Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.



Методические указания к практическим занятиям

Практическое занятие № 1

Тема: Рассмотреть особенности цивилизаций древнего мира –древневосточной и античной в виде таблиц, схем, решить тест.

Цели: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий: древнейшие цивилизации, ранняя восточная деспотия, империя, фараон, иерархия, фрески, монотеизм, гегемон, полис, античность; исторические личности- ТутмосIII, Аменхотеп IV, Хаммурапи, ДарийI; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

Порядок выполнения работы

Часть1:

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть 2:

1.Решите тест.

2.Сдать на проверку.

Часть 1.

Задание 1.

Вопрос: Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

(благоприятные природ­ные условия.)

       Конкретизировать роль природных факторов в формировании первых цивилизаций позволит задание:

       Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято счи­тать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».

— Какая природная особенность, закрепленная египтя­нами в названии своей страны, способствовала появлению эгой древнейшей цивилизации?

--- Почему первые древнейшие цивилизации ученые на­зывают «речными»?

                                              Задание 2. Государство на Востоке.

Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплен­ной за ним территории, использующая право и специаль­ный аппарат принуждения.

На основе определения поня­тия «государство» и текста параграфа-3 составьте логическую цепочку последовательности возникновения государства. Последовательность может быть следующая:

возникновение земледелия и скотоводства —» производя­щее хозяйство —> появление излишков продуктов —> фор­мирование центров обмена и торговли —> появление горо­дов —» организация ирригационного земледелия привела к созданию аппарата управления -» налоги и их взимание —> возникновение ранних государств.

Какие причины привели к возникновению государств на Востоке?

Сравнительный анализ цивилизаций Востока и античной цивилизации

       Далее необходимо сопоставить цивилизации Востока и античную цивилизацию, выделив существенные различия форм государств (можно на основе сравнительной схемы).

 

Задание3: заполнить таблицу, опираясь на сведения учебника «История»

 

Указания по выполнению:

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять таблицу.
  2. Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.
  3. Подготовьте в тетради основу таблицы. Обычно, она выглядит следующим

образом:

Линия для сравнения Древний Египет Хараппская цивилизация Раннекитайская цивилизация Цивилизация майя Цивилизация ацтеков Цивилизация инков
Занятия            
Письменность            
Религия            
Технические и научные достижения            
Политическая структура управления            

 

       Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
  2. После таблицы нужно сделать вывод.

Часть2

    1. Решите тест

Вариант 1.

Часть1

1. Человек современного вида появился
а) 2—1,5 млрд лет назад                           б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад                                     г) 6—5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма            б) даосизма
в) ведизма               г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV—III тыс. до н. э.                    б) рубеж III—II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э.                                    г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

     а) иерархическая система

     б) необходимость организации коллективного труда

     в) разветвленная административная система

     г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

    а) в Китае                    б) в Индии

    в) в Вавилоне              г) в Египте

10. Особенность древнеиндийского общества:

   а) социальное неравенство                            б) кастовый строй

   в) имущественное расслоение                     г) патриархальная семья

11. Для греческой цивилизации характерна:

  а) колонизация                                  б) традиционность

  в) иерархичность                               г) кастовость                                        

12. В древнегреческом обществе ценились:

  а) культ личности

  б) умение подчинять свои интересы государственным

  в) принцип соревновательности

  г) чувство коллективизма

13. Историки называют Римскую республику:

  а) демократической               б) аристократической

  в) олигархической                 г) имперской

 14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:

  а) Зевс и Гера                                     б) Юпитер и Юнона

  в) Афина и Аполлон                          г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

   Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

A) появление человека умелого

Б) появление австралопитека

B) появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

3. Соотнесите термин и его определение.

ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) матриархат Б) полис В) военная деспотия Г) социогенез Д) археология 1) процесс возникновения социальных отно­шений между людьми и форм организации об­щественной жизни 2) специальная историческая дисциплина, изу­чающая по вещественным источникам истори­ческое прошлое человечества 3) самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан 4) государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов 5) строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания

  1. Перечислите особенности императорской власти в Византии.
  2. Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
  3. Какими качествами должен был обладать император?
  4. Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

Вариант 2.

Часть 1

1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства

2. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад                       б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э.                        г) на рубеже IV—III тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины                                        б) Спарта
в) Иония                                                     г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

7. Особенностью восточных обществ была их строгая:

    а) иерархичность                                       б) кастовость

   в) религиозность                                       г) замкнутость

8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:

   а) патриархальная семья                                         б) сельская община

   в) корпорация торговцев                                          г) соседская община

9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:

  а) родовая и военная аристократия

  б) ремесленники и купцы

  в) цари и жрецы

  г) чиновники и солдаты

10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:

  а) деспотия                                                 б) монархия

  в) тирания                                                    г) диктатура

11. Главный орган Римской республики:

  а) Форум                                                                б) Консульство

  в) Сенат                                                       г) Капитолий

12. Греческий полис называется:

  а) гражданской общиной                                 б) сельской общиной

  в) патриархальной общиной                        г) городской общиной

13. Основные категории населения Древнего Рима

  а) патриции

  б) демос

  в) аристократы

  г) плебеи

14. К пантеону богов Древней Греции относятся:

  а) Зевс и Гера

  б) Юпитер и Юнона

  в) Афина и Аполлон

  г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

  цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.

2. Отметьте знаком «+» верные высказывания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.035 с.)