Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, виды и функции культуры
Общество, социальная структура, характер регулирования отношений между людьми определяется культурой. Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объектированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В социологии выделяются два вида культуры: материальная (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения, здания; техника и др.) и нематериальная (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.). Среди основных функций культуры различают: познавательную, аксиологическую, запрещающую, стимулирующую, регулирующую, гармонизирующую, преобразующую, гедонистическую (наслаждение), функцию преемственности.
Основные компоненты культуры 1). Знаки и символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Представлены главным образом в языке 2).Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым надо стремиться, это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. 3).Социальные нормы (обычаи, нравы, законы)
Культурные универсалии Это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование слов, разделение труда, образование и т. д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, где бы они не жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда.
Формы культуры Элитарная или высокая культура создаётся либо привилегированной частью общества, либо, по её заказу, профессиональными творцами. Она включает в себя изящное искусство, классическую музыку и литературу. В отличие от элитарной культуры, народная культура создаётся анонимными творцами. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления – середина XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоёв.. Популярная эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна людям всех возрастов, всем слоям населения, независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. Но у неё самая широкая аудитория, и она является авторской. Субкультура – это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Пример: молодёжная культура, религиозные секты. Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в противоречие с нормами, ценностями всего общества, образуя контркультуру (хиппи, преступники, сатанинские культы).
Этноцентризм и культурный релятивизм Этноцентризм – тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры. Он укрепляет ощущение единства, преодолевая противоречия внутри группы и объединяя людей, даже если они разделены экономическими конфликтами и социальным неравенством, и одновременно отдаляет людей, усиливая их неприязнь к другим группам. Этноцентризм препятствует научному исследованию культуры. Мы должны рассматривать поведение других народов не в контексте своей культуры, а в свете присущих им ценностей, убеждений и мотивов. Такой подход называется культурным релятивизмом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.003 с.) |