Правоохранительная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность



ПРАКТИКУМ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

Для специальности

среднего профессионального образования

Правоохранительная деятельность

Базовая подготовка

Магнитогорск 2020


 

Методические рекомендации разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 40.02.02 Правоохранительная деятельность

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский педагогический колледж»

 

Разработчик:

Рахимова Л.М., преподаватель ГБПОУ «МПК»

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономических дисциплин

Протокол №___ от _________ г.

 

 

Одобрено на научно-методическом совете

Протокол №___ от ____________ г.

 


 

Оглавление

Введение. 4

Методические рекомендации по подготовке к практическим.. 5

занятиям.. 5

Методические рекомендации по решению ситуационных задач. 6

Шкала критериев и оценивания решения ситуационной задачи. 7

Шкала и критерии оценивания ответа на вопросы, выносимые на обсуждение. 8

Практическая работа № 1. Источники экологического права. 9

Практическая работа № 2. Право собственности на природные объекты.. 14

Практическая работа № 3. Государственное управление экологопользованием и охраной окружающей среды.. 18

Практическая работа № 4. Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения. 22

Практическая работа № 5. Эколого-правовой режим недропользования. 29

Практическая работа № 6. Эколого-правовой режим водопользования. 35

Практическая работа № 7. Эколого-правовой режим лесопользования. 41

Практическая работа № 8. Эколого-правовой режим пользования животным миром.. 46

Практическая работа № 9. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха. 50

Практическая работа № 10. Эколого-правовая защита природных объектов и комплексов. 54

Список рекомендуемых источников. 58

 

 

 


 

Введение

Экологическое право – это самостоятельная отрасль российского права.

Ее выделение в системе права обусловлено особым предметом и объектом правового регулирования.

Экологическое право – это одна из наиболее практических отраслей российского права. Поэтому его изучение нельзя считать полноценным без решения студентами конкретных жизненных ситуаций – задач.

Законодательство может измениться, соответственно изменится решение задачи, но сама фабула останется неизменной, не зависящей от законодательных изменений.

Выполнение данных заданий возможно после детального изучения положений экологического законодательства, что несомненно, будет способствовать более глубокому освоению материала, а также формированию навыков правоприменения.

На сегодняшний день достаточно эффективным признан тестовый метод контроля знаний студентов. Поэтому автором разработаны и представлены в настоящем практикуме тесты по курсу «Экологическое право», решение которых поможет усвоению учебной дисциплины и самоконтролю знаний в процессе самостоятельной работы.

 


 

Методические рекомендации по подготовке к практическим

Занятиям

Практическое занятие по дисциплине представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. В рамках практического занятия проверяется степень усвоения студентами изучаемого материала, закрепляются, углубляются и расширяются знания, полученные на лекциях или в результате самостоятельного изучения, подводятся итоги самостоятельного изучения.

Серьезная подготовка к практическим занятиям является важной составляющей успеха при сдаче экзамена по дисциплине. В этих целях при подготовке к практическому занятию студент должен:

-внимательно ознакомиться с вопросами, выносимыми на обсуждение;

-изучить необходимую учебную и научную литературу, законодательные акты и иной нормативный материал по теме обсуждения;

-при наличии интереса выбрать тему научного сообщения или доклада и подготовить его;

-по указанию преподавателя аннотировать научную статью по теме занятия.

На практических занятиях каждый студент обязан иметь при себе нормативные правовые акты по изучаемой теме, а также необходимую учебную литературу.

При обсуждении вопросов, включенных в планы практических занятий, необходимо ссылаться на конкретные нормы правовых актов. Практическое занятие предполагает активное участие всех студентов в обсуждении вопросов темы. Поощряется самостоятельность суждений и использование в ответе примеров из судебной практики.

 


 

Методические рекомендации по решению ситуационных задач

 

По указанию преподавателя студенты решают задачи, которые прикреплены в системе Pro-Colledg.

Решение выполняется как в устной, так и в письменной форме.

При решении задачи в рамках практического аудиторного занятия студент должен изложить решение задачи в устном ответе. По окончании ответа преподаватель предлагает студентам, в случае несогласия с решением, высказать свои замечания и иные варианты ответа. Подводя итог, преподаватель анализирует и комментирует ответ, приводит правильное решение задачи, дает обоснованную оценку выступлению студента по пятибалльной системе, указывая на положительные и отрицательные стороны ответа.

Общий алгоритм решения задач:

1. Установление и указание фактических обстоятельств, имеющих значение для решения задачи.

2. Выбор и анализ применяемых норм права.

3. Правовая оценка ситуации.

4. Формулирование вывода по результатам решения с учетом содержания конкретной ситуации и ответы на поставленные вопросы.


 

Вопросы

1. Экологическое право как отрасль права в системе российского права.

2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.

3. Принципы экологического права.

4. Источники экологического права (понятие, классификация).

4.1. Роль нормативных решений высших судебных органов в регулировании экологических отношений.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы развития экологического законодательства?

2. Какова роль Конституции Российской Федерации как источника экологического права.

3. Каковы способы экологизации законодательства?

4. Какие нормативные правовые акты, входят в подсистему природоохранительного законодательства, природоресурсового законодательства?

5. Традиционно экологическое законодательство подразделяется на природоохранительное и природоресурсовое. В чем состоит недостаток этой классификации? Какие еще классификации источников экологического права Вам известны?

6. Экологическое право является комплексной отраслью права. Каковы вытекающие из этого особенности источников экологического права?

7. Каково соотношение федерального и регионального экологического законодательства?

8. Как соотносятся источники экологического права с санитарными нормами, строительными нормами?

9. Каковы тенденции и проблемы развития экологического законодательства?

10. Какова роль судебной и арбитражной практики в толковании и применении норм экологического права?

Самостоятельная работа

1. Проанализируйте этапы становления и развития экологического законодательства.

2. Рассмотрите конституционные основы экологического законодательства.

3. Раскройте сущность экологических прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ и природоохранительным законодательством.

4. Перечислите обязанности граждан по соблюдению экологических требований при пользовании экологическими ресурсами и охране окружающей среды.

5. Раскройте сущность создания и деятельности общественных экологических организаций и движений.

Задачи

1. В заключении на один из проектов Федерального закона о Байкале эксперт указал, что правовой режим охраны данного региона должен определяться с учетом норм, установленных договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Эксперт ссылался, в частности, на соответствующий договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, согласно ст. 1 которого установление условий природопользования на территории Республики Бурятия, прилегающей к озеру Байкал, относится к совместному ведению России и Бурятии.

Являются ли названные договоры нормативными правовыми актами, регулирующими экологические отношения? Каково соотношение между ними и федеральными экологическими законами? Нормы договора или нормы федерального экологического закона будут применяться в случае коллизии между ними?

2. При рассмотрении дел об охране окружающей среды районные и городские суды N-ской области постоянно испытывали затруднения с решением таких вопросов, как: по каким статьям УК следует квалифицировать деяние, выразившееся во вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов без очистных сооружений и устройств в результате злоупотребления властью или служебным положением, халатности либо совершения другого должностного преступления, если при этом причинен существенный вред государственным или общественным интересам и одновременно произошло загрязнение или засорение вод или загрязнение атмосферного воздуха?

Что понимать (с юридической точки зрения) под загрязнением водоемов и атмосферного воздуха? Каковы юридические критерии, при наличии которых сброс (выброс) веществ, следует квалифицировать как уголовное преступление или административное правонарушение? Что понимать под «причинением существенного вреда здоровью людей», являющимся квалифицирующим признаком по статье, предусматривающей уголовную ответственность за загрязнение водоемов и атмосферного воздуха? Где: в Законе «Об охране окружающей природной среды», подзаконных нормативных правовых актах, судебной практике – можно найти разъяснения по данным вопросам? Являются ли постановления Пленума Верховного Суда РФ источником экологического права?

3. Районным охотоведом Байбулатовым в Тирлянском заказнике на основании лицензии, выданной территориальным подразделением Министерства природных ресурсов, в целях регулирования численности животных отстреляны 5 лосей и 4 кабана без выданного в установленном порядке специального разрешения на право отстрела.

Дайте юридическое понятие животного мира и леса? Как они соотносятся? К какому виду природных объектов относятся охотничьи заказники? Какому природному объекту причинен вред? Имеются ли нарушения в действиях районного охотоведа?

4. Ст. 12 Закона Сахалинской области от 30 июня 2005 г «О порядке предоставления и пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения» предусматривает, что не требуется получение лицензии собственниками, владельцами земельных участков, осуществляющими строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров от поверхности земли или дна водоема.

П. 4 данной статьи устанавливает, что уполномоченный орган исполнительной власти Сахалинской области вправе принять решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения, используемым для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, в случае, если пользование этим участком недр ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокурор Сахалинской области обратился в суд с исковым заявлением об отмене данной нормы, т.к. с его точки зрения, это требование незаконно ограничивает использование добытых указанным способом общераспространенных полезных ископаемых.

Если общераспространенные полезные ископаемые находятся на поверхности земельного участка, будут ли они земельным ресурсом или ресурсом недр? Источники подземных вод относятся к водным объектам или к недрам? Решите дело.

5. В июле и августе 2011г. на территории Донгузловского природного заказника Челябинской области проводился фестиваль бардовской песни. Организатором его выступило общественная организация «Туристическое общество «Святогор»». Организаторы собрали плату с участников в размере 600 рублей с человека; доставка участников производилась на арендованном автобусе.

По окончании массовых мероприятий обнаружены поврежденные места произрастания редких растений - «кубышка желтая» и «башмачок крапчатый» (оба вида занесены в Красную книгу). Кроме того, участниками мероприятий совершались незаконные порубки деревьев и разводились костры в неустановленных местах.

О проведении мероприятий ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни администрация заказника не информировались.

Что такое комплексные природные объекты? Какие виды комплексных природных объектов существуют? Какое законодательство было нарушено при проведении фестиваля? Какие меры могут быть приняты к нарушителям?

6. В 2010 году Законодательное собрание Челябинской области направило на заключение эксперту проект Закона области «Об охране окружающей природной среды в Челябинской области». В своем заключении эксперт указал, что принятие данного Закона нецелесообразно по следующим основаниям:

- согласно ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды относится к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

- исходя из смысла ч. 2 ст. 76 Конституции закон субъекта Федерации по предмету совместного ведения должен приниматься в соответствии с федеральным законом.

Дайте правовую оценку позиции эксперта.

Дайте толкование норм ст. 76 Конституции РФ применительно к законодательству об охране окружающей природной среды.

Составьте заключение эксперта-юриста по вопросу о соотношении федеральных законов и иных изданных в Российской Федерации нормативных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей природной среды.

 


 

Вопросы

1. Экологические обязанности граждан.

2. Экологические права граждан.

3. Правовой статус общественных экологических организаций и движений.

Контрольные вопросы

1. Каковы этапы развития института права собственности на землю и другие природные ресурсы?

2. Каково понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы?

3. Каково содержание и формы права собственности на при-родные ресурсы?

4. Каков перечень субъектов права государственной, муниципальной, частной собственности на природные ресурсы?

5. В каких нормативных правовых актах закрепляется право собственности на природные ресурсы?

6. Что является основанием приобретения и прекращения права собственности на природные ресурсы?

7. Каковы критерии, по которым разграничивается право собственности на природные ресурсы на государственное, муниципальное и частное? Каков порядок такого разграничения?

8. В чем заключаются особенности содержания права государственной собственности на природные ресурсы?

9. Какие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности? В частной собственности?

10. В чем заключается проблема разграничения права государственной собственности на природные объекты между РФ и субъектами РФ?

11. Каковы особенности возникновения и содержания права муниципальной собственности?

12. Есть ли правовое различие между охраной права собственности на природные ресурсы и охраной окружающей природной среды?

13. В чем заключается ограниченность права собственности на природные ресурсы?

14. Каковы права и обязанности собственников природных ресурсов?

15. На какие природные ресурсы распространяется право собственности собственника земельного участка?

Самостоятельная работа

1. Составьте схему «Условия и порядок предоставления в частную собственность природных объектов и ресурсов».

2. Составьте таблицу «Правовые титулы как основания реализации права пользования природными объектами (аренда, право постоянного (бессрочного), долгосрочного и краткосрочного пользования, сервитуты)».

Задачи

1. Прокурор обратился в суд с иском о признании права собственности ПАО «Кренд» на пруд Кеваль. ПАО «Кренд» в суде пояснил, что на основании договора купли-продажи ему принадлежит земельный участок, на котором имеется возведенное им гидротехническое сооружение - пруд Кеваль. ПАО «Кренд» обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права на возведѐнный им пруд. На пруд был изготовлен технический паспорт и кадастровый паспорт, после чего пруду присвоен кадастровый номер 657, но в государственной регистрации права собственности на пруд - отказано. Однако ПАО «Кренд» были предоставлены все необходимые документы предусмотренные действующим законодательством.

Прокурор просит признать за ПАО «Кренд» право собственности на пруд Кеваль, так как основания для отказа в государственной регистрации права на пруд отсутствуют.

Дайте юридическую оценку ситуации.

2. Прокуратурой проведена проверка по факту самовольного занятия водного объекта ПАО «Турчинка». В ходе проведенной проверки установлено, что ПАО «Турчинка» около 6 лет использует водный объект для осуществления деятельности по отстою и обслуживанию судов, не имея законных прав на него, что препятствует пользованию, как береговой полосы, так и водного объекта гражданам и организациям. Прокуратура требует от ПАО «Турчинка» освободить данный водный объект и не препятствовать свободному пользованию лиц, граждан, организаций, имеющих законные права на пользование этим объектом. В свою очередь, ПАО «Турчинка» считает, данное требование необоснованным.

Дайте юридическую оценку ситуации. Составьте проект постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

3. Прокурор обратился в суд с иском к ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство Турчес», указав в исковом заявлении, что проведена проверка соблюдения ООО «ЖКХ Турчес» законодательства о водопользовании при осуществлении производственно - хозяйственной деятельности. В ходе проверки получена информация согласно которой река Миол по рыбохозяйственному значению является водотоком высшей категории, имеет водоохранную зону. Общество осуществляет хозяйственную деятельность с использованием указанного водного объекта без приобретения права пользования водным объектом. ООО «ЖКХ Турчес» осуществляя платные услуги, не являясь водопользователем, ежедневно осуществляет сброс использовавшихся в хозяйственно–бытовых целях вод в водный объект – реку Миол, не проводя при этом надлежащей очистки и дезинфекции сбрасываемых сточных вод, оказывая тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

Прокурор в своем исковом заявлении просит признать незаконным бездействие ООО «ЖКХ Турчес» по обеспечению надлежащей очистки и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых Обществом в водный объект, признать незаконной деятельность Общества по сбросу неочищенных сточных вод и обязать ответчика в установленном законом порядке получить решение о предоставлении реки Миол в пользование для сброса сточных вод.

Дайте юридическую оценку ситуации.

4. Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства установлено, что в деятельности МУП городского поселения, осуществляющего деятельность по водоснабжению и водоотведению от жилых домов и предприятий города, имеются нарушения природоохранного законодательства. Предприятием осуществлен сброс сточных вод с городских очистных сооружений городского поселения.

Однако МУП не имеет решения о предоставлении водного объекта – ручей Цыва в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обратиться МУП в Министерство природных ресурсов и экологии с заявлением о предоставлении в пользование водного объекта – ручья Цыва в целях сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Дайте юридическую оценку ситуации.

 


 

Вопросы

1. Система и сфера деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования

2. Органы общей компетенции в области охраны окружающей среды и

природопользования

3. Органы специальной компетенции в области охраны окружающей среды и природопользования

Контрольные вопросы

1. Каковы функции государственного экологического управления?

2. Каковы органы общей компетенции в сфере экологического управления?

3. Каковы органы специальной компетенции в сфере экологического управления?

4. Что понимается под экологическим нормированием?

5. Каковы критерии установления экологических нормативов?

6. Какую роль выполняют нормативы предельно допустимых концентраций?

7. Кто разрабатывает нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ?

8. Какими органами утверждаются нормативы качества окружающей среды?

9. Какие нормативные правовые акты закрепляют положения о нормативах качества окружающей среды?

10. В чем состоит взаимозависимость в экологической характеристике среды между ПДК и ПДВ?

11. Каковы условия установления временно согласованных нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ?

12. Какова сущность установления санитарных и защитных зон?

13. Какие виды санитарных и защитных зон предусмотрены действующим законодательством?

14. Какое место и какую роль выполняет экологический надзор и контроль в правовом механизме охраны окружающей среды?

15. Каковы виды экологического контроля. В чем состоит их отличие? Сходство?

16. Каков порядок проведения государственного экологического надзора?

17. Кто осуществляет производственный экологический контроль?

18. Каковы преимущества и недостатки производственного экологического контроля по сравнению с государственным надзором?

19. Каковы возможности общественных экологических объединений и граждан при осуществлении общественного экологического контроля?

20. Какие органы осуществляют наблюдение за состоянием окружающей природной среды?

21. Каковы виды общего мониторинга и органы осуществляющие его?

22. Каковы виды отраслевого мониторинга и органы осуществляющие его?

23. Каков порядок сбора и направления информации о состоянии окружающей среды?

24. В чем состоит сходство и различия между экологическим аудитом и экологическим контролем, экологической экспертизой, оценкой воздействия на окружающую среду, экологическим мониторингом?

Самостоятельная работа

1. Рассмотрите систему и сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования.

2. Дайте характеристику органов общей компетенции в области охраны окружающей среды и природопользования.

3. Охарактеризуйте органы специальной компетенции в области охраны окружающей среды и природопользования.

Задачи

1. Прокуратура N- области выявила, что в нарушение требований ст. 8 ФЗ «Об экологической экспертизе» Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды области не располагает необходимым банком данных о намечаемой в крае хозяйственной и иной деятельности, что нет надлежащего взаимодействия Управления с органами исполнительной власти и местного самоуправления, которые, как правило, не информируются о проведении заседаний экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; что в нарушение ст. 13 ФЗ «Об экологической экспертизе» приказом Управления районным и городским органам в области экологии предоставлено право рассмотрения и выдачи заключений по вопросам, требующим проведения государственной экологической экспертизы; что в ряде случаев экспертиза проводилась без полного комплекта материалов и документов и т.д.

Какие меры прокурорского реагирования могут и должны последовать в связи с указанными нарушениями? Кто и какую ответственность должен нести за допущенные нарушения?

2. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба города N неоднократно давала предписание директору завода «Аир» о снижении выбросов сажи в атмосферу до предельно допустимых норм, но эти предписания не выполнялись. В связи с этим главный санитарный врач города вынес постановление о наложении на директора завода штрафа.

Директор завода не согласился с решением о наложении на него штрафа и обжаловал его в районный суд. Суд наложение штрафа на директора завода признал недостаточно обоснованным по тем мотивам, что на заводе предпринимаются меры по улучшению технологии очистки выбросов, и отменил его. Главный санитарный врач города в свою очередь обжаловал решение суда, указав при этом, что завод в течение многих лет не осваивает средства, выделяемые на усовершенствование очистных сооружений.

Какими полномочиями обладают должностные лица санитарно-эпидемиологической службы по борьбе с нарушениями экологического законодательства? Обосновано ли решение суда по делу об административном правонарушении?

3. Комитет по охране природы Северного района Новосибирской области в течение последних лет практикует проведение совместных с РОВД и лесничеством «Лесной дол» проверок по соблюдению лесного законодательства в районе. По результатам проверок выдаются предписания об устранении выявленных нарушений и на лиц, виновных в совершении лесонарушений, налагаются административные штрафы.

Имеются ли правовые основания для таких совместных проверок, которые проводятся не только в Новосибирской, но и в других областях и краях России?

 


 

Вопросы

1. Понятие, структура и особенности экологического вреда.

2. Принципы возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

3. Порядок компенсации вреда, причиненного окружающей среде.

4. Возмещение вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под вредом правомерным и неправомерным, экономическим и экологическим, первичным и вторичным?

2. Каковы составляющие экологического вреда окружающей среде? Какие из них поддаются экономической оценке?

3. Каковы принципы возмещения вреда окружающей среде?

4. В каком порядке возмещается вред окружающей среде?

5. Каковы особенности возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности?

6. В чем состоят особенности действия принципа полного возмещения вреда применительно к окружающей среде?

7. Каковы способы исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде?

8. Кто может выступать истцом по делам о возмещении вреда окружающей среде? Ответчиком?

9. Можно ли с требованием о компенсации вреда можно обратиться к государству?

10. Каковы особенности применения таксовой ответственности в области охраны природы?

11. Какие расходы подлежат возмещению в случае причинения вреда неблагоприятным воздействием окружающей среды здоровью граждан? Подлежит ли возмещению моральный вред?

12. Какие факторы учитываются при определении размера вреда здоровью граждан?

13. Каков состав материального вреда, причиненного здоровью человека состоянием окружающей среды?

14. Каковы общие положения о возмещении вреда по ГК РФ и в чем специфика возмещения вреда по экологическому законодательству?

15. Что может являться источником экологического вреда?

16. Для каких целей в экологическом законодательстве предусмотрен институт приостановления и прекращения хозяйственной деятельности?

Самостоятельная работа

1. Назовите основания наступления эколого-правовой ответственности.

2. Раскройте понятие экологических правонарушений и их виды.

3. Каков порядок возмещения причиненного экологического вреда?

Задачи

1. Инспектор городского отдела по охране окружающей среды наложил штраф на АЗС за то, что на ее территории допущен разлив нефтепродуктов и размещена свалка запчастей и бытового мусора.

Какими правомочиями наделен инспектор названного ранга по применению к нарушителям законодательства об административной ответственности?

2. В результате прорыва плотины хранилища остаточных продуктов технологического процесса завода калийных удобрений в окружающую среду хлынуло 4,5 млн. куб. м. рассола. Было залито 200 га сельскохозяйственных угодий, а в реке, куда попал рассол, уничтожено 290 т товарной рыбы, 1300 т молоди, погибли все водоросли. Было установлено, что авария произошла из-за просчетов в проектировании и строительстве плотины, а также нарушений правил эксплуатации и отсутствия надлежащего контроля за ее состоянием.

Обязан ли завод калийных удобрений возместить вред, причиненный им окружающей среде, и в каком порядке это может быть осуществлено? Если завод экономически не в состоянии возместить причиненный вред, то означает ли это, что вред не будет возмещен вообще или есть другие варианты? Какую ответственность должны нести лица, виновные в аварии на заводе?

3. Директор спиртового завода был осужден по ч. 2 ст. 250 УК РФ за то, что завод сбрасывал в реку Кия неочищенные сточные воды и отходы производства спирта - барду. Завод в течение трех дней производил залповые сбросы барды. Всего было сброшено 1500 куб. м таких отходов, что привело к резкому окислению водоема и острому дефициту кислорода. По этой причине произошел массовый замор рыбы, чем был причинен рыбному хозяйству крупный ущерб. В кассационной жалобе по делу подсудимый указывал, что в произошедшем его вины нет, так как завод после капитального ремонта принят в эксплуатацию государственной приемочной комиссией без очистных сооружений и устройств для утилизации отходов.

Вследствие этого сброс барды заводом неизбежен. Остановить же завод, что надлежало сделать, директор не вправе.

Следовало ли удовлетворить жалобу директора спиртового завода по указанным им основаниям?

4. Вдоль значительной части тротуара на одной из улиц города в течение ряда лет погибали молодые саженцы. Было установлено, что причиной их гибели являются соль и химические вещества, которыми посыпался тротуар в зимнее время для облегчения уборки снега. Такое облегчение создавал себе Павлов, работавший дворником в столовой и по совместительству в аптеке, расположенных вдоль этой части тротуара. За свои действия Павлов был подвергнут административному штрафу. Павлов обратился в суд с просьбой освободить его от штрафа, т.к. соль и химические вещества сыпал на тротуар по совету директора столовой и заведующего аптекой.

Нарушают ли действия Павлова требования по охране зеленых насаждений, и подлежит ли удовлетворению его жалоба? Должны ли нести ответственность и какую за свои «советы» директор столовой и заведующий аптекой?

5. В прокуратуру области позвонил гражданин Смирнов и сообщил, что на территории базы материально-технического снабжения под открытым небом находится более 15 т хлорсодержащих веществ, которые по правилам должны храниться в закрытом помещении в специальных емкостях, предотвращающих утечку. Смирнов просит оказать воздействие на администрацию базы.

Вправе ли граждане России обращаться с заявлениями в государственные органы и общественные организации о пресечении и устранении экологических правонарушений? Обязан ли прокурор рассмотреть такие заявления и принять по ним меры прокурорского реагирования и какие?

6. Решением городской администрации с предприятия было взыскано 10 млн. руб. в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Предприятие - причинитель вреда обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет плату за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ.

Решите дело.

7. Госохотинспекция предъявила в арбитражном суде иск к управлению линий электропередач (ЛЭП) о взыскании ущерба, причиненного гибелью степных орлов, занесенных в Красную книгу, от тока высокого напряжения.

Ответчик иска не признал, пояснив, что в безлесных районах опоры ЛЭП часто используются птицами для отдыха. Крупные птицы, в частности степные орлы, гибнут от соприкосновения с проводами высокого напряжения. Ответчик считает, что из-за отсутствия его непосредственной вины в причинении ущерба иск не подлежит удовлетворению-

Какое решение примет арбитражный суд?

8. Комитет по охране окружающей среды Башкортостана предъявил в арбитражном суде иск к Магнитогорскому металлургическому комбинату о взыскании ущерба, причиненного ответчиком загрязнением природной среды. Экспертизой, проведенной по инициативе истца, доказано, что в результате аварийных выбросов вредных веществ комбинатом замедлился прирост шерсти в отарах овец.

Ответчик отказался удовлетворить исковые требования, заявив, что он уже выплачивает платежи за загрязнение окружающей среды.

Решите дело.

9. Общественное объединение «Зеленый мир» и комитет по охране окружающей природной среды обратился в арбитражный суд к муниципальному предприятию «Лесное хозяйство» с иском о возмещении вреда, причиненного животному миру.

В обоснование своих требований истец сослался на то, что в результате наезда автомобиля погиб лось. Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал, ссылаясь на то, что вред причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности.

Обоснованно ли арбитражный суд отказал в иске?

10. В результате аварии железнодорожного грузового состава со сходом с рельсов вагонов из поврежденных вагонов грузового состава произошел разлив нефти и дизельного топлива на рельеф местности, а также в реку. В результате крушения поезда, растекания ядовитых химических веществ, возникновения пожара, окружающей природной среде причинен вред. Попадание указанных веществ на рельеф местности привело к интенсивному загрязнению почвы, грунтовых и поверхностных вод, вызвало массовое отравление рыбы, гибель водорослей и животных в открытых водоемах.

Природоохранный прокурор обратился в арбитражный суд с иском в интересах к ОАО «РЖД» о возмещении убытков, причиненных экологическим правонарушением.

Вправе ли прокурор обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением? Какие лица вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением? Какие формы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, предусмотрены действующим законодательством? Допустимо ли заключение мирового соглашения по данной категории споров?

11. На автотрассе Челябинск – Тюмень, в 80 км от Тюмени, автомашиной «ЗИЛ-130», принадлежащей ЗАО «Транспортные перевозки», был сбит и травмирован взрослый лось. Факт наезда и причинение вреда животному миру отражен в акте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 1153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.121 с.)