Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория, история, методика библиографической деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
В СССР, особенно в послевоенные годы, интенсивно развивается библиографическая наука - библиографоведение В 60 - 80-е годы ГБЛ и ГПБ провели ряд крупных исследований. Например, · в 60-е годы исследование по теме «Проблемы массового чтения и эффективности использования РБП» провела ГБЛ, · в 60е годы исследование по теме «Библиотека и информация» провела ГПБ, · В 70-е гг. ряд исследований по темам: «Книга и чтение в жизни советского общества», «Специалист – библиотека – библиография» провели ГБЛ и ГПБ. В 80-е гг. было проведено всесоюзное исследование библиотечных кадров. Изучалась, в том числе их библиографическая подготовка. В нем принимали участие не только крупнейшие, но и все библиотеки страны, даже ЦБС. Все исследования давали большой фактический материал для развития теории и методики библиографической деятельности. Теория библиографии. В 60-е – 70-е гг. – время становления науки «библиографоведение». Появляется целая плеяда библиографов теоретиков: · В области общей библиографии: Коршунов О.П., А.И. Барсук; · В области рекомендательной библиографии: Ю.М. Тугов, · В области отраслевой библиографии Д.Ю. Теплов. Самые значительные теоретические работы этого периода: · Коршунов О.П. «Проблемы общей теории библиографии» (1975). В монографии были заложены основы библиографоведения; · Барсук А.И. «Библиографоведение в системе книговедческих дисциплин» (1975); · Коршунов О.П., Барсук А.И. «Советское библиографоведение: состояние, проблемы, перспективы» (1977). Вышеназванные монографии явились толчком для дискуссии по теоретическим вопросам библиографии, в результате библиографоведение было признано наукой. На основе своей теории О.П. Коршунов написал учебное пособие «Основы общей теории библиографии», которое было опубликовано в 1978 году. В 1981 г. в учебнике «Библиография. Общий курс» впервые появился раздел «Основы теории библиографии», а в 1990 г. вышел учебник «Библиографоведение». В 80-е гг. появляется новое поколение библиографов – теоретиков, в их числе: · М.Г. Вохрышева, · В.А. Фокеев, · Н.А. Сляднева, · Г.Г. Семенова и др. Они развивают, оспаривают теорию О.П. Коршунова, выдвигают новые идеи. В их работах рассматриваются проблемы: · сущность информации,
· функции информации, · свойства информации, · качество библиографической информации и др. В начале 90-х гг. были опубликованы монографии: · Вохрышева М.Г. «Библиографическая деятельность: структура и эффективность» (1989); · Фокеев В.А. «Природа библиографического знания» (1995); · Сляднева Н.А. «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятельностного анализа» (1993). История библиографии. В советский период было опубликовано несколько крупных монографий по истории библиографии, которые стали классическими. В их числе: · Здобнов Н.В. «История русской библиографии до начала ХХ века» (М., 1951). 1-е издание – 1944 – 1947, 2-е – 1951, 3-е – 1955.; · Шамурин Е.И. «Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации». Т.1 -2. (М., 1955 – 1959); · Симон К.Р. «История иностранной библиографии». (1963). Получила высокую оценку в отечественной и мировой печати. До сих пор является единственной в своем роде. · Машкова М.В. «История русской библиографии начала ХХ века» (1969). Хронологически продолжила монографию Н.В. Здобнова; С начала 50-х гг. началась публикация биографической серии «Деятели книги». Вышло около 3-х десятков монографий, посвященных видным деятелям, в их числе: · В. Анастасевич, · В. Межов, · Г. Геннади, · Н. Лисовский, · Х. Алчевская, · А. Торопов, · П. Пекарский · А. Мезьер и др. Среди авторов этих книг видные отечественные библиографы: · М.А. Брискман, · Л.М. Равич, · М.В. Машкова, · З.Л. Фрадкина, · А.Д. Эйхенольц, · Ю.и. Масанов и др.
Методика библиографической работы. Начиная с 60-х гг. появляется целый ряд работ по вопросам методики библиографической деятельности. В их числе: · Брискман М.А., Бронштейн М.П. «Составление библиографических пособий: Практическое руководство» (1964); · Берков П.Н. «Библиографическая эвристика. К теории и методике библиографических разысканий» (1960); · Садова М.А. «В поисках книги. Библиографические разыскания при выполнении читательских требований» (1963). Все вышеназванные работы вошли в золотой фонд отечественной библиографии, став классическими работами. Следует отметить, что теория библиография в конце советского периода переживала подъем.
Подготовка профессиональных библиотечно-библиографических кадров
Зарождение библиотечного образования относится к началу 20 века, когда в 1906 году профессор Петербургского университета В.Э. Вольтер организовал студенческий кружок, в котором велись библиотечно-библиографические занятия. В этот же год (1906) Петербургское общество библиотековедения подняло вопрос об учреждении кафедр библиотековедении и библиографии при университетах, но он не был решен. Аналогичное предложение было выдвинуто Всероссийским съездом по библиотечному делу (1911). Но только в 1913 году были организованы годичные курсы библиотекарей при Московском Народном университете имени Шанявского. Все это были ценные, но отдельные начинания. Единая система библиотечно-библиографического образования отсутствовала. Она начала складываться только после 1917 года. В 1918 году в Москве открывается библиотечный семинарий. Его программа была рассчитана на 2 года теоретического и практического обучения. Параллельно с изучением специальных дисциплин ее слушатели посещали пролетарский университет, которой обеспечивал подготовку политически грамотных библиотекарей из пролетарской и крестьянской среды. Семинарий просуществовал до 1920 года. В декабре 1918 года открывается первое в стране высшее учебное заведение для подготовки библиотечных работников – Институт внешкольного образования (нынешняя Санкт-Петербургская Академия культуры). Вскоре подобные институты были открыты в Иваново-Вознесенске, Костроме и некоторых других городах. Библиотечные отделения начали создаваться при некоторых педагогических институтах. Однако сеть учебных заведений, готовящих библиотечных работников, была недостаточной, контингенты обучающихся в них были невелики. Между тем потребность в подготовленных библиотечных кадрах была достаточно острой. Для решения этой задачи повсеместно стали организовываться библиотечные курсы. Библиотечные курсы проводились: · секциями губернских и уездных отделов народного образования, · крупными библиотеками, · а также некоторыми высшими учебными заведениями. По содержанию и продолжительности библиотечные курсы отличались друг от друга. Преобладали 2-х недельные курсы, на которых обучали только технике библиотечного дела. Кроме того, при проведении курсов остро ощущался недостаток квалифицированных кадров преподавателей. На качестве работы курсов сказывались также неразработанность программ, отсутствие учебников и учебных пособий. Отсюда – невысокий профессиональный уровень обучающихся. В 20-е годы сформировалась система библиотечного образования, которая сохранялась до начала Великой Отечественной войны. Она включала: · высшее образование, которое осуществлялось на политико-просветительских факультетах институтов народного образования, а также педагогических и политико-просветительских институтах; · среднее образование обеспечивали библиотечные отделения педагогических техникумов и советских партийных школ. Особенностью этого периода библиотечного образования являлось то, что основное внимание отводилось на изучение общественно-политических наук. Специальные библиотечные дисциплины изучались в ограниченном объеме (всего 134 часа). Фактически это была специализация на последнем курсе. То есть такая подготовка была рассчитана на выпуск библиотекаря волостной библиотеки.
В послевоенные годы в СССР сложилась 3-х-уровневая система подготовки библиотечных кадров: · начальное профессиональное образование; · среднее профессиональное образование; · высшее библиотечное образование. Начальное библиотечное образование организационно было оформлено слабо. Оно было рассчитано на подготовку молодых людей, пришедших работать в библиотеку после средней общеобразовательной школы, не имея элементарных представлений о содержании и характере библиотечного труда, который придется им выполнять. Начальная подготовка осуществлялась 2-мя способами: · непосредственно на рабочем месте библиотекаря под руководством наставника. При этом формировались лишь умения и навыки, но молодые библиотекари не получали представления об их месте и роли в общей библиотечной работе; · в 60-е годы функции начальной подготовки библиотекарей взяла на себя общеобразовательная средняя школа. Здесь в 11-м классе будущих библиотекарей обучали основам библиотечного дела. Выпускники вместе с аттестатом о среднем образовании получали удостоверение библиотекаря. Среднее библиотечное образование. В 1946 – 1959 годы большое внимание было обращено на развитие сети средних специальных учебных заведений, готовящих специалистов в области библиотековедения и библиографии. В эти годы во многих городах открывались библиотечные техникумы, так как была поставлена задача: обеспечить большинство массовых библиотек кадрами со средним специальным образованием. В связи с этим: · значительно увеличились приемные контингенты учащихся, · пересматривались учебные планы, · расширялась практическая подготовка, которая вылилась в увеличение часов на лабораторно-практические занятия, на учебную и производственную практики. В конце 50-х годов наметилась тенденция к свертыванию библиотечных техникумов и образованию на их базе культурно-просветительных училищ с библиотечными отделениями. Впоследствии большинство культурно-просветительных училищ были преобразованы в училища искусств и культуры. К середине 80-х годов в Российской Федерации насчитывалось более 130 культурно-просветительных училищ и 5 библиотечных техникумов (Ленинград, Москва, Канск, Омск, Уфа).
Высшее образование. С СССР подготовка библиотечных специалистов высшей квалификации осуществлялось на библиотечных факультетах: · 17 институтов культуры, · 5 университетов (Баку, Рига, Вильнюс, Кишинев, Ашхабад), · 5 педагогических институтов (Ереван, Алма-Ата, Фрунзе, Тбилиси, Таллинн), · 1 институт искусств (Душанбе). Обучение велось по дневной, заочной и вечерней формам обучения. Срок обучения на дневном отделении – 4 года, на заочном – 5 лет. По окончании вуза специалисты получали диплом библиотекаря – библиографа. С 1975 года вузы приступили к подготовке библиотекарей – библиографов с дополнительной специализацией К концу 80-х гг. все библиографические дисциплины, изучаемые в учебных заведениях, были обеспечены программами, учебниками, учебными пособиями. Все учебные материалы обновлялись примерно раз в 10 – 15 лет. Тем не менее, велась постоянная работа по повышению качества обучения в средних специальных и высших учебных заведениях, готовящих профессиональные кадры для библиотек. В конце 80-х – начале 90-х годов произошли некоторые изменения в системе библиотечного профессионального образования. Некоторые из ссузов влились в вузы и стали одной из ступеней непрерывного образования. Так, например, на базе Волгоградского училища искусств и культуры был сформирован вуз, где подготовка библиотекарей ведется по 2-м ступеням: · 2-я ступень – среднее специальное образование; · 3-я ступень – высшее библиотечное образование. Аналогичные системы были созданы и в других городах.
Каждый год выпускалось около 10 тысяч библиотечных специалистов с высшим и средним специальным образованием. В России библиотекари, в том числе и библиографы, представляют собой большую социально-профессиональную группу. В 2000 году в общедоступных библиотеках работало свыше 128 тысяч библиотекарей.
Заключение Отечественная библиография за свою многовековую историю прошла большой и сложный путь. За время становления российской библиографии: 1. Появились и достигли высокой степени развития все виды библиографии, начиная от государственной, книготорговой, репертуарной, рекомендательной до отраслевой и биобиблиографии.
2. Государственная библиография, зачатки которой появились в начале 18 века, выросла в мощную систему, охватывающую более 10 видов документов, информация о которых находит отражение в летописях Российской книжной палаты.
3. Репертуарная библиография находится в стадии свое развития. Ведется работа по созданию репертуара отечественных документов. Созданы полный репертуар периодических изданий, отдельные звенья репертуара книги. В настоящее время создана электронная версия, ведется публикация печатного варианта репертуара книжных изданий.
4. Рекомендательная библиография, имевшая большие достижения в конце 19 – начале 20 веков, затем переживала трудные и сложный период становления. В 70-80-е годы сложилась достаточно стройная система РБП. Конец 80-х годов – самый сложный момент в истории рекомендательной библиографии, когда сам термин был почти под запретом. В настоящее время происходит возрождение этого вида библиографии.
5. К 70-м годам 20 века в СССР сложилась система государственной научно-технической информации, которая не в полной мере выдержала проверку временем. Тем не менее, в настоящее время в стране функционирует система Российской научно-технической информации.
6. Библиографические общества, о необходимости которых говорилось еще в начале 19 века, появились в России в конце 19 – начале 20 века. В советское время их деятельность была запрещена. В современной России функционирует Российская библиотечная ассоциация, которая объединяет библиотеки различного статуса, ведет активную работу не только в стране, но и на международной арене.
7. Первые теоретические работы, появившиеся в начале 19 века, получили дальнейшее развитие в 19 и 20 веках. К концу существования СССР, теория библиографии находилась на подъеме, появились серьезные теоретические труды, которые обосновали правомерность существования такой науки как «библиографоведение».
8. История библиографии, также как и теория библиографии, в конце 80-х годов находилась на подъеме. Уже в современной России в начале 90-х годов вышел в свет ряд монографий исторического характера, работа над которыми началась в советский период. 9. Методика библиографии, освещенная в ряде монографий советского времени, в настоящее время разрабатывается с учетом современных реалий. Появился ряд монографий, посвященных использованию новых информационных технологий в библиографической деятельности. 10. Подготовка кадров ведется в виде непрерывного библиотечного образования, которая предусматривает многоступенчатую систему подготовки библиотечно-библиографических кадров. В настоящее время изменились требования и функции библиотекаря – библиографа. Все это учитывается при разработке Государственных образовательных стандартов.
В современной России продолжается дальнейшее развитие отечественной библиографии: · Появляются крупные научные работы, · Создаются новые библиографические пособия, · Новые информационные технологии проникают во все сферы библиографической деятельности.
Литература Основная литература 1. Библиография. Общий курс: учебник / под ред. М.А. Брискмана, А.Д. Эйхенгольца. – М., 1969. – С. 83-344. 2. Библиография. Общий курс: учебник / под ред. О.П. Коршунова. – М., 1981. – С. 131-237. 3. Беспалова Э.К. Библиография в России на рубеже XXI (80- 90-е гг.): учеб. пособие по курсу «Библиографоведение. Общий курс. Раздел 2. История русской библиографии». / Э.К. Беспалова. – М.: МГУКИ, 2002 – 2003. Ч.1. Историко-библиографические исследования. – 2002. – 103 с. Ч.2. История российской библиографии. – 2003. – 39 с. 4. Беспалова Э.К. История российской библиографии: учеб. пособие по курсу «Библиографоведение. Общий курс. Ч. 2. История российской библиографии». / Э.К. Беспалова. – М.: МГУКИ, 2002 – 2003. 5. Гречихин А.А. Общая библиография [Электронный ресурс] / А.А. Гречихин. - http://www.gumfak.ru/bib_html/biblio/content. shtml 6. Дунаева, Т.Г. Основные этапы развития государственной библиографии России (1917-1997): учеб. пособие / Т.Г. Дунаева. – Казань,1999. – 37 с. 7. Здобнов, Н.В. История русской библиографии до начала 20 века Н.В. Здобнов. – 3-е изд. – М., Изд-во АН СССР, 1955. – 605 с. 8. Машкова, М.В. История русской библиографии начала ХХ века: до октября 1917 года /М.В. Машкова. – М.: Книга, 1969. – 492 с. 9. Михеева, Г.В. История русской библиографии (февраль 1917-1921 гг.) / Г.В. Михеева; Рос. нац. б-ка. – СПБ., 2006. – 560 с. 10. Рейсер, С.А. История русской библиографии с ХI века по 1917 г. / С.А. Рейсер. – М.: Госкультпросветиздат, 1956. – 447 с.
Дополнительная литература 9. Бавин С.П. Очерки новейшей истории рекомендательной библиографии ГБЛ/РГБ (1985 – 2005): монография / С.П. Бавин; Рос. гос. б-ка, НИО библиогр. – М.: Пашков дом, 2006. – 278 с. 10. Беспалова Э.К. История российской библиографии: лекция / Э.К. Беспалова // Библиогр. – 2006, № 2; № 3; 2007, № 1. 11. Бернштейн, С.Б. «Библиографические листы» П.И. Кеппена / С.Б. Бернштейн // Известия АН СССР. Серия: Литература и язык. – 1982. – т. 41. – Вып.1. – С. 47-58 12. Глухов, А. «Библиотека российская» – первый отечественный библиографический свод /А. Глухов // Библиотековедение, - 1999. -№ 2. – С. 102-103. 13. Глухов, А.Г. «Путеводительница и наставительница»: К 175-летию журнала В. Анастасевича «Улей» / А.Г. Глухов // Сов. Библиогр. – 1986. - № 3. – С. 55. 14. Григорьева, Н.М. «Летописи газетных статей» – 60 лет / Н.М. Григорьева // Библиогр. – 1996. - № 5. – С. 140-143. 15. Джиго А.А. История Всесоюзной книжной палаты в документах / А.А. Джиго // Библиогр. – 2007. - № 9. - с. 5 – 10. 16. Джиго, А.А. «Библиографии российской библиографии»: прошлое, настоящее, будущее / А.А. Джиго, К.М. Сухоруков // Библиография библиографии на современном этапе: Сб. статей и библиогр. материалов / Рос. Нац. Б-ка. – СПб., 1995. – С. 9-21. 17. Джиго А.А. Российской книжной палате – 85 /А.А. Джиго, К.М. Сухоруков //Мир библиогр. – 2002. - №3. – С. 13-20. 18. Егорнова, Л.А. Сводный каталог русской книги: этапы долгого пути / Л.А. Егорнова // Библиогр.- 2000. - № 1. – С. 121-122. 19. История Российской книжной палаты. 1917 – 1935. – М.: Рос. кн. палата, 2006. – 447 с. 20. Калинин С.Ю. Юбилеи летописей Российской книжной палаты / С.Ю. Калинин // Библиогр. – 2006. - № 3. – С. 38 – 41. 21. Карайченцова С.А. Книжная палата в годы Войны / А.А. Карайченцова // Библиогр. – 2007. - № 3. – 11 – 15. 22. Кобленц И.Н. Источники и деятели русской библиографии XV-XVIII вв. – М.: Наука, 1991. – 136 с. 23. Левин Г.Л. Национальный репертуар библиографических ресурсов России до 1917 г.: история, состояние, задачи / Г.Л. Левин // Библиотековедение. – 2006. - № 3. – С. 42 – 47. 24. Левин, Г.Л. Репертуар русской книги: взгляд 70 лет спустя / Г.Л. Левин // Библиогр. – 1999. -№1. – С.20-26. 25. Леликова Н.К. Становление и развитие книговедческой и библиографической наук в России в XIX- первой трети XX века: [монография] / Рос. нац. б-ка; Н.К. Леликова. – СПб., 2004. – 415 с. 26. Михеева, Г.В. История русской библиографии. 1917-1921 гг.: Текущая базисная библиография непериодических изданий / Гос. Публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина; Г.В. Михеева. – СПБ., 1992. – 393 с. 27. Михеева, Г.В. Книжная палата и Октябрьский переворот / Г.В. Михеева // Сов. библиогр. – 1991. - №4. – С.69-77. 28. Осипов, В.О. Русская книготорговая библиография до начала ХХ века / В.О. Осипов. – М.: Книга, 1983. – 231 с. 29. Равич, Л.М. «Вам будет честь и слава…»: В.Д. Комовский как библиограф /Л.М. Равич // Библиогр. – 1998. - № 4. – С. 106-116. 30. Самонов С.В. О двух обществах российской библиографии конца XIX века / С.В. Самонов // Мир библиографии. – 2006. - № 2. – С. 50 – 53. 31. Семеновкер Б.А. Государственная библиография России ХVIII - ХХ вв.: [монография] / Б.А. Семеновкер; Рос. Гос. б-ка. – М., 2002 - 2004. – Вып. I – V. 32. Соколинский, Е.Л. «Неправильный» каталог или гордость библиографа без предубеждений [О создании национального репертуара русской книги] / Е.Л. Соколинский // Мир библиогр. – 1999. №3. – С.11-15; №4. – С.11-15. 33. Сухоруков К.М. Российской книжной палате – 90 лет / К.М. Сухоруков // Мир библиографии. – 2007. - № 1. – С. 37 – 40. 34. Толстиков, А.П. «Отец русской библиографии» (К 200-летию со дня рождения В.С. Сопикова) / А.П. Толстиков // Сов. Библиогр. –1983. - №5. – С.54. 35. Чернышева, Д.С. История Русского библиографического общества / Д.С. Чернышева // Мир библиогр. – 2001. - № 4. – С. 49 – 54. 36. Шикман, А.П. «Библиотека российская…» (К 100-летию публикации указателя Дамаскина) /А.П. Шикман // Сов. Библиогр. – 1981. - №6. – С. 51. 37. Эйхенгольц, А.Д. Сопиков и его влияние на развитие русской библиографии /А.Д. Эйхенгольц //Эйхенгольц А.Д. Избранное. – М.,1982. – С. 34-53.
[1] Опись рукописей Кирилло-Белозерского монастыря» впервые была опубликована в 1897 году академиком Н.А. Никольским. [2] Весной 1564 года Иван Федоров со своим помощником Петром Мстиславцем закончили работу над первой печатной книгой «Апостол». [3] «Опись книгам в степенным монастырях находящимся» была опубликована в 1848 году В.М. Ундольским. [4] Писец – здесь: писатель [5] Арыльщик – обманщик, фокусник [6] Маца – кожаная подушечка, которой набивали краску [7] Батырищик – типограф, рабочий, который набивал краску [1] АСОИ – автоматизированная система обработки информации
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.151.158 (0.093 с.) |