Методика оценки реологических свойств термопластов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика оценки реологических свойств термопластов



По кривым течения

 

Цель работы:

Изучение реологического поведения расплава термо-пласта по кривым течения, полученным при несколькихтем-пературах, и определение энергии активации вязкого течения.

Материалы и оборудование:

 Термопласты в гранулированном или порошкообразном виде.

Капиллярный вискозиметр постоянного давления ИИРТ с набором капилляров. Секундомер. Штангенциркуль.

3. Порядок выполнения работы:

3.1. Изучите устройство капиллярного вискозиметра ИИРТ, зарисуйте его принципиальную схему  (рис.1) с указанием основных узлов.  Изучите инструкцию по технике безопас-ности работы на приборе ИИРТ.

3.2. Оформите в лабораторном журнале таблицу 1 для записи результатов измерений

3.3. 3.3. По Приложению 1 выберите для изучаемого материала условия проведения определения ПТР.

Рисунок 1 – Схема прибора ИИРТ

1 – стойка; 2 - груз; 3 – поршень; 4 –  цилиндр; 5 – нагреватель;

6 –  теплоизоляция; 7 – подставка; 8 – капилляр; 9 – основание;

10 – зеркало; 11 – ручка задвижки; 12 – заглушка

 

Таблица 1 – Результаты измерений

Материал___________________________________

Т,оС Нагрузка, на шток, кг Длина/ Капилляра,мм,

Диаметр

капилляра,  мм

Расстояние Между  метками, мм Диаметр  штока, мм  Вытекающий объем, см3 Время  истечения, с
             
….. …..    

…..

….. ….. …..
             
                 

Проведение измерений.

Установите на регуляторе температуры прибора требуемое значение температуры. Запишите его в лабораторный Жур-нал.

Закройте задвижку канала ИИРТа.

Поместите в камеру прибора капилляр.

Установите в камеру прибора ртутный термометр. По показа- ниям термометра убедитесь в достижении необходимой тем-пературы и, при необходимости, проведите ее корректировку задатчиком терморегулятора. После нагрева камеры до заданной температуры извлеките термометр, уберите его в картонный чехол.

Подготовьте необходимый для проведения опыта набор гру-зов, вес которых соответствует заданной нагрузке.

Замерьте штангенциркулем расстояние между крайними метками на штоке прибора и диаметр наконечника штока с точностью до 0,05мм, запишите результаты в лабораторный журнал.

Установите проволочную заглушку снизу в отверстие капил-ляра для предотвращения вытекания расплава до началазамеров.

Загрузите в камеру прибора примерно 5 г гранул изучаемого материала, уплотняя их шомполом.

Установите шток в камеру, навесьте на него подготовленные

грузы. Убедитесь, что шток установлен вертикально. Вклю-чите секундомер и в течение 5 или 10 мин (по указанию преподавателя) прогрейте материал в камере. Секундомер выключите.

По окончании времени прогрева уберите проволочную заглушку. Шток под действием грузов начнет двигаться вниз, а через капилляр будет вытекать расплав. В тот момент, когда нижняя метка на штоке опустится до уровня крышки камеры, включите секундомер и зафиксируйте время перемещения штока от нижней до верхней метки (время истечения). 

Данные занесите в таблицу 1 лабораторного журнала.

Выдавите штурвалом прибора или вручную остатки расплава из камеры. Откройте задвижку камеры, выдавите на под-ставку или хлопчатобумажную тряпку капилляр и прочисти-те его медной проволокой.

Вновь установите капилляр в камеру прибора. По ртутному термометру убедитесь в соответствии температуры заданному значению.

Установите проволочную заглушку. Загрузите следующую  порцию гранул. Повторите замеры при других заданных на-грузках (при других температурах, с использованием второго капилляра).

Результаты измерений времени истечения запишите в лабо-

раторный журнал в таблицу 1.

4.Обработка результатов эксперимента.  

Проведите обработку экспериментальных данных. Результаты представьте в виде таблицы 2.

4.1.Рассчитайте давление на расплав для каждого опыта:

Давление = [Па]      (1)

Обозначьте: F - давление на длинном капилляре, Р – давле-ние на коротком капилляре.

Площадь сечения камеры: Sк = 2];                (2)

Таблица 2 – Результаты обработки экспериментальных 

данных для построения кривых течения:

Материал___________________________________

№ опыта Т,  оС τ, Па.с q, м3 , с-1   n   ,  с-1 ηэф, Пас

 

 

1

 

 

Т1

τ1 q1  1

 

n

1 ηэф1
τ2 q2 2 2 ηэф2
τ3 q3 3 3 ηэф3
τ4 q4 4 4 ηэф4

 

4.2. Рассчитайте объемный расход расплава для каждого замера:  

                                   q = v .. Sк3/с],                          (3)

где v – линейная скорость перемещения штока, [м/с]; 

Sк - площадь сечения камеры; м2;

v = h / t, где h – расстояние между метками на штоке, м,

t – время перемещения штока от нижней метки до верхней, с.

4.3. Постройте график зависимости «давление – расход» для каждого капилляра при заданных температурах (рис. 1).

Выберите на рисунке 1 при каждой температуре значения расходов (не менее 4-х), одинаковые для обоих использо-ванных капилляров (q1, q2, q3,q4). Определите значения дав-лений, соответствующих этим расходам на длинном и корот-ком капиллярах (F1,F2, F3, F 4  и   P1, P2, P3, P 4).

4.4. Найдите отношение длин капилляров к диаметру (Lk /dk).

Постройте для температур, использованных в эксперименте, график «давление – (Lk /dk)» при выбранных значениях q, одинаковом для обоих капилляров и определите по нему величины входовых потерь (Р вх) при каждой температуре.

Запишите результаты определения в таблицу 2.

4.5. Напряжение сдвига при температурах опыта рассчитайте по методу двух капилляров, используя давления для одина-ковых расходов q:

                              τ i= [Па],                         (4)

где Fi и Pi  - давления, обеспечивающие одинаковый расход qi на длинном и коротком капиллярах;

r = 1 мм, радиус капилляров;

i - номер значения расхода, выбранного по графику на рисунке 1.

 

Запишите результаты определения τ  в таблицу 2.

4.6.Рассчитайте среднюю скорость сдвига в капилляре:

                         i =  [c-1],                     (5)

где q i - объемный расход расплава, соответствующий Fi и Pi, м3/с; r - радиус капилляра, м3

 

Запишите результаты определения i  в таблицу 2.

4.7. Используя результаты расчета τ   и i  постройте график зависимости «lg τ i – lg i» (рисунок 3). Определите по графику индекс течения n. Запишите результаты определения n в таблицу 2.

 

4.8. Рассчитайте скорость сдвига на стенке капилляра с учетом полученного значения   n.

Если n = 1, то

                                     ,                                  (6)

 

а эффективная вязкость: 

                       ηэф i   =   τ i / ,                         (7)

или                             lg ηэф i = lg τ i  - lg .            (8)

Если n ≠ 1, (n < 0,95 или  n > 1,05,), то 

 (3 + 1/n)        (9)

ηэф i = τ i / ()                         (10)

или lg ηэф i  = lg τ i   - lg .                            (11)

Результаты расчета занесите в таблицу 2.

Рисунок 1 – Схема определения давлений, обеспечивающих

равные расходы расплава на капиллярах разной длины.

 

 

Рисунок 2 – Схема определения входовых потерь давления

                       графическим методом.

Рисунок 3 – Зависимость напряжения сдвига от средней скорости          

                сдвига.

4.9. По результатам эксперимента для каждой температуры строятся зависимости «эффективная вязкость – напряжение сдвига» или «эффективная вязкость – скорость сдвига» (по указанию преподавателя).

4.10. Постройте зависимости «логарифм вязкости – 1/Т» при постоянном  значении  и постоянном значении τ i . Рассчитайте энергию активации вязкого течения как:

Е = 2,3 R [d (lg η эф) / d (l/Т)] кДж/моль        (10).

Сравните полученные значения Е при постоянном значении   и при постоянном значении τ i .. Сравните результаты с литературными данными.


Вопросы для подготовки к лабораторной работе №1

1. Каковы основные отличия течения расплавов полимеров от течения низкомолекулярных жидкостей?

2. Приведите характерные кривые течения для ньютоновской,  дилатантной и псевдопластичной жидкостей. Какая жидкость называется псевдопластичной, какая дилатантной?

3. Запишите уравнения, описывающие течение ньютоновской и неньтоновской жидкостей. В чем состоит физический смысл входящих в них параметров?

4.Каковы причины возникновения входовых потерь давления при течении расплавов полимеров в капиллярном вискозимет-ре и как они определяются? Как учитываются потери давления при расчете вязкости расплава?

5. Как изменится вязкость расплава полимера при изменении температуры опыта, молекулярной массы полимера, молекуляр-но-массового распределения, при введении пластификаторов, наполнителей?

6. В чем заключается аномалия вязкости полимерных раство-ров и расплавов? Каковы ее причины?

7. Какое явление носит название «срыв струи»?

8. Каково практическое применение данных о реологических

свойствах полимерных расплавов?

Библиографический список к лабораторной работе №1.

1.Основы технологии переработки пластмасс./Под ред. В.Н. Кулезнева и В.К. Гусева – Учебник для Вузов, изд.2-е, М.: Химия, 2006.- 600с. (с.331-335, 383-384).

2. Калинчев Э.Л., Саковцева М.Б. Свойства и переработка термопластов: Справочное пособие. Л.: Химия,1983. - 288 с. (С.23-90).

3. Кулезнев В.Н., Шершнев В.А. Химия и физика полимеров: Учебник для вузов. М.: Высшая шк., 1988. - С.156 –171.

4.Малкин А.Я, Чалых А. Е. Диффузия и вязкость полимеров.

  Методы определения. – М.: Химия,1979.- 304 с. (С. 12-29).

4.Теплофизичвсхие и реологические характеристики полимеров:

Справочник /Под общ. ред. Ю. С. Липатова. - Киев: Наукова

думка, 1977. - 24 или 324 с.

 

РАБОТА №2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.053 с.)