Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова



Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова

 

Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования

По учебному предмету   «Технология»

В 9 классе

Методические рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

ЧИППКРО

2019

УДК 372.862

ББК 74.263.0

Печатается по решению ученого совета

ГБУ ДПО ЧИППКРО

 

 

Рецензенты:

 Е.В. Качева, ГБУ ДПО ЧИППКРО, заведующий региональным информационно-методическим центром, кандидат педагогических наук.

Л.П. Рулевская, МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», педагог дополнительного образования, кандидат педагогических наук.

  

Коликова Е.Г.

Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 9 классе /Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова_ Челябинск: ЧИППКРО, 2019.- 43

 

 Методические рекомендации обеспечивают преподавание учебного предмета «Технология» в 9 классе. Особенностью рекомендаций является их нацеленность на профессиональное самоопределение учащихся. В данном издании представлена рабочая программа по технологии, разработанная на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом успешного педагогического опыта реализации предмета «Технология» в 9 классе. Данная программа является логическим продолжением структурного компонента Модельной региональной основной образовательной программы основного общего образования (Рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 5-8 классах).

В методических рекомендациях по технологии раскрываются особенности преподавания наиболее сложных тем с позиции личностно-ориентированного подхода. Особое место в рекомендациях уделено описанию технологии экзистенционального проектирования, технологии образовательного путешествия, кейс метода, технологии проблемного обучения, направленных на изучение отдельных тем и блоков программы.

 

УДК 372.862

ББК 74.263.0

 

 

 

© Коликова Е.Г., Горбунова Г.В., 2019

© ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2019

Содержание

 

1 Пояснительная записка   4
2 Методические рекомендации по проектированию рабочей программы   5
3 Рабочая программа по учебному предмету «Технология» в 9 классе   8
4 Экзистенциальный проект как способ построение образовательных  траекторий и планов в области профессионального самоопределения   16
5 Особенности преподавания наиболее сложных тем   18
6 Организация оценочной деятельности обучающихся   35
7 Список литературы   39
  Приложения   40

 

 


Пояснительная записка

 При реализации «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2035 года» и Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» становятся актуальными проблемы технологического образования школьников. Обозначенные документы предусматривают создание в Российской Федерации научно-технологической системы, включающей  разработку и внедрение природосообразных, интеллектуальных, цифровых технологий, развитие научно-технологического творчества и предпринимательства. Целью технологического образования школьников становится, не только изучение базовых технологий, но и  формирование технологической культуры обучающихся как компонента общей культуры. В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Технология» в средней школе изучение учащимися данного предмета становится обязательным. Но в то же время,  в Примерной основной образовательной программе основного общего образования на изучение предмета «Технология» отводится в 5-7 классах по 2 часа, в 8 классе- 1 час. В 9 классе учебный предмет «Технология» не является обязательным, а относится к вариативной части учебного плана. С целью обеспечения преемственности основного общего и среднего общего образования в части формирования технологической культуры учащихся и их профессионального самоопределения введение преподавания технологии в 9 классе становится необходимостью, так как именно при изучении предмета «Технология» у выпускников  формируется готовность к обоснованному профессиональному выбору.

В соответствии приказом № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» преподавание предмета может осуществляться по учебникам «Технология» Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семёнова Г.Ю. В то же время в данном документе говорится о возможности использования имеющегося учебно-методического комплекса на протяжении трёх лет. Однако, традиционные учебно-методические комплексы, в том числе УМК «Технология» Симоненко (Традиционная линия), включающий учебники «Индустриальные технологии» (Тищенко А.Т.) и «Технологии ведения дома» (Синица Н.В.), не предусматривают учебника за 9 класс. Таким образом, при разработке рабочей программы в 9 классе учителя технологии испытывают затруднения.

Цель разработки методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи в разработке рабочей программы по учебному предмету «Технология» в 9 классе и организации учебной деятельности с использованием современных образовательных технологий.

 

Методические рекомендации по проектированию рабочей программы основного общего образования

В 9 классе

В соответствии со ст.12 п.7 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные организации разрабатывают образовательные программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки РФ, изменяет методологию технологического образования учащихся основной школы и вносит обновлённое содержание в преподавание предмета «Технология», что необходимо учитывать педагогу при создании рабочей программы. Кроме того, разрабатывая рабочую программу, педагогу необходимо принимать во внимание положения концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной 30 декабря 2018 г.

На начальном этапе разработки рабочей программы учителю технологии необходимо изучить нормативную базу образовательной деятельности и материально-техническое обеспечение образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям к условиям реализации основной образовательной программы.

При планировании предметных результатов освоения предмета «Технология» необходимо ориентироваться на предметные результаты, предусмотренные в Примерной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся в 9 классе. Далее определённые предметные результаты следует конкретизировать, учитывая национальные региональные и этнокультурные особенности Челябинской области. Следует учитывать, что на уроках технологии в 9 классе должно осуществляться знакомство обучающихся с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

На следующем этапе необходимо для каждого предметного результата отобрать содержание из блока Примерной программы «Основное содержание учебных предметов на уровне основного общего образования» по учебному предмету технология». При структурировании содержания учебного материала по технологии следует определить последовательность тем и количество часов по изучению каждой из них. В содержание целесообразно внести дидактические единицы по изучению НРЭО.

При разработке календарно-тематического планирования рекомендуется указать название раздела и темы урока, количество часов, отводимое на их изучение, дату проведения занятия, тему национальных региональных и этнокультурных особенностей, форму оценивания достижения обучающимися предметных результатов.

При определении системы оценки и оценочных материалов для осуществления текущего контроля успеваемости учителю технологии следует ориентироваться на соответствие их планируемым предметным результатам. Подробное описание методики создания оценочных материалов представлено в Требованиях к разработке оценочных материалов по учебному предмету «Технология», являющихся частью целевого раздела методического ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа основного общего образования».

При определении методов и приёмов обучения необходимо вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, направленных на решение о направлениях продолжения образования, построение карьерных и жизненных планов. Таким образом, предметная область «Технология» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Следует учесть, что в соответствии с концепцией преподавания предметной области «Технология» проектная деятельность является ведущим видом деятельности при изучении предмета.

Цели программы:

1. Обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и гуманитарных технологий и перспектив их развития.

2. Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся.

3. Формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь, касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Данные методические рекомендации содержат рабочую программу по технологии, разработанную на основе Примерной основной образовательной программы с использованием современных информационно-образовательных ресурсов, рекомендованных в Концепции преподавания учебного предмета «Технология». В основе преподавания предмета «Технология» в 9 классе лежит личностно-ориентированный подход, направленный на профессиональное самоопределение учащихся. В технологической подготовке школьников центральное место отводится проектной технологии, использование которой способствует развитию познавательных способностей обучающихся, а также самостоятельному поиску и решению проблем. В свою очередь, решение поставленных проблем требует от ученика привлечения и актуализации знаний из разных научных областей.

Особенностью разработанных рекомендаций является использование идеи экзистенциального проектирования, направленного на формирование у обучающихся компетенций в области личностного и профессионального самоопределения. В течение всего учебного года обучающиеся выполняют данный проект, включающий различные виды деятельности, реализуя тем самым индивидуальную программу развития и профессионального выбора. 

Рабочая программа состоит из трёх блоков: «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития», «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения», «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся». При изучении первого блока обучающиеся знакомятся с современными технологиями в сфере медицина и электроники, посредством кейс- метода. При изучении второго блока обучающиеся знакомятся с понятием экзистенциального проектирования, составляют индивидуальную программы профессионального выбора в соответствии с пройденной диагностикой. При изучении тем третьего блока обучающиеся выполняют профессиональные пробы по различным направлениям технологической подготовки в виде выполнения практических работ, квестов, кейсов. В конце года каждый учащийся защищает свой проект.

Предметные результаты

Содержание учебного предмета «Технология»

Экзистенциальный проект

как способ построение образовательных траекторий

и планов в области профессионального самоопределения

Подростковый период является переходным этапом между периодом детства и периодом взрослой жизни человека. На этом этапе одной из главных задач и проблем подростка становится построение проектов будущей жизни, проектирование личностного развития в процессе построения своей судьбы. Важнейшей составляющей данного самоопределения является выбор профессии. Профессиональное самоопределение – это личный выбор человека в приобретении профессии и реализации себя на рынке труда. Профессиональное самоопределение очень связано с жизненным самоопределением личности, так как непосредственно влияет на качество жизни человека, его самореализацию, чувство собственного достоинства и значимости. Выбранная профессия должна приносить удовлетворение, быть востребованной обществом, поэтому будущий выпускник должен понимать и осознавать собственную готовность к профессиональному самоопределению, для чего требуется постоянная серьёзная работа над собой. Только в этом случае выбор профессии будет носить осознанный характер.

Одним из методов самостоятельного получения знаний связанных с профессиональным выбором является экзистенциальный проект, выполнение которого рекомендуется ввести в рабочую программу учебного предмета «Технология» в 9 классе.

Цель такого проектирования для старшеклассника - ответить на индивидуально значимый вопрос, при этом сам процесс построения проекта выступает в качестве способа ответа на свой вопрос.

Деятельность ученика по его выполнению направлена на решение личностно значимой проблемы, что предполагает решение комплекса социально-адаптационных и ценностно-смысловых вопросов: «кем быть?», «каким быть?», «зачем осваивать именно выбираемую профессию?». Однозначного ответа на поставленные вопросы отсутствует в силу личностно значимого характера проекта, выполняемого в соответствии с авторским замыслом. Специфика, характер экзистенциального проекта предопределяют его структуру и этапы выполнения. Ученик на этапах экзистенциального проектирования выстраивает свою индивидуальную образовательную траекторию, которая позволит ему определиться с выбором, как в личностном, так и в профессиональном плане.

Проектирование профессионального выбора состоит из следующих  этапов:

1. Организационно-подготовительный (исследовательский) этап включает в себя целеполагание, эскизирование, моделирование и конструирование.

- Целеполагание. На данном этапе определяется актуальность профессионального выбора, его цели и задачи.

- Эскизирование, включающее осознание проблемы и определение планируемого результата.

- Моделирование, заключающееся в поиске оптимального варианта решения профессиональной ориентации.

- Конструирование, которое подразумевает построение индивидуального плана выбора профессии.

2. Технологический этап. Проведение профессиональных проб.

3. Заключительный этап, включающий рефлексию деятельности и осознание профессионального выбора.

Организационно-подготовительный и заключительный этапы экзистенциального проектирования осуществляются при изучении блока программы «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения». Технологический этап проекта будет осуществляться в ходе изучения блоков «Современные материальные, информационные и гуманитарные технологии и перспективы их развития» и «Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся». Таким образом, экзистенциальный проект- это долгосрочный проект, продолжительностью в один год. При этом все предметные планируемые результаты и содержание учебного предмета выстраиваются в логике профориентационного проектирования.

 


Список литературы

1. Аксельрод В.И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом насле-дии И.М. Гревса и Н.П. Анциферова) [Электронный ресурс]: http://www.institute-spb.standardsite.ru  

2. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-еизд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»). http://www.studfiles.ru/preview/1744899/

4. История Философии: Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом. А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко. 2002 [Электронный ресурс]: http://dic.academic.ru/dic.nsf/history_of_philosophy/627/ЭКЗИСТЕНЦИЯ;

5. Ковалева Т., Рыбалкина Н. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов [Электронный ресурс]: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65

6. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой - М: Из-дательский центр «Академия», 2005. - 288 с. [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-36.shtml#book_page_top  

7. Коробкова Е.Н. Образовательное путешествие как педагогический метод [Элек-тронный ресурс]: // Научная библиотека диссертация и авторефератов. disserCat автореферат 2004 - с. 232. URL http://www.dissercat.com/content/obrazovatelnoe-puteshestvie-kak-pedagogicheskii-etod#ixzz3LlWZS1Oq  

8. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для вузов – М.: Изд-во Академия, 2011. - 144с. 9. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: автореферат дис-сертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. 19.00.07 - педагогическая психология. – Москва, 2000. – 52 с. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19065.php.

10. Методические рекомендации к учебнику «Технология профессионального успеха»


ПРИЛОЖЕНИЕ I

Вопросы для размышления

1. Чем различаются между собой понятия «профессия», «специальность», «должность», «квалификация»?

_____________________________________________________________________________________________________________________

2. Что изменилось в профессиональной деятельности человека за последние 50лет?

_____________________________________________________________________________________________________________________

3. Почему естественнонаучное и техническое образование становятся в настоящее время наиболее востребованными?

_____________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите пять соотечественников, достигших самого большого профессионального успеха. (за последние 100 лет) ________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какой, на Ваш взгляд, окажется десятка самых нужных обществу профессий через 10 – 15 лет?

_____________________________________________________________________________________________________________________

6. Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь профессионального успеха?

_____________________________________________________________________________________________________________________

7. Вспомните несколько художественных фильмов или литературных произведений, в которых определенную роль для развития сюжета сыграла профессиональная деятельность героя. Как изменились эти профессии за последние годы.

_____________________________________________________________________________________________________________________

8. Все ли Ваши родные и знакомые удовлетворены выбранной профессией и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________

 9. Для чего нужно знакомиться с различными классификациями профессий?

_____________________________________________________________________________________________________________________

10. Назовите несколько профессий, которые считаются сейчас престижными и популярными и почему?

_____________________________________________________________________________________________________________________

11. Приведите примеры опасных, вредных, напряженных профессий. ________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ II

Проект – сочинение

«Профессиональная карьера»

Выполнил(а) _______________________________ учащаяся       класса

 

1. Как я представляю себе идеальную ситуацию своей предполагаемой учебы или работы: где работаю или учусь? Что делаю? С кем и как общаюсь? Какие мои качества могут оказаться востребованными?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Имеется ли у меня резервный вариант места продолжения образования?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каковы мои дальние, ближние, ближайшие профессиональные цели? Какой уровень образования меня интересует?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Если бы я стал классифицировать, сортировать профессии для себя, то каким бы принципом руководствовался?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Согласен ли я с тем, что профессиональная деятельность накладывает отпечаток на характер, манеру поведения, привычки человека, на его взгляд на жизнь? С какими изменениями в себе, которые могут произойти «по вине профессии», я смог бы согласиться, а с какими нет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Достаточно ли хорошо я ориентируюсь в вариантах выбора различных образовательных учреждений после школы? На что я обращу внимание в первую очередь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Что я уже умею, могу делать, какими навыками, которые могут быть востребованы профессиональной деятельностью, я обладаю?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что я собираюсь предпринять для реализации своих намерений по выбору профессии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. С какими основными трудностями при реализации планов профессиональной карьеры мне предстоит столкнуться, и что я собираюсь предпринять для преодоления этих трудностей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие причины могут вызвать изменения моих планов профессиональной карьеры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ III

МИНИ – ПРОЕКТ

«Мой вариант продолжения образования»

Исследовательская часть

- Сформулируй и запиши проблему своего проекта

- Определи цель проекта

- Перечисли задачи, которые необходимо выполнить. Чтобы достичь поставленной цели.

- Назови источники информации, необходимые тебе для построения индивидуальной образовательной траектории. Отметьте достоинства и недостатки каждого источника

 

Наименование источника информации Плюсы Минусы
     
     
     

Основная часть

- Рассмотри альтернативные варианты продолжения образования. Опиши образовательные учреждения, в которых можно приобрести выбранную тобой профессию

Характерные особенности образовательного учреждения

Название образовательного учреждения

     
Тип образовательного учреждения      
Форма обучения      
Название специальности      
Государственное, негосударственное      
Лицензия, аккредитация      
особенности приема      
Наличие подготовительных курсов      
Бесплатное, платное (условия приема)      
Продолжительность обучения      
Базовое, филиал      
Материальная база      
качественный состав педагогического коллектива      
Наличие общежития      
Адрес      

- На основе анализа данных, занесенных в таблицу, опиши оптимальный для тебя вариант продолжения образования.

- Обоснуй наиболее оптимальный способ представления своего проекта

Е.Г. Коликова, Г.В. Горбунова

 

Методические рекомендации по проектированию и реализации программы основного общего образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.104 с.)