История индийского судоходства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История индийского судоходства.



История индийского судоходства.

 

История морской торговли и мореплавания индийцев с древнейших времен.

 

(Перевод - Aspar, 2013. Выполнен по изданию: INDIAN SHIPPING: A HISTORY OF THE SEA-BORNE TRADE AND MARITIME ACTIVITY OF THE INDIANS FROM THE EARLIEST TIMES BY RADHAKUMUD MOOKERJI, M.A. Longmans, Green and С. London and New-York, 1912).

 

"Через ненависть, о лицом обращенный во все стороны,

Перевези нас, как на лодке,

Прочь от нас засвечивая зло!" (Ригведа, I, 97, 7 и 8).

 

Предисловие.

 

Около двух лет тому назад я выдвинул тезис, который, с одобрения Калькуттского университета, я использовал на своих лекциях. Впоследствии он стал основой настоящей работы. Как показывает ее название, это попытка проследить историю морской деятельности индийцев во всех ее формах с самых ранних времен. В ней рассматривается, несомненно, одна из наиболее интересных, но в то же самое время часто остающихся в забвении глав индийской истории. Насколько я знаю, эта тема не была предметом систематического исследования какого-либо другого автора, и не привлекала к себе того внимания, которое она заслуживает.

Практически полная неизученность данной темы будет служить мне извинением, но я должен сказать, что попытка рассмотреть указанный вопрос по самой своей природе сталкивается со множеством трудностей. Выбранная мной область исследования - новая и почти неизученная, и всякий, кто решит взяться за нее, будет вынужден трудиться без посторонней помощи. При ее изучении мне пришлось полагаться на свои собственные наработки в части открытия, сбора и систематизации информации.

Как во Введении, так и в подстрочных сносках я полностью указал все источники информации, которыми я пользовался. Использованные свидетельства носят как литературный, так и монументальный характер. Я приложил большие усилия для сбора литературных подтверждений, просмотрев обширный массив литературы на санскрите, а также на пали (особенно джатаки), в которой они рассеяны, а затем увязав воедино найденные сведения. Тексты на санскрите, как и на пали, я изучал как в оригинале, так и в переводах. Кроме санскрита и пали, мне удалось извлечь некоторое количество очень ценных подтверждений из старой тамильской литературы с помощью книги покойного м-ра Канакасабхаи Пиллаи, теперь, к сожалению, ставшей библиографической редкостью, которая называется "Тамилы 1800 лет тому назад". Я также просмотрел и использовал все подтверждения, относящиеся к моему предмету, которые содержатся в классической литературе, ставшие доступными для индийских ученых благодаря переводам Мак-Киндли. Старая литература на языке бенгали также внесла свой вклад в связи с описанием бенгальской морской деятельности. Далее, я выбрал, с помощью переводов, все доказательства, относящиеся к индийской морской деятельности из трудов персидских авторов, большая часть которых стала доступной благодаря восьмитомной "Истории" сэра Генри Эллиота. Наконец, я использовал материал, содержащийся в тех китайских и японских источниках, которые доступны в переводах и относятся к описанию индийских морских связей с Дальним Востоком. Я изучил также неопубликованные манускрипты, как на санскрите, так и на бенгали, в подлинниках. Мне пришлось немало потрудиться ради поиска этих старинных рукописей, особенно тех, которые принадлежат к группе "Силпа Саштрас", значительное количество которых я обнаружил в знаменитой дворцовой библиотеке Танджора (содержащей около 18000 работ на санскрите), в библиотеке Адийяра (Мадрас), и в личной собственности некоторых индийских деятелей культуры в Кумбаконаме. Я также извлек из местной традиции и старого фольклора несколько очень ценных материалов для истории некогда знаменитого порта Гаура, старой столицы Бенгалии.

Среди использованных рукописей наиболее заметные - "Юктикалпатару" и "Артхашастра" Каутильи, которая недавно была опубликована. Эти две важных и интересных, но до сих пор неизвестных и неиспользуемых работы на санскрите имеют больше значение в качестве источников по экономической истории. В первой из них приводится описание индийского судостроения, подобного которому невозможно найти где-либо еще во всей санскритской литературе, тогда как последняя проливает свет на экономическое состояние Индии в период правления династии Маурья, что, как я полагаю, поможет существенно расширить нашит знания об этом блестящем периоде индийской истории. Я могу также сослаться в этой связи на санскритский труд "Бодхисаттвавадана Калпалата", который был опубликован при содействии Азиатского Общества Бенгалии. Эта работа также проливает свет на некоторые аспекты экономической жизни в эпоху Маурья.

Я также попытался найти и собрать все подтверждения, которые можно извлечь из археологии. Многие изображения кораблей и лодок, и сцены морской деятельности, которые имеются в старом индийском искусстве, сведены вместе и представлены в качестве доказательств, указывающих на индийские морские предприятия. Некоторые из этих изображений я обнаружил сам во время своих путешествий, и они, как я полагаю, никогда прежде не публиковались. Доброте некоторых моих друзей-художников я обязан эскизами некоторых изображений судов и лодок, которые происходят из старой индийской скульптуры и живописи, например, из Аджанты, а также со старых индийских монет.

Я выражаю благодарность г-ну Беджои Кумару Саркару и Нарендранатху Сена Гупте, моим старым ученикам в Национальном колледже Бенгалии, Калькутта, а теперь студентам Гарвардского университета, США, за их дружескую помощь; а также м-ру Рамананде Чаттерджи, М.А., редактору "Современного обозрения", за его любезное разрешение перепечатать те части моей работы, которые появлялись на страницах его "Обозрения". Я не могу не выразить своей благодарности моему другу м-ру Беджои Кумару Саркару, М.А., лектору Национального колледжа Бенгалии, Калькутта, признать постоянную помощь которого, проявлявшуюся множеством способов, для меня и долг, и удовольствие. Я выражаю также свою благодарность махарадже Маниндрачандре НАнди Бахадуру из Коссимбазара, и д-ру Рашбехари Госе, за великодушную помощь, которую они мне оказывали при подготовке к изданию этой работы.

 

Радхакумуд Мукерджи.

Берхампур, Муршидабад, июнь 1910.

 

Вводное замечание.

(Ректор Браджедранатх Скал, М.А., доктор физических наук).

 

Монография проф. Мукерджи, посвященная индийскому судоходству и морской деятельности с древнейших времен до окончания могольского периода, представляет связное и последовательное исследование наиболее увлекательной темы индийской истории. Несмотря на то, что работа по своему характеру построена в виде научной и современной компиляции из наиболее авторитетных источников, туземных и иностранных, этот факт не должен затенять оригинальность и полноту авторской концепции. В ней впервые проведено сопоставление и сравнение отрывочных и разрозненных письменных данных и свидетельств в систематическом исследовании целой области; и ясно и убедительно выделяется одно широкое обобщение, от учета которого только выиграет вся история мировой культуры, - это центральное положение Индии в мире Востока в течение почти 2000 лет, не просто в социальном, моральном, духовном отношениях, но также и равным образом в отношении колонизации и морской деятельности, и коммерческих и производственных интересов. В изложении автора на первый план также явственно проступает множество фактов особого значения, и в ряде случаев - впервые, например, оживленные порты и гавани Индии, законы, действовавшие в портах, и другие морские установления эпохи Маурья, и туземные средства судоходства, индийская классификация судов и их постройки, первостепенная роль, которую играло индийское туземное судоходство в распространении индийской торговли и колонизации от берегов Африки и Мадагаскара до самых отдаленных регионов Малайзии и Индонезии; вспомогательный характер иностранных посредников, будь то греки, арабы или китайцы; источники превосходства индийского ремесла в течение 1000 лет в ее (Индии) успехах в области прикладной химии и т.д. При выявлении этих фактов автор пользовался, кроме археологических (включая архитектуру и нумизматику), также другими историческими доказательствами, извлек на свет до сих пор неопубликованные рукописи, а также другие темные источники. Но основная заслуга исследования заключается в том, что эти исторические факты показаны в тесной связи с политической, социальной или экономической обстановкой того времени, так что монография представляет собой не просто перечень фактов в хронологической последовательности, но главу ненаписанной культурной истории, задуманную и выполненную в философском духе. Стиль автора сочетает простоту и краткость, позволяющую сжать большую массу фактов в небольшой работе, и находится на одинаково высоком уровне как в перечислении подробностей, так и в беглом историческом обзоре.

Одну характерную черту не может не заметить даже самый случайный читатель этой книги: проф.Мукерджи берет материалы для своей работы в том виде, в каком он их находит, и не урезает и не сокращает их, пользуясь методами исторической критики или пытаясь втиснуть в прокрустово ложе предположительной хронологии. Ограничившись указанием основных исторических вех и оставаясь на твердой почве своей основной темы, переходя от эпохи к эпохе, он сумел избежать "зыбучих песков" индийской хронологии. Что касается критических методов тщательного анализа свидетельств, то на этот счет существует много заблуждений, но лучше всего отметить, что методы, которые применимы при проверке достоверности предполагаемого факта или события, оказываются совершенно неподходящими при обзоре движущих сил, учреждений, движений национальной истории, сохранившихся в запасниках национальной традиции. Например, т.наз. "высшая критика" (возникшая в 19 в. отрасль библеистики, занимавшаяся исследованием датировок, авторства, источников и взаимосвязи между отдельными книгами Библии. - Aspar), хотя и сумела опровергнуть приписываемое Моисею авторство Пятикнижия, но не смогла вычеркнуть Моисея из истории культуры. Фактически, будь то в семитской, индийской или китайской филологии, разрушительная (и взрывная) критика 70-х и 80-х гг. предыдущего столетия (т.е. 19 в. - Aspar) теперь сама протерпела крах, и сменилась лучшим и более точным осознаниям исторических начал и национальной эволюции. В остальном, следует признать, что при всей точности и научной строгости критики, в той мере, в какой эти категории применимы в общественных науках, всегда следует придерживаться правильного исторического метода, и при первом схематическом наброске или картографировании целой провинции, - труде разведчиков, первопроходцев и завоевателей, - невозможно применить методы тригонометрического или кадастрового обследования.

 

Браджедранатх Сеал.

 

Содержание.

 

Введение.

I. Изоляция и международные отношения.

II. Подтверждения.

III. Эпохи.

КНИГА I. - Индусский период.

Часть I. - Указания на морскую деятельность в индийской литературе и искусстве.

Глава I. - Прямые подтверждения из литературы на санскрите и пали.

Глава II. - Прямые подтверждения из индийской скульптуры, живописи и монет.

Глава III. - Косвенные подтверждения: упоминания и намеки на индийскую морскую деятельность в литературе на санскрите и пали.

Часть II. - История индийской морской деятельности.

Глава I. - Домаурийский период.

Глава II. - Маурийский период.

Глава III. - Период Андхра - Кушанов: связи с Римом.

Глава IV. - Период индусского империализма в Северной Индии при Гуптах и Харшавардхане. - Основание Великой Индии: связи с Дальней Индией.

Глава V. - Период индусского империализма в Северной Индии (продолжение): колонизация Явы.

Глава VI. - Период индусского империализма в Северной Индии (продолжение): деятельность бенгальцев.

Глава VII. - Период индусского империализма в Северной Индии (продолжение): связи с Китаем.

Глава VIII. - Период индусского империализма в Северной Индии (продолжение): морская деятельность на западном побережье.

Глава IX. - Период индусского империализма в Южной Индии: возвышение Чалукья и Чолов - с середины 7 века до эпохи мусульманского завоевания Северной Индии.

Глава X. - Ретроспектива.

КНИГА II. - Мусульманский период.

Глава I. - Домогольский период.

Глава II. - Могольский период: правление Акбара.

Глава III. - Могольский период (продолжение): от правления Акбара до правления Аурангзеба.

Глава IV. - Последующее время.

Заключение.

 

Введение.

 

II. Подтверждения.

 

Источники и материалы, доступные для реконструкции индийского судоходства и морской деятельности, естественно, подразделяются на два класса: индийские и иностранные. К индийским свидетельствам относятся те, что происходят из индийской литературы и искусства, включая архитектуру и живопись, а также археологические подтверждения, полученные из трех отраслей этой науки: эпиграфики, памятников и нумизматики. Подтверждения индийской литературы основаны главным образом на трудах, написанных на санскрите, пали и персидском языках, и в некоторых случаях на работах на индийских наречиях - тамильском, маратхском и бенгальском. Иностранные подтверждения состоят из сочинений иностранных путешественников и историков, которые содержат наблюдения, относящиеся к индийским материалам, а также археологических остатков, как те, что обнаружены на Яве. Последняя группа источников представлена по большей части классической литературой, на китайском, арабском и персидском языках, с которой мы смогли ознакомиться только в переводах.

Вначале следует объяснить метод, которым я руководствовался при распределении этих различных подтверждений, письменных и монументальных, индийских и иностранных, и порядок, в котором они будут представлены. Учитывая известное изречение, что "литература, так же, как и искусство людей, рассказывает об их жизни", я подумал, что в случае с Индией обоснование тезис о ее морской деятельности можно считать доказанным только после того, как будут представлены доказательства этого в памятниках ее искусства и литературы. Первые доказательства индийской морской активности, а также существования и роста индийского судоходства, посредством которого эта активность реализовывалась, следовало, соответственно, искать в области индийской литературы и искусства, и их недостаток или скудность едва ли могли бы быть компенсированы обилием подтверждений, почерпнутых из иностранных трудов. Подтверждения, представленные в первую очередь, будут, таким образом, исключительно индийскими, взятыми из индийской литературы и искусства, а затем уже последуют подтверждения, позаимствованные из иностранных источников. Кроме того, поскольку даты написания большинства индийских литературных трудов, на которые даются ссылки, к сожалению, пока что точно не установлены, я не могу положить подтверждения, извлеченные из них, в основу любого исторического обсуждения предмета или полагаться на них для хронологического упорядочивания фактов, относящихся к судоходству, морской торговле и морской деятельности Индии. Соответственно, подтверждения из индийской литературы, которые приводятся первыми, служат только в качестве введения ко всему предмету, подготавливают почву и, так сказать, создают для него каркас. Подлинное историческое повествование о морской деятельности Индии должно быть построено на материалах, предоставленных такими иностранными, а также индийскими литературными памятниками, которые не содержат никаких хронологических трудностей.

Выдержки из древнеиндийских трудов будут представлены, по возможности, в порядке, определенном традицией. По мнению покойного проф.Бюлера, широко известного немецкого востоковеда, "в древнеиндийских трудах есть пассажи, которые доказывают, что уже в раннюю эпоху в Индийском океане существовала навигация, и, в некоторых более поздних случаях, путешествия, предпринимавшиеся индийскими купцами с торговыми целями к берегам Персидского залива и впадающих в него рек". Эти доказательства, однако, следует рассматривать как косвенный тип подтверждений: они не содержат никаких прямых сведений относительно существования и развития индийского национального судоходства, которое, несомненно, подразумевается существованием, развитием и постоянством той морской торговли, которая в них так часто упоминается. Само собой разумеется, что никакая коммерция не может возникнуть и тем более развиваться, если ей не будет способствовать национальное судоходство. Соответственно, прямые доказательства, которыми мы располагаем относительно индийского судоходства и морской деятельности, будут иметь приоритет над косвенными, и они включают иллюстрации типичных кораблей и лодок, которые представлены в древнем индийском искусстве, в скульптуре и живописи, и на монетах.

 

III. Эпохи.

 

Эпохи индийской истории, вокруг которых сгруппированы эти разнообразные подтверждения судоходства и морской деятельности Индии, можно приблизительно указать следующим образом:

1. Домаурийская эпоха, охватывающая промежуток с самых ранних времен до 321 г.до н.э. - Для этого периода мы рассмотрим подтверждения, которые можно извлечь из некоторых старейших письменных памятников человечества, таких, как Ригведа, Библия и некоторых старых книг на пали и тамильском языках, так же, как из находок египетских и ассирийских археологов относительно существования морских связей Индии с Западом в древнейший период. Подтверждения для этого периода также можно почерпнуть из трудов греческих авторов Геродота и Ктесия, 5 в.до н.э., содержащих упоминания Индии.

2. Эпоха Маурья (321-184 до н.э.). - Имеющиеся для этого периода подтверждения сохранились в работах многих греческих и римских авторов, которые описывали поход Александра (Македонского) в Индию и наблюдения, сделанные греческими послами при дворе императоров Маурья. Эти греческие и римские сведения об Индии по большей части стали доступны индийским ученым благодаря переводам м-ра Мак-Криули. Более важными и интересными, чем эти иностранные подтверждения, являются доказательства, содержащиеся в недавно опубликованном труде на санскрите, "Артхашастре" Каутильи, которая представляет собой кладезь информации относительно многочисленных аспектов высокоразвитой материальной цивилизации, существовавшей в Индии при Маурья. К этому периоду также относятся свидетельства традиции, сохранившейся в монументальном труде кашмирского поэта Кшемендры, называвшемся "Боддхисатвавадана Калпалата", который в настоящее время издает Азиатское общество Бенгалии в серии "Bibliotheca Indica". 73-я "паллава" или глава этой работы содержит рассказ, который проливает некоторый свет на морскую торговлю и морскую деятельность Индии в период правления императора Ашоки.

3 Кушанский период на севере и период Андхра на юге, продолжавшиеся приблизительно со 2 в.до н.э. по 3 в.н.э. - Это был период, когда римское влияние на Индию находилось в своем зените; фактически, весь южный полуостров при династии Андхра поддерживал прямые связи с Римом, тогда как завоевания в Северной Индии способствовали еще большему открытию торговли с Римской империей, так что римское золото хлынуло во все части Индии в качестве оплаты за ее шелка, пряности, драгоценные камни и окрашенные ткани. Это доказывают примечательные находки монет, более часто встречающиеся на юге, чем на севере, вместе с упоминанием в древних текстах на санксрите и пали "Ромаки" или города Рима, и "явана", или греков и римлян, в древних тамильских источниках, а также значением, которое имели южноиндийские порты, такие как Мусирис и Пукар, подробные описания которых приводятся в старинных тамильских поэмах. Кроме относящихся к индийской торговле с Римом подтверждений из старинной индийской литературы, мы располагаем также определенными подтверждениями из важных иностранных работ. Главнейшие среди них - это "Естественная история" Плиния Старшего, "Перипл Эритрейского моря" и "География" Птолемея, не говоря уже о случайных намеках на индийскую торговлю и судоходство, вскользь брошенных такими авторами, как Агатархид и Страбон.

4. Период индусского империализма в Северной Индии при Гуптах и Харшавардханезь инофрмцаии относииельно многочисленных аспектов всыокоразвитйо материальйно ц, продолжавшийся с 4 по 7 вв. н.э. - Это был период индийской экспансии и многосторонней колонизационной деятельности на Дальнем Востоке, импульсы которой исходили из Бенгалии, побережья Калинги и Короманделя. Как показал сэр А.П. Фэйр в "Истории Бирмы", и как подтверждают буддистские священные тексты и монеты, части Бирмы и Малакки были колонизированы, в основном, выходцами из Калинги и Бенгалии. Основные подтверждения широкой морской активности в этот период содержатся в записках многочисленных китайских паломников в Индию, первым из которых был Фа Сянь, а наиболее известным - Сюань Цзан. Все эти записки теперь доступны в переводах. Среди иностранных источников, предоставляющих ценные материалы для истории этого периода, следует упомянуть "Христианскую топографию" Косьмы (Индикоплова). Некоторые очень ценные подтверждения относительно существовавшей уже в ранние времена торговли межу Индией и Китаем имеются в китайских анналах, например, в "Квай-Юэн", каталоге китайской "Трипитаки". Юл в книге "Китай и путь туда" также приводит много фактов, относящихся к индийским взаимоотношениям с Китаем. Для правления Харши наиболее важным источником информации является "Путешествие" Сюань Цзяна, эта "сокровищница достоверной информации, необходимой каждому изучающему индийскую древность, которая внесла более существенный вклад в восстановление утраченных фрагментов индийской истории, чем любые археологические открытия".

5. Период индусского империализма в Южной Индии и возвышения Чолов, продолжавшийся с середины 7 в.н.э. до мусульманских завоеваний в Северной Индии. - В течение этого периода индийцы поддерживали тесные связи как с Западом, так и с Востоком. Завершилась колонизация Явы, и великий храм Боробудур остается великолепным памятником влияния, которым обладал некогда буддизм на этом острове. Область индийских морских предприятий простиралась вплоть до Японии, что засвидетельствовано японской традицией и официальными анналами, ставшими доступными благодаря усилиям японских ученых, таких, как д-р Такакушу. Записки И-Цзиня, знаменитого китайского путешественника, содержат много интересных подробностей относительно индийской морской деятельности в восточных водах и сношений с Китаем во второй половине 7 в. Китайские анналы также дают подтверждения относительно морских связей Чолов с Китаем, т.е. "Сунь-ши".

6. Мусульманский (домогольский) период, продолжавшийся с 11 по 15 вв. - Подтверждающие источники для этого, и, на самом деле, для всего мусульманского периода, по большей части вкраплены в персоязычные труды, которые стали доступны для ученых благодаря монументальной восьмитомной "Истории Индии" сэра Г.Эллиота. По части сведений о морских предприятиях и деятельности в Синде наши источники - Аль-Биладури и "Чач-намэ", переведенные в первом томе Эллиота. Ранние мусульманские путешественники достаточно подробно освещают индийские дела этого периода. Аль-Бируни - наш источник для 11 в., а аль-Идриси - для 12. В 13 в. очень ценным источником информации об индийском судоходстве и торговле служит иностранный путешественник, венецианец Марко Поло. В следующем столетии наши источники - это Вассаф и "Тарих-и-Фирузшахи". В 15 в. у нас есть китайское сочинение Ма Хуаня, наиболее важное иностранное сообщение об Индии после Марко Поло, которое повествует об обмене подарками между султанами Бенгалии и императорами Китая. К этом же столетию принадлежат иностранные путешественники Абд ар-Раззак, Николо Конти и Иеронимо ди Санто-Стефано, которые также являются ценными источниками информации относительно судоходства и торговли в этот период. В начале 16 в., когда на сцене впервые появляются португальцы в качестве одного из факторов индийской политики, подробности относительно индийской морской деятельности можно извлечь из трудов португальских хронистов, таких, как де Коуту, использованных в некоторых стандартных работах по истории португальского господства в Индии. Примерно в это же время итальянский путешественник Вартема оставил очень интересное описание судостроения в Каликуте.

7. Период могольской монархии, с 16 по 18 вв., т.е. от правления Акбара до правления Аурангзеба. - Подтверждения, относящиеся к правлению Акбара, происходят, во-первых, из того кладезя информации, "Айин-и-Акбари" Абу-л-Фазла, который приводит очень ценное описание адмиралтейской службы Акбара; и, во-вторых, из реферата "Аусил Тумар Джумма", содержащегося в анализе финансов Бенгалии, в "Пятом отчете" Гранта, который содержит много интересных подробностей относительно организации и развития имперской "новвары", или верфи в Дакке, источниках дохода для ее содержания, материалах, которые использовались для кораблестроении, и т.п. "Чач-намэ" у Эллиота, том первый, и "Айин-и-Акбари" Абу-л-Фазла приводят некоторые подробности о судоходстве и портах Синда. Некоторые подробности о индийской морской деятельности, торговле и судоходстве в Бенгалии также происходят из "Такмилла-и-Акбарнамэ" Элиота, том 6, из санскритского труда "Гхатака-карика", из португальских хроник де Барруша и Соузы, из записок некоторых иностранных путешественников, таких как Вартема и Ральф Фитч, и, наконец, из некоторых старых бенгальских поэм и песен, сохранивших местную традицию. В правление Аурангзеба главный источник нашей информации относительно морской деятельности "ферингов" (европейцев) и имперского флота - "Фатийя-и-Ибрийя", переведенный Блохманном, и современное персидское описание "Отчет Шихаб-ад-дин Талыша" в рукописи N589 бодлеянской библиотеки, каталог Sachau and Ethe, которая переведена проф. Джадунатхом Саркаром, М.А. Среди иностранных источников, которые снабжают нас информацией, относящейся к этому периоду, мы можем упомянуть Томаса Боури, в чьем описании стран вокруг Бенгальского залива имеется много интересных подробностей относительно судоходства и торговли. Д-р Фриар - еще один аналогичный источник нашей информации. В тот же период имело место развитие маратхского судоходства и морской активности при Шиваджи и пешвах, подробности которых можно узнать из любых стандартных трудов по истории маратхов.

 

Книга I.

Индусский период.

 

Глава X. - Ретроспектива.

 

Мы довольно подробно изложили известные подтверждения, относящиеся к истории судоходства, морской торговли и морской деятельности Индии с самых ранних времен вплоть до периода мусульманских завоеваний в Северной Индии. Совершив обзор морской деятельности и торговли, имевших место в Индии на протяжении длительной и древней эпохи до прихода к власти династии Маурья в свете подтверждений, извлеченных как из литературных трудов, так и археологических находок, мы установили, что в Индии существовали все предпосылки для замечательного взрыва военно-морской деятельности и международных сношений, которые бесспорно, были характерной чертой периода Маурья. Затем мы увидели, как импульс, данный развитию международной жизни в империи Маурья при Чандрагупте и Ашоке, пережил саму империю и продолжал наращивать силу и вес среди превратностей ее внутренней политики. На суше одна династия сменяла другую в качестве превосходящей силы, но торговля, несмотря на все эти изменения, продолжала носить устойчивый характер. В первые столетия христианской эры, когда Индия, разделенная между Кушанами на севере и династией Андхра на юге с границей по горам Виндхья, достигла политического объединения, наступил также, как мы видели, период замечательного роста иностранной торговли, особенно с Римом, которая развивалась как в северном, так и в южном направлениях. Это безошибочно показано, с одной стороны, книгами римских авторов с их в высшей степени точными деталями относительно индийского экспорта и импорта, портов и гаваней, и, с другой стороны, многочисленными находками римских монет в Северной и Южной Индии.

Анализ товаров, которые Индия отправляла за границу в обмен на те, что она импортировала, и обзор списков индийского экспорта и импорта, вроде этого, что приводится в наиболее интересной работе о восточной коммерции, показывает определенные характерные черты экономической системы древней Индии, к которой многие ученые возводят пресловутое "богатство Индии". Как заметил майор Дж.Б.Кейт в недавно вышедшей в "Азиатском квартальном обозрении" (19 июля) статье, "древнее процветание Индии было основано на здравом принципе, заключавшемся в том, что после того, как ее собственное население одето и сыто, тогда уже можно сбыть излишки чужестранцам. Именно по этой причине главными статьями индийского экспорта были ткани знаменитой ручной выделки, тогда как предосудительная практика истощения страны путем вывоза ее продовольственных запасов не была известна". Результатом этого было развитие внешней торговли, которой мы обязаны, с одной стороны, возникновением таких больших городов в пустыне, как Баальбек и Пальмира, и, с другой стороны, "теми памятниками искусства, которые смогла воздвигнуть Индия после того, как прокормила и одела свое население". Из многих сатрапий Персии Индия была, как мы видели, единственной, которая могла позволить себе платить дань золотом. Наконец, мы не должны пропустить знаменитую жалобу Плиния, что Индии нашла в Риме рынок сбыта своих производимых в излишнем количестве предметов роскоши, и тем самым высасывала его богатство и поглощала золото.

Между прочим, можно отметить, что замечательные достижения Индии в прикладной химии в большей степени, чем искусство ее ремесленников, позволили ей в течение свыше 1000 лет (от Плиния до Тавернье) господствовать на рынках как Востока, так и Запада, и обеспечили ей легкое и повсеместно признанное превосходство среди стран мира по части экспорта и мануфактурного производства. Никоторые индийские открытия в области химии и производства упоминает еще в 6 в. н.э. Варахимихира в "Врихат-санхите". Так, он упоминает искусство приготовления различных видов цементов или порошков, называемых "Ваджра-лепа", "цемент, столь же сильный, как удар молнии", который находил обширное применение в архитектуре храмов той эпохи, руины которых до сих пор свидетельствуют о прочности этого "металлического" или "стального" цемента. Варахимихира также намекает на существование специалистов по различном механизмам и профессиональных знатоков по части приготовления красителей и косметических средств, и даже искусственной имитации природных цветочных ароматов, которые составляли значительную долю индийской продукции, экспортируемой в Рим. Вообще говоря, Индии была обязана своему господству на мировых рынках трем великим открытиям в области прикладной химии: 1) приготовлению быстродействующих красителей для текстильных тканей посредством обработки естественных красителей, подобных "манджиште", квасцами и другими химическими веществами; 2) извлечению индиго из индигоносного растения посредством процесса, "который, хотя и в примитивной форме, предшествовал методам современной химии"; 3) закалке стали "способом, достойным передовой металлургии, процесс, которому средневековый мир обязан дамасскими клинками" (239).

Кроме торговли с Римом и торговли с Западом в целом, Индия также развивала торговые связи с Востоком. Она не ограничивала свою деятельность одним только Западом, и нашла другую отдушину в морской торговле в восточных водах между Бенгалией и Цейлоном, Калингой и Суварнабхуми, и в мореплавании, фактически, в Бенгальском заливе и в Индийском океане. Морская деятельность индийцев на востоке достигла своего апогея в эпоху правления династии Гуптов, когда Индия снова, как во времена Чандрагупты и Ашоки, утвердилась в качестве господствующего фактора в азиатской политике и даже стала на путь колонизационной деятельности, которая достигла своей кульминации в появлении цивилизаций Явы, Суматры и Камбоджи, и заложила основы Великой Индии. В последние дни империи Гуптов индийская морская деятельность в восточных водах охватывала весьма обширную область, включив в свою орбиту не только Индокитай и острова Индонезии, но также Китай, с которым она установила и длительное время поддерживала по морю регулярное и непрестанное сообщение. Наконец, во времена Харшавардхана и Пулакешина, Чалукьев и Чолов сфера этой восточной морской деятельности расширилась еще дальше, пока под индийское влияние не попала даже Япония, став целью индийской миссионерской и колонизационной активности.

 

Заключение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.063 с.)