Основные проблемы обеспечения социальных прав сотрудников полиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы обеспечения социальных прав сотрудников полиции



Продолжающиеся процессы реформирования государства и общества обусловили коренные изменения в общественно - политической, социально - экономической, духовно - нравственной и других сферах жизни страны.

Эти изменения сопровождаются нарастанием кризисных тенденций, ростом коррупции и преступности, резким осложнением криминогенной ситуации в стране.

Произошли резкое имущественное расслоение и поляризация Российского общества, что вызывает социальное напряжение, сопряженное нередко с жестокими преступлениями против личности, рост имущественных и финансово - экономических преступлений.

Развитие России как демократического правового государства связано с реформированием системы ее правоохранительных органов, прежде всего органов внутренних дел. По их практической работе можно оценить степень признания государством незыблемости прав человека, а так же определить серьезность его обеспокоенности проблемой личной безопасности граждан.

Сотрудники правоохранительных органов государства ежедневно вступают в противодействие с криминально - активной, агрессивной частью населения. В составе правоохранительных органов именно органы внутренних дел несут наибольшую нагрузку в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Вызывает тревогу рост количества противоправных деяний, совершаемых в отношении сотрудников, фактов сопротивления им.

В этой ситуации значительно усложняется правоохранительная деятельность сотрудников полиции, возрастают требования к организации службы, к сотрудникам, ведущим борьбу с негативными явлениями.

Задачи, решаемые сотрудниками органов внутренних дел в мирное время, сопряжены с риском для жизни и здоровья. Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел заключается в том, что, обладая широким кругом полномочий в сфере обеспечения прав и свобод граждан от преступных и иных посягательств, сотрудники этих органов нередко сами остаются незащищенными. Кроме того, служба в полиции налагает ряд существенных ограничений на правовой статус сотрудников.

Особенно важно отметить, что в условиях рыночной экономики сотрудник органов внутренних дел не имеет права заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью по извлечению доходов, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.

Отток наиболее квалифицированных кадров приводит к ощутимому размыванию профессионального кадрового ядра, ухудшению морально-психологического состояния кадров, снижению престижа службы в органах внутренних дел и их боеготовности в целом.

Анализ кадровой ситуации в органах внутренних дел свидетельствует о высокой текучести кадров: доля сотрудников, проходящих на службу менее трех лет, составила за период 2013 года - 2014 года около 26%. Наиболее серьезная обстановка сложилась в основных службах: в уголовном розыске сотрудники, проходящие службу менее трех лет, составляют 20%, в следственных аппаратах - 30%, в службе участковых уполномоченных полиции - 40%, в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями - 20% [43].

Такое положение можно объяснить многими причинами, в частности недостаточной социальной защитой личного состава, крайне неэффективной реализацией социальных гарантий, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием четкого механизма защиты данной категории граждан и несовершенством законодательства, закрепляющего гарантии социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.

Существуют различные подходы к трактовке содержания понятия «социальная защита сотрудников органов внутренних дел».

Во-первых, она рассматривается как составная часть реализации социальной политики Российской Федерации, призванной обеспечить один из основных принципов демократического правового государства социальную справедливость. В содержательном плане социальная защита сотрудников органов внутренних дел представляет собой систему социальных гарантий конституционных прав и свобод, обеспечивающих удовлетворенность материальными и духовными потребностями в соответствии с тем правовым статусом, который они занимают в обществе.

Во-вторых, социальная защита сотрудников органов внутренних дел рассматривается как совокупность правовых норм, определяющих виды социальных гарантий сотрудников органов внутренних дел, механизм их реализации. В данной совокупности правовых норм, образующих комплексный правовой институт, основное место занимают нормы административного права.

Соответственно, социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел - это интегрированный показатель наличия объективно созданных институтом социальной защиты условий для реализации в отношении конкретного сотрудника гарантий соблюдения его прав, поддержания высокого уровня жизни и престижности его службы в сочетании с компетентностью данного сотрудника относительно защиты своих прав и личного достоинства.

Социальная защита сотрудников органов внутренних дел - один из существенных факторов эффективного функционирования этой правоохранительной структуры.

Социальная защищенность сотрудников полиции, конституционно и законодательно обеспечивая весь комплекс их прав и свобод, является результатом социальной защиты и определяется как достижение такого уровня благоденствия гражданина, который дает ему возможность для благоприятного индивидуального развития и выражается в устойчивом благополучии личности, обеспечивающем реализацию ее творческих возможностей.

Касаясь проведения оперативных мероприятий, которые ставят сотрудника полиции в ситуацию риска, можно говорить как об одном из негативных влияний на морально психологическое состояние сотрудников органов внутренних дел. Если проанализировать некоторые из форм риска, то можно выделить основные, такие как:

- нарушения законности, прав и законных интересов граждан при проведении оперативной работы (к примеру, во время проведения поисковых мероприятий с целью выявления очевидцев преступления, а также лиц, подозреваемых в его совершении могут быть ошибочно задержаны граждане, не имеющие отношения к делу, но по ряду внешних признаков - следы на одежде, поведение, приметы - похожих на разыскиваемых лиц);

- при процессе применения оружия - множество ситуаций профессиональной деятельности, связанной с возникающей возможностью превышения пределов необходимой обороны, когда наступает ответственность за правомерность таких действий сотрудников;

- необъективная, а порой, ошибочной оценки информации, принятия неправильных решений - огромное количество «мертвых» версий, искусно преподносимой преступниками дезинформации и т.п. ставит под угрозу не только сам факт раскрытия преступления, но и престиж органов дознания;

- в применении методов борьбы с теми видами преступности, которые еще не нашли отражение в законодательных актах - проведение динамичных, «острых» действий в условиях нестандартных по нейтрализации экстремальных ситуаций чревато опасностью нарушения закон, а потому важно, чтобы примененный риск был оправдан, то есть точно рассчитан, хорошо обеспечен и организован.

К изменениям, обусловленным негативными событиями последнего времени, можно отнести норму о приостановлении выплаты денежного довольствия сотруднику, обвиняемому или подозреваемому в совершении преступления. Зарплата таким полицейским будет выплачена, только при вынесении оправдательного приговора или прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

Ранее подследственные сотрудники продолжали получать зарплату вплоть до момента увольнения из органов.

Этим и многим другим факторам влияющих на самочувствие и морально - психологического состояния сотрудника полиции, определяет как одну из проблем связанных со служебной деятельностью.

Исследуя получения такой социальной формы защиты, как приобретение жилищной площади, описанной в федеральном законе «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», показывает - что основной формой для получения жилища или для строительства жилого помещения будет предоставляться сотрудникам органов внутренних дел, у которых стаж службы в органах внутренних дел составляет не менее 10 лет с момента поступления на службу в календарном исчислении, в том числе и на улучшение жилищных условий которых требуют улучшения диновременная социальная выплата будет предоставляться по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходит службу сотрудник, при условии, что данный сотрудник:

- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

- проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.

Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

- проживает в общежитии;

- проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.

В данном законодательстве есть проблема в получении отдельного жилого помещения сотрудникам полиции не имеющих определенного трудового стажа.[16]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституция Российской Федерации является основополагающим источником прав, свобод и обязанностей. Конституционно - правовое обеспечение социально - экономических прав сотрудников полиции в Российской Федерации исходит из конституционных прав, свобод и обязанностей и предполагает именно конституционное основание.

Проблема социальной защиты личности имеет огромное значение для любого государства. Каждое современное государство проводит определенную социальную политику в интересах граждан в наибольшей степени, нуждающихся в особой социальной защите и поддержке. Особый социальный статус отдельных категорий граждан обусловлен их возрастом, родом занятий, местом проживания, а также заслугами, которые они имеют перед обществом и государством. Социальная политика, которая реализуется в нашей стране, носит дифференцированный характер.

Важным направлением реализации социальной политики является сфера внутренних дел. Особый социальный статус имеют сотрудники полиции, которые несут службу, связанную с целым рядом рисков для жизни и здоровья, вынуждены выполнять возложенные на них обязанности в особых условиях, а также в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки. Стрессы, перенапряжения, вызванные выполнением служебных обязанностей, неблагоприятно сказываются на здоровье сотрудников, эффективности их служебной деятельности.

Социальная защита сотрудников полиции разнообразна. Меры социальной защиты могут реализовываться в период прохождения сотрудниками службы, после прекращения ими службы, а также в случае гибели (смерти) сотрудников, причинения вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества.

Следует также отметить, что меры социальной защиты или поддержки могут касаться также детей сотрудника, а также его супруга (супруги). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сформирована система социальной защиты, которая должна компенсировать тяжелый режим службы сотрудников, а также стимулировать их деятельность в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью.

Российская Федерация проводит социальную политику, которая касается как непосредственно сотрудника, так и членов его семьи. Это особенно важно тогда, когда сотрудник погиб при исполнении своих служебных обязанностей, получил увечье, травму или инвалидность, вследствие чего произошло снижение или утрата им трудоспособности и т.д.

Законом предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции, а также единовременные выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Федеральным законом «О полиции» гарантировано право сотрудника на жилищное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание, пособия на содержание его детей и детей, находящихся на его иждивении, посещающих государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения и др.

Реализация некоторых социальных гарантий, предоставленных сотрудникам полиции, зависит не только от организующей составляющей МВД России, а также от органов власти и управления федерального, регионального и местного уровней. Поэтому необходимо добиться того, чтобы предписания Закона РФ «О полиции» также неукоснительно выполнялись иными органами власти и управления.

Как показывает практика многие социальные льготы и гарантии носят формальный характер, качественно не сказываясь на стимулировании служебной деятельности сотрудников. Различного рода компенсационные выплаты не соответствуют реальным экономическим условиям, а также не удовлетворяют социальные запросы и требования сотрудников. Достаточно часто для выполнения своих обязанностей, а также при нахождении в служебных командировках сотрудники вынуждены тратить свои личные деньги, использовать личный транспорт без соответствующих компенсационных выплат.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.014 с.)