Оснащение практического занятия. Наглядные пособия: учебные таблицы, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оснащение практического занятия. Наглядные пособия: учебные таблицы,



Наглядные пособия: учебные таблицы,

Технические средства: TV, DVD-плейер;

Учебный фильм «Подкорковые синдромы».

 

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.

 

 

Тема 6. Нервная регуляция вегетативных функций

 

Мотивация изучения темы: Знание физиологических процессов, лежащих в основе деятельности вегетативной нервной системы необходимо при дальнейшем изучении всех разделов частной физиологии – для понимания механизмов регуляции функций физиологических систем; биохимии- при рассмотрении физиологических свойств биологически активных веществ и медиаторов; патологической физиологии - при изучении механизмов нарушения вегетативных функций; фармакологии - для понимания механизмов действия лекарственных веществ на функции организма; клинических дисциплин и в практической деятельности – для понимания механизмов развития различных заболеваний и их патогенетического лечения.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

После изучения темы студент должен:

 

«Знать» -  физиологические свойства и особенности функционирования вегетативной нервной системы; медиаторы вегетативной нервной системы; роль различных отделов вегетативной нервной системы в регуляции функций.

«Уметь» - анализировать и оценивать эффекты симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции организма при решении ситуационных задач и выполнении практического задания.

«Владеть» - методикой выявления некоторых вегетативных рефлексов

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения темы служат знания анатомического и гистологического строения центральных и периферических отделов вегетативной нервной системы (кафедра анатомии человека; кафедра гистологии и эмбриологии).

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение и общий план строения вегетативной нервной системы, отличительные особенности соматической и вегетативной иннервации.

2. Механизмы передачи возбуждения в синапсах вегетативной нервной системы (медиаторы, холино- и адренорецепторы постсинаптических мембран).

3. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы, взаимодействие этих систем (синергизм и относительный антагонизм).

4. Вегетативные рефлексы (значение, классификация, структурная основа).

5. Роль ретикулярной формации, лимбической системы, гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.

6. Метасимпатический отдел вегетативной нервной системы. 

 

Домашнее задание:

1. Зарисовать схему вегетативного рефлекса, обозначить структурные компоненты.

2. Записать классификацию вегетативных рефлексов.

3. Записать локализацию ядер и вегетативных узлов симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. 

4. Составить таблицу влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на деятельность различных органов.

5. Зарисовать схему медиаторов вегетативной нервной системы

Вопросы для самоконтроля:

1. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с преганлионарных нейронов на постганглионарные?

2. Какие рецепторы воспринимают действие медиатора в постганглионарных нейронах?    

3. Какой медиатор осуществляет передачу возбуждения с постганглионарных волокон на исполнительные органы в симпатическом отделе в.н.с.?

4. Какие рецепторы исполнительных органов воспринимают действие медиатора симпатического отдела в.н.с.?

5. Какой медиатор выделяют постганглионарные волокна парасимпатического отдела в.н.с.?

6.  Какие рецепторы исполнительных органов воспринимают действие медиатора парасимпатического отдела в.н.с.?

7. Тонус какого отдела в.н.с. преобладает в состоянии покоя?

8. Какой отдел в.н.с. активируется в процессе адаптации к окружающей среде?

9. Где замыкаются рефлексы метасимпатического отдела в.н.с.?

10. Каким образом в.н.с. оказывает влияние на двигательные функции?

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

  

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия  

 

 

  Вегетативные рефлексы человека

1. Глазосердечный рефлекс. Данини-Ашнера. Человек 1. Посчитать пульс в 1 минуту. 2. Надавливать на латеральную поверхность глазных яблок. 3. Вновь посчитать пульс.

При надавливании на глазные яблоки возбуждение по глазному нерву передаётся в продолговатый мозг (ядро тройничного нерва), иррадиирует на ядро блуждающего нерва, урежение пульса является результатом действия парасимпатической нервной системы.

2. Дыхательно-сердечный рефлекс. Человек Посчитать пульс на высоте вдоха и в конце выдоха.

Урежение сердечных сокращений в конце выдоха связано с повышение тонуса парасимпатической системы.  

3. Ортостатическая реакция. Человек Посчитать пульс в положении лёжа и во время перехода в положение стоя.

Наблюдается учащение сердечных сокращений при переходе в положение стоя, связанное с влиянием симпатической нервной системы.

4. Дермографизм. Человек Провести по коже тупым предметом. Наблюдать изменение окраски.

При механическом раздражении кожи наблюдается рефлекторное изменение состояния сосудов – сужение (белый дермографизм), расширение (красный дермографизм) в зависимости от реактивности организма.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

1. Где находятся центры парасимпатического отдела вегетативной нервной системы: 1) КБП; 2) средний мозг; 3) продолговаты мозг; 4) крестцовый отдел спинного мозга; 5) грудинно-поясничный отдел спинного мозга.

2. Какой медиатор выделяют преганглионарные волокна вегетативной нервной системы:   1) глицин; 2) норадреналин; 3) ацетилхолин; 4) серотонин.

3.Какой медиатор выделяют постганглионарные волокна симпатического отдела вегетативной нервной системы?       1) норадреналин; 2) ацетилхолин; 3) серотонин; 4) АТФ; 5) дофамин.

4. Какой уровень регуляции обеспечивает метасимпатический отдел вегетативной нервной системы? 1) местная саморегуляция; 2) центральная саморегуляция; 3) организменный уровень; 4) внутриорганный уровень.

5. Где располагаются периферические эфферентные нейроны симпатического отдела вегетативной нервной системы? 1) спинной мозг; 2) симпатический ствол; 3) внутренние органы.

6. Тонус какого отдела вегетативной нервной системы преобладает у нормотоника в состоянии относительного покоя?   1) симпатический; 2) парасимпатический; 3) метасимпатический.

7. С какими основными рецепторами взаимодействует медиатор при передаче возбуждения в вегетативных ганглиях? 1) альфа-адренорецептор; 2) бета-адренорецептор; 3) Н-холинорецептор 4) М-холинорецептор.

8. Перечислите виды рецепторов исполнительных органов, чувствительных к медиатору симпатического отдела вегетативной нервной системы:   1) Н-холинорецепторы; 2) М-холинорецепторы; 3) альфа-адренорецепторы;     4) бета-адренорецепторы.

9. Какой медиатор выделяет постганглионарные волокна парасиммпатического отдела в.н.с.?   1) глицин; 2) норадреналин; 3) серотонин; 4) ацетилхолин.

10. Для того, чтобы заблокировать тормозные парасимпатические влияния на сердце, Вы назначите: 1) блокатор М-холинорецепторов; 2) блокатор Н-холинорецепторов; 3) блокатор β-адренорецепторов; 4) блокатор α-адренорецепторов.

 

Ситуационные задачи:

1. Среди реанимационных мероприятий, проводимых в состоянии клинической смерти, используют внутрисердечное введение адреналина. Объясните механизм.

2. Во время операции анестезиологи следят за реакцией зрачков больного. Почему?

3. Для снятия гипертонического криза часто используют препараты, относящиеся к группе ганглиоблокаторов (ганглерон,гексоний и др.) Объясните механизм действия.

4. Морская болезнь возникает при раздражении вестибулярного аппарата., ответной реакцией на которое является перераспределение мышечного тонуса. Наряду с этим наблюдаются и другие симптомы: тошнота, головокружение и др. Чем они обусловлены?

5. Будет ли обеспечиваться перистальтика кишечника при перерезке иннервирующих его нервов?

 

Литература:

а) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.013 с.)