Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Большой террор против мастурбации
Эти научные взгляды на мастурбацию, в первую очередь – подростковую, стали распространенными только в последние 30 лет. Еще 25 лет назад я держал в руках ежемесячный журнал «Здоровье», выходивший тиражом 27 млн экземпляров – аудитория больше, чем у телевидения, – который помещал через два номера в третий, 4–5 раз в год, гигантские статьи (с рисунками!) о необыкновенном вреде самоудовлетворения для подростков. А уж мастурбацию взрослых мужчин, даже эпизодическую, авторы журнала рассматривали как серьезную патологию. Подростков же, занимающихся самоудовлетворением, авторы статей призывали немедленно вести к врачу-психотерапевту. К чести врачей, все эти грозные антимастурбационные статьи были написаны не ими, а кандидатами и докторами педагогических наук. Таким образом, тоталитарный советский режим с энтузиазмом подключился к многовековой войне с самоудовлетворением, которую активно вела церковь. Причем советская власть подключилась к ней с самого своего рождения: уже первый Устав комсомола признавал аутоэротическую практику несовместимой с высоким званием комсомольца; зато он обязывал каждую комсомолку удовлетворять сексуальное влечение любого активиста из ее ячейки, если он платит взносы в полном объеме и принимает участие в мероприятиях ячейки. В 1723 году в Лондоне большим тиражом вышла брошюра анонимного автора «Об онанизме», доказывающая, что занятие это является причиной психических заболеваний и туберкулеза. И тут же священнослужители по всей Европе и на американском континенте стали посвящать этому «греху» множество проповедей, добавляя к якобы вызываемым мастурбацией «заболеваниям» еще и представление о его «греховности». Но настоящий взрыв враждебности к этому невинному занятию произошел в 1741 году, когда одновременно в нескольких европейских странах вышла – на французском языке, бывшем тогда международным, – книга авторитетного швейцарского врача Сэмюэла Толле «О мастурбации и болезнях, которые она вызывает». С. Толле был признанным медицинским авторитетом, крупнейшим специалистом того времени по эпилепсии. В книге он «научно» доказывал, что мастурбация, в результате регулярной потери семени, приводит к «усыханию мозга», а вслед за «усыханием» – к эпилепсии. С. Толле имел влияние на папу римского (наверное, лечил его от эпилепсии), тот обратился к католикам всего мира – «Урби эт Орби» [2] с Энцикликой «О смертельном грехе самоудовлетворения». Дисциплинированные святые отцы мгновенно причислили аутоэротическую практику к 10 смертным грехам, настаивали на официальном включении этого тезиса в Библию (дело совершенно безумное и вскоре осужденное церковью).
В войну с мастурбацией, которая продолжалась и в XIX, и в XX веках, по неведомым нам причинам включились выдающиеся умы того времени: Жан-Жак Руссо, Джонатан Свифт и даже великий философ Иммануил Кант, придумавший формулу: «Самоудовлетворение – больший грех, чем самоубийство». А папа римский лично организовал первую в мире «полицию нравов», которая – в специальной форме – выходила на улицы итальянских, французских, испанских городов с целью задержать и арестовать онанистов. Но онанисты занимались своим делом дома, ловить их на улицах оказалось делом бесполезным, и через год «полиция нравов» была распущена – а вот название осталось. И по Европе, и по американскому континенту покатилась волна подростковых депрессий и самоубийств, порожденных чувством вины за самоудовлетворение. Мальчики, а иногда и девочки, впавшие в состояние депрессии, оставляли посмертные записки, в которых признавались в онанизме и объясняли свой добровольный уход из жизни невозможностью ему, онанизму, противостоять. Эпидемия самоубийств подростков (а сексуальное воздержание в те времена было долгим, до брака – хотя браки заключались в 20–21 год), начавшись в 1745–1746 годах, продолжалась более 20 лет и достигла своего максимума в 1760–1761 годах, причем самые высокие цифры и депрессий, и добровольного ухода из жизни отмечались в пуританской Англии. В те времена уже были врачи, медицинские статистики и первые социологи, которые тщательно исследовали эту эпидемию, уносящую жизни 15–17-летних подростков. Самыми здравомыслящими оказались итальянские подростки: несмотря на всю травлю мастурбации со всех амвонов, самоубийства на этой почве в Италии оказались единичными, в отличие от всех других католических стран и Западной, и Восточной Европы (Польша и Чехия тоже отличились). Показательно, что взрослые мужчины в то, что мастурбация – смертный грех и причина всяческих заболеваний, не поверили, и ни депрессий, ни самоубийств по этому поводу среди них не наблюдалось. На защиту аутоэротизма поднялись врачи, прежде всего – французские и итальянские, навлекая на себя гнев католических священников, конфликты с верующими пациентами и множество других неприятностей. Но их выступления: брошюры, статьи в газетах, публичные лекции, книги – спасали психическое здоровье и жизни десяткам тысяч подростков и молодых людей, избавляя их от чувства вины за самоудовлетворение, депрессий и самоубийств. Для французских тинейджеров XVIII века (как и для всего французского общества) мнение врачей представлялось более авторитетным, чем мнение священнослужителей. А вот врачи английские, врачи пуританской грегорианской, а потом и викторианской Великобритании, еще лет сто называли все новые и новые заболевания, вызываемые, по их мнению, мастурбацией; они полностью поддерживали церковь в ее «великом крестовом походе против самоудовлетворения». Но для этого имелись особые причины, о которых речь пойдет дальше. Последствия этого совместного «крестового похода» ощущаются в английском обществе по сей день.
Несколько врачей, столкнувшись с самоубийствами подростков, и в лекциях, и в брошюрах разъясняли безвредность мастурбации и даже тогда, в XVIII веке, осмеливались говорить о ее необходимости и полезности. Служители церкви натравливали на них фанатически верующих крестьян «из глубинки» (в городах фанатиков было немного), и трое врачей в далеких провинциях Франции поплатились жизнью за защиту подростков. Сам Самуэль Толле довольно быстро осознал, что с признанием онанизма причиной психических расстройств он поторопился; врачи Европы считали его виновником множества депрессий и самоубийств, он тяжело это переживал, писал открытые письма о том, что это не он выставил онанизм «смертным грехом», сам долго находился в депрессии и умер в этом состоянии. На его похороны – а он был главой медицинского факультета города Монпелье – не пришел ни один врач, только университетские чиновники. Слава богу, новый папа римский оказался более разумным, Энциклику «О смертельном грехе самоудовлетворения» отменил на второй день после прихода к власти, запретил священнослужителям говорить об этом в проповедях, и велел в беседах с верующими определять это занятие как грех малый, невинный, вроде переедания. До сих пор эта Энциклика, ставшая причиной примерно 50 тысяч самоубийств подростков, считается и историками религии, и самими служителями церкви одной из самых позорных страниц в истории католицизма. Первая в истории научно описанная и исследованная эпидемия подростковых самоубийств (в целом такие эпидемии случались и раньше, и позже, встречаются и в наше время) дала мощный толчок изучению психики подросткового возраста, особенностей возникновения и протекания депрессивных расстройств в подростковом возрасте. Именно тогда, в конце XVIII века, в медицине появились понятия: подростковый возраст, психология подростка, особенности психики подростка – снимем шляпу перед французскими врачами и перед французской медициной в целом. Один из выдающихся французских врачей заметил, что между прослушанной проповедью авторитетного священника и покушением подростка на самоубийство (часто завершившимся смертью) проходит в большинстве случаев всего 3–4 дня, и ввел понятие «острая психогенная депрессия» – огромный, может быть, решающий шаг в развитии психотерапии. Годом позже он же написал, что у психически здорового подростка встречаются (временно!) состояния столь болезненные, что у взрослых они наблюдаются только в рамках серьезных психических расстройств. Наблюдательность наших предшественников – врачей XVIII и XIX века – восхищает меня со времен учебы в мединституте, и чем больше я о них узнаю, тем больше поражаюсь…
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.006 с.) |