По выполнению практических занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению практических занятий



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ

 ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО 39.02.01

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

                                               Составитель: Меренкова О.Ю. преподаватель

 

 

с.Обшаровка 2019г.

 

Пояснительная записка

 

Методические указания по выполнению практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой учебного предмета История для оказания помощи обучающимся 1 курса в организации и успешном выполнении практических  занятий по предмету История  по специальности СПО 39.02.01 Социальная работа.

При изучении истории на проведение практических занятий отводится 48 часов, по два часа  на каждое  практическое занятие.

Практическое занятие:

1) одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у обучающихся практических навыков и умений;

2) это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических заданиях.

Ожидаемый результат от использования данных методических указаний в образовательном процессе – показатели результатов освоения учебного предмета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты:

- сформированность представлений о современной исторической науке, ее

специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,

представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Критериями оценки результатов работы обучающегося являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических занятий;

- четкость и структурированность изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости обучающихся.

Методические указания к практическим занятиям

Практическое занятие № 1

Тема: Рассмотреть особенности цивилизаций древнего мира –древневосточной и античной в виде таблиц, схем, решить тест.

Цели: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий: древнейшие цивилизации, ранняя восточная деспотия, империя, фараон, иерархия, фрески, монотеизм, гегемон, полис, античность; исторические личности- ТутмосIII, Аменхотеп IV, Хаммурапи, ДарийI; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

Порядок выполнения работы

Часть1:

1. Записать номер практической работы, тему работы.

2. Выполнить предложенные задания.

Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть 2:

1.Решите тест.

2.Сдать на проверку.

Часть 1.

Задание 1.

Вопрос: Какие факторы оказывали влияние на место формирования первых цивилизаций?

(благоприятные природ­ные условия.)

       Конкретизировать роль природных факторов в формировании первых цивилизаций позволит задание:

       Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято счи­тать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос» — так называли греки знаменитый египетский город Мемфис. Но сами древние египтяне именовали свою страну «Та Кемет», что означало «Черная земля».

— Какая природная особенность, закрепленная египтя­нами в названии своей страны, способствовала появлению эгой древнейшей цивилизации?

--- Почему первые древнейшие цивилизации ученые на­зывают «речными»?

                                              Задание 2. Государство на Востоке.

Государство — это организация политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплен­ной за ним территории, использующая право и специаль­ный аппарат принуждения.

На основе определения поня­тия «государство» и текста параграфа-3 составьте логическую цепочку последовательности возникновения государства. Последовательность может быть следующая:

возникновение земледелия и скотоводства —» производя­щее хозяйство —> появление излишков продуктов —> фор­мирование центров обмена и торговли —> появление горо­дов —» организация ирригационного земледелия привела к созданию аппарата управления -» налоги и их взимание —> возникновение ранних государств.

Часть2

    1. Решите тест

Вариант 1.

Часть1

1. Человек современного вида появился
а) 2—1,5 млрд лет назад                           б) 4—3 млн лет назад
в) 100—40 тыс. лет назад                                     г) 6—5 тыс. лет назад
2. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
а) буддизма            б) даосизма
в) ведизма               г) конфуцианства
3. Древневосточный правитель
а) имел неограниченную власть над подданными
б) выбирался высшей знатью
в) имел лишь религиозные функции
г) не имел никакой собственности

4. Для древневосточной деспотии характерно
а) участие народа в управлении государством
б) всеохватывающее господство государства над подданными
в) отсутствие налоговой системы
г) отсутствие письменных законов

5. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV—III тыс. до н. э.                    б) рубеж III—II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э.                                    г) начало I тыс. до н. э.
6. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
7. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
8. Факторы, способствующие созданию особой формы государства – деспотии:

     а) иерархическая система

     б) необходимость организации коллективного труда

     в) разветвленная административная система

     г) необходимость жесткой организации, сильной центральной власти

9. Религиозно-философское учение буддизм зародилось:

    а) в Китае                    б) в Индии

    в) в Вавилоне              г) в Египте

10. Особенность древнеиндийского общества:

   а) социальное неравенство                            б) кастовый строй

   в) имущественное расслоение                     г) патриархальная семья

11. Для греческой цивилизации характерна:

  а) колонизация                                  б) традиционность

  в) иерархичность                               г) кастовость                                        

12. В древнегреческом обществе ценились:

  а) культ личности

  б) умение подчинять свои интересы государственным

  в) принцип соревновательности

  г) чувство коллективизма

13. Историки называют Римскую республику:

  а) демократической               б) аристократической

  в) олигархической                 г) имперской

 14. К пантеону богов Древнего Рима относятся:

  а) Зевс и Гера                                     б) Юпитер и Юнона

  в) Афина и Аполлон                          г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

   Неолитическая революция, деспотия, античное рабство, эллинизм, миф.

2. Расположите в хронологической последовательности основные этапы становления человека.

A) появление человека умелого

Б) появление австралопитека

B) появление человека разумного

Г) появление человека прямоходящего

3. Соотнесите термин и его определение.

ТЕРМИН ОПРЕДЕЛЕНИЕ
А) матриархат Б) полис В) военная деспотия Г) социогенез Д) археология 1) процесс возникновения социальных отно­шений между людьми и форм организации об­щественной жизни 2) специальная историческая дисциплина, изу­чающая по вещественным источникам истори­ческое прошлое человечества 3) самостоятельное государство, включавшее в се город и прилегающие земельные угодья, и обладавшее самоуправлением горожан 4) государственное образование, главной задачей которого было обеспечение защиты общинам, городам и торговцам от внешних врагов 5) строй, при котором господствующее положение занимали женщины (материнское право, материнский род)

4. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания

  1. Перечислите особенности императорской власти в Византии.
  2. Чем она отличалась от власти монархов Западной Европы?
  3. Какими качествами должен был обладать император?
  4. Почему византийцы ценили именно эти качества императора?

Вариант 2.

Часть 1

1. Признаки неолитической революции
а) возделывание злаков и выращивание животных
б) отсутствие частной собственности
в) преимущественно кочевой образ жизни
г) существование соседской общины
д) возникновение племенных богов
е) преобладание собирательства

2. На рубеже IV—III тыс. до н. э.
а) возникли первые цивилизации
б) началась неолитическая революция
в) появился человек современного вида
г) зародилась религия

3. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
а) 40 тыс. лет назад                       б) в IX тыс. до н. э.
в) во II тыс. до н. э.                        г) на рубеже IV—III тыс. до н. э.

4. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины                                        б) Спарта
в) Иония                                                     г) Крит
5. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
6. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

7. Особенностью восточных обществ была их строгая:

    а) иерархичность                                       б) кастовость

   в) религиозность                                       г) замкнутость

8. Основной производственной ячейкой в древних обществах являлась:

   а) патриархальная семья                                         б) сельская община

   в) корпорация торговцев                                          г) соседская община

9. Самые привилегированные слои населения восточного общества:

  а) родовая и военная аристократия

  б) ремесленники и купцы

  в) цари и жрецы

  г) чиновники и солдаты

10. В древних восточных государствах сложилась особая форма государства:

  а) деспотия                                                 б) монархия

  в) тирания                                                    г) диктатура

11. Главный орган Римской республики:

  а) Форум                                                                б) Консульство

  в) Сенат                                                       г) Капитолий

12. Греческий полис называется:

  а) гражданской общиной                                 б) сельской общиной

  в) патриархальной общиной                        г) городской общиной

13. Основные категории населения Древнего Рима

  а) патриции

  б) демос

  в) аристократы

  г) плебеи

14. К пантеону богов Древней Греции относятся:

  а) Зевс и Гера

  б) Юпитер и Юнона

  в) Афина и Аполлон

  г) Марс и Венера

Часть 2

1. Дайте определения понятиям:

  цивилизация, метрополия, тирания, республика, полис.

2. Отметьте знаком «+» верные высказывания.

1. Кроманьонцы являются прямыми потомками неандертальцев  
2. Возраст древнейших костных останков предков челове­ка превышает 3 млн. лет  
3. Древний человек расселялся с территории Америки в Азию  
4. Кочевое скотоводство развивалось в степной зоне  
5. Первым металлом, который освоил человек, была медь  
6. Зонами самого раннего земледелия и скотоводства явля­ются Южная Африка и Австралия  
7. Зарождение искусства произошло в эпоху неолита  
8. Первые крупные земледельческие поселения возникли на территории современной Турции и в Палестине  

Практическое занятие № 2

Тема: Написание эссе   «Принятие христианства славянскими народами».

Цель работы: способствовать формированию умений у обучающихся объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных исторических явлений и фактов, умений критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.

Порядок выполнения работы

  1. Ознакомиться с материалами по написанию эссе (рекомендациями по самостоятельной работе).
  2. Написать эссе согласно рекомендациям.
  3. Сдать работы на проверку.
  4. Часть 1 проверяется: выбор темы, актуальность, пути раскрытия.
  5. Часть 2 проверяется: готовая работа.

 

Темы эссе:

1. Деятельность Кирилла и Мефодия.

2. Пути распространения христианства в Восточной Европе.

3. Восточнохристианская общность.

4. Раскол церквей в 1054г.

5. Собор Святой Софии.

Образец черновика эссе:

1. Цитата  
2. Проблема (тема), поднятая автором, её актуальность  
3. Смысл высказывания  
4. Собственная точка зрения  
5. Аргументация на теоретическом уровне  
6. Примеры  
7. Выводы  

 

Практическое занятие № 3

Часть 2.

1. Решите тест.

 2.Сдать на проверку.

Часть 1

Задание1:

Заполните таблицу, опираясь на сведения параграфа 17-18, учебника «История» А.В. Чудинов, А.В.Гладышев.

Указания по выполнению:

  1. Прочитайте полностью тему, по которой предстоит составлять таблицу.
  2. Читая второй раз, выделите основные понятия, которые войдут в таблицу.
  3. Подготовьте в тетради основу таблицы. Обычно, она выглядит следующим

образом:

Линия для сравнения

Дворянство

Духовенство

Крестьяне

лично свободные лично зависимые
Права        
Обязанности        

Строчек в таблице может быть столько, сколько позиций вы запишите.

  1. Читая текст еще раз, заполните таблицу.
  2. После таблицы нужно сделать вывод.

Задание 2 В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. ___________________ было мало, их роль в обществе намного превышала их численность. Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались_____________________________________в окрестностях города, а иногда и внутри его.

Примерно с________в. происходят большие перемены. В городах главным занятием жителей становятся_____________________________________. Появляются новые города.

К _________в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня. _________________________ к тому времени отличались от _________________не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, _____________________________________. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.

Первые города нового типа сложились как поселения купцов. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца_________в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города_________________________________________________________________. Одни купцы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами — ________________________________________. Особенно много их было в графстве Шампань во Франции.

Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием населения являлось не _________________, а_________________. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало ______________________________. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо монастырь. Ремесленники ____________________________ вокруг замка и монастыря, позже такие поседения превращались в города.

С ________в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением _______________ тыс. жителей. Самыми большими городами в Европе стали ______________________________________________________________________.

Горожане жили намного лучше, чем большинство ______________________. Они были свободными людьми, полностью владели _______________________, имели право _____________________________________________, наказать их могли только по _______________________________. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового общества в целом. Города превратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются ________________________________________, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост _____________________________________отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

Задание 3

Отметьте знаком + или - утверждения

Утверждения Да Нет
Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности.    
Отношения между сословиями регулировались обычаем и правом.    
Основными сословиями феодального общества были земледельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне.    
Сословная принадлежность зависела от рождения.    
Для улучшения своего положения в обществе требовалось только разбогатеть.    
Крестьяне работали на феодалов в силу принуждения и согласно устоявшимся обычаям.    
Феодалы охраняли и защищали «своих» крестьян.    
Феодалы были сословием воинов, а крестьяне не умели воевать.    
Граница между крестьянами и феодалами была легко преодолима.    
Крестьяне и феодалы мало отличались друг от друга по своему образу жизни.    

Часть2

    1. Решите тест.

Практическое занятие № 4

Порядок выполнения работы

Часть1:

1. Решить тест.№1,№2,№3

2. Сдать тетради на проверку.

Часть2:

1.Выполнить задания.

1) Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.

2) Используя учебную литературу, заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси».

2.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию

                                                                     

Часть1

Часть2.

1. Порядок выполнения заданий:

1) Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.

2) Используя учебную литературу, заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси».

Задание №1.

Князь_________________, внук ________________________, сын___________________________, не зря получил почётное прозвище ________________,ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________________. Тогда же им была пожалована церкви ________________своих доходов на постройку первого _______________ храма на Руси – церкви ______________________________,названной____________________.Народные_____________называют князя _________________________, потому что он не только совершал __________________ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «____________________________» – линию оборонительных пунктов против ______________________________________.

Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников-печенегов, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 980, княгиня Ольга.

Задание 2.

Практическое занятие № 5

Тема: Решение теста, заполнение таблицы  «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»

Цель работы: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий: Орда, ясы, тумен, курултай, историческую личность – Чингисхан, Батый; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

 

Порядок выполнения работы:

Часть 1

  1. Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.
  2. Ознакомиться в учебнике с информацией по теме.

3.  Выбрать один из вариантов (практическая работа состоит из 2-х вариантов на выбор). Каждая работа состоит из двух заданий. При выполнении Задания 1 текст необходимо прочитать, проанализировать на достоверность, найти ошибки и переписать текст в тетрадь с учетом ошибок, т.е. в исправленном виде (исправленное при этом подчеркивать). При выполнении Задания 2 необходимо следовать инструкции теста.

4. Выполнить письменно в тетради по заданию тестовые вопросы.

5. Сдать на проверку.

Часть2

1.Заполните таблицу: «Хронология событий монгольских завоеваний Руси».

2.Ответьте на вопрос: Последствия монгольского нашествия на Русь?

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию

Часть1.

Вариант 1. Тема «Куликовская Битва»

Задание 1. Найдите ошибки в тексте (максимальное количество баллов – 6):

Дмитрий Иванович являлся сыном Ивана Калиты. Вступил во власть в 19 – летнем возрасте. От своего деда он унаследовал хитроумие, мудрость, дальновидность, целеустремленность. Большим авторитетом в это время на Руси пользовался основатель Троицкого монастыря митрополит Алексей. Дмитрий Иванович 8 сентября 1381 года разгромил войска хана орды Мамая в битве на Куликовом поле. Это подняло авторитет московского князя, Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской», но не привело к падению зависимости от Орды; в следующем году Мамай совершил погромный поход на Москву и сжег ее. Сбор дани от русских земель был восстановлен.

Задание 2. Ответьте на тесты (максимальное количество баллов – 10):

Выберите правильный ответ:

1. От имени 9-летнего внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича московским княжеством управлял: а) митрополит Алексей; б) митрополит Макарий; в) митрополит Иона.

2. На помощь внуку Калиты в собирании русских земель приходила: а) Литва; б) православная церковь; в) Византия.

3. Авторитетом на Руси во второй половине XIV века пользовался основатель Троицкого монастыря: а) митрополит Гермоген; б) Сергий Радонежский; в) Ярослав Мудрый.

4. Надежды об окончательном освобождении русских земель от ордынского владычества многие русские люди связывали с: а) киевским князем; б) московским князем; в) князем Литовского княжества.

5. Правителем Золотой Орды в начале 80-х годов XIV века являлся: а) мурза Идегей; б) темник Мамай; в) хан Ахмат.

6. Союзниками Мамая в его борьбе за восстановление выплаты дани Золотой Орде русскими княжествами с московским князем Дмитрием Ивановичем стали: а) Литва и Новгород; б) Литва и Рязанское княжество; в) Литва и Тверское княжество.

7. Куликовская битва произошла у: а) впадения в Дон реки Неглинной; б) впадения в Дон реки Непрядвы; в) Волги в Каспийское море.

8. Противником русского монаха Пересвета со стороны Золотой Орды являлся: а) Челубей; б) Челомбей; в) Чемульпо.

9. Набег на Москву в 1382 году совершил: а) хан Узбек; б) хан Тохтамыш; в) хан Улу – Мухаммед.

10. Главное значение Куликовской битвы заключалось в том, что она: а) привела к полному свержению ордынского ига; б) ускорила распад Золотой Орды; в) восстановила в народе веру в собственные силы; доказала, что единственным способом избавления от ненавистного владычества является объединение всех русских земель.

Критерии оценки задания 1:

6-5 правильных ответа – оценка «5», 4-3 правильных ответа – оценка «4»,

2 правильных ответа – оценка «3»,  1 и менее правильных ответов – оценка «2».

Критерии оценки задания 2:

10-9 правильных ответа – оценка «5», 8-7 правильных ответа – оценка «4»,

6-5 правильных ответа – оценка «3», 4 и менее правильных ответов – оценка «2».

 

Вариант 2. Тема «Борьба Руси за единство и независимость»

Задание 1. Найдите ошибки в тексте (максимальное количество баллов – 6):

       В 1472 г. после кончины Василия II Темного на престол вступил его сын Иван III Васильевич, который продолжил дело объединения земель Руси вокруг Москвы и борьбы с Ордой. Иван III прекратил выплату дани Большой Орде. Ее правитель хан Ахмат в 1475 г. привел большой войско к Оке в районе впадения в нее реки Угры. Многодневные сражения закончились полным поражением русского войска. Иго монголо-татар было сброшено. В 1490 г. издается первый кодекс законов единой России – Судебник. Согласно ему высшим учреждением была вече. Появляются первые министерства – органы центрального управления, которые возглавляли бояре и дьяки. Также Судебник ввел правило, ограничивавшее выход крестьян: переход крестьян от одного помещика к другому разрешался теперь только один раз в год, в течение недели и недели после Юрьева дня.

Задание 2. Ответьте на тесты   (максимальное количество баллов – 24):

Выберите правильный ответ (вопросы 1-10):

1. Монголо-татарское иго на Руси длилось:

А) 1237-1380      Б) 1240-1480                    В) 1243-1480        Г) 1247-1496

2.. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами?

А. плохие погодные условия                  Б. отсутствие у русских князей конницы

В. феодальная раздробленность на Руси Г. военная помощь, которую половцы оказали монголам

3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

А. Козельск           б. Новгород Великий       В.. Рязань             г. Владимир

4. В ходе Ледового побоища сражались:

А. москвичи против новгородцев           Б. рязанцы против монголо-татар

В. новгородцы против немцев                            Г. псковичи против шведов

5. Каков был результат битв на реке Неве и Чудском озере?

А. Русь захватила все побережье Балтийского моря                        

Б. Было положено начало объединению русских земель

В. Было остановлено наступление монголо-татар

Г. Было предотвращено распространение католицизма в русских землях               

6. Какова была цель крестовых походов XII-XIII вв. в Прибалтику и Северо-Западную Русь?

А. освобождение Новгородской и Псковской земель от монголо-татар                         

Б. завоевание новых земель и распространение католицизма

В. знакомство жителей Прибалтики с передовыми методами ведения хозяйства

Г. восстановление торгового пути «из варяг в греки»

7. Как называли ордынских сборщиков дани в русских княжествах?

А. Баскаками        б. смердами          В. Наместниками             г. тысяцкими

8. Какова была причина возвышения Москвы?

А. умелая политика князей по отношению к Золотой Орде

Б. строительство Владимиром Мономахом каменных стен вокруг Москвы

В. теплый, мягкий климат

Г. помощь московским князьям со стороны Великого княжества Литовского

9. В чем состояло значение правления Ивана Калиты?

А. он уничтожил зависимость русских земель от Золотой Орды

Б. он завершил процесс объединения русских земель

В. он обезопасил Московское княжество от набегов ордынцев

Г. он построил белокаменный Московский Кремль

10. Судебник Ивана III, в отличие от Русской Правды:

А. вводил за наиболее тяжкие преступления кровную месть

Б. ограничивал право перехода крестьян Юрьевым днем

В. устанавливал республиканскую форму правления

Г. закреплял неравенство

11. Установите правильную последовательность исторических событий.

А. Правление Ивана Калиты

Б. Первое упоминание о Москве в летописях

В. Присоединение Новгорода к Москве

Г. Нападение монголо-татарских войск во главе с ханом Батыем на Владимирское княжество

12. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Монгольский предводитель Год нашествия
1.Батый 2.Тохтамыш 3.Мамай А. 1382 Б. 1237 В. 1380

13. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Понятие Определение
1. вотчина 2. поместье 3. слобода   А. часть города, населенная людьми сходных профессий Б. земельное владение, даваемое за военную и государственную службу, без права продажи, обмена и наследования В. наследственное земельное владение феодала

14.. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого

Событие Год нашествия
1.Ледовое побоище 2.Невская битва 3.Битва на р.Калка А. 1223 г. Б. 1240 г. В. 1242 г.

15. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название

  Александр Ярославович – река Нева            Дмитрий Иванович – река Дон

  Иван III - река ______________

Критерии оценки задания 1:

6-5 правильных ответа – оценка «5», 4-3 правильных ответа – оценка «4»,

2 правильных ответа – оценка «3», 1 и менее правильных ответов – оценка «2».

Критерии оценки задания 2:24-21 правильных ответа – оценка «5», 20-15 правильных ответа – оценка «4», 14-11 правильных ответа – оценка «3», 10 и менее правильных ответов – оценка «2».

 

Часть

1. Заполните таблицу: «Хронология событий монгольских завоеваний Руси». Ответьте на вопрос: Последствия монгольского нашествия на Русь? (укажите не менее 5).

Практическое занятие №6

Тема: Решение ситуационных задач, заполнение  таблицы «Образование единого Русского государства и его значение»

 Цель: Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей, представлять изученное в системе символов и таблиц.

Обучающиеся должны знать смысл понятий:  уезд, наместник- бояре, местничество, Боярская дума, дворец, казна, судебник, Юрьев день, самодержавец, автократор, нестяжатели, «Москва третий Рим»; уметь работать в группе; выражать идею в условно-символьной форме; осуществлять рефлексию групповой деятельности.

 

Порядок выполнения работы:

Часть1:

1.Записать в тетрадь номер практической работы и тему работы.

2.Найти в учебнике с информацию по теме и выполнить предложенные задания.

3. Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию.

Часть2:

1.Заполнить таблицу.

2.Работа с документом.

3.Презентовать результат своей работы, осуществить рефлексию

Часть1.

Задание1:

Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV вв. в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.

В течение 2 минут обучающиеся работают в парах, затем свой вариант ответа записывают на лист и прикрепляют к доске с помощью магнитов.

 

Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен.

Задание 2

Выяснить, при каком правителе процесс объединения был завершен. В этом вам помогут портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н.Карамзина: “Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.

Портреты и высказывание Н.Н.Карамзина вывешены на доске.

Во сколько раз увеличилась территория?

Задание3:

1.Представьте себя на месте молодого Ивана III. Какие задачи предстояло бы вам решить?

2. Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

3. Вопрос учащимся: Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.

Задание 4:

Каждый ряд получает набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника находят даты присоединения территорий к Москве и выстраивают хронологическую цепочку. Побеждает ряд, который быстро и правильно выполнит задание..

Задание 5:

Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.203 с.)