Текущий и периодический учет эффективности обучения первоклассников чтению на подготовительном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Текущий и периодический учет эффективности обучения первоклассников чтению на подготовительном этапе.



Вся учебная деятельность учащихся по чтению на подготовительном этапе обучения, как и на любом другом этапе, обязательно учитывается и оценивается учителем. Но смысл проверки состоит не в том, чтобы испугать ребенка ее неприятными последствиями, а в том, чтобы, убеждаясь в эффективности или не эффективности процесса обучения, сразу же вносить в него необходимые коррективы и приучать детей к самоконтролю, самооценке рациональной организации личного учебного труда.

Цель учета уровня читательской подготовки первоклассников состоит прежде всего в том, чтобы дать каждому ребенку возможность заметить свое продвижение в умении читать и испытать чувство удовлетворения от затраченных усилий и чувство законной гордости за достигнутые успехи.

В том и в другом случае для того, чтобы оценить эффективность своей учебно-воспитательной работы с первоклассниками=читателями, учителю следует сосредоточиться по крайней мере на трех основных направлениях:

1. На отношении детей к книгам, к урокам чтения и к читательской деятельности в целом.

2. На осведомленности первоклассников в доступном круге чтения (количественном увеличении их читательского кругозора, упорядоченности этого кругозора (книга → тема, книга → жанр, книга → автор) и формировании читательской памяти).

3. На достижениях и совершенствовании в способе чтения слов, предложений, текстов, в темпе чтения и на том, какие ошибки при озвучивании «чужой» речи каждому ребенку еще надо преодолеть.

В вопросе о методах и формах проверки эффективности читательской подготовки и учета ее результатов у первоклассников пока еще, к сожалению, среди ученых нет полного единства. Но все же, обобщая рекомендации существующие в русской начальной школе, можно сделать вывод о том, какие пути и средства учета и контроля за результатами обучения первоклассников=читателей, требуют от учителя минимум затрат времени и сил, а кроме того, приучают детей к самоконтролю и самооценке читательской самостоятельности и делают необходимые для этого задания и упражнения интересными и желанными, а не страшными.

Начнем с отношения детей к книгам. Тут текущий учет путем наблюдений для учителя ничем не заменим. И для этого не нужно специального времени, поскольку не заметить, как первоклассники реагируют на появление в классе – в Уголке чтения- новых книг, ждут ли они уроков, на которых обучение беседе с книгой является главной учебной задачей, реагируют ли на необязательные, но желательные для выполнения рекомендации учителя попробовать действовать с книгами во внеурочное время самостоятельно, просто нельзя. Другое дело, как следует учителю реагировать на поведение первоклассников, которые приобщаются к способности выделить книгу как возможного собеседника и попробовать с ней «говорить», оставшись один на один. Чтобы реакция учителя на поведение детей была безупречной и адекватной их возможностям, учитель должен помнить о показателях обученности, которые приведены выше (см. стр.. § 5, раздел 2).

 Другими словами, учителя не должно смущать то обстоятельство, что на первой неделе обучения после первого комбинированного урока большая часть первоклассников детских книг в класс не принесет и к самостоятельному рассматриванию книг, выставленных после урока в Уголке чтения, охоты не проявит. Такая заторможенность интереса к деятельности с книгой является для первоклассника на первой неделе обучения вполне естественной. Она вызвана новым видом деятельности - рассматриванием книг с целью узнавания прочитанного -, с которой до этого времени почти никто из детей знаком не был и которая нуждается в определенной «стадии созревания» (см.: Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.-М.,1956.-с430).

Явный интерес к новому виду деятельности –рассматриванию книг после чтения- учащиеся проявляют на 3-4 неделе обучения. В это время они обнаруживают удовольствие не только в тот момент, когда учитель сообщает им о том, что сейчас будет встреча с новой книгой, когда читает вслух, но и тогда, когда он спрашивает, не показать ли им книгу после чтения.

Неравнодушие детей к книжному окружению с 3-4 недели- первый показатель успешности работы учителя по формированию учащихся=читателей на первом году обучения чтению.

Далее, чтобы не требовать от первоклассников невозможного или, напротив, ссылаясь на их возраст, не оправдывать низкую степень овладения читательской деятельностью, надо иметь в ввиду, что не все дети могут после каждого урока приносить в класс нужные по теме книги. Даже при самых благоприятных условиях всякий раз результативно выполнять задания будут только те из них, у кого книги на заданную тему дома имеются. Представить себе, что у каждого ребенка есть книги по всем темам доступного круга чтения, просто невозможно. Поэтому нельзя требовать, чтобы ребенок после каждого занятия приносил в класс нужную книгу. Однако это не означает и того, что учитель должен проявлять равнодушие к самостоятельной деятельности детей в промежутках между занятиями, так как, во-первых, у части ребят, особенно на первом-втором месяце обучения, искомые книги дома все-таки могут быть, а во вторых, если детям не напоминать о задании, не поощрять тех, кто желательную деятельность с книгами выполняет, первоклассники просто забывают о том, что их просил сделать учитель. Ведь от занятия до занятия проходит неделя- для первоклассника срок значительный.

Особой заботы и внимания требуют от учителя те дети, которые вообще не имеют дома книг нужного содержания, или книги оказываются недоступны им по какой-то иной причине («В шкафу у папы», «Мама не разрешает выносить книги из дома» и т. п). Учителю важно знать об этом, чтобы своевременно воздействовать на родителей, на обстановку в семье или создать равные условия книжного окружения в классе, побуждать детей выполнять рекомендации, обращаясь в классную библиотечку, на классную книжную выставку.

Оценка учебной деятельности первоклассников на подготовительном этапе обучения (не столько результатов работы, сколько усилий, которые ребенок предпринял) выражается учителем в форме устного одобрения, поощрительной записи в дневнике, повышения отметки за прилежание, благодарственного письма родителям и т. п. От отрицательных оценок, как правило, надо воздерживаться, а если уж другого выхода нет, выражать свое неудовольствие ребенку или родителям наедине и предельно аргументировать требование, которое предъявляется, но не выполняется: разъяснить его значимость, выявить трудности, препятствующие его выполнению, наметить реальные пути их ликвидации.

Дифференцированной оценке по пятибалльной системе эти результаты чтению на подготовительном этапе не подлежат.

Точно так же не с неким абстрактным абсолютом, а с конкретными имеющимися у ребенка знаниями о книгах на первое сентября первого года обучения должен сравнивать учитель продвижение первоклассников в отношении накопления количественных и качественных показателей их читательского кругозора.

Вы уже познакомились с тем, как разумный учитель устанавливает для себя уровень читательских знаний и умений, которыми владеют дети, поступившие к нему в 1 класс. Но там говорилось об индивидуальном учете этих показателей до начала официального обучения.

Если же по каким-то причинам учителю не удалось побеседовать с детьми о книгах и чтении накануне учебного года, этот пробел надо непременно восполнить в течение первой учебной недели (а лучше первых двух-трех дней обучения), использовав метод фронтального опроса первоклассников.

Вопросы остаются те же:

1.Есть ли у тебя дома детские книги?

2.Читают ли их тебе?

3.Любишь ли ты слушать чтение?

4.А рассматривать книги без взрослых?

5.О чем ты любишь слушать?

6.Что предпочитаешь рассматривать?

7.Назови свою любимую книгу (книги).

8.Фамилии каких писателей ты знаешь?

9.Какие их книги помнишь?

Прежде чем проводить такой опрос, чтобы он прошел быстро и организованно, рекомендуется в соответствии с этими вопросами заранее подготовить лист учета, на котором будут кратко фиксироваться ответы учащихся.

Наиболее удобен по форме такой лист учета:

Школа

Класс

Учебный год

№п

Фамилии и имена детей, поступивших в школу

Вопросы

1 2 3 4

5

6 7 8

9

1 Чашкина Оля       +

Сказки

  О царе Салтане Пушкин

-

 

2 Анкудинова Вера       +

Про Карлсона

  О малыше и Карлсоне  

 

 
3 Моисеев Коля        

 

     

 

 
4 Бывалов Женя -      

 

     

 

 
5 Андреев Юра - -   +

Про войну

   

Лев Толстой

 

 
                               

 

Методика опроса.

Вопросы последовательно задаются учителем всему классу. Учащиеся отвечают на них по желанию. На 1,2,3,4-й вопросы дети обычно выражают положительный ответ простым поднятием руки, а учитель знаком «минус» фиксирует в листе опроса только тех, кто руки не поднимал. Ответы на остальные вопросы учитель записывает кратко: одним –двумя словами. Сделать это несложно, так как количество ответов бывает обычно невелико. Для удобства записи ответов по ходу беседы фамилии учащихся лучше располагать в листе не по алфавиту, а в том порядке, который совпадает с расположением учащихся в классе за партами.

Чтобы избежать скованности со стороны учащихся при ответе на 5-9 вопросы или буквального дублирования ответов друг друга, к чему первоклассники очень склонны, форму вопросов при фронтальной беседе надо индивидуализировать. Например:

-Кому из вас дома читают книги? Поднимите руки. А кто из вас любит слушать чтение? О чем ты любишь слушать? Кому нравятся другие книги? Назови книгу, которую ты помнишь. А еще? Кто помнит другие книги?

Подобного рода вопросы можно поставить и на первом родительском собрании, например:

1. Есть ли в вашем доме детские книги? Сколько их?

2. Читаете ли вы ребенку вслух? Как часто?

3. О чем любит слушать ваш ребенок?

4. Умеет ли, любит ли он рассматривать книги сам?

5. Есть ли у него любимые книги? Какие?

6. Просит ли он вас почитать? Когда?

7. Когда и как вы покупаете ребенку книги? Вместе с ним или сами?

Ответы на эти вопросы покажут учителю осведомленность родителей в вопросе формирования ребенка=читателя, и помогут родителям вдуматься, вглядеться в этот важный аспект жизни ребенка.

Проанализировав и сопоставив ответы детей и их родителей, учитель будет твердо знать, в какой мере и кто из его первоклассников подготовлен к встрече с книгой, как построить обучение чтению, на что можно будет опираться, что надо будет нейтрализовать или преодолевать, что и от кого нужно потребовать, кому из родителей что порекомендовать. Однако публично оценивать результаты опроса в начале года не следует - это преждевременно и вредно. Сначала надо разъяснить родителям и детям требования школьной программы, приучить их к мысли о необходимости, целесообразности этих требований и только потом (не ранее чем через полгода) сообщить и аргументировать свои выводы о результатах обучения.

А далее продвижение учащихся в отношении формирования у них читательского кругозора учесть несложно. Для этого достаточно знать, кто из детей по каким причинам и какие именно комбинированные уроки не посетил, т. к. отсутствие ребенка на уроке, где его обучали умению общаться с книгой=собеседником,- это точный показатель того, что в активном читательском кругозоре у данного первоклассника книги, представленной на уроке, не окажется.

Во всех остальных случаях объем и упорядоченность читательского кругозора первоклассников замеряется специальными контрольными работами (они представлены в нашем пособии «Внеклассное чтение в 1 классе в период обучения грамоте. – М., 1999). Общий же объем читательского кругозора первоклассника, который занятий не пропускал, подсчитать очень просто: детям задается в активный кругозор одна доступная книга и - собственно - одно литературное произведение в неделю; учебных недель в первом полугодии 15-16; во втором полугодии –14-15. Таким образом, к концу первого полугодия в читательский кругозор первоклассника войдет не менее 15 новых детских книг и соответственно 15 литературных произведений. Кроме того, работа в Уголке чтения, которая для ребенка никогда не прерывается, т. к. туда постоянно приносят новые книги его товарищи, добавляет к этому кругозору еще 5-6 интересных для него книг. В целом за полгода получается 20-25 книг, которые ребенок знает, помнит и может узнать в любом доступном детском издании. А за год это количество увеличится еще примерно на 20-25 книг и произведений. Таковы средние ориентиры, повторяющиеся из года в год.

Наконец, определенные формы и методы могут облегчить учителю работу по учету и оценке продвижения первоклассников в технике и навыке чтения.

Этапы процесса формирования навыка чтения были установлены психологами в 40-50-е годы ХХ века. Различаются три этапа формирования навыка чтения: 1) аналитический (Т. Г.Егоров) или слоговой (Л. М. Шварц) этап чтения; 2) синтетический, т. е. чтение словами и словосочетаниями и 3) этап автоматизации.

Аналитический этап имеет две ступени – овладение буквой, объединение букв в слоги, и слогом – объединение слогов в слова. Егоров считает, что слого-аналитическое чтение характерно для первого и начала второго класса.

Синтетическое чтение начинается с этапа становления синтетических (целостных) приемов чтения. Слово на этом этапе узнается по некоторым опознавательным признакам, например, по первому слогу. Повтор слов и его частей снижается. Увеличиваются ошибки по догадке. Догадка облегчает процесс восприятия отдельных слов. Скорость чтения увеличивается при чтении отдельных предложений и уменьшается при чтении всего рассказа, т. к. слаб еще синтез фраз и предложений, слабы смысловые связи между предложениями.

Способ чтения у первоклассников может быть таким: СГ – по слогам, СЛ+СГ – целыми словами и отдельные слова по слогам, СЛ - плавно, т. е. словами.

Один из важнейших показателей развитой техники чтения – это правильность чтения, т. е. отсутствие при озвучивании «чужой»речи ошибок.

В методике обучения чтению принята следующая классификация ошибок: 1) замена, 2) повторения, 3) перестановки, 4) пропуски, 5) добавления, 6) искажения, 7) ошибки ударения.

Повтор как средство восстановления смысла рассказа – это уже ошибка более позднего периода, при более совершенном синтезе.

По механизму чтения ошибки различаются таким образом: 1) ошибки зрительного восприятия; 2) ошибки понимания; 3) ошибки несовершенства рече-двигательных процессов.

Ошибки зрительного восприятия стоят на первом месте в 1 классе. Они возникают в результате затруднения в схватывании видимого слова по его опознавательным признакам. Ошибки в о с п р и я т и я проявляются, главным образом, в повторениях и реже – в заменах слов (замена слов чаще является смысловой ошибкой).

К рече-двигательным ошибкам относятся различные перестановки в слове, чрезмерное растягивание слогов и слов, скороговорка при чтении.

К смысловым ошибкам относятся ошибки смысловых догадок – замены. Читая, ребенок догадывается, опираясь на смысл прочитанного, о чем пойдет речь дальше, и заменяет впереди идущее слово своим.

Психологической основой пропусков и добавлений на слого-аналитичсекой ступени являются также догадки и реже – ошибочное восприятие букв.

На первом месте при слого-аналитическом чтении(т. е. в 1 классе) находятся повторы, затем замены и искажения.

Ошибки ударения – это речевые ошибки, говорящие о недостаточно развитом словарном запасе и не сформировавшейся культуре речи.

Приведенные выше данные о процессах формирования техники и навыка чтения в 1 классе взяты нами из работы ученого-методиста, специально занимавшегося этой проблемой, начиная с 60-х годов ХХ века, М. И. Омороковой. Ее авторская работа так и называется «Навыки чтения младших школьников».-М.: 1972г.

Как нам представляется, за истекшие с того времени годы, принципиальноновых фундаментальных исследований по данному вопросу, к сожалению, не было. Поэтому, обобщая сказанное, мы считаем возможным рекомендовать современному учителю проводить учет и оценку продвижения первоклассников в обучении читательской деятельности раскодирования письменной речи, используя следующую таблицу.

 

Как читают текст

Темп чтения (количество слов в минуту)

Понимание

Ошибки

№ п/п Фамилия и имя ученика Целыми словами СЛ Слогами и словами СГ - СЛ Слогами СГ По буквам Б Не читают Н/Б До 10 11-15 16-20 21-25 26-30

свыше 30

Предвосхищает ли то, что будет читать Может ли сопоставить то, о чем думал, с тем, что прочитал З (замена) Н (искажение) П (перестановка) Б/О (без ошибки)
1. Иванов И.   +               +

 

+         +
                                       

Что же касается учета и оценки понимания детьми озвученного текста, то, с нашей точки зрения, принятый сейчас для этого прием пересказа прочитанного или ответы на вопросы учителя такой роли не выполняют, поскольку дети в возрасте 6-7 лет блоково запоминают текст, не вникая в него, если знают, что такая проверка им предстоит.

Проблема понимания прочитанного – это одна из сложнейших проблем обучения чтению. Зато нацеленность на понимание читаемого до чтения безусловно обеспечивается умением ребенка общаться с книгой=собеседником, если такое умение задано с первого дня обучения, а о качестве чтения свидетельствуют только вопросы первоклассников к учителю и друг другу в процессе чтения, их высказывания при сопоставлении текста и иллюстраций, ассоциации, которые возникают у детей, как реакция на только что воспринятый текст литературного произведения и никак не иначе. Все это мы и пытались показать в § 6 данной главы.

В добавление к сказанному следует отметить, что если учитель точно выполняет научные рекомендации, реализуя с детьми описанную выше систему обучения чтению, первоклассники сразу приучаются читать правильно и практически озвучивают текст без ошибок, а скорость чтения успешно набирают уже к концу первого года обучения, как правило, опережая своих сверстников, обучабщихся не по данной системе, и превышая нормы, заданные программой РФ.

! Выполните задание:

Обратитесь в упомянутое выше наше пособие по внеклассному чтению (или в любые наши поурочные методические разработки, которые периодически издавались для первоклассников, начиная с 1973 года либо в виде отдельных книг, либо в комплектах, типа «Обучение в первом классе» – все издания издательства «Просвещение»), самостоятельно изучите весьма привлекательную для первоклассников форму учета и оценки продвижения в овладении чтением книг, форму урока=утренника.

Структуру этого типа уроков запишите к себе в тетрадь. Выделите и определите, что именно могут проверить учитель и дети, готовясь к такому уроку в отношении продвижения учащихся к умению выбирать и читать книги по собственному желанию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.055 с.)