Каналы вертикальной мобильности (по П. А. Сорокину) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каналы вертикальной мобильности (по П. А. Сорокину)



Армия функционирует в качества канала вертикальной циркуляции больше всего в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Благодаря институту безбрачия после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения, церковь стала каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высших рангов.

Школа. Институты образования и воспитания во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В открытом обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения.

Семья и брак становятся каналами вертикальной цир­куляции в том случае, если в союз вступают представители раз­ных социальных статусов. В европейском обществе распрост­раненным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив, что каждый хотел.

 


Лекция №5

СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Социальные факторы изменений

Социальные изменения – это переход социальных систем, их элементов и структур, связей и взаимодействий из одного состояния в другое.

 Социологи выделяют ряд особо важных факторов, воздействие которых различается в зависимости от ситуации, времени и места.

1) Физическая среда. Наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, человек также оказывает значительное воздействие на свою физическую среду (захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха и т.п.).

2) Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества.

3) Конфликты из-за ресурсов и ценностей.

4) Поддерживающие ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как стимуляторы.

5) Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Инновации – как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

6) Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

В социологии предложено 2 модели социальных изменений.

1) Однонаправленное развитие понимается как рост или накопление чего-либо – плотности населения, уровня организации, объема производства. Однако направление его может быть и нисходящим, или сочетанием подъемов и упадков.

2) Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий.

Коллективное поведение

Это образ мыслей, чувств и действий, складывающийся у большого числа людей, которое остается относительно спонтанным и неорганизованным.

Проявления (модели) коллективного поведения

1. Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация, относительно быстро передаваемая людьми друг другу.

2. Мода – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе.

Увлечения - это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определенной части общества.

3. Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства.

4. Паника – это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы.

5. Толпа – это временное, относительно неорганизованное собрание людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом.

Социолог Герберт Блумер различает 4 основных типа поведения толпы:

Случайная толпа – собрание людей, не имеющих между собой ничего общего, за исключением того, что они наблюдают одно и тоже явление (разглядывание витрины магазина).

Конвенциональная толпа представляет собой группы людей, собравшихся вместе с какой-нибудь конкретной целью и обычно соблюдающих установленные правила (болельщики на футбольном поле или зрители в концертном зале).

Экспрессивная толпа – совокупность людей, которые собрались вместе для получения личного морального удовлетворения (религиозное собрание или рокфестиваль).

Активная толпа – возбужденное, восприимчивое собрание людей, занятых бунтом, грабежом или проявляющих иные формы агрессивного поведения, где признанные нормы не имеют никакой ценности.

Несмотря на то, что формы толпы имеют множество различий, им свойствен ряд общих характеристик: внушаемость, деиндивидуализация, неуязвимость.

 

Типы социальных движений

Социальные движения – свободно организованные группы людей, действующие совместно в неинституционализированной форме с целью изменений в обществе.

Социальные движения различаются по своим идеологическим принципам или по целям, которые ставят перед участниками социальных движений их идеологии:

1) Революционные движения стремятся к полной отмене существующей системы ценностей.

2) Реформаторские движения стремятся внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы.

3) Движения сопротивления имеют целью не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

4) Социальные движения экспрессивного типа отличаются стремлением осуществить не институциональные изменения, а возрождение или обновление людей изнутри (часто при этом даются обещания будущего спасения).

 

Социальные революции

«Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Социальные реформы

Социальные реформы — это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.01 с.)