканей зуба и адгезивных систем. Композитные материалы. Состав. Классификация. Свойства. Особенности выбора материала.   Самоконтроль
2.3. Прочитать учебник: Пропедевтическая стоматология: учеб. для мед. вузов / ред. Э. А. Базикян. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. стр. 518-527 Самоконтроль
2.4. Изучить дополнительную литературу: Максимовский Ю. М. Фантомный курс терапевтической стоматологии: атлас: учеб. пособие для студентов / Ю. М. Максимовский. - М.: Медицина, 2005. стр. 169-171 Самоконтроль
2.5. Быть готовым ответить на следующие контрольные вопросы: 1. Особенности химического состава и строения эмали и дентина, качественно влияющие на механизм взаимодействия адгезивных систем с твердыми тканями зуба. 2. Классификация адгезивных систем. 3. Адгезивные системы 1,2-го поколений (состав, свойства). Механизм эмалевой адгезии. Этапы работы. 4. Адгезивная система 3-го поколения (состав, свойства). "Смазанный" слой, формирование, состав. Тактика по отношению к "смазанному" слою при работе с адгезивной системой 3-го поколения. Этапы работы. 5. Адгезивные системы 4,5-го поколений (состав, свойства). Механизм адгезии к дентину. Методика тотального травления эмали и дентина. Этапы работы. 6. Адгезивные системы 6, 7-го поколений. Самоконтроль

Требования к форме одежды, оснащению рабочего места.

Внешний вид студента на занятии должен соответствовать требованию: халат, шапочка и сменная обувь. Рабочее место обучаемого оснащено стоматологическими муляжами, стоматологическим лотком, стоматологическим зеркалом, зондом угловым, шпателем, штопфер-гладилкой, стеклом для замешивания, кисточками или аппликаторами для нанесения адгезивных систем, адгезивные системы всех поколений.

 

4. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к конечным результатам освоения дисциплины:

В результате освоения данной учебной дисциплины студент (обучающийся) должен:

 

Виды профессиональной деятельности (ФГОС ВО) Профессиональные Задачи (ФГОС ВО) Профессиональные компетенции (ПК) (ФГОС ВО) Код ТФ/ Трудовые действия (ТД) (Профессиональный стандарт) Код ТФ/ Необходимые знания (Зн) (Профессиональный стандарт) Код ТФ/ Необходимые умения (Ум) (Профессиональный стандарт)
Диагностическая Диагностика стоматологических заболеваний и патологических состояний пациентов. ПК-5: готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра ……инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия стоматологического заболевания А/01.7   ТД.1 - Первичный, осмотр пациентов. ТД.3 - Разработка алгоритма постановки предварительного диагноза. ТД.8 - Разработка алгоритма постановки окончательного диагноза. А/01.7   Зн.4 - Этиология, патогенез, диагностика часто встречающихся заболеваний. Зн.9 -Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ. Зн.16 - Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний Зн.17 - Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования Зн.18 - Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации) Зн.25 - Санитарно-эпидемиологические требования Зн.29 - Правила применения средств индивидуальной защиты А/01.7   Ум.2 - Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний. Ум.16 - Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов. Ум.21 – Применять средства индивидуальной защиты.
Лечебная Оказание стоматологической помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.   ОПК-8: готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач А/02.7   ТД.15 - Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний. А/02.7   Зн.17 - Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования) Зн.18 - Современные медицинские изделия (в том числе современная аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии Зн.22 -Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях Зн.23 - Санитарно-эпидемиологические нормы и требования. Зн.27 - Правила применения средств индивидуальной защиты. А/02.7   Ум.8 - Использовать лекарственные средства, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты).Ум.13 – Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания. Ум.25 – Определять объем и последовательность предполагаемых мероприятий по лечению. Ум.26 - Применять средства индивидуальной защиты.  
Лечебная Оказание стоматологической помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.   ОПК-11: готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи пациентам со стоматологическими заболеваниями. А/02.7   ТД.15 -Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний. А/02.7   Зн.1 - Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета. Зн. 18 -Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии А/02.7   Ум.8 - Использовать лекарственные средства, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты).  
ВПД 2 Организационно-управленческая Создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала. ОПК-2: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности А/06.7   ТД.2 - Ведение медицинской документации. ТД.7 -Составление плана работы и отчета о своей работе. А/06.7   Зн.6 - Особенности ведения медицинской документации. А/06.7   Ум.3 - Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации.
ВПД 2 Организационно-управленческая Создание в медицинских организациях стоматологического профиля благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала. ОК-1:способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу А/06.7   ТД.2 - Ведение медицинской документации. ТД.7 -Составление плана работы и отчета о своей работе. А/06.7   Зн.6 - Особенности ведения медицинской документации. А/06.7   Ум.3 - Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации.   Ум. 6 – Составлять план работы и отчет о своей работе.

Хронокарта занятия и аудиторная деятельность студента

№ цели Содержание модуля Виды деятельности студентов Время
1 Проверка уровня теоретической подготовки к занятию Опрос   45 мин
2 Демонстрация преподавателем методики работы с адгезивными системами разных поколений   Ознакомление с методами работы с адгезивными системами разных поколений     15 мин
3 Самостоятельная работа по освоению навыков работы с эмалевыми и дентиновыми адгезивами    Работа с эмалевыми и дентиновыми адгезивами на муляжах 120 мин
4 Ответы на возникшие вопросы Дискуссия   15 мин
5 Заключительное слово преподавателя   10 мин

6. Самостоятельная работа студента Тема: 4. «Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения»

Ссылки компетенции и уровни усвоения Содержание самостоятельной работы Ø Деятельность Ø Формы контроля уровня обученности
ПК-5 А/01.7 Зн.4,9 Ум.2,16,21 ОПК-8 А/02.7 Зн.17,18,22,23,27 Ум.8,13,25,26 ОПК-2 А/06.7, Зн.6,Ум.3 ОПК-11 А/02.7 Зн.1,18; Ум.18 ОК-1 А/06.7 Зн.6, Ум.3,6 1 Самостоятельная работа по теме Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения. Ø прорабатывает учебный материал по конспекту лекций; Ø решает задачи; Ø выполняет задания для самоконтроля; Ø проверка решения задач; Ø экспресс-контроль;

 

7. Критерии оценок деятельности студента, при освоении учебного материала

Формы самостоятельной работы

Пятибалльная система оценки

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

Критерии оценки реферата

Правильно оформлен титульный лист реферата (полное название университета, название кафедры, тема реферата, выполнил студент Ф.И.О. курс и группа, проверил должность преподавателя, ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Правильно оформлен титульный лист реферата

Незначительные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указаны название кафедры, Ф.И.О. студента, курс и группа)

Существенные замечания по оформлению титульного листа реферата (не указана тема, название университета и кафедры, Ф.И.О. преподавателя

 

Составлен план реферата, реферат разбит на главы, содержание соответствует заявленной теме, выводы, список литературы.

- реферат не разбит на главы,

- нет выводов

- не составлен план,

- реферат не разбит на главы,

- нет выводов,

- нет списка литературы

- содержание не соответствует заявленной теме реферата

Критерии оценки выступления по реферату

Дана краткая характеристика адгезивных систем,актуальность применения

- не всем материалам дана краткая характеристика

- не отражено применение объединенных материалов

- неполная характеристика материалов

- не отражена технология объединения материалов

- выступление не соответствует теме реферата

- отказывается выс-тупать по теме реферата

Примечание: выступление по реферату на «отлично» и «хорошо» добавляет 1 балл к оценке реферата.

 

Критерий оценки тестового контроля

Выполнено правильно 90-100% тестовых заданий

Выполнено 90 – 80%

Выполнено 80-70%

Выполнено менее 70%
                 

 

8. Рекомендации для студентов, пропустивших практическое занятие.

Основные понятия темы: «Понятие адгезия. Виды адгезии. Адгезивные системы в клинике терапевтической стоматологии. Классификация. Особенности применения»

Адгезия - это явление, возникающее при соединении разнородных материалов, приведенных в близкий контакт, для разделения которых следует приложить усилие. Адгезия встречается во многих случаях применения восстановительных материалов в стоматологии. Например, при соединении пломбировочного материала с тканями зуба, герметика и лака с зубной эмалью, при фиксации несъемных зубных протезов цементами. В ортодонтии на принципах адгезии крепятся брекеты на поверхности зуба. Адгезия присутствует и в комбинированных протезах: в металлокерамических протезах - между фарфором и металлом; в металлопластмассовых - между пластмассой и металлом и др.

Различают несколько механизмов образования адгезионного соединения за счет различных типов адгезионных связей.

 

Механическая адгезия заключается в заклинивании адгезива в порах или поверхностях субстрата. Оно может происходить на микроскопическом уровне (соединение полимера с протравленной эмалью) или на макроуровне (нанесение пластмассовой облицовки на поверхность металлического каркаса, фиксация съемных зубных протезов неорганическим цементом – цинк-фосфатным цементом).

Химическая адгезия более прочная и надежная. Она основана на химическом взаимодействии двух материалов, который присущ водным цементам на полиакриловой кислоте, в которой присутствуют функциональные группы, способные образовывать химические соединения с твердыми тканями зуба – с кальцием гидроксиапатита.

Диффузное соединение образуется в результате проникновения компонентов одного материала в поверхность другого с образованием «гибридного» слоя, в котором содержатся оба материала.

 

Адгезивная система - это набор веществ, применяемых в строгой последовательности и обеспечивающих обработку поверхности тканей зуба для последующего прикрепления к ней пломбировочного материала или цемента. Адгезивная система состоит из собственно адгезива (адгезивного агента, бонда, бондинг-агента) и веществ, подготавливающих поверхность (кислота, кондиционер, праймер). Адгезивная система может включать один адгезив и вещество для подготовки поверхности или несколько компонентов, наносимых поочередно или смешиваемых друг с другом.

Адгезивные системы должны отвечать следующим требованиям:
- прикрепляться к тканям зуба;
- прикрепляться к пломбировочному материалу или цементу;
- не растворяться в ротовой жидкости;
- выдерживать циклические, механические и термические нагрузки.
Различают адгезивные системы для эмали, для дентина, а также для эмали и дентина одновременно. По составу система - может быть одно-, двух- или многокомпонентной; по способу отверждения — самоотверждаемой, светоотверждаемой и двойного отверждения; в зависимости от содержания наполнителя — наполненной или ненаполненной. Если в состав адгезива входит кислота, то система называется самопротравливающей. Обычно для каждого пломбировочного материала разрабатывается собственная адгезивная система. Однако существуют и универсальные системы, способные фиксировать к дентину и эмали композиты, компомеры, металлы и керамику.

Вещества, подготавливающие поверхность можно разделить на кислоты и праймеры.

Кислота (минеральная или смесь органических) применяется для травления поверхности эмали, очищения поверхности дентина от «смазанного» и частично деминерализованного слоя. Обработка поверхности кислотой в некоторых случаях называется кондиционированием. Для этой цели могут использоваться неорганические (ортофосфорная) и органические (лимонная, малеиновая, полиакриловая) кислоты.

Праймеры могут быть представлены комплексом поверхностно-активных веществ, растворенных полимеров, кислот и других соединений, усиливающих адгезию. Праймеры могут быть как однокомпонентными, так и многокомпонентными.

Адгезив (адгезивный агент, бонд, бондинг- агент) — это полимерное вещество, непосредственно осуществляющее связь между тканями зуба и пломбировочным материалом или цементом. Адгезивы могут быть самотверждаемыми, светоотверждаемыми и двойного отверждения. Светоотверждаемые адгезивы используются только со светоотверждаемыми пломбировочными материалами и цементами. Некоторые адгезивы содержат в своем составе праймирующие вещества, тогда их называют однокомпонентными, или «в одной бутылочке».

Наполнитель в составе адгезива придает ему дополнительную прочность и возможность получения более толстого слоя при однократном нанесении. Специальные эластомеры позволяют сделать адгезив эластичным с сохранением целостности прикрепления при функционировании пломбы. Добавление ионов фтора в адгезив делает структуру эмали и дентина более кислотоустойчивой.

Ключевую роль в механизме сцепления композита с дентином уделяется смазанному слою, образовавшемуся вследствие инструментальной обработки дентина и состоящему из частиц гидроксилапатитов, разрушенных остатков одонтобластов и денатурированных коллагеновых волокон. Этот слой достигает в зависимости от вида препарирования толщины до 5 µм, он закупоривает дентиновые канальцы и покрывает, как прокладкой, интертубулярный дентин.
Этот слой называют смазанным или масляным. В результате кислотного протравливания поверхности дентина растворяется и полностью удаляется смазанный слой, раскрываются дентинные канальцы, происходит деминерализация поверхностного слоя дентина, обнажение коллагеновых волокон органической матрицы и активация ионов и апатитов дентина.

В настоящее время в стоматологии применяются адгезивные системы IV, V, VI поколения из 7 существующих.

Применение всех адгезивных систем требует четкого соблюдения инструкции по использованию.

 

9. Приложения для самостоятельной работы студенто

Контрольные вопросы:

1. Особенности химического состава и строения эмали и дентина, качественно влияющие на механизм взаимодействия адгезивных систем с твердыми тканями зуба.

2. Классификация адгезивных систем.

3. Адгезивные системы 1,2-го поколений (состав, свойства). Механизм эмалевой адгезии. Этапы работы.

4. Адгезивная система 3-го поколения (состав, свойства). "Смазанный" слой, формирование, состав. Тактика по отношению к "смазанному" слою при работе с адгезивной системой 3-го поколения. Этапы работы.

5. Адгезивные системы 4,5-го поколений (состав, свойства). Механизм адгезии к дентину. Методика тотального травления эмали и дентина. Этапы работы.

6. Адгезивные системы 6, 7-го поколений.

Тестовые задания:

1. Рекомендуемое время экспозиции протравочного геля на дентин:

а) не более 15 сек

б) не более 20 сек

в) не более 25 сек

г) не более 30 сек

2. Адгезивные системы V поколения содержат:

а) кондиционер, адгезив

б) кондиционер, праймер, адгезив

в) кондиционер, праймер

г) праймер, адгезив

3. Адгезивные системы IV поколения содержат:

а) кондиционер, адгезив

б) кондиционер, праймер, адгезив

в) кондиционер, праймер

г) праймер, адгезив

 4. Гелем на основе 37% ортофосфорной кислоты устраняется:

а) смазанный слой

б) гибридный слой

 5. Современный взгляд на вопрос времени протравливания эмали

 перед пломбированием композитами

 а) 15 с

 б) 30 с

 в) 40 с

 г) 1 мин

 д) 2 мин

6. Слой, состоящий из смолы и коллагеновых волокон дентина, носит название:

а) гибридный  

б) смазанный

в) адгезивный

7. Бонд-агент (адгезив) – это:

а) 37% ортофосфорная кислота

б) смесь гидрофильных низкомолекулярных полимеризационноспособных соединений, которые проникают во влажный дентин, пропитывая его и образуя гибридный слой

в) ненаполненная смола, обеспечивающая связь композита с гибридным слоем и эмалью зуба.

8. Смазанный слой устраняется (выберите несколько правильных ответов):

а) 37% раствором ортофосфорной кислоты

б) праймером

в) адгезивом

г) 10% раствор малеиновой кислоты

9. Виды адгезии в стоматологии (выберите несколько правильных ответов):

а) механическую

б) физическую

в) химическую

г) термическую

10. Расположите по порядку этапы работы с адгезивными системы V поколения:

1) полимеризация галогеновым светом

2) высушивание полости

3) протравливание гелем 37% ортофосфорной кислоты

4) «раздувание» адгезива воздухом

5) нанесение однокомпонентного адгезива

6) смывание протравочного геля водой

 

Задачи:

1. Проводится пломбирование полости 46. Для пломбирования используется адгезивная система IV поколения. После препарирования и высушивания полости был нанесен праймер. Через 20 сек. праймер высушили слабой струей воздуха и нанесли тонкий слой адгезива. Адгезив распределили воздухом и провели полимеризациею галогеновым светом. Были ли допущены ошибки во время работы с адгезивной системой IV поколения? Какие? Методика устранения ошибок.

2. При работе с адгезивной системой V поколения перед нанесением однокомпонентного адгезива, было проведено протравливание поверхности эмали и дентина. Протравочный гель был нанесён на все поверхности отпрепарированной полости, и экспозиция его составила 30 сек. Выявите ошибки, допущенные на этом этапе работы. Какие осложнения повлекут эти ошибки? 

3. При высушивании дентина и эмали после протравливания полости, дентин и эмаль стали идеально сухими, лишенными блеска. Правильно ли проведено высушивание?

Ø Алгоритм работы с адгезивной системой

Ø Алгоритм работы с адгезивной системой 4 ого поколения

Компоненты и последовательность действий Средства действий   Критерий самоконтроля  
6.  1.Протравливание (кондиционирование) нанесение кондиционера на стенки и дно полости     7. 8. 2. Удаление кислотного геля и высушивание полости   3.Нанесение праймера на дентин     4.Нанесение адгезива на поверхность полости   5.Полимеризация адгезива   5.Полимеризация адгезива   Ортофосфорная кислота (гель)37%, аппликаторы   Водяной/воздушный пистолет   Праймер, аппликатор, воздушный пистолет       Адгезив, аппликатор, воздушный пистолет   Фотополимеризационная лампа   Фотополимеризационная лампа           Гель должен покрывать ровным гомогенным слоем область эмали 30сек,а область дентина 15сек.     Поверхность полости должна быть сухой и чистой   Экспозиция праймера 30 секунд с последующим воздушным распределением и высушиванием     Нанесение ровным тонким слоем адгезива на поверхность полости с последующим воздушным распределением и высушиванием Строгое соблюдение технологии нанесения адгезива согласно инструкции изготовителя   Фотополимеризация с помощью фотополимеризационной лампы в течение 20 сек      Фотополимеризация с помощью фотополимеризационной лампы в течение 20 сек

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.108 с.)