Тема 5. Специфика профессиональной коммуникации в журналистике. Имидж и амплуа журналиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Специфика профессиональной коммуникации в журналистике. Имидж и амплуа журналиста



Имидж – образ, порожденный в определенной ситуации с определенной целью, иными словами, образ, специально формируемый или программируемый. Это интеграционное, комплексное образование (ассоциируется с понятиями «престиж» и «репутация»). Имидж представляет собой наиболее эффективную подачу сообщения, которая в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные фильтры; это публичное, внешнее «Я» человека. Имидж является средством для достижения цели. То, как работает образ – «за» или «против», – зависит от его носителя. Все определяется психологическими установками человека, его видением мира.

СМИ ориентируются на психологические характеристики аудитории и психологический тип ее поведения, поэтому имидж строится с опорой на уже имеющийся стереотип. Зрителю интересен персонаж, выделяющийся из общей массы: он ждет яркие, интересные, красивые образы, иногда неожиданные и даже эпатажные. Если характер программы таков, что в нем требуется «волевая женщина», то зритель непременно получит этот образ, а если зритель ждет «своего парня» на экране, он обязательно появится. Здесь действует эффект адекватности зрительского ожидания. В сознании потребителя должна происходить полная идентификация героя с предлагаемым образом.

Конструирование имиджа начинается с внешности. Чрезмерная яркость, экзотичность внешнего облика является неуместной в выпуске новостей, поскольку отвлекает зрителей от полноценного восприятия текста, но в развлекательной передаче придется весьма кстати. Варьируется и возраст диктора. Женщины-дикторы преимущественно молоды, обаятельны, красивы – сам их облик вызывает доброжелательную улыбку, симпатию. Облик диктора-мужчины старше 30 лет ассоциируется скорее с серьезностью, основательным жизненным опытом.

Таким образом, имидж приближается к ожиданиям аудитории. Важно уловить то, к чему аудитория чувствительна.

Ожидаемый образ представляет собой точку зрения аудитории на идеал, а образ реальный – соответствует имеющимся у объекта характеристикам с его сильными и слабыми сторонами.

В создании имиджа различают несколько подходов. Так, например, Г. Г. Почепцов выделяет три различных подхода к имиджу – контекстный, рассматривающий разные типы имиджей в контекстах их реализации, сопоставительный, при котором имеет место сравнение близких имиджей, и функциональный [40]. Функциональный подход позволяет выделить несколько возможных вариантов имиджа.

1. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Обычно этот вариант имиджа более положителен, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его минус – минимальный учет мнения со стороны.

2. Текущий. Этот вариант имиджа характерен для взгляда со стороны. Именно в этой области находит свое применение PR, поскольку недостаточная информированность, непонимание и предубеждения формируют имидж в не меньшей степени, чем реальные поступки. Важной задачей здесь становится получение не столько благоприятного, сколько верного типа имиджа.

3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он очень важен для новых структур, которые только создаются. О них еще никому ничего не известно, поэтому именно этот желаемый имидж и может выступать в виде единственно возможного [41]. Имидж – часть творческой биографии журналиста – включает то, как он выглядит, говорит, одевается и действует, его профессионализм, позы и язык тела, окружение и даже круг людей, с кем журналист просто поддерживает отношения. В наше время постоянных и интенсивных изменений у людей нет времени детально и глубоко узнать подробности о каждом человеке. Создаваемый визуальный имидж должен быть выстроен так, чтобы можно было вызвать однозначную реакцию на него.

Специфика имиджа ведущего определяется целью, задачами, жанром и формой передачи. Важна «публичная индивидуальность» коммуникатора. Американские ученые в 1980-х гг. предложили «харизматическую модель коммуникатора» и выделили три типа харизматической личности: герой, антигерой, мистическая личность. Для дневных и утренних передач подходят больше антигерой и герой, для вечерних – мистическая личность. Герой – идеализированная личность. Он смел, агрессивен (ведущие передачи «Честный детектив»; Аркадий Мамонтов). Антигерой –Тимур Кизяков («Пока все дома»), он не звезда, а обычный человек, который ходит в гости к знаменитым людям, пьет с ними чай и разговаривает по душам.

Имидж – средство достижения цели. Он во многом зависит от конкретного человека – его носителя. Однако основные задаваемые характеристики имиджа универсальны. К ним мы относим следующие.

Адекватность: степень отличия прототипа от имиджа должна быть минимальная. Имидж должен быть правдоподобным.

Оригинальность: имидж должен быть легко распознаваемым среди других.

Пластичность: важным является постоянство имиджа, его узнаваемость во все новых ситуациях. Однако, оставаясь неизменным в восприятии потребителя, будучи легко распознаваемым, имидж должен оперативно откликаться на меняющиеся экономические, психологические, социальные условия.

Адресность: имидж должен иметь точного адресата, привлекать определенные сегменты потребительских рынков.

Активность: имидж должен быть способен воздействовать на эмоции, деятельность, поступки людей.

Ясность и конкретность: это означает, что ожидаемые качества объектов должны быть продуманны и различимы.

Простота: имидж должен быть проще объекта. Однако чрезмерная простота делает его нарицательным и банальным.

Завершенность: он должен восприниматься как нечто целое и готовое к употреблению.

Эстетика: имидж призван облагородить впечатление.

Внутренние характеристики и личные качества журналиста позволяют ему претендовать на определенное профессиональное амплуа. Имидж формируется в зависимости от типа мышления, способов реакции на воздействия, эмоциональной направленности и ценностных ориентаций журналиста. Ведущий – фигура, которая находится на перекрестке различных интересов, он должен обладать определенным набором качеств, которые поддерживают его положение. Набор признаков может работать на успех ведущего. Удачный или неудачный имидж способен повернуть карьеру журналиста. Несмотря на наличие большого количества творческих, выразительных средств, способов для воплощения самых невероятных проектов, успех у зрителей той или иной программы определяется психическими качествами ведущего, особенностями его личностями.

Бесконечно меняя свой имидж, подстраивая его под финансовый заказ или политическую конъюнктуру, журналист в конечном счете терпит фиаско. Всякий раз он утрачивает доверие целевой аудитории, а значит, теряет ее, так как выглядит в глазах аудитории беспринципной марионеткой.

Имидж человека публичного, каким является журналист, должен отвечать как минимум четырем критериям.

Компетентность – мера способности источника знать правильный ответ на поставленный вопрос или владеть истинным положением вещей.

Надежность – это мера отсутствия у источника предвзятости и необъективности в глазах аудитории. В реальной жизни бывает редко. Чаще источник или компетентен, но не надежен, либо надежен, но не компетентен.

Привлекательность.

Убедительность (умение воздействовать психологически на аудиторию).

Компонентами, определяющими привлекательность, считаются:

а) подобие (сходство);

б) известность (знакомство; известные люди более привлекательны и, следовательно, обеспечивают более эффективное убеждающее воздействие, чем незнакомые);

в) симпатия (способность нравиться), прежде всего физическая привлекательность.

Процесс создания имиджа телеведущего имеет три составляющие:

• Постановка имиджа;

• Изучение зрительского заказа (изучение активности в данных общественных условиях);

• Оформление концепции телепередачи, которая согласуется с заданным имиджем.

Всему предшествует психодиагностика творческих задатков – определение профиля личности. Телеведущий выступает сразу в нескольких ипостасях – информатор, собеседник, артист, интервьюер. Он создает на экране персонифицированный, но не вымышленный образ (как актер), а воспроизводит самого себя.

Поведенческий рисунок является доминирующим при формировании в сознании аудитории имиджа конкретного журналиста. Московские социологи Л. Свитич и А. Ширяева измерили ряд общепсихологических качеств, необходимых журналисту:

• общую активность (уровень энергичности, предприимчивости);

• интеллектуальные способности;

• интроверсию-экстраверсию (степень социальной контактности);

• общительность (широту и интенсивность общения);

• впечатлительность;

• артистичность;

• ответственность (социальная зрелость, уважительное отношение к социальным нормам и этическим требованиям);

• независимость (самостоятельность, склонность к лидерству);

• тревожность (интегральная оценка психического состояния);

• невротизм (эмоционально-волевая неустойчивость, степень психического истощения) и некоторые другие.

Их исследование показывает, что особо важными для телеведущих является их способность к саморегуляции и эмоциональная стабильность, богатая ассоциативность, способность к перевоплощению и психологической эмпатии, наличие энергетически сложной психики, чувствительность, развитая интуиция, высокая степень внутренней свободы, экстравертивность и невротизм.

 


Практические задания в течение семестра

 

1. Какие языки используются в общении людей? Что такое невербальная коммуникация? Понаблюдайте за окружающими и на основе этих наблюдений приведите несколько конкретных примеров невербальной коммуникации.

2. Факторы искаженного восприятия сообщения. Приведите несколько примеров неправильного понимания сообщений в межличностном общении и в общении через средства массовой коммуникации. Проанализируйте причины.

3. Перечислите основные модели процесса убеждения. Изобразите схему убеждающей коммуникации К. Ховланда.

4. Проанализируйте несколько программ новостей какой-либо телекомпании с точки зрения формирования отношения населения к какому-либо событию (например, к экономическим реформам). Какое отношение — позитивное, отрицательное или амбивалентное — формирует коммуникатор? Какие модели убеждающей коммуникации при этом используются?

5. Перечислите основные виды межличностной привлекательности и дайте их сравнительный анализ. Какие факторы влияют на формирование симпатии? Опишите социометрическую методику исследования межличностных
взаимоотношений.

6. В чем различие между эмоциональной и инструментальной агрессивностью? Приведите примеры проявления эмоциональной и инструментальной агрессивности в коммуникативном взаимодействии. Какие существуют способы снижения агрессивности в коммуникации?

 

Примерные вопросы к экзамену:

1. Понятие коммуникативной культуры

2. Особенности и специфика коммуникативной культуры в журналистике

3. Специфика эмоциональной составляющей в процессе коммуникации

4. Эмоциональная саморегуляция и стрессоустойчивость в деятельности журналиста

5. Эмоциональная отзывчивость и понятие эмпатии

6. Способы противостояния речевой агрессии

7. Ответственность за личное психическое состояние

8. Специфика мыслительной деятельности в журналистике

9. Способы постановки задач в профессиональной деятельности

10. Выбор оптимальных методов решения поставленных задач

11. Умение прогнозировать профессиональную деятельность в соответствии с поставленными целями

12. Средства массовой информации и культура речи

13. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы

14. Культура устной разговорной речи

15. Диалог с поливозрастной категорией

16. Основы мастерства публичного выступления. Средства речевой выразительности

17. Культура речи и коммуникативная ответственность

18. Межличностное и межгрупповое восприятие. Эффекты восприятия

19. Механизмы социальной перцепции.

20. Эффективное использование перцептивных особенностей общения в профессиональном взаимодействии журналиста

21. Базовые характеристики и этапы коммуникативного процесса. Вербальная коммуникация и ее особенности в журналистике

22. Невербальная и паравербальная коммуникация и ее роль в профессиональном общении журналиста

23. Базовые представления и аксиомы нейролингвистического программирования

24. Особенности взаимодействия в различных видах СМИ: печатных, телевизионных, радийных, Интернет-журналистике

25. Социальная ситуация как формат и фрейм общения журналиста

26. Стратегии поведения журналиста, стили и типы взаимодействия

27. Психологические феномены взаимодействия людей и их проявления в профессиональном общении журналиста

28. Психологические аспекты общения журналиста с источниками информации, героями публикации, представителями различных социальных институтов

29. Стили общения в журналистике

30. Ценности и ценностные ориентации журналиста и их проявление в коммуникативном процессе

31. Этика и стили коммуникативного поведения журналиста

32. Этика, профессиональная эффективность и успешность журналиста

33. Речевые проявления профессиональной этики

34. Понятие «Я-концепции» как системы представлений о самом себе

35. Имидж и амплуа журналиста, техника конструирования и воздействия на аудиторию

36. Взаимодополнительность публичной и приватной индивидуальности журналиста


Литература

1. Абдуллаева Ш. Лев Щеглов: Чтобы имидж состоялся, апеллируйте к бессознательному // PR-диалог. 3 (8), 2000.

2. Вилсон Г., Макклафеин К. Язык жестов – путь к успеху / Пер. с англ. М. Бахтина. СПб., 2000.

3. Дилтс Р. Фокусы языка: Изменение убеждений с помощью языка. СПб., 2001.

4. Кузин В. Н. Психологическая культура журналиста. СПб.: СПбГУ, 1997.

5. Куницына В.Н. Межличностное общение: Теории межличностного общения. Межличностные коммуникации, взаимодействия, отношения. Особенности неформального общения. Эффективность общения. Учебное пособие для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголына. СПб., 2001.

6. Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб: Питер, 2008.

7. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. 2-е изд., испр. и доп. М: Рефл-бук; Киев, 2002.

8. Риторика: учебник для бакалавров/ В.А. Ефремов, под общ.ред. В.Д.Черняк. – М.: Издательство Юрайт, 2013.

9. Сазонов Г. Вопрос-ответ // Журналист. 2003. № 1.

10. Федосеев Д. Основы психологии общения. М., 2000.

11. Шаров Ф. И. Основы теории коммуникации: Учебник. М.: МИД, 2002.

12. Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.038 с.)