Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Житие святых Кирилла и Мефодия – первых просветителей словенских
От автора Как пишет В.И.Даль: «Просвещение – это свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одной наукой, одного только ума, односторонне и не ведёт к добру». Просвещение пришло на Русь с крещением в 988 году. Свет Христов извлёк из тьмы язычества славянские народы, даровав им познание Истины на родном языке. Корнем слова «просвещение» является свет. Евангелие неоднократно свидетельствует, что сам Христос и есть Свет (Ин. 1:4-9, 3:19, «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» Ин. 8:12, «Доколе Я в мире, Я свет миру.» Ин. 9:5, 12:35, 36, 46; Мф. 4:16, Лк. 1:78, 79, «Свет к просвещению язычников…» Лк. 2:32). Первая же строка нового письма, переведённого святым Кириллом Евангелия от Иоанна и прочтенная при императорском дворе, содержала монограмму Господа Иисуса Христа; ИСкони беаше Слово (Ин. 1:1, в современном варианте «В Начале бе Слово»). Это пасхальное чтение, освящающее весь годовой цикл православного календаря, – «вершина источника», как называют музыканты, задает православные аксиологические координаты славянскому сознанию. Сравнивая славянское письмо с «еллинским» (греческим), созданным ими еще в поганстве (язычестве), первопечатник Иван Федоров отмечает, что славянские письмена святейша суть и честнейша, поскольку их сотворил святой муж постом и молитвой в новый день мира – христианскую эпоху. Житие (Рекомендуется использовать текст «Жития Святых святителя Димитрия Ростовского».) Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной благочестивой семьи. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, Святой Константин (в монашестве Кирилл) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, Болгарским, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался высокими умственными способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин был прозван Философом (Мудрым). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшую Константинопольскую школу. Мудрость и сила веры ещё совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вскоре святой Константин удалился к своему брату святому Мефодию на Олимп, где проводил время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Однажды император вызвал святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, где готовились к благовестию. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского. Там же, в Корсуни, святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. Затем святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. По пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке:
– Наш народ отверг язычество и содержит закон христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. Другие страны (славянские), увидя это, пожелают идти за нами. В виду этого, владыка, пошли к нам такого епископа и учителя: от вас в страны добрый закон исходит. (862 г.) Царь Михаил собрал собор, призвал святого Константина и сказал ему: – Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит. – Хотя я телом не здоров и болен, – отвечал философ, – но с радостью пойду туда, если только они имеют буквы на своём языке. – Дед мой и отец мой и многие другие, – отвечал царь, – искали но не нашли их; как же я могу их найти? – Как же я буду проповедывать им? – сказал философ. – Это всё равно, что записывать беседу на воде. К тому же если славяне неправильно поймут меня, можно прослыть еретиком. Царь ответил: – Если ты захочешь, Бог даст тебе просимое, ибо Он даёт всем просящим у него с верою и отверзает толкущим. По своему обычаю, Константин прежде всего начал с молитвы, а затем наложил на себя сорокадневный пост. В скором времени Бог, слушающий молитвы рабов Своих, исполнил то, о чём просил Константин. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников: Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году. После завершения перевода святые братья отправились в Моравию. Царь Михаил написал Ростиславу следующее послание: – Бог, Который желает, чтобы каждый имел истинное разумение и восходил в высшее достоинство, увидав твою веру и твоё старание, восхотел выполнить твоё желание теперь в наши годы. Он открыл буквы вашего языка, которые до сего времени были неизвестны, чтобы вас причислить к великим народам, которые прославляют Бога на своём языке. И вот мы посылаем тебе того, кому Бог открыл их (буквы), мужа честного, благоверного, учёного и философа. Прими этот дар, который много дороже всякого золота и серебра, камней драгоценных и богатства преходящего и помоги ему поскорее выполнить поручение. Всем сердцем взыщи Бога и общего спасения, а для сего не ленись побуждать всех (своих подданных) заботиться о своём спасении и идти истинным путём. Тогда и ты, потрудившись привести свой народ в разум Божий, получишь за это награду и в этот век и в будущий, за все души, желающие веровать до кончины в Христа Бога нашего. Этим ты, подобно великому князю Константину, оставишь по себе истинную память последующим поколениям. В Моравии они были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: «Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!» И в Святом Евангелии сказано: «Шедше научите вся языки...». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий просил папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где в последствии от них стали совершаться чудеса исцеления. После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Meфодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу, а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим и доказал перед папой, что сохраняет в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград. Там в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевёл на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда – как на своего достойного преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках: славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда. К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к ХIII веку. Они были найдены русским ученым-исследователем В.И.Григоровичем в пергаменной рукописи болгарской редакции в Зографском монастыре на Афоне и опубликованы в 1862 году. Жития святых первоучителей Словенских были составлены их учениками в XI веке. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так называемые Паннонские жития. С этими текстами наши предки были знакомы со времени распространения христианства на Руси. Их авторами были, очевидно, ученики святых Кирилла и Мефодия – епископ Величский Климент и Горазд, которого святитель Мефодий оставил своим преемником. Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году. В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий – подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин – ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...». В 1985 году православный церковный мир отметил памятную дату – 1100-летие со времени преставления святителя Мефодия. Этому событию было посвящено значительное количество публикаций как в церковной, так и в светской мировой прессе. Современной науке хорошо известны конкретно-исторические условия возникновения славянской письменности и великая гуманистическая миссия «братской двоицы» Кирилла и Мефодия. В своей мужественной борьбе с ортодоксальной доктриной «триязычников», признававших литургическое предназначение только еврейского, греческого и латинского языков, солунские братья подвижнически отстояли право славян на приобщение к христианству как к вершине духовной культуры европейской цивилизации на родном языке. Богодухновенная буква, отверзшая гугнивым язык, оформила литургическое, государственное и частное общение русичей: от «Слова» митрополита Иллариона до частной новгородской грамотки.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.101.192 (0.013 с.) |