Анализ различных вариаций метода обучения в сотрудничестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ различных вариаций метода обучения в сотрудничестве



 

Рассмотрим различные варианты обучения в сотрудничестве, их особенности и эффективность.

1. Обучение в команде (Student Team Learning)

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой / проблемой / вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого обучающегося состоит не в том, чтобы выполнить какое-то задание, а в том, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом вся команда знала, чего достиг каждый. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого в совместное решение поставленной проблемы.

Метод обучения в команде сводится к трем основным принципам:

– «награды» (team rewards) – команда получает одну на всех «награду» в виде балльной отметки, сертификата, диплома и других видов оценки совместной деятельности;

– индивидуальная (персональная) ответственность (individual accountability) – успех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена, это стимулирует всех членов команды следить за успехами друг друга и всей командой приходить на помощь товарищу в усвоении, понимании материала так, чтобы каждый чувствовал себя экспертом по данной проблеме;

– равные возможности для достижения успеха - каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами, что позволяет обучающемуся чувствовать себя полноправным членом команды и стимулирует желание поднимать выше свою персональную планку.

2. Совместное обучение в командах (Student Teams Achievement Divisions)

Метод эффективен для усвоения нового материала. В рамках этого метода учащиеся делятся на группы из четырех человек. После объяснения материала учителем организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (ООД) для каждого ученика: ученикам предлагается обсудить материал в группах, разобраться в нем. Задание на проверку понимания нового материала выполняется либо по частям, когда каждый ученик выполняет свою часть задания, либо по принципу «вертушки», когда каждое последующее задание выполняется следующим учеником. При этом выполнение каждого задания контролируется всей группой. После выполнения задания всеми группами учитель организует обсуждение работы над заданием, затем учащимся предлагается тест на проверку понимания и усвоения нового материала, при этом дифференцируется сложность и объем заданий для сильных и слабых учеников. Задания теста выполняются не в группах, а индивидуально, и работа каждого ученика оценивается персонально. Оценки за индивидуальную работу суммируются в группе, и выставляется общая оценка.

3. Индивидуализация обучения в командах (Team Assisted Individualization)

Суть метода заключается в следующем: учащиеся получают индивидуальные задания по результатам проведенного ранее тестирования и далее работают индивидуально, в своем темпе, но в рамках команды. Разные команды могут работать над разными заданиями. Члены команды помогают друг другу при выполнении индивидуальных заданий. Успехи каждого члена группы отмечаются в специальном журнале. По завершении темы проводится итоговой тест. Каждый ученик выполняет его индивидуально. Тесты оцениваются самими учениками, которые были специально выбраны на роли оценщиков. Каждую неделю учитель отмечает количество тем, заданий по ним, выполненных командой, успешность их выполнения в классе и дома, при этом особо отмечаются наиболее значимые успехи группы.

Наиболее эффективно этот способ организации обучения в сотрудничестве проявил себя при работе над домашним чтением, так как большая часть работы приходится на домашние задания, а на уроке лишь обсуждаются вопросы, связанные с прочитанным текстом. Таким образом экономится большое количество учебного времени на уроке. Кроме того, поскольку учащиеся самостоятельно ведут учет усвоения нового материала каждым членом группы, учитель получает больше времени на индивидуальную работу с отдельными группами или учащимися, которым необходима его помощь.

4. Обучение в команде на основе игры (Teams Games Tournament)

В рамках этого метода организации групповой деятельности учитель объясняет новый материал, организует групповую работу для формирования ООД, но вместо индивидуального тестирования каждую неделю проводит соревновательные турниры между командами. С этой целью организуются так называемые «турнирные столы» по три ученика за каждым, равных по уровню обученности. Задания, дифференцированные по уровню сложности и объему в зависимости от того, какого уровня учащиеся находятся за столом. Столы имеют разную планку, но победитель каждого из них приносит своей команде одинаковое количество баллов. Таким образом, более слабые соревнуются с равными по силе учениками и имеют равные шансы на успех для своей команды. Команда, набравшая наибольшее число баллов, становится победителем турнира. В качестве заданий для турнирных столов на уроках иностранного языка могут быть грамматические и лексические тесты, задания по прочитанным текстам, задания социолингвистического характера, полилоги участников турнирного стола.

5. «Пила» (Jigsaw)

Еще один вариант организации образовательной деятельности в малых группах: учащиеся организуются в группы по четыре-шесть человек и работают над учебным материалом, который разбит на фрагменты - логические или смысловые блоки. Например, при работе над темой «Путешествие» материал можно разбить на несколько смысловых блоков: путешествие на самолете, на поезде, по морю, на машине и так далее или же организовать его другим образом, выделив следующие подтемы: выбор маршрута, заказ билетов, бронирование гостиницы и т. д. Каждый член группы занимается поиском и обработкой информации по своей части. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Единственный путь освоить материал всех фрагментов - внимательно слушать своих партнеров по команде и фиксировать в разных формах информацию. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на общей оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда. Следует отметить, что вопросы отчитывающимся может задавать не только учитель, но и члены других команд, причем члены группы вправе дополнять ответ своего товарища, и такие дополнения идут в общий командный зачет. Учитель ведет учет баллов, объявляет конечный результат.

Вариант «Пила-2» (Jigsaw-2) предусматривает работу всей команды над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп остаются. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Команда, сумевшая получить набольшую сумму баллов, награждается.

6. Учимся вместе (Learning Together)

Согласно концепции этой методики класс разбивается на однородные по уровню обученности группы по три-четыре человека. Каждая группа получает одно задание, которое является частью другого, более масштабного задания, над которым работает весь класс. Например, при изучении темы «Путешествие» каждая группа отвечает за определенную часть маршрута: разработку культурной программы, заказ билетов, бронирование гостиницы и т.д. Группы общаются между собой, уточняя детали путешествия, предлагая свои варианты.

Если учесть, что вся лексика по теме уже усвоена на предыдущих уроках, то акцент в групповой работе делается уже на речевой деятельности, коммуникативной практике учащихся. Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому, по мнению разработчиков данного варианта методики, особое внимание должно уделяться вопросу комплектования групп с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого ученика и разработке задач для каждой конкретной группы.

Следует отметить, что внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого, причем не только для выполнения задания группы, но и для организации согласованной успешной работы всей группы. Каждый член группы следит за активностью других его партнеров в решении общей задачи, соблюдением культуры общения внутри группы, фиксацией результатов и т.д.

Таким образом, группа выполняет двойную роль: с одной стороны, достижение чисто учебной, познавательной цели, с другой – социально-психологической: учащиеся учатся культуре общения друг с другом, приобретают опыт толерантности и взаимопомощи.

 

2.2 Некоторые рекомендации по эффективному применению метода обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

 

Специфика предмета «иностранный язык» состоит в том, что учащиеся должны усвоить не только и не столько теоретические знания, но и овладеть языком практически, приобрести навыки и умения иноязычного общения. Основными трудностями на пути овладения иностранным языком в массовой школе является недостаток устной практики учащихся на каждом уроке. Методика обучения в сотрудничестве предполагает обеспечение необходимых условий для общения учащихся друг с другом и с учителем, причем общение осуществляется на иностранном языке, что позволяет в результате систематической и целенаправленной работы значительно увеличить количество устной речевой практики на уроке для каждого ученика. Метод обучения в сотрудничестве подразумевает совокупность приемов и принципов, которые необходимо соблюдать для обеспечения наивысшего результата. Познакомимся с некоторыми из них.

1. Организация пространства

Приоритетной на уроке является самостоятельная совместная деятельность учащихся. Традиционная расстановка парт предполагает пассивное восприятие информации, то есть слушание. Для того чтобы организовать общение в ходе познавательной совместной творческой деятельности, необходимо, чтобы учащиеся видели друг друга. Мебель в классе должна быть мобильна, чтобы до урока или на любом этапе урока можно было поставить столы под углом друг к другу, или составить вместе, или вообще отодвинуть для презентации результатов работы.

2. Правила работы в малых группах

С этими правилами должны быть ознакомлены все учащиеся, задача учителя - соблюдать их самому и следить, чтобы их соблюдали все. Можно повесить их в классе. Правила могут быть дополнены, лучше их разработать совместно с учащимися. Например:

– взаимодействовать с любым партнером или партнерами;

– вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;

– помнить об ответственности не только перед собой, но и перед своими партнерами;

– помнить, что, помогая другим, мы учимся сами.

3. Принципы формирования малых групп, распределение ролей

Учитель до урока разбивает группу на подгруппы по три-четыре человека. В каждой подгруппе должны быть мальчики и девочки, а также слабые, средние и сильные учащиеся. Такое деление является условным и субъективным. Любой ученик может быть слабым, например, в грамматике, но может быть сильным организатором работы в группе. В течение года состав подгрупп стоит менять, чтобы каждый учащийся мог поработать в различных подгруппах со всеми членами группы.

Обозначив цели и задачи урока, учитель определяет, какие роли придется взять на себя учащимся для выполнения задания. Эти роли обсуждаются с учащимися, и они сами распределяют их между собой. Обязательно стоит предусмотреть такие роли, как организатор активной деятельности (следит за активностью партнеров в группе), редактор (контролирует правильность оформления задания), лидер (организует работу, готовит партнеров к отчету по выполненному заданию), оформитель (отвечает за эстетику представления выполненного задания). Роли могут быть разными в зависимости от задач урока и численности группы.

Общий алгоритм применения методики работы в малых группах для усвоения нового материала на уроке иностранного языка:

1. Учитель объясняет новый материал.

2. Каждая группа получает комплект заданий на закрепление нового материала:

– дается задание на проверку понимания нового правила, которое выявляет тех, кто из слабых или даже средних учеников не понял новый материал. Слабые ученики обращаются за разъяснениями к сильным;

– выполняются упражнения на формирование навыка.

Упражнения могут выполняться индивидуально (каждый ученик выполняет определенное ему лидером группы задание, которое затем проверяется и обсуждается всей группой) или в парах (в этом случае можно использовать специальные упражнения с ключом, то есть правильным вариантом ответа в карточке контролирующего ученика, затем пары вновь объединяются в группу и обсуждают выполнение задания).

3. Учитель просит любого ученика из любой группы показать результаты работы и объяснить, почему задание выполнено именно так. Грамотный аргументированный ответ свидетельствует об успешном результате совместной деятельности учеников по усвоению нового материала.

Таким же образом можно выполнять задания по тексту для чтения, лексические и грамматические задания, задания для подготовки к тесту или контрольной работе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.013 с.)