Символика буквичных имён церковнославянской азбуки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символика буквичных имён церковнославянской азбуки



(авторское изложение)

Для русских людей буква всегда была и есть не просто графический знак из палочек и колечек. Каждая буква имела одухотворённое имя. Святые Кирилл и Мефодий так создавали имяслов славянского алфавита, что в нём мистически (таинственным образом) отразились мир и суть евангельского учения о мире.

Имя первого письмени АЗ означает местоимение первого лица – я.

О, Господи! АЗ раб Твой, АЗ раб Твой и сын рабы Твоей. (Пс. 115:7)

В глаголице АЗ начертался крестом. Крест связан со вторым Лицом Святой Троицы - Спасителем и нашим спасением.

АЗ есмь Путь и Истина и Жизнь. (Ин. 14:6)

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и АЗ упокою вас. (Мф. 11:28)

Имя БУКИ и значит буква. В корне слова БУКВА мы легко узнаём название дерева БУК. Дощечки из него служили для начертания письмен у древних германцев. Как немецкое Buch и английское book стали означать книга, письмо, грамотность, так и славянские «буква, буквица (состав букв), букварь» стали указывать на переход от «бессловестного» язычества к «словестному» христианскому бытию. Ведь раньше буквицей называли алфавит как объемлющий через книги всё познание мира человеком. Предки наши говорили: «Душа безбуквенная мертва в человецех является».

Из первой и второй букв составляется и само слово «азбука».

Хотя святой Кирилл все специальные корневые славянские буквы, которых нет в греческом языке, поместил во вторую часть созданной им азбуки, уважая сложившийся вселенский чин от финикийского письма, совсем не случайно БУКИ оказалось одной из начальных в алфавите. Первый славянский филолог черноризец Храбр восклицал: «Но как можно писать хорошо греческими буквами Бог…?».

Имя буквы ВЕДИ связано с корнем ВЕД-ать, то есть знать. Но не о простом знании идёт речь, а о ведении мудрости Божией, которая есть тайна. Поэтому-то и рисовали в старину в заставной букве В лицо наподобие маски – в глубине мира, в сплетении всего живого. Именно так, погружённой в глубокие размышления, в царственном головном уборе изображалась мудрость. Маска – символ тайны, окружающей знание, ведение.

Но самое тайное тайных скрыто в таком удивительном слове с корнем ВЕД-, где и сам корень-то «замаскирован». Про это страшное слово говорят: «беззуба, а с костьми сгложет». Это слово – СОВЕСТЬ (из древнего СО-ВЕД-ТЬ). Совесть есть голос Божий в человеке; ведение воли Творца; осознание добра и зла; тайник души, одобряющий или осуждающий поступки; вложенная Богом любовь к добру и истине.

Имя буквы ГЛАГОЛЪ, древнеславянское ГЛАГОЛИ, есть повелительное наклонение: говори и делай! Ведь ГЛАГОЛЬ обозначает в церковнославянском языке и слово, и дело, что отразилось в русском грамматическом термине: «глагол – часть речи, обозначающая действие».

В слове ДОБРО первоначальный корень ДОБ-, ибо мир устроен у-ДОБ-но, подходящим образом. И человек был задуман и создан как венец творения: по образу и по-ДОБ-ию Божию, то есть был у-ДОБ-ен Богу, подходил, соответствовал Ему по красоте и доброте. Поэтому и называются пре-по-ДОБ-ными святые люди, в высшей степени подобные Творцу. Слову ДОБРО близкородственны слова ДОБЛИЙ, ДОБЛЬСТВЕННЫЙ, они характеризуют людей, совершающих подвиги во славу Божию.

Когда стала ослабевать молитва у наших соотечественников, то начали переводить Библию на простой русский язык. И заменили ДОБРО на ХОРОШО. Оно одиноко, нет у него словообразовательного гнезда по типу «доброта», «добродетель». И это не случайно: ведь слово по корню восходит к имени языческого бога (иными словами – беса, идола) Хорса.

Слово ЕСТЬ указывает на форму единственного числа настоящего времени глагола быти. С именем этой буквы связано понятие сущности, фундаментальности, как и с другими формами этого глагола. В церковных песнопениях употребляется образованное от есть слово ЕСТЕСТВО, означающее природу, всё сущее. О Господе Иисусе Христе для предотвращения еретических мудрствований вспоминают, что Он СУГУБ (двойствен) ЕСТЕСТВОМ, НО НЕ ИПОСТАСИЮ (Лицом).

ЖИВЕТЕ – это повеление, значит «живите!»

«ЖИВЕТЕ», – сказал Господь своему Творению. Живый Бог, Животворящим Духом своим Святым, как Податель жизни, движет всем и всё наполняет. Живое – это не только плоть, но и дух, ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ. Буква ЖИВЕТЕ и рисуется как символ живота, то есть жизни. Она и в кириллице, и в глаголице – одна и та же. Ей нет подобия ни в одном алфавите мира. Это чисто славянская буква, изображённая святым Кириллом вне аналогий.

Имя буквы ЗЕЛО означает очень, сильно, точно, совершенно. Буквы ЗЕЛО и ЗЕМЛЯ в произношении схожи. В древних руководствах правила различения этих букв не было. Буква ЗЕЛО выделяет в орфографии лишь 8 слов: ЗЕЛО, ЗЕЛИЕ, ЗЛАК, ЗЛО, ЗВЕРЬ, ЗМИЙ, ЗВЕЗДА, ЗЕНИЦА, т. к. напоминают о грехопадении и Антихристе, который выйдет из греховного моря житейского.

В имяслове буквы ЗЕМЛЯ много смыслов. Обратимся к слову Библии.

Первое значение слова ЗЕМЛЯ – первоначальное и общее вещество всего чувственного мира:

В Начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста. (Быт. 1:1)

Второе значение слова ЗЕМЛЯ – суша:

И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так… И назвал Бог сушу землею. (Быт. 1:9-10)

Третье значение слова ЗЕМЛЯ – это её лицо, поверхность, верхний плодородный слой, почва.

И сказал Бог: да произростит земля зелень, траву, сеящую семя [по роду и подобиюеё, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. (Быт. 1:11)

И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)

Четвёртое значение слова Земля – это рыхлое тёмно-бурое вещество, входящее в состав коры нашей планеты, иными словами, ПЕРСТЬ, ПРАХ, БРЕНИЕ. Одна из преполагаемых этимологий, имени Адам – красная глина.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни. (Быт. 2:7)

И вот приговор за преслушание:

… возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. (Быт. 3:19)

И разделилась цельная и единая земля. Возникли земли. С одной стороны, земля как смерть, гроб, ад. С другой стороны, земля надежды, обетованная. Возникли земли как страны, государства. Бросили жребий о землях сыновья Ноя, и возникла Русь – часть жребия Иафетова.

Земля не оставлена Богом. Христианское учение принципиально геоцентрично. Земля – поле, нива духовной брани, где смерть зерна есть переход в новую жизнь.

Слово ИЖЕ (И восьмеричное) обозначает который; тот, что. Имя буквы ИЖЕ есть определительное местоимение, указывающее на Творца: «Тот самый», «Именно Он».

Буква ИЖЕ в начертании своём, по существу, есть два связанных И десятеричных. Поэтому не забудем, что звук И, передаваемый буквой ИЖЕ, является союзом сочинительным, СОЕДИНИТЕЛЬНЫМ. Повторяясь, он как бы собирает многие предложения в одну цепочку. Цепочечное нанизывание предложений – давняя черта многих европейских языков: оно характеризует и язык Священного Писания, и народную поэзию, и древнерусские летописи, и литературные сочинения.

Буква И десятеричное прежде всего разнообразит у украшает строку перед И восьмеричным, И кратким и другими гласными, что именуется графической этикой. Она выделяет также заимствованные слова, пришедшие к нам из священных книг, по происхождению еврейские, греческие и латинские (Бiблiа, Литургiа, хiтон, iкона, кiвот).

Но самое главное: И восьмеричное и И деситеричное различают на письме небо и землю: МИРЪ (греч. ирини, «спокойствие, тишина») – вышний; МIРЪ – земной, некогда «украшенный» (греч. космос), вселенная (греч. экумени), место временной жизни грешных людей.

Имя буквы КАКО есть вопросительно-относительное местоименное наречие. Всё Священное Писание и Священное Предание отвечает на вопрос: КАКО? Господь Иисус Христос всей своей жизнью на земле и Крестом показал, как надо жить.

КРЕСТ и есть ХРИСТОС. Слово «крест» славяне заимствовали в древности у германцев, которые имя Христос произносят как «Крист». «Крестьянин – крещёный человек, землепашец или земледел».

Начальное значение корня буквенного имени ЛЮДИЕ, как устанавливают учёные-этимологи, – «расти». ЛЮДИЕ, как и НА-РОД – это «то, что нарождается, растёт». Слово люди всегда обозначает множество. Единственным числом могло быть людь. Для слова же ЧЕЛОВЕК важнее форма единственного числа, т. к. это слово сохраняет указание на лицо, личность: «Все мы люди, да не все человеки».

Имя буквы МЫСЛЕТЕ является аналогом формы повелительного наклонения глагола мыслите (рассуждайте, думайте, вразумляйтесь). Этимологически древний корень буквы МЫСЛЕТЕ родственен МУДРОСТИ, также слову МНИТЕ – помнить, думать, понимать.

 НАШ – имя буквы является притяжательным местоимением. НАШ – значит БОГ НАШ.

«Отче наш, Иже еси на небесех»

Имя буквы ОН вовсе не местоимение третьего лица. ОН указывает на безначальность и бесконечность Божества. ОН по-церковнославянски указывает на предмет неближний, о котором мы знаем, что он есть, но находится за пределами видимости (в-ОН там).

В имя буквы ПОКОЙ вмещается жизнь земная и жизнь небесная. В.И.Даль определил: «ПОКОЙ – состояние бездействия в вещественном и духовном значении, отсутствие возмущения и тревоги».

У слова ПОКОЙ есть особенные, надмирные смыслы. В одном из псалмов Давида читаем строки: «Обратися, душе моя, в покой Твой». (Пс. 131:14)

Святые отцы толкуют, что здесь говорится об отшествии души праведника в горнии обители, то есть в жизнь вечную; покой души – это прекращение грехов; у каждого свой покой, кто какой заработает.

Имя буквы РЦЫ – буквально реки, говори, указывает на форму повелительного наклонения от глагола РЕКИ. Во множественном числе повеление будет выглядеть так: РЦЫТЕ. Ангел повелел женам-мироносицам возвестить о Воскресении Господа: «Рцыте учеником Его, яко воста от мертвых». (Мф. 28:7)

  РЦЫ – не просто скажи, сказывай, а думай над тем, что говоришь. Более того, РЦЫ – это изреки, скажи так, чтобы слово, речь стала действием, делом, созиданием. РЦЫ по образу речи Божией: «И рече Бог: да будет свет. И стал свет». (Быт. 1:3)

В языке нет такого другого всеобъемлющего слова, как СЛОВО. Словом создан мир: «Яко той рече, и быша». (Пс. 32:9) Святой праведный Иоанн Кронштадтский напоминает: «Каждую минуту Бог носит все миры силой Слова Своего». Как же поэтому надо быть осторожным в слове, заключает праведник. Ведь сказанное слово обладает непреложностью исполнения.

Слово – это Сын Божий, Логос, Господь Иисус Христос. Славянское слово СЛОВО приобрело божественное значение неизмеримого Логоса в первых же стихах, переведённых Святыми Кириллом и Мефодием. Это Евангелие от Иоанна, читаемое в светлую Пасхальную ночь: «В начале бе слово…, и Бог бе слово». (Ин. 1:6)

Человек, созданный по образу Божию, единственный из тварей одарён словом, он существо словесное. Человеческое слово, как всё, что от Бога, в высшем проявлении запечатлевается красотой, оно СЛАВНО. СЛОВО и СЛАВНО – одного корня, с чередованием О – А. Грехами же нашими в слово может проникнуть бесславие.

Имя буквы СЛОВО – свято и славно.

Букву ТВЕРДО в древнецерковнославянском языке писали как ТВРЬДО. Написание показывало, что читать её надо было с долгим, твёрдым, раскатистым Р (так называемым слоговым): ТВР_Р_РДО. Даже звуковым обликом имя буквы выражает твёрдое волевое воздействие.

Имя буквы УК означает наука, ученье, научение. Слова УК и НАУК в древнерусском языке стояли в мужском роде. Буква УК призывает своим именем к познанию, разумению Истины, к просвещению.

Я свет миру. (Ин. 8:12)

Буква ФЕРТ пришла к славянам из греческого языка, она есть в словах Священного Писания: фараон, фарисей, просфора, фелонь, Серафим, Трифон, Фотиния. Русских слов на Ф нет и по сей день. Загадочное для нас имя буквы ФЕРТ связано, скорее всего, с тем, что святые Кирилл и Мефодий стремились облегчить славянам произношение трудного звука Ф. Первая часть – естественное междометное восклицание ФРРР. Вторая часть Т – древнее указательное местоимение, значило тот самый, тот. ФЕРТ – как бы не просто звук, а тот самый, особенный ф. Предположительно от vert – [верт] – вертеть, вращать, поворачивать, одним словом, выбирать (между добром и злом, между Православием и иной верой).

Учёные ищут происхождение буквенного имени ХЕР в греческом языке. Лингвисты А. Вайан, М. Фасмер полагают, что ХЕР – это сокращение от слова ХЕРУВИМ – ангельский чин, символизирующий местопребывание и воспевание «славы Божией», вечный дух, созданный Творцом, чтобы охранять путь к «древу жизни»; или слово связано с «херетизмами» – песенно-молитвенными восклицаниями: греч. хере, по-славянски РАДУЙСЯ, но самым убедительным представляется объяснение, что имя буквы ХЕР происходит от греческого – рука, руки. Мы часто складываем руки крестообразно. Особенно благоговейно перед причастной чашей – потиром. Ведь буква рисуется косвенным крестом. На таком кресте был распят святой апостол Андрей Первозванный, поэтому его называют «Андреевским крестом».

Буква ОМЕГА и по начертанию, и по имени взята из греческого языка, ею заканчивается греческий алфавит. В глаголице буква ОМЕГА рисовалась большим О, из трёх кругов. Начертанием она указывает на Святую Троицу, на безначального и бесконечного Бога.

«Я есмь Алфа и Омега, первый и последний,… начало и конец». (Откр. 1:10)

Буква ОТ передаёт два звука: О и Т. Буква ОТ – лигатура, то есть сложная. В её составе есть ОМЕГА – большое О, над которым возвышается ТВЕРДО. Место «служения» ОТ – представлять предлог и приставку ОТ.

«Отврати лице Твое от грех моих… Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». (Пс. 50:11,13)

На ОМЕГЕ заканчивается первая половина азбуки кириллицы, сходная со звукобуквами греческого устава. С ЦЫ начинаются буквы, употребляемые для обозначения чисто славянских звуков.

ЦИ – употреблялась в значении вопросительной частицы разве, ли, а также, как разделительный союз или, либо.

Имя буквы ЧЕРВЬ означает червь, червяк. В контексте христианской культуры червь – символ самого ничтожного творения Создателя, в полной мере живой ещё для человека ХVIII века (Г. Державин писал: «Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог»), а также символ бренности плотского начала, земного воплощения.

Соберём однокоренные слова: ЧЕРВЛЕНИЦА – багряная одежда, ЧЕРВЛЁНЫЙ – багряный, ярко-малиновый цвет из особых окрашивающих червей. Пресвятую Богородицу Деву Марию мы именуем Червленицею, покровом, одеждой, давшей чистейшую плоть и кровь Христу.

«Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе». (Пс. 21:7)

Богоносный Максим считает, что Господь назвал себя червём потому, что Он бессеменно родился от Девы, как червь рождается без семени в земле после дождя.

И ещё один образ: как наживку, как приманку, как червя, заглотил ад Христову плоть человеческую, не увидя Божества, и – разорился, разрушился, «огорчился». Как ничтожный по виду червь прогрызает и истребляет вещество, так и Господь, бывший унижен на Кресте до крайности, истребил враждебную демонскую силу.

Буква ША одинакова в глаголице и кириллице. Её святой Кирилл взял из древнесемитского «шина». Шаббат – по-еврейски «суббота», День седьмой (ветхозаветная седмица начиналась и заканчивалась у евреев в субботу), когда Господь почил от дел Творения. День ветхозаветного покоя. Звук Ш – «новый», он произошёл в основном из Х.

Буква ШТА по начертанию лигатура, составляется из ША, написанного над ТВЕРДО. В гражданском скорописном письме «Хвостик» переместился из середины к концу буквы, чтобы легче было связываться с последующей буквой. Звук Щ – новый, как и все шипящие. Некоторые учёные считают, что Щ пришли на Русь со старославянским языком, составив пару восточнославянскому Ч.

Буква ЕР – краткий звук, близкий к «о». Сейчас не читается. Пишется на конце слова, после твёрдой согласной. В современном русском языке обратился в твёрдый знак Ъ.

Буква ЕРЫ передаёт чисто славянский звук Ы. По начертанию ЕРЫ – лигатура: Ы – это Ь да i десятеричное.

Буква ЕРЬ – краткий звук, близкий к «е». Сейчас не читается. Пишется после мягких согласных. В современном русском языке обратился в мягкий знак Ь.

Буква ЯТЬ – лигатура, она составлена из ЕРЬ, венчанного крестом (ТВЕРДО). ЯТЬ символизирует Слово, ради Спасения человека взошедшее на Крест. Зашатались кресты на церквах, учинили насилие и над ЯТЬ, который, как белая лебедь, плыл по строке, величая и украшая её, но был объявлен бессмысленным и заменён на Е.

Буква Ю – лигатура, она составлена из i десятеричного и УКА. Буква имени не имеет, но совпадает с местоимением Ю – её. В современном русском языке сохранила своё изображение и произношение.

Буква Я – лигатура, составлена из I десятеричного и АЗА. Её не следует путать с личным местоимением «я», которое образовано от изменившегося АЗ. Её место только в начале слова.

Буква ЮС МАЛЫЙ [Я] писалась в середине и на конце слов. Впоследствии буквы Я и ЮС МАЛЫЙ изменились при чтении в «я».

Буква КСИ заимствована из греческого алфавита. Слов с буквой КСИ совсем мало. Роль буквы, скорее, эстетическая – ведь она безусловно красива. В современном русском языке не используется. Была в словах: Ксения, Максим.

Буква ПСИ заимствована из греческого алфавита. В современном русском языке не используется. Употреблялась в словах: психо – душа, псалом.

ФИТА – буква, заимствованная из греческого алфавита. Эта буква стоит в начале греческого слова Бог, она – символ Церкви Божией. В современном русском языке не используется.

Буква ИЖИЦА. Читается как И либо как В. Встречается только в греческих словах: Ева, иссоп. В современном русском языке не используется.

Названия славянских букв очень многим представлялись и представляются произвольными, случайными, лишенными малейшей внутренней связи друг с другом. Когда русский филолог Н.Ф. Грамматин сделал попытку (1822 г.) найти в них некие «апофегмы» (изречения), А.С. Пушкин, обычно очень тонко чувствовавший слово, отнесся к этому с большим недоверием: «Буквы, составляющие славянскую азбуку, не представляют никакого смысла. Аз, буки, веди, глаголь, добро суть отдельные слова, взятые только для начального их звука». Конечно, на такое высказывание А.С.Пушкина спровоцировала очень неуклюжая и неубедительная расшифровка Н.Ф.Грамматина, отразившая, в частности, несовершенство филологической науки того времени.

Разгадать загадку буквенных имен можно, лишь обратившись более пристально к древнейшей славянской азбуке – глаголице, поскольку в настоящее время именно она признается исторической славистикой творением святого Кирилла.

В целом, славянская азбука представляет собой текст. В пользу единого закодированного азбукой текста свидетельствуют следующие аргументы грамматического характера:

1) Наличие в перечне буквенных имён глаголицы не только существительных как обычных предметных наименований, но и других частей речи: глаголов (веди, глаголь, есть, живете, мыслете, рцы), местоимений (аз, наш, он), наречий (зело, како), прилагательных (твердо), союзов (и, иже), предлога (от) – подобно тому, как это бывает в связном речевом потоке;

2) отбор глагольных форм не в отвлеченном неопределенном наклонении, а в иных – личных и модальных – формах, притом, в основном в повелительном наклонении 2-го лица: глаголи (от "глаголати"), живете (от "жити"), мыслете (от "мыслити"), рьци (от "решти"), что свидетельствует о проповедническом, учительном смысле азбуки; она является азбукой-гомилией, то есть проповедью, наставлением в евангельских истинах;

3) сочетание рядом расположенных слов по законам синтаксиса «словенского языка» IX века: а) согласование в роде и числе: наш он покой, слово твердо; б) закономерности употребления числовых форм: людие мыслете, живете...земля (слово земля в собирательном значении, как и другие словав старославянском языке, не без влияния греческого, чаще имели смысловое согласование с формой множественного числа); в) закономерное употребление личных форм глагола при подлежащем: добро есть, аз … веде – « я осознаю», или «познаю»; г) обычное глагольное управление падежной формой существительного: рцы слово (вин. пад.).

Итак, при обозначении букв славянской азбуки использованы старославянские слова и словоформы в следующих значениях: АЗ БУКИ ВЕДИ (Я букву ведаю, познаю.) ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ (Говори: «Добро есть!» Проповедуй: «Добро есть Истина».) ЖИВЕТЕ ЗЕЛО ЗЕМЛЯ (Живи совершенно, Земля! Живи праведно, человек!) ИЖЕ И КАКО (Но как? Как Тот Самый, Который Иисус Христос.) ЛЮДИЕ МЫСЛЕТЕ (Люди, мыслите!) НАШ ОН ПОКОЙ (Он – Бог – наш Покой. Он – наше Пристанище. Царство Божие – наша Обитель, Свет Незаходимый, Вечный.) РЦЫ СЛОВО (Прореки: Слово – Логос – Иисус Христос – Бог Истинный.) ТВЕРДО (Твёрдо прими Крест Христов.) УК (Он – Бог – наш Учитель. Его учение, Слово обоживает, просвещает.) ФЕРТ (Выбирай наилучшее! Научение Божие приносит плоды.) ХЕР (Крест Христов есть Истина. Взявший Его Крест и идущий за Ним будет подобен Херувиму. И тогда – Царство Небесное, Рай.) ЦЫ (Помни о разделении по окончании времён. Если не со Христом – тогда ад, геенна огненная.)

При переводе на современный язык голос Первоучителя славян звучит так:

Я грамоту осознаю. Говори: Добро существует!

Живи совершенно, Земля! Но как?

Люди, размышляйте! У нас потустороннее прибежище.

Скажи слово истинное. Научение избирательно:

Херувим,отрешением печали,или червь.

Несмотря на жёсткую ограничительную схему, заданную количеством слов, их начальными буквами, азбучный текст Кирилла можно назвать:

богословским, т. к. в нём заключены основные богословские понятия: НАШ ОН ПОКОЙ. Покой души – это прекращение грехов; у каждого покой свой, кто какой заcлужит. Цель человеческой жизни – стяжание Духа Святого, обретение Царства Небесного. Сион Горний, Церковь Божия и есть ПОКОЙ всех праведников. И тогда ПОКОЙ становится синонимом словам ЖИЗНЬ и ВОСКРЕСЕНИЕ.

РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО. Человек создан по образу и подобию Божию и в отличие от всех земных тварей наделён даром слова. Иисус Христос – совершенный Бог и человек в Евангелии назван Словом. Человек посредством Слова способен уподобляться Богу – обоживаться;

символическим, т. к. отражает мир и суть евангельского учения о мире таинственным скрытым символичным образом;

поэтическим, т. к. буквенные имена глаголицы легко выстраиваются в структурно и ритмически организованные ряды, и в этой цикличности интонационно-смысловых отрезков трудно усматривать случайность (как это следовало бы из признания в азбучном именнике пословного акростиха известной Азбучной молитвы). Сравним:

Аз буки веде / Глаголи добро есть //                     101010 / 0100110

Живете зело земля / Иже (и) како //                     0100110 / 10010

Людие мыслете / Наш он покой //                        100010 / 1010010

Рьци слово тврьдо / Оук ферт //                          011010 / 1010

Херувим от печали / Ци чрьвь//                           001010010 / 110

Анализ формальной (звуковой) стороны этого первого книжно-славянского текста заставляет признать, что его автор творчески использовал не только христианскую поэтическую образность, но и стиховые традиции византийской литургической поэзии – силлабическое стихосложение: 1 стих – 13 слогов (полустишия 6 и 7); 2 стих – 12 слогов (7 и 5); 3 стих – 13 (6 и 7); 4 стих – 10 (6 и 4); 5 стих – 12 (9 и 3). Замеченная Романом Якобсоном, тенденция к попарному объединению неравносложных стихов в сочетании с выдержанной акцентной нормой впервые как осознанный силлабо-тонический принцип проведена именно в азбучном слове святого Кирилла: так, на силлабическое строение его стихов (13-12-13-10-12) наложена акцентная решётка, в которой сумма иктусов (икт - слог в стихе, на который падает или должно падать метрическое ударение, иначе: сильный слог) двух полустиший обычно равна 5 – точнее: 6 (3+3); 5 (3+2); 5 (2+3); 5 (3+2); 5 (3+2). Нарушение изосиллабизма в 4, 8, 9, и 10 полустишиях могут быть объяснены «смысловым экспрессивным курсивом», по выражению Руднева П.А., который оправдан идейно-эстетическим замыслом и придаёт учительному содержанию текста особую риторическую отточенность и ораторский пафос.

В византийской традиции акростихи – изречения, подобранные специально, начинающиеся с новой буквы в алфавитном порядке; так, что всё стихотворение, написанное начальными буквами стихов, представляет азбуку. По-славянски они стали называться краегнесие, краестрочие или «азбука-граница»;

молитвенным – «азбучной молитвой». В работахизвестного болгарского филолога Э.Георгиева была выдвинута гипотеза, согласно которой традиционный азбучный именник – это разрушенный акростих Азбучной молитвы IХ века, принадлежащий перу Первоучителя славян Кирилла. При этом им постулировался особый тип акростиха, в котором вертикально читаются не начальные буквы, а начальные слова. Аналогичного мнения, с некоторыми уточнениями, придерживались выдающийся языковед Н.С.Трубецкой, а также чешский исследователь Ф.Мареш.

Но изложенные выше аргументы свидетельствуют в пользу единого закодированного азбукой текста. Этой точки зрения придерживаются современные языковеды Л.В.Савельева, О.А.Сергеева.

Именно внутреннее содержание буквенного именника, по всей видимости, и вдохновило ученика святого Мефодия Константина Преславского (Болгарского) в конце IХ – начале Х века на составление Азбучной молитвы, популярной во всей Славии. Она представляла собой одно из первых славянских стихотворений. Начало каждой строки следует буквам кирилловского алфавита. Эта благословенная молитва Богу прославляет богодухновенную славянскую азбуку.

В дальнейшем было составлено ещё несколько азбучных молитв. В Киевскую эпоху русичи, обучаясь письму, усваивали и догматические истины.

музыкальным, т. к. начальные акценты в стихах и полустишиях азбучного текста косвенно доказываются наличием «сильных» ударных знамён в аналогичных грамматических началах ирмосов и тропарей, отмечаемых музыковедами при анализе древнейших певческих рукописей, в отличии от статьи – знака наибольшей длительности, которым помечались речитативные окончания строк (Ю.В.Келдыш). В этой связи очень характерно, что до настоящего времени в русской народной культуре у некоторых конфессиональных групп сохраняется традиция обучения азбуке методом её пения;

художественным, композиция этого своеобразного «благовествования» святого Кирилла максимально подчинена его художественной идее – осознанию приобщения к грамоте как первого шага в сущностном познании мира.

Символика буквицы заставной

(авторское изложение)

Благодаря любви русского христианского народа к просвещению наши древние рукописные книги стали произведениями высокого искусства и являются духовными сокровищами. Они украшались пышными заставками, инициалами и миниатюрами, которые находились перед началом книги и перед отдельными ее главами. Украшенные орнаментом или рисунками, выполненные в увеличенном по сравнению с текстом размере, начальные буквы в древности назывались буквицами. Писцы вкладывали в рисунки загадки философских тайн, символов христианского мира.

Издревле сложилась символика животного мира, которая, наряду с рас­тительной, является главной в заставной букве.

Например, птицы являются традиционным образом человеческой души; орел  –образом обновления, причастия; лев –символом царского достоин­ства; змея – мудрости; голубь –евангельским образом Святого Духа; устремленный на охоту сокол – знаком уловления мудрости, творчества; кабан же знаменует греховные, низменные помыслы человека. Символы многообразны, бывает так, что одно и то же животное обозначает прямо противоположное, например, змея может обозначать и дьявола, побежденного Христом, и праведника, спасающего душу постом, молитвой, церковной жизнью; и сребролюбца, и многое другое. Или лев: он обозначает Господа Иисуса Христа, Таинство Причащения; обозначает человека, втайне творящего милостыню и молитву; человека, искупающего грехи покаянием, сильного непобедимого воина; а с другой стороны, и диавола, похищающего человеческие души или злого земного правителя.

Помимо растений, птиц, зверей и человека, есть в буквах и необыкновенные фигуры – чудовища типа звероптиц, человекозверей и под. Они словно стягивают воедино духовные силы мира. «Чудовищный» стиль – это «будто бы символическое изображение борьбы с тёмными силами, насильственно захватываемыми и улавливаемыми в сети, сплетённые из самих фантастических извитий» (Ф. Буслаев).

В церковной христианской живописи сложилось символическое употребление различных цветов. Но важно помнить, что выбор цвета не догма, т. к. один и тот же цвет может обозначать разное в зависимости от текста.

Вот основные условные законы цвета.

Белый цвет изображает святыню, Божественные энергии, возводящие создание к своему Создателю; символ невинности души, чистоты и святости; это цвет одежд ангелов и преображённого и воскресшего Христа.

Серебро: из-за своей белизны серебро является символом целомудрия, чистоты, святости, а также евангельского красноречия.

Золотой цвет обозначает вечность. Золото в иерархии символов стоит на первом месте. В Византии и на Руси золото – образ Божественного Нетварного Света. Золото также символ солнца и эмблема царского достоинства.

Желтый цвет – цвет тепла и любви; золотисто-желтый выражает всю символику золота.

Зеленый цвет – это цвет жизни, весны и растительности; означает победу над смертью и Вечную Жизнь, дарованную Спасителем; симво­лизирует и Крест как Древо Жизни. Он же – символ Святого Животворящего Духа.

Синий цвет – знак тайны, Божественной непостижимости, вечности, истины, откровения и мудрости. Цвет апостольских одежд.

Голубой цвет означает чистоту, целомудрие, а также покаяние.

Светло-синий также называют лазурью. Лазурь – слово высокого слога, обо­значает синеву, в первую очередь, небесную. В Богородичные праздники и сам храм и священнослужители украшаются лазоревыми одеждами, т. к. это цвет Богородицы.

Красный цвет – это цвет небесного очищающего огня и цвет животворного тепла (или оживления). Как цвет крови, является символом Жертвы и Пасхи.

Пурпур обозначает победу добра над злом.

Багряный цвет – знак величия.

Фиолетовый имеет особое эмоциональное воздействие.

Сиреневый обозначает печаль или далекую перспективу.

Черный знаменует скорбь, болезнь; также отречение от мира (одеж­ду монахов).

Глубокий сакральный смысл, заложенный Первоучителем святым Кириллом в имяслове букв одухотворял творчество наших известных и неизвестных мастеров, которые с любовью о Господе создавали и продолжают создавать жемчужины духовного творчества, изумляющие мир.

Заставная буква БУКИ – вязь стилизованных трав, деревьев, птиц, с вплетенной в них фигурой человека, удерживающего всё руками. Эта иллюстрация к книге «БЫТИЕ» показывает, как человек был сотворён царём природы: «И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию, и да обладает рыбами морскими, и птичами небесными, зверями, и скотами, и всею землёю, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт., 1:26)

Заставная буква ДОБРО на данном изображении ассоциируется у художника с образом царя Давида – псалмопевца, поэта. Этот образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях, пользовался большой популярностью в Древней Руси. В нём русский человек видел торжество духа над повседневностью, высокое призвание поэта-пророка.

Заставная буква ЖИВЕТЕ – человек, сплетённый с древом жизни. Раскинутые руки как вылетающие птицы. Сама человеческая фигура произрастает из пасти животного, уходящего корнями в землю, как ноги человека. Древо жизни врастает в его сердце. Ведь сердце человека – центр жизни. Всё восходит к нему, и всё от него исходит. Всё живое переплетено в единый бесконечный узор.

На букве-заставке ЗЕМЛЯ представлен образ земли цветущей, где видятся не только цветы, деревья, но и человеческая жизнь. В центре переплетения цветочного орнамента – человеческое сердце. В глубине сердца – цветок трилистника как символ мудрости и просвещения. Буква как бы вбирает в себя цветение мира, и в то же время источает цветение творческой мысли.

Буква ИЖЕ по существу есть два связанных И десятеричных. Оно нарисовано из двух частей: столба жизни и женской фигуры, возможно олицетворяющей мудрость, а связывают их диковинные звероптицы.

Буквица КАКО изображает человека, выбирающего дорогу в жизни и направляющегося в путь.

Буква МЫСЛЕТЕ изображается в виде двух диковинных зверей симургов. Симурги, соединяющие в себе свойства птицы, зверя и человека, представляли соединение трёх царств: неба, земли и царства подземного. Такие звери наподобие древнеегипетских сфинксов символизировали собою вечность, мироздание, а также солнце и изначальный свет. Симметричное изображение зверей справа и слева означает восход и заход солнца. В данном случае клювы зверей устремлены в себя – знак глубочайшего размышления. Из трилистника выплетается амфора, как бы изливающая всю мудрость мира.

Начертание буквицы ОН в виде круга (подобие солнцу), который в то же время известный и давний символ вечности. Буква О, скорее, вытянутый круг, то есть больше напоминает яйцо. Оно представляло некоторым образом Творца. В радостных сверкающих белых и красных тонах изображён царственный петух в яйце-солнце на ярко-зелёном фоне цветения жизни.

Заставная буква ПОКОЙ. Само слово «покой» полностью гармонирует с тем, что мы видим: покой и уравновешенность. В центре - трилистник познания, этот трилистник держат двое, синий цвет в его глубине говорит о том, что имеется в виду знание небесное. Справа и слева – произрастающие из него лилии чистоты. Цветок как бы парит в невесомости. У подножия два укрощённых насыщенных зверя. Они вкушают пищу из рук хозяина. Полнота знания, насыщение знанием дают душевный покой.

Буквица РЦЫ изображена в виде трубящего человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. О чём трубит, о чём он возвещает? Символ становится понятным, ведь буква Рцы одновременно означает глагол повелительного наклонения: рцы значит говори. «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем» - это призыв к изречению премудрости. Здесь мы видим премудрость, трубящую в рог и одновременно созывающую слушателей: говори и слушай премудрость.

Буква СЛОВО. Автор изображает её в виде пойманного, связанного сокола. А когда его отпустят, он устремится вперёд на ловлю мудрости. Зримое напоминание поэтического образав «Слове о полку Игореве», где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян «пускал десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь».

Заставное ОУК изображалось светоносно: красивейший орнамент пронизан солнцем и огнём в чаше мудрости. Такой рисунок указывает на просвещение, научение в Господе.

Буква ФЕРТ. В изображении прослеживается мотив зверя, заглатывающего солнце. По всей видимости, дракон, глотающий солнце, симв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.103 с.)