Конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки рассматриваются 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки рассматриваются



Макроэкономикой, системой мирового хозяйствования, микроэкономикой, традиционной экономической системой

Иначе современную рыночную экономику можно назвать

Европейским, чистым капитализмом, современным капитализмом, командно-административным

После экономической фазы депрессии наступает фаза

Кризиса, спада, оживления, затишья

4.Перевод слова oikonomike

Искусство управлять рынком, выгодная торговля, умение сохранять хозяйство, искусство ведения домашнего хозяйства

Фактор производства

Необходимый ресурс,задействованный в производстве ресурс, неограниченный ресурс, ценный ресурс для данного производства 

Обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц государством

Доходы, наличные деньги, выплаты, налоги

7. Процесс создания различного рода экономических продуктов

Распределение, обмен, потребление, производство

8. Смета, план доходов и расходов государства на определенный период, где указываются источники доходов и направления расходования

Финансы, государственный секвестр, государственный бюджет, налоговый кодекс

9. Соотнесение вида ресурсов и примера к ним

1. капитал а. водные и лесные ресурсы
2.информационный б. здание
3. трудовой в. знания и умения токаря
  г. полезные ископаемые
  д.знания и умения менеджера

Информационные источники:

1. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» М: Дрофа, 2015

2. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015, глава 5

3. Экономическая теория: учебное пособие / под ред. В. М. Соколинского. - 7-е изд., стер. - Москва: Кнорус, 2014

 

Самостоятельная работа №27

К теме Социальные отношения. Социальные общности и группы

Цель: Развивать работать с текстом, закреплять умение делать вывод

Вид задания: Заполнение таблицы

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте текст, взятый из учебникаКасьянова В.В. «Основы социологии и политологии»

В самом общем виде можно предложить укрупненное деление современного российского общества на четыре основных слоя: верхний, средний, базовый и нижний.

Верхний слой представлен собственниками крупных и средних предприятий. Уровень дохода представителей этого слоя во много раз превышает уровень доходов базового и нижнего слоев. За редким исключением к данному уровню принадлежат мужчины молодого или среднего возраста, которые в большинстве имеют высшее образование.

К среднему слою принадлежат менеджеры, предприниматели, наиболее высококвалифицированные рабочие, высшая интеллигенция и т. д. Представители данного класса не обладают капиталом, обеспечивающим им независимость, и не всегда обладают профессионализмом, который необходим в современном обществе (хотя в целом их профессиональный уровень следует определить как превышающий средний). Представители данного слоя также имеют высокий уровень образования, хотя он и несколько ниже, чем уровень образования высшего слоя. К данному слою также принадлежат в основном мужчины, как правило, среднего возраста. Более половины представителей данного слоя заняты в негосударственном секторе. Принадлежность к среднему слою не означает высокого уровня благосостояния, так как примерно одна седьмая людей, относящихся к нему, живут на уровне бедности. К базовому слою принадлежат люди, которые занимаются главным образом квалифицированным исполнительским трудом, то есть рабочие, крестьяне, работники сервиса и торговли, а также массовая интеллигенция. Для данного слоя менее характерен высокий уровень образования: вузы закончили лишь около25% его представителей. В значительной степени (около 60%) данный слой составляют женщины. К нижнему слою принадлежат представители неквалифицированных профессий, не имеющие специального образования, которые живут за чертой бедности или даже на уровне нищеты.

Для современной России характерен латиноамериканский (бразильский) вариант стратификации, при которой наблюдается сильная поляризация среднего класса. При такой стратификации средний класс разделяется на два полюса, и за счет его представителей фактически пополняются два смежных с ним класса - верхний и базовый (или даже нижний).

Для современного этапа развития российского общества характерна неразвитость однотипной социальной структуры. Это означает, что в настоящий момент в Российской Федерации сосуществуют две самостоятельные системы стратификации, которые во многом вступают друг с другом в противоречие. Мы имеем в виду противоречие между элементами этакратической и социально-профессиональной стратификационных систем. С одной стороны, в настоящий момент в России начинает складываться социально-профессиональная система стратификации. Напомним, что в основе социально-профессиональной системы стратификации находится совокупность квалификационных требований, от которых и зависит положение индивида в иерархии. Кроме того, статусная позиция определяется также характеристиками, связанными с рыночной ориентацией человека. Эта система, впрочем, в существенной степени осложнена классовой стратификацией, в которой индивиды получают то или иное социальное положение в зависимости от того, имеют ли они в своей собственности средств. производства. Однако необходимо отметить, что нет обществ, в которых не было бы хотя бы каких-то элементов классового деления, хотя на этом основании еще нельзя делать вывод о том, что для данного общества характерна классовая система стратификации. С другой стороны, стратификационную систему современного российского общества заметно осложняют этакратические элементы, доставшиеся нам в наследство от советского общества. Для этакратических систем определяющим является положение индивида в соответствующих властных иерархиях, а характер дифференциации общества и его масштабы находятся под контролем государственных институтов и бюрократии. Советская партийная номенклатура, а точнее, ее положение в обществе прошлых лет, может служить классическим примером этакратической стратификационной системы. Социально-профессиональная стратификация, осложненная классовыми принципами, в настоящее время практически сформировалась в той части общества, которая связана с частным сектором экономики, тогда как этакратическая стратификация по-прежнему является господствующей для бюрократии и государственных органов.

2. Заполнить таблицу на тему «Социальная стратификация в современной России». Информацию к графе «% слоя в обществе» найдите, используя статистические данные не позднее 5 лет.

название слоя % в обществе кто составляет слой особенность слоя
       

3. Оставьте 0.5 листа после таблицы для последующей работы на уроках

Информационные источники:

1. Касьянов В.В. «Основы социологии и политологии» Р-Д: Феникс, 2015, стр.166-173

 

*обратите внимание на начало предварительной работы над индивидуальным проектом самостоятельной работы №32

 

Самостоятельная работа №28

К теме Характеристика социальной стратификации и мобильности

Цель: повторить понятия социальная стратификации, социальное неравенство, социальная мобильность, виды мобильности,социальный лифт, рассмотреть материал для решения выполнения практических заданий.

Вид задания: подготовка к практическому занятию №4

Инструктаж по выполнению задания:

1.Прочитайте §6.1 учебника Важенина А.Г. «Обществознание», обращая особое внимания на определения к понятиям, вынесенным в цели самостоятельной работы. Материал по подготовке к практическому занятию сведения можете записать в тетрадь или проработать их устно.

2. Найдите в интернете определения к словам: социальный лифт и его виды, маргиналы, маргинализация, люмпены, люмпенизация.

3.Вспомните: какие схемы показывают стратификацию современного российского общества и европейских стран с высоким уровнем жизни? Какие страты выделяют в современном российском социуме и к какому слою, вы могли бы отнести себя и почему? В чём заключаются причины возникновения, положительные и отрицательные последствия социального неравенства?

4. Подберите примеры к горизонтальной, вертикальной мобильности

5.Подумайте, какие социальные лифты и почему помогут вам в карьерном и личностном росте.

Информационные источники:

1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,§6.1

Интернет-ресурсы:

2.Большой толковый социологический словарь терминов http://www.onlinedics.ru/slovar/soc.html

 

Самостоятельная работа №29

К теме Социальный контроль

Цель: Развивать умение работать с текстом, самостоятельно подбирать информацию из разного типа источником, формулировать проблемные вопросы

Вид задания: Подготовка к обсуждению вопросов по теме

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте отрывок из учебника Касьянов В.В. «Основы социологии и политологии» о социальном контроле:

«Этот термин был введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Тард стал понимать социальный контроль как один. из факторов "социализации" личности. Под влиянием взглядов Тарда в американской социологии социальный контроль стал пониматься как целенаправленное влияние общества на поведении индивида в целях обеспечения "здорового" социального порядка, а также как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению и, в конечном счете, гармонизирующее определенное соотношение между социальными силами и человеческой природой. Социальный контроль - механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе, нравственный, государственный контроль и др., в узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля: Внешний контроль (социальный контроль) - т.е. совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов и внутренний (самоконтроль)- т.е. форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Неформальный (внутригрупповой) контроль - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (институциональный)контроль -основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д)

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция- установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его. Обособление- ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы. Реабилитация-процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции. Санкции - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

2. Сформулируйте и запишите в тетради 5 вопросов по тексту, 3 из них должны иметь проблемный характер (быть спорными, нацеливать на дискуссию)

3. Самостоятельно найдите и прочитайте материал о самоконтроле. Укажите в тетради автора, название статьи (материала), электронный адрес (издание) по которому располагается этот материал

Информационные источники:

1.Касьянов В.В. «Основы социологии и политологии» Р-Д: Феникс, 2015

Самостоятельная работа №30

К теме Классификация и оценка социальных норм и девиантного поведения

Цель: Рассмотреть понятия социальной нормы, социальные санкции, девиантное поведение, делинквенция, социальное поведение,элементы социального контроля, подготовиться к применению знания по теме в ходе решения практических заданий.

Вид задания: Подготовка к практическому занятию №5

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте §4.2, 6.2 учебника Важенина А.Г. «Обществознание», обращая внимание на раскрытие понятий социальные нормы, социальный контроль, санкции, отклоняющееся поведение, социальное поведение

2.Продумайте, как в виде схемы можно раскрыть вопрос «Социальные нормы», «Социальный контроль», «Типы девиантного поведения», где необходимо отразить основные определения к понятиям

3.Используя личный опыт и информацию в интернете, приведите примеры к формальным и неформальным санкциям, любым 4 социальным нормам.

Информационные источники:

1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,§4.2,6.2

Интернет-ресурсы:

2.Большой толковый социологический словарь терминов http://www.onlinedics.ru/slovar/soc.html

Самостоятельная работа №31

К теме Социальный конфликт

Цель: Закрепить умение писать эссе, подбирать примеры по заданной тематике, высказывать личностное отношение к проблеме.

Вид задания: Написание эссе «Статусно - ролевой конфликт»

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте текст о статусной несовместимости

Как известно, один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – муж чина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Гораздо меньше известно другое: один человек может занимать два противоположных статуса, правда, по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери – сын. И уж совсем неизвестно, прежде всего, неспециалистам, то обстоятельство, что два противоположных или, скажем точнее, противоречащих друг другу статуса могут существовать в одном статусном наборе у одного человека и разрушающе влиять как на внутренний мир индивида, так и на его поведение. Статусы, которые противоречат друг другу, разрушают гармонию статусного портрета человека, называются статусной несовместимостью.

Оценку того, гармоничным или дисгармоничным является его статусный набор, человек может дать, только смотрясь, как в зеркало, в социальное окружение.  Каждый из нас вращается во множестве групп – больших и малых – и занимает множество позиций. Каждая группа обладает собственной иерархией. В том случае, если статус рассматривается как место в иерархии, его называют рангом. Ранг статуса определяет то, каким он является – высоким, средним или низким. Человек, достигший вершины иерархии и, следовательно, высокого статуса в одной группе, может оставаться неизвестным в другой. Несовпадение, или несовместимость статусов – это, по существу, несовпадение рангов статусов либо противоречие прав и обязанностей. Несовпадение поэтому возникает при двух обстоятельствах: 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Статусной несовместимостью называется такое положение, при котором один и тот же человек в разных групповых иерархиях занимает разные ранги – высокие, средине и низкие.

Статусная несовместимость выступает причиной личной неудовлетворенности и социального напряжения. Человек чувствует дисгармонию в своих статусах, его не покидает чувство Удрученности, пессимизма, разочарования в себе и в жизни.

Статусная несовместимость ведет к психологической неудовлетворенности. Но если бы только к ней. Объединившись в партию или террористическую организацию, группа недовольных способна произвести немалый переполох во всем обществе, если не сказать больше. Октябрьскую революцию совершила группа неудовлетворенных марксистов

Противоречие между двумя или более статусами служит причиной многих социальных конфликтов ценностей, что было доказано в ходе исследования предпосылок возникновения революционных движений в странах Латинской Америки.

В таком случае говорят, что проблема из личной превращается в общественную. Статусная несовместимость служит причиной личной драмы, и может свидетельствовать о серьезных сбоях в общественном механизме. Каждый человек выполняет множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта, под которым понимается столкновение ролевых требований, предъявляемых к человеку, при одновременном выполнении им нескольких ролей.

Можно выделить некоторые виды подобных конфликтов в за­висимости от причин их происхождения: во-первых, конфликт, вызванный различиями в понимании своей роли личностью и окружающими; во-вторых, конфликт между различными проявлениями поведения одной и той же роли; в-третьих, конфликт между личными качествами и тем, чего ожидают от человека окружающие; в-четвертых, конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей; в-пятых, конфликт между личными качествами индивида и ролевыми требованиями.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, кото­рая проявляется в различных неурядицах на работе и дома. Поэтому важно определить для себя, какая роль является более важной.

2. Вспомните рекомендации по написанию эссе (смотри в приложении №.6)

3. Напишите в тетради для самостоятельных работ эссе на тему: «Статусно - ролевой конфликт». В эссе дайте определение статусной несовместимости, назовите причины статусно-ролевого конфликта, его последствия для человека и общества, приведите примеры, статусной несовместимости. В конце эссе, напишите вывод, что нужно делать, чтобы выйти из статусно-ролевого конфликта человеку.

Размер эссе- 1 лист.

Информационные источники:

Интернет-ресурсы:

1. Кравченко А. Социология: Общий курс. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/kravch/07.php

Самостоятельная работа №32

К теме Социальная стратификация современной России. Межнациональные отношения

Цель: Повторить понятия по теме, закрепить знания теоретического материала. Развивать исследовательские, проектные умения

Вид задания: Подготовка к словарной работе, работа над индивидуальным проектом

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте записи в лекционной тетради, начиная с темы «Социальные отношения. Социальные общности и группы», материал учебника Важенина А. Г. «Обществознание» глава 6

2. Повторите определения к понятиям:

Малая группа, социальная структура, социальные отношения, социальная группа, квазигруппа, первичная группа, социальная стратификация, социальное неравенство, модели стратификации, социальная мобильность, социальный статус, статусный портрет, предписанный- личностный- главный- достигаемый статус, социальная роль, горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, восходящая- нисходящая мобильность, межпоколенная- внутрипоколенная мобильность, маргиналы, люмпены, социальные нормы, социальный контроль, конформизм, коллективное поведение, девиация, делинквенция, санкции, формальные- неформальные санкции, позитивные- негативные санкции, компромисс, этапы конфликта: скрытая стадия, формирование конфликта, инцидент, активные действия, завершения конфликта

3.Устно подберите понятия к следующим определениям:

1. Уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций

2. Исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией

3. Правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых - обязательно в обществе

4. Устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества

5. Образец поведения, закрепившийся как целесообразный для людей определенного статуса

6. Совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества

7. Идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды

8. Определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей

9. Группы, образовывающиеся спонтанно, существующие короткое время

10.  Разновидность малой группы, отличающаяся высокой степенью солидарности, пространственной близостью ее членов, единством целей и деятельности неформальным контролем над поведением ее членов

11.  Рассмотрение общества по вертикали- в виде иерархии социальных слоев, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегии и престижа

12.  Соотносительное с другими положение индивида ми группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязан

13.  Социальная позиция, которая заранее определена индивиду обществом независимо от его способностей или усилий

14.  Социальная позиция, которая закрепляется за индивидом посредством его индивидуального выбора

15.  Изменение индивидом, семьей, социальной группой своего места в социальной структуре общества

16.  Перемещение индивидов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется их социальное положение

17. Переход индивида или социальной группы от одной социальной позиции к другой, находящейся на том же уровне.

18.  Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам

19.  Приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений

20.  Целенаправленное влияние общества на поведении индивида в целях обеспечения социального порядка посредством социальных норм и санкций

21.  Контроль, осуществляемый государственными организациями через методы изоляции, обособления и реабилитации

22.  Контроль, характерный для небольших групп через социальные вознаграждения, наказания, убеждение и переоценку норм

23.  Сложное социальное явление, процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами

24.  Основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы

25.  Этническая общность, исторически сложившаяся на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания

4. Прочитайте рекомендации по организации деятельности над проектом (приложение №2) и требования к презентациям (приложение №3), требования к работе над сообщением(приложение №6)

5.Индивидуальный проект может быть выполнен на следующие темы «Межнациональные конфликты в современной России», «Традиции и обычаи моего этноса», «Отношение общества к нацизму в современный период истории»

В результате работы над проектом должна получиться мультимедийная презентация или сообщение, или коллаж(формат А 3), а так же программ развития межнациональных отношений, сохранения культуры, традиций

6. Если предложенный вариант задания вам не интересен, то вы можете в ходе проектной деятельности создать любой продукт, указанный в приложении №2 по вопросам, указанным выше.

Информационные источники:

1.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,глава 6

Интернет- ресурсы

2. Особенности учебного проекта http://pedagogie.ru/osobenosti-uchebnogo-proekta.html

3. Как сделать презентацию на компьютере http://antonkozlov.ru/kak-sdelat/kak-sdelat-prezentaciyu-na-kompyutere.html

 

Самостоятельная работа №33

К теме Оценка положения семьи в современном обществе

Цель: повторить понятия семья, брак, виды семьи, подобрать примеры к функциям семьи, подготовиться к решению ситуационных задач по правам ребёнка

Вид задания: подготовка к практическому занятию №6

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте §6.4 учебника Важенина А.Г. «Обществознание»

2. Используя справочно-правовую систему по законодательству Российской Федерации «Гарант», «Консультант», прочитайте в Семейном кодексе РФ главу 3. Условия и порядок заключения брака, Главу 4. Прекращение брака, Главу 7. Законный режим имущества супругов, Главу 11. Права несовершеннолетних детей, Главу 12. Права и обязанности родителей, Главу 13 Алиментные обязательства родителей и детей, Главу 19 Усыновление (удочерение) детей

3. Продумайте ответы на вопросы:

- Почему тема «Семья. Семейно-брачные отношения» является актуальной?

-Какие существуют условия заключения и расторжения брака в РФ?

-Как происходит устройство детей, оставшихся без попечения родителей?

-Что должно делать государства для улучшения положения семей в нашей стране?

4. Подберите материал из Семейного кодекса РФ по правам ребёнка, родителей для решения правовых задач на практической работе, по следующим ситуациям:

-смена имени, фамилии ребёнка

-общение ребёнка с родственниками и родственников с ребёнком после расторжения родителями брака или возвращения родительских прав

-оказание помощи престарелым родителям

5. Прочитайте текст о тенденциях в развитии современной семьи и назовите, что нового появилось в семейно-брачных отношениях современного общества.

В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом её нуклеаризации. В семье наблюдается активный процесс демократизации внутрисемейных отношений. Отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Материнская семья исходно внебрачна. Внебрачные рождения растут более быстро, чем брачные. В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок. Хочется отметить еще одну своеобразную форму брака – это так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. С появлением “новых русских” широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М.Босанац дал название “семья – “конкубинат”, означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющий от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг.

Информационные источники:

1. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,§6.4

Интернет-ресурсы:

2.Информационно- правовой портал «Гарант» http://base.garant.ru

3.Правовой сайт «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru

 

Самостоятельная работа №34

К теме Контрольная работа Социальные отношения

Цель: повторить основные понятия по разделу №4, подготовиться к выполнению заданий контрольной работы

Вид задания: подготовка к контрольной работе по 4 разделу

Инструктаж по выполнению задания:

1.Прочитайте в учебнике Важенин А.Г. «Обществознание» М: Академия, 2011,,§6.1-6.4

2.Повторите определения к понятиям (часть материала находится в самостоятельной работе №32):

Малая группа, социальная структура, социальные отношения, социальная группа, квазигруппа, первичная группа, социальная стратификация, социальное неравенство, модели стратификации, социальная мобильность, социальный статус, статусный портрет, предписанный- личностный- главный- достигаемый статус, социальная роль, горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, восходящая- нисходящая мобильность, межпоколенная- внутрипоколенная мобильность, маргиналы, люмпены, социальные нормы, социальный контроль, конформизм, коллективное поведение, этнические общности: племя, народность, нация, этногенез, этноцентризм, аккультурация, национализм, патриотизм, девиация, делинквенция, санкции, формальные- неформальные санкции, позитивные- негативные санкции, семья, нуклеарная и расширенная семья, брак, статусный портрет, предписанный- личностный- главный- достигаемый статус, этапы конфликта: скрытая стадия, формирования конфликта, инцидент, активные действия, завершения конфликта

3. Продумайте  развёрнутый план к темам «Семья», «Социальная стратификация», «Социальные нормы, отклонение от норм», «Этнические общности»

4. Вспомните, какие существуют социальные конфликты, межэтнические проблемы, проблемы семьи в современном мире и в нашей стране. Подумайте, как государство и общество решает межэтнические проблемы, социальные конфликты, семейные проблемы в современной России

5. Подберите примеры конфликтов в современном обществе в области политики, экономики, духовной сферы. Выясните, в чём заключаются их причины и инциденты, кто является субъектами конфликтов, какие способы решения были предприняты, дайте им личностную оценку.

Информационные источники:

1 Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. - М., 2015,§6.1-6.4

Интернет-ресурсы:

2.Большой толковый социологический словарь терминов http://www.onlinedics.ru/slovar/soc.html

 

Самостоятельная работа №35

К теме Власть. Политическая система. Государство. 

Цель: Закрепить умение составления плана- схемы

Вид задания: Составить сложный план-схему на тему: «Государство, его признаки, формы и функции»

Инструктаж по выполнению задания:

1. Прочитайте материал §7.2-7.4 учебника Важенин А. Г. «Обществознание»

2.Начало схемы может выглядеть таким образом:

 

3. При составлении план- схемы «Государство, его признаки, формы и функции». Используйте следующие понятия: Форма государства, форма правления, форма государственного устройства и форма политического (государственно-правового) режима, монархия, абсолютная монархия, ограниченную (конституционную) монархии, дуалистическая и парламентарная монархия, рес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.138 с.)