Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация работы по применению метода обучения в сотрудничестве в проектной методике на уроках иностранного языка ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Проектная методика в наибольшей степени способствует развитию личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а обучение в сотрудничестве может входить в нее в качестве составляющей. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. В ходе проектной деятельности в центре внимания учащихся находится содержание речи, что способствует непроизвольному запоминанию лексического материала и грамматических структур. Кроме того, лежащая в основе проектной методики ориентация на интересы и цели учащихся, свободу выбора содержания и приемов обучения также способствует оптимизации процесса приобретения учащимися иноязычной коммуникативной компетенции. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к общекультурной тематике, так и применительно к профильной. При этом значительное место занимает поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть, например, научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т. п.). Обработка информации в целях ее презентации предполагает развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, иллюстраций и т. п. Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности. Проекты лучше всего применять на заключительном этапе определенного цикла работы над развитием и совершенствованием умений во всех видах речевой деятельности, например по завершении тематического модуля («Family», «Travel», «Learning», «Careers») или определенного аттестационного периода (в конце четверти, триместра, семестра). С точки зрения обучения иноязычной речи, самым большим достоинством проектов является то, что они предусматривают естественную взаимосвязь всех четырех видов речевой деятельности с возможным преобладанием одного из них на отдельных этапах в зависимости от характера проекта. Проектная деятельность также предоставляет возможность творческого применения полученных умений иноязычной речи.
На протяжении всего процесса подготовки проекта деятельность учителя сводится к роли помощника, советчика, консультанта, организатора. Причем на более высоких уровнях языковой подготовки учащихся (начиная с уровня 9-10 класс), а особенно в ходе выполнения исследовательских проектов на этапе профильного обучения в старших классах, общение учителя и учеников может осуществляться на изучаемом языке. В эффективной работе по проектной методике существенную роль играет процедура оценивания. Критерии и параметры оценки зависят от цели и типа задания, должны учитывать степень достижения цели, качество выполнения работы, глубину содержания, качество процесса выполнения работы, степень сложности обработанного материала и т.д. Критериями оценки презентации, отчета по проекту могут быть: – глубина и оригинальность содержания; – логичность изложения; – организация презентации; – качество оформления; – наличие визуального материала; – грамотность изложения на иностранном языке; – контакт с аудиторией; – невербальное поведение выступающего и т. д. Этапы организации работы по групповому проекту: 1 этап. Определение проблемы, цели и задач проекта, выбор, обсуждение темы, определение сроков и конечного продукта (спектакль, отчет об исследовании и т. п.), распределение ролей в группе (кто-то проводит интервью, кто-то готовит обзор литературы по теме, кто-то оформляет работу и т. п.), обсуждение критериев оценки окончательного продукта и способов его презентации (15-20 минут на уроке). 2 этап. Сбор необходимой информации, подготовка материалов (самостоятельная индивидуальная и групповая деятельность учащихся). 3 этап. Обсуждение в группах на каждом занятии (не более 10 минут) хода исследования / подготовки, например, спектакля с констатацией сделанного и дальнейшего планирования. Краткий отчет учащихся в течение 5 минут от каждой группы на 3-4 занятиях. Работа над языковым материалом под руководством учителя.
Консультации с учителем (если нужно, не только английского языка) с целью контроля процесса работы над проектом и оказания помощи (составляется график консультаций). 4 этап. Оформление результатов проекта (самостоятельная работа учащихся). 5 этап. Презентация проекта (на уроке или внеклассном мероприятии). 6 этап. Подведение итогов, обсуждение результатов работы, оценка. Примеры групповых проектов: 1 «Endangered animals». Presentation Основная школа (6-7 класс) Тема: «Окружающая среда, животный мир». Цель: развитие навыков монологической речи, развитие умений рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы. Навыки и умения: навыки презентации на изучаемом языке, сбор и обработка информации, в том числе возможен поиск информации в Интернете, работа со словарем, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка. Продолжительность: 2 недели. Учащиеся разбиваются на небольшие группы по 2-3 человека. Каждая группа выбирает животное, находящееся под угрозой вымирания и готовит рассказ о нем (среда обитания, повадки, причины вымирания и так далее) на изучаемом языке. Обязательно предоставление иллюстративного материала. Учащиеся также могут выступить со своими предложениями по спасению вымирающих видов. Учитель может предложить учащимся список литературы, которая есть в школьной библиотеке, и интернет-ресурсы (например, www.kidzone.ws/animals, animal.nationalgeographic.com) для организации поиска информации. Этапы работы над проектом обычные. Важно на первом этапе определиться с формой презентации результатов исследования и конечным продуктом. 2 «Touring Australia». Presentation or scenario Основная школа (8-9 класс) Тема: «Travelling», «Australia». Цель: развитие страноведческих знаний, увеличение их объема за счет новой проблематики речевого общения межпредметного характера, развитие навыков монологической речи. Навыки и умения: поиск, сбор и обработка информации, работа со справочной литературой, идентификация социокультурных реалий, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка. Продолжительность: 2-3 недели. Учащиеся готовятся к виртуальному путешествию по Австралии. Одна группа разрабатывает маршрут и готовит справочную информацию для туристов (географическое положение страны, климат и т. п.), другая группа собирает сведения об уникальном животном и растительном мире Австралии, третья - о традициях и культуре коренных жителей страны, четвертая готовит экскурсию по Сиднею или какому-либо другому городу и т. п. В каждой группе предусматривается роль гида, который в увлекательной форме с элементами драматизации проводит экскурсии для туристов. Конечным продуктом данного проекта будет виртуальная экскурсия по Австралии. Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией наглядного материала. В подготовке данного проекта учащимися можно рекомендовать воспользоваться следующими сайтами: www.nationalgeographoc.com, www.about-australia. com, www.australianexplorer.com. Этапы работы над проектом обычные. 3 Пример телекоммуникационого исследовательского проекта («Youth culture». Research on-line project) 10-11 класс Тема: «Youth culture». Цель: развитие страноведческих знаний и умений, основанных на сравнении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка, развитие умения вести диалог, соблюдая правила речевого этикета, развитие навыков письменного общения.
Навыки и умения: поиск, сбор и обработка информации, навыки исследовательской деятельности, презентации результатов исследования, решение коммуникативной задачи средствами изучаемого языка - навыки переписки в электронном формате, составление анкеты, написание плана и отчета о проектной работе на изучаемом языке. Продолжительность: 2-3 месяца. Рабочий язык проекта: английский. Этапы организации работы по проекту: 1. Обсуждение проблемы проекта. Постановка целей. Организационные вопросы. 1 урок. 2. Подготовка проекта – 10-15 минут на уроке в течение всего периода проектной работы: работа над языковым материалом, консультации учителя, мониторинг проектной работы в группах. Самостоятельная работа учащихся во внеурочное время. 3. Предварительная презентации групп по результатам проектной работы – 1-2 урока. 4. Презентация результатов на школьной конференции, видеоконференции с участием зарубежных партнеров в мультимедийном классе. 5. Обсуждение и оценка деятельности обучающихся. В качестве метода исследования выбирается опрос. Но прежде чем приступить к составлению вопросов для анкеты, учащиеся должны провести так называемое теоретическое исследование, изучить материалы по теме исследования. Источниками могут служить зарубежная периодика, выдержки из монографий, интервью с известными людьми, которые можно найти в библиотеке и в Интернете. Наряду с самостоятельным поиском учащиеся обращаются к помощи учителя. Если необходимо, преподаватели организуются в группы консультантов. Затем команды составляют анкету, преимущественно включающую закрытые вопросы, по теме своего исследования. Анкеты стран-участниц обычно различаются и отражают социокультурную специфику каждой страны, что позволяет также сфокусировать внимание участников проекта на сходствах и различиях культур, традиций и ценностей молодежи разных стран (2-3 недели). 3. Сбор и обработка данных. Команды проводят анкетирование и собирают данные. Данные обрабатываются и представляются в виде таблиц и графиков. Команды-участницы обмениваются полученными данными и сравнивают результаты. На основании обобщенных данных пишутся отчеты об исследовании, включающие сравнение двух культур (2-3 недели). 4. Презентация результатов. Каждая команда делает устную презентацию по результатам исследования. Если в учебном заведении есть мультимедийное оборудование, можно организовать видеоконференцию, где команды разных стран-участниц проекта выступят с презентациями в режиме онлайн, смогут задать друг другу вопросы, прокомментировать выступления своих партнеров по проекту.
Учитель помогает учащимся подготовиться к устной презентации. Это один из ключевых навыков, который понадобится им в их профессиональной деятельности, а значит, нужно познакомить их с техникой устного выступления, требованиями, которые предъявляются к презентации результатов исследования, помочь отобрать необходимые языковые средства.
Заключение
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы: Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Основные принципы обучения в сотрудничестве заключаются в следующем: 1) взаимозависимость членов группы; 2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), которая складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. Исследование актуальной методической литературы по данному вопросу показало, что технология обучения в сотрудничестве способствует повышению эффективности овладения и является одним из источников интенсификации учебного процесса, так как повышает мотивацию учащихся и улучшает результативность их учебного труда. Также немаловажно то, что в современном образовании все больше акцент делается на работу с информацией. Обучающимся становится все более важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Таким образом, технология обучения в сотрудничестве может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы. Список литературы и использованных источников
1. Вайсбруд, М.А. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке / М.А. Вайсбруд. – Обнинск: Изд-во Титул, 2001. – 126 с.
2. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. – СПб.: Питер, 2011. – 256 с. 3. Жолтикова, Н.В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / Н.В. Жолтикова // Концепт. – 2018. – № 02. – С. 15-22. 4. Китайгородская, Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2011. – 203 с. 5. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: пособие для учителя / под ред. В.Б. Царьковой. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с. 6. Куклина, С.С. Учебная деятельность школьников по овладению иноязычным общением / С.С. Куклина. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2017. – 265 с. 7. Машарова, Т.В. Педагогическая технология: личностно ориентированное обучение: учеб. пособие / Т.В. Машарова. – М.: Педагогика-Пресс, 2014. – 143 с. 8. Мочкаева, И.А. Технология организации групповой работы / И.А. Мочкаева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2015. – №4. – С. 54-57. 9. Пассов, Е.И. Программа-концепция иноязычного коммуникативного образования / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2010. – 173 с. 10. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / Е.И. Пассова, В.Б. Царькова. – М.: Просвещение, 2013. – 127 с. 11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с. 12. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. 3-е изд.,испр. и доп. / Н.Ю. Пахомова. – М.: АРКТИ, 2015. – 112 с. 13. Пикеева, Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.Н. Пикеева // Молодой ученый. – 2014. – №7. – С. 534 - 536. 14. Сарсенова, А.А. Коллективная деятельность учащихся на уроках в начальной школе языка / А.А. Сарсенова // Вестник науки и образования. – 2017. – №2. – С. 83-85. 15. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. – М.:Амскорт Интернешенл, 2016. – 311 с. 16. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2015. – 256 с. 17. Сухих, О.В. Средства обучения иностранным языкам в деятельности учителя и учащихся / О.В. Сухих. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. – 166 с. 18. Щемелева, И.Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе: учебно-методическое пособие / И.Ю. Щемелева, Ю.С. Васильева, А.О. Наследова, И.В. Нужа. – Орск: Изд-во ОГТИ, 2015. – 118 с. 19. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики / Л.В. Щерба. – М.: Академия, 2012. – 160 с. 20. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. 2-е изд., испр. и доп. / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2016. – 478 с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.045 с.) |