Семинарское занятие и его функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие и его функции



 

Эффективной формой организации обучения в высшей школе являются семинарские занятия, с которыми органично сочетаются лекции

Семинар (от лат. seminarium – рассадник) – вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов этого изучения, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д.

Проведение семинарских занятий позволяет решать следующие дидактические цели:

- оптимально сочетать лекционные занятия с систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов, их теоретическую подготовку с практической;

- развивать умения, навыки умственной работы, творческого мышления, умения использовать теоретические знания для решения практических задач;

- формировать у студентов интерес к научно-исследовательской работе и привлечения к научным исследованиям, которые проводит кафедра;

- обеспечивать системное повторение, углубление и закрепление знаний студентов по определенной теме;

- формировать умения и навыки осуществления различных видов будущей профессиональной деятельности – компетенции;

- осуществлять диагностику и контроль знаний студентов по отдельным разделам и темам программы, формировать умения и навыки выполнения различных видов будущей профессиональной деятельности.

Семинарские занятия выполняют следующие основные функции:

ñ учебную (углубление, конкретизацию, систематизацию знаний, усвоенных во время лекционных занятий и в процессе самостоятельной подготовки к семинару);

ñ развивающую (развитие логического мышления студентов, приобретение ими умений работать с различными литературными источниками, формирование умений и навыков анализа фактов, явлений, проблем и т.д.);

ñ воспитательную (воспитание ответственности, работоспособности, воспитание культуры общения и мышления, привитие интереса к изучению конкретной дисциплины и к профессии, формирование потребности рационализации н учебно-познавательной деятельности и организации досуга);

ñ диагностико-коррекционную и контролирующую (контроль за качеством усвоения студентами учебного материала, выявление пробелов в его усвоении и их преодоления).

Определяя методическую концепцию организации и проведения семинарских занятий, следует исходить из того, что:

- к семинарским занятиям выдвигаются общие дидактические требования (научность, доступность, единство формы и содержания, обеспечение обратной связи, проблемность и др.);

- при выборе методики проведения семинарских занятий следует учитывать особенности, обусловленные логикой преподавания конкретной дисциплины и психолого-педагогических особенностей студенческой группы;

- необходимо обеспечивать высокий уровень мотивации учебной деятельности студентов (изучение темы следует начинать с выяснения ее значение для усвоения данной или иных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности и т.д.);

- необходимо придерживаться принципа профессиональной направленности обучения в высшей школе и осуществлять разноуровневые межпредметные связи с другими дисциплинами, практическим обучением, обеспечивая формирование единой системы знаний, умений и навыков студентов;

- важной задачей является также формирование профессиональной культуры и мышления, умений самообразования;

- в процессе проведения семинарского занятия необходимо обеспечивать органическое единство теоретического и опытно-экспериментального познания;

- семинарские занятия должны гармонично сочетаться с лекционными, практическими и лабораторными занятиями и самостоятельной работой студентов.

 

Виды семинарских занятий

 

В зависимости от задач и содержания семинарских занятий их можно классифицировать как:

Ÿ просеминары;

Ÿ традиционные (тематические) семинары;

Ÿ суммирующие семинары (повторения и систематизации знаний, межпредметные семинары и др.);

Ÿ спецсеминары.

Просеминары проводится со студентами-первокурсниками с целью их адаптации к лекционно-семинарской формы обучения в вузах. Главной задачей просеминарских занятий является формирование у студентов умений работы с учебниками, первоисточниками, выполнять реферативные исследования, готовить тезисы, доклады и научные выступления. Таким образом, просеминары являются своеобразными практикумами для подготовки первокурсников к учебно-познавательной деятельности на лекциях, в процессе практических занятий и самостоятельной работы.

При подготовке к первым семинарам преподавателю желательно продемонстрировать первокурсникам виды записей, использование которых поможет им принимать участие в обсуждении конкретных проблемных вопросов:

- выписки, цитаты – дословные, точные записи конкретного текста с ссылкой на источник информации и его автора;

- план выступления – совокупность четко сформулированных, последовательно изложенных мыслей, которые отражают основное содержание прочитанного;

- тезисы – основные положения текста без дополнительных объяснений;

- конспек т – короткое последовательное изложение информации из первоисточника;

- для оперативного использования студентам можно рекомендовать накапливать информацию на специальных карточках-листах плотной бумаги небольшого формата.

Как разновидность просеминары можно иногда использовать семинар – комментированное чтение. Такой семинар эффективен, когда студентам демонстрируют методику обработки определенной научной работы (монографии, научной статьи, дипломной работы или курсового исследования). Основная задача комментируемого чтения состоит в формировании у студентов умения анализировать и правильно толковать научный текст Такие семинары эффективны и на младших курсах.

На первых просеминарах студентам следует предложить рекомендации, которые оптимизируют их самостоятельную работу и повысят эффективность интеллектуального труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.005 с.)