Глава I. - прямые подтверждения из литературы на санскрите и пали. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. - прямые подтверждения из литературы на санскрите и пали.



 

Уже отмечалось, что хотя литература на санскрите и пали изобилует ссылками на торговые путешествия индийцев, она, к сожалению, содержит лишь несколько упоминаний, имеющих прямое отношение к кораблям и судостроению Индии, которые позволяли ей поддерживать ее международные связи. Я смог, однако, разыскать один санскритский трактат (1), представляющий собой нечто вроде монографии об искусстве судостроения в древней Индии, излагающий много интересных подробностей о различных размерах и типах кораблей, материалах, из которых они строились, и т.п.; указанный трактат суммирует в сжатой форме всю доступную информацию и знания об этой истинно древней индийской индустрии. Книга нуждается в полной характеристике и объяснении ее содержания.

Древние судостроители хорошо знали материалы, также как разновидности и свойства пород деревьев, которые шли на постройку кораблей. Согласно "Врикша-Аюрведе", или "Науке растительной жизни (ботаники)", выделялись 4 разных типа дерева: первый, или класс брахманов, включал деревья светлых и мягких пород, которые легко можно было соединить с любым другими породами дерева; ко второму, или классу кшатриев, относились деревья светлых и твердых пород, которые нельзя соединить с другими видами дерева, - мягкими и тяжелыми, принадлежащими к третьему классу, или классу вайшья; в то же время деревья четвертого класса, или класса шудра, характеризировались как твердостью, так и тяжестью. Можно различить также дерево смешанного класса (движати), в котором смешивались свойства двух отдельных классов.

Согласно Бходже, самому раннему источнику по судостроению, суда, построенные из дерева класса кшатриев, приносят богатство и удачу. Это те суда, которые нужно использовать в качестве средств сообщения там, где предстоит преодолеть обширные пространства воды. С другой стороны, суда, которые построены из дерева других классов, обладают обратными свойствами, - они не хороши и не удобны. Они недолговечны, быстро гниют в воде и при малейшем толчке грозят развалиться на части и затонуть.

Кроме указания класса дерева, которое лучше всего построит для постройки кораблей, Бходжа также формулирует очень важные предупреждения для судостроителей, которые стоит тщательно рассмотреть. Он говорит, что следует заботиться о том, чтобы при сшивке или скреплении планок днища кораблей, предназначенных для плавания по морю, ни в коем случае не использовалось железо, т.к. железо неизбежно притянет их к магнитным скалам или увлечет в пределы магнитной области и таким образом подвергнет опасности. Следовательно, доски днища должен быть соединены или прибиты одна к другой чем-то другим, кроме железа. Это довольно причудливое указание, возможно, имело смысл в ту эпоху, когда индийские суда избегали глубоких вод открытого моря.

Кроме приведенной у Бходжи классификации видов дерева, использовавшегося для постройки судов и лодок, "Юктикалпатару" приводит саму сложную классификацию судов, основанную на их размере. Прежде всего, она делит их на два класса: а) обычные (саманийа) - в этот класс входят суда, которые используются для обычного плавания по рекам или внутренним водным путям; б) специальные (вишеса), куда входят только морские суда. Затем перечисляется 10 разных видов судов, относящихся к классу обычных, которые все различаются своей длиной, шириной, глубиной или высотой. Ниже приведены их названия и размеры трех измерений:

 

(а) Обычные:

 

Название Длина в локтях Ширина в локтях Высота в локтях
(1) Кшудра 16 4 4
(2) Мадхиама 24 12 8
(3) Бхима 40 20 20
(4) Чапала 48 24 24
(5) Патара 64 32 32
(6) Бхайя 72 36 36
(7) Дирга 88 44 44
(8) Патрапута 96 48 48
(9) Гарбхара 112 56 56
(10) Мантхара 120 60 60

 

Из вышеперечисленных 10 видов обычных судов бхима, бхайя и гарбхара способны принести несчастье, возможно, потому, что по своим пропорциям неустойчивы и плохо держатся на воде.

Суда, которые попадают в класс специальных, плавают исключительно по морю. Они, прежде всего, подразделяются на две субкатегории: 1) "дирга", включает суда, которые, вероятно, выделялись своей длиной, и 2) "унната", включает суда, выделяющиеся скорее своей высотой, чем длиной или шириной. Затем снова различаются 10 разновидностей судов класса "дирга" и 5 - класса "унната". Ниже приведены их названия и размеры соответственно их длины, ширины и высоты:

 

(б) Специальные:

1. "Дирга" - длина 42, ширина 5 1/4, высота 4 1/5:

 

Название Длина в локтях Ширина в локтях Высота в локтях
(1) Диргхика 32 4 3 1/5
(2) Тарани 48 6 4 4/5
(3) Лола 64 8 6 2/5
(4) Гатвара 80 10 8
(5) Гамини 96 12 9 2/5
(6) Тари 112 14 11 1/5
(7) Джангала 128 16 12 4/5
(8) Плабини 144 18 14 2/5
(9) Дхарини 160 20 16
(10) Бегини 176 22 17 3/5

 

Из этих 10 разновидностей судов "дирга" к числу приносящих несчастье относятся "лола", "гамини" и "плабини", а также все суда, которые попадают между этими тремя классами и следующими соответствующими классами.

 

2. "Унната":

 

Название Длина в локтях Ширина в локтях Высота в локтях
(1) Урддхва 32 16 16
(2) Анурддхва 48 24 24
(3) Сварнамукхи 64 32 32
(4) Гарбхини 80 40 40
(5) Мантхара 96 48 48

 

Из этих 5 разновидностей "анурддхва", "гарбхини" и "мантхара" приносят несчастье, а "урддхва" - много дохода или прибыли царям.

"Юктикалпатару" также содержит сложные указания относительно украшения и отделки судов, чтобы они обладали всеми удобствами для пассажиров. Для декоративных целей рекомендуется применять 4 вида металлов - золото, серебро, медь и сплав всех трех. Для четырех типов судно рекомендуется соответственно 4 типа цветов: судно с четырьмя мачтами должно быть выкрашено в белый цвет, с тремя - в красный, с двумя - в желтый, и одномачтовое полагается выкрасить в синий. Носовым частям судов допускается придать форму большого ряда фантастических изображений или форм: они включают головы льва, быка, змеи, слона, тигра, птиц, таких, как утка, пава или попугай, лягушки и человека, доказывая таким образом большое мастерство плотников или скульпторов. Другие элементы украшения - это жемчуга и гирлянды из золота, которые следовало прикрепить к красиво вырезанному носу судна, или сделать так, чтобы они свисали с него.

Есть также интересные данные о каютах кораблей. Согласно длине и расположению их кают суда делятся на 3 класса. Во-первых, это суда "сарбамандира", которые имеют самые большие каюты, протянувшиеся от одного конца судна до другого. Эти суда используются для перевозки королевских царских, царей и женщин. Во-вторых, суда "мадхьямандира", каюты которых расположены только в средней части. На этих судах цари совершали увеселительные прогулки, и они подходили также для плавания во время сезона дождей. В-третьих, каюты могут находиться ближе к носам кораблей, и в этом случае они будут назваться "аграмандира". Эти суда используются в течение сухого сезона, после того, как дожди прекратятся. Они превосходно подходят для продолжительных путешествий, а также для использования во время войны на море. Вероятно, именно эти суда участвовали в первой морской битве, описанной в индийской литературе, - среди них судно, на котором царь риши, Тугра, отправил своего сына Бхуджью против каких-то своих врагов на далеком острове, и который, потерпев впоследствии со всеми свои спутниками кораблекрушение в океане, "где нет ничего, что могло бы дать опору, ничего, на чем можно было бы лежать или за что вцепиться", был спасен от гибели в морской пучине двумя Ашвинами на их стовесельной галере. На подобном судне праведные братья Пандавы спались от уготованной им гибели, следуя дружескому совету сострадательного Видуры, который держал наготове построенное для этой цели судно, снабженное всем необходимым военным оружием и припасами, и способное противостоять ураганам. К тому же типу относятся 500 судов, упомянутых в "Рамаяне", на которых сотни молодых людей из Каиварты намеревались стоять в засаде и препятствовать проходу сил врага. И, далее, именно на этих судах, как описывается в "Рахувамше" Калидасы, бенгальцы некогда оказали сопротивление непреодолимому мастерству Раху, который вернулся обратно, установив в знак одержанной победы триумфальные колонны на островках среди вод священного Ганга.

Выводы относительно древних индийских кораблей и судоходства, подразумеваемые этими подтверждениями из литературы на санскрите, напрямую относящимися к ним, подтверждаются также аналогичными сведениями из литературы на языке пали. Литература на пали, подобно санскритской, также изобилует намеками на морские путешествия и ведение морской торговли, и представляется, что суда, использовавшиеся для этой цели, были еще большего размера. Хотя сами тексты на пали обычно не приводят действительных размеров этих кораблей, подобных тем, что содержатся в санскритских текстах, тем не менее, они отчетливо упоминают количество пассажиров, которые находились на борту этих судов, и таким образом предоставляют нам другой убедительный способ получить точное представление об их размере. Так, согласно "Раджавалийе", судно, на котором бенгальский царь Синхаба (Синхаваху) отправил в изгнание принца Виджаю и его последователей, было настолько велико, что на нем могли разместиться целых 700 пассажиров - все спутники Виджаи (2). Их жёны и дети, которые насчитывалось более, чем 700, были также отправлены на волю ветра и волн на подобных судах (3). Судно, на котором "принц-лев", Синхала, приплыл из какой-то неизвестной части Джамбудвипы на Цейлон, вмещало 500 купцов, кроме него самого (4). Судно, на котором прибыла на Цейлон невеста Виджаи, происходившая из династии Пандья, также было очень большого размера, поскольку оно, как утверждалось, несло на борту не менее 800 пассажиров (5). В "Янака-джатаке" упоминается судно, которое потерпело крушение вместе со всей своей командой и пассажирами, излюбленным числом 700, не считая самого Будды в одном из его ранних воплощений (6). Точно так же судно, на котором Будда в воплощении Суппарака-боддхисатвы совершил путешествие из Бхаруккачи (Броч) в "Море семи драгоценных камней", везло 700 купцов, кроме него самого (7). Потерпевшее крушение судно из "Валахассы-джатаки" везло 500 торговцев (8). Судно, которое упоминается в "Самуда-ванийя-джатаке", было настолько большим, что на его борту разместилась целая деревня скрывавшихся от суда плотников числом в 1000 человек, которые не смогли доставить в срок товары (мебель и т.д.), оплаченные вперед (9). Судно, на котором братья Пуппа, купцы из Суппараки, плыли к земле, где произрастало красное дерево, было настолько большим, что, кроме разместившихся на борту 300 торговцев, там был еще отсек, оставленный пустым для большого груза этого дерева, который они увезли на родину (10). Два бирманских брата-купца Тапооса и Палекат пересекли Бенгальский залив на судне, которое везло полных 500 партий их собственных товаров, не считая другого груза, который мог там находиться (11). Судно, которое спасло от гибели в водной пучине человеколюбивого брахмана из "Санаха-джатаки", имело 800 локтей в длину, 600 в ширину и 20 морских саженей в глубину, и несло три мачты. Судно, на котором принц из "Махджмака-джатаки" отплыл вместе с другими торговцами из Чамы (совер.Бхагалпур) в Суварнабхуми (вероятно, либо Бирму, либо "Золотой Херсонес", либо всё побережье Восточного Индокитая), имело на борту 7 караванов с их вьючными животными. Наконец, "Датха дхату вамсо", рассказывая о перевозке Зуба Будды из Дантапуры на Цейлон, приводит интересное описание судна. Королевская чета (Дантакумара и его жена) прибыла в порт Тамралипи и обнаружила там "судно, направлявшееся на Цейлон, сделанное из деревянных планок, прочно стянутых веревками, имевшее хорошо оснащенную высокую мачту с широким парусом и управляемое опытным кормчим, готовое к выходу в море. Увидев его, король и его жена, выдававшие себя за двух знаменитых брахманов, стремившихся попасть на остров сингалов (Цейлон), поспешно отплыли к судну (в весельной лодке) и рассказали о своем желании капитану".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.008 с.)