Правительство Санкт-Петербурга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правительство Санкт-Петербурга



Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение преподавателей специальности

54.02.02 (Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы)

 

  ДОПУЩЕНО Зам. директора по УМР _________М.Е.Шатиленко «___»____________202___ г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

…………………………………………………………………………………………………………………….. «ВИТЯЗИ»

 

Исполнитель

студентка группы 2-419Н                                   Е.А. Вавилова

(подпись)

Руководитель дипломной

работы, преподаватель

высшей категории                                          Ю.В. Костина

(подпись)

Рецензент дипломной

работы, зам. директора по

УПР и ОВ                                                         ?

(подпись)

Санкт-Петербург 2020

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3

ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА…………………………………….……………………………..…5

1.1 История возникновения и развития батика……………………..………...5

1.2 Славянская и скандинавская тематика в изделиях декоративно-прикладного искусства………………......……………………………………...9

ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ ТКАНИ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНЫЙ  БАТИК…………………….....………………………………….12

2.1 Замысел композиции и его практическое воплощение….…….……......12

2.2 Обоснование выбора материалов, технология выполнения росписи ткани на тему «Витязи»...………………….………………………………..…..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

ТЕЗАУРУС………………………………………………………….……………20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением  резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными.

В современном мире, полном технологий и более совершенных способов изготовления всевозможных разнообразных тканей, всё равно остаётся актуальной техника батик. Причиной тому является как общее направление в культуре, так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того, изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Объект исследования: творчество художников на славянскую и скандинавскую тематику.

Предмет исследования: славянская и скандинавская тематика в изделиях, выполненных в технике росписи по ткани.

Цель работы: создание проекта и выполнение росписи изделия декоративно-прикладного искусства в технике холодный батик на тему: «Витязи».

Задачи:

- изучить необходимую литературу по технологии и истории батика

- создать эскиз и цветовое решение изделия

- выполнить планшет

- подобрать материалы и инструменты для выполнения изделия

- выполнить изделие в материале

- составить презентацию и речь выступления

Дипломная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

- основной части, которая состоит из двух глав:

- в первой главе описывается история росписи по ткани, раскрывается тема изображения славянской тематики в изделиях художников росписи по ткани и основная идея и концепция изделия;

- во второй главе представлена разработка технологического процесса выполнения изделия декоративно-прикладного искусства, подбор материалов, техника безопасности, описание возможных браков в работе и методы их устранения;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- тезауруса;

- списка используемой литературы;

- приложений


ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Тема города в работах Марии Каминской раскрыта в ее панно с изображениями видов на улицы из окна. Детали композиций достаточно подробны. На одном из таких панно изображено окно с деревянной рамой, на подоконнике которого стоит горшок с комнатным растением с большими зелеными листьями, под горшком лежит белая кружевная салфетка, здесь же – желтая игрушечная лошадка и красный клубок ниток с вязальными спицами (Приложение Е). Рядом расположился рыжий полосатый кот, он лежит, свесив хвост с подоконника. На окне висят развевающиеся от ветра зеленые клетчатые занавески и белый тюль. За стеклом видны здания теплых оттенков с черепичными крышами, а так же белый дом с фонарем. На небе – кучевые облака. Картина залита солнечным светом и дарит ощущение тепла и уюта.

Александра Подозерова работает в технике как холодного, так и горячего батика. В ее работах используются яркие, насыщенные цвета. Четко видно различие подробности проработки переднего и задних планов композиции. В работах часто присутствуют животные и птицы. Возьмем, к примеру, панно с изображением домов и дерева. Здесь можно увидеть пять котов: два – черно-белый и полосатый розово-фиолетовый – располагаются на крышах, два черных – в окошках и один, рыжий, лежит на ветке дерева. Дома имеют красные, желтые и голубые крыши, на некоторых окнах висят занавески в горошек. Дом на заднем плане выполнен в виде темного силуэта. Между домами – кусты, а фоном композиции служит розовато-оранжевое небо, которое украшено наблюдающим за происходящим солнцем. Панно Александры Подозеровой  хорошо бы подошли для иллюстраций к сказкам

(Приложение Ж). (заменю это все на примеры работ с витязями и викингами, а так же без них, а просто скандинаво-славянская тема, плюс какие-то изделия ДПИ: домашняя утварь, сувениры (оружие воинов))

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной курсовой работы является создание проекта и выполнение росписи изделия декоративно-прикладного искусства в технике холодный батик на тему: «Витязи».

Во введении была определена актуальность, цели, задачи, методы, объект и предмет исследования.

В первой главе была изучена история возникновения и развития батика; проанализировано изображение городского пейзажа в изделиях художников росписи по ткани, рассмотрены некоторые работы художников росписи по ткани. (заменю)

Во второй главе было подобрано оборудование, инструменты, материалы для выполнения для выполнения художественной росписи; описан замысел композиции на тему «Витязи» и его практическое воплощение, представлена технологическая последовательность выполнения росписи ткани, описана техника безопасности при работе, представлено описание возможных браков в работе и методы их устранения.

 Для выполнения работы был выбран крепдешин, краски Javana, закрепляемые утюгом, черный и прозрачный резерв. Составлена технологическая последовательность создания текстильного изделия в технике холодного батика. Изготовлено изделие в материале. Составлена таблица с иллюстрациями, описывающая этапы работы.

Данное панно хорошо впишется в интерьер тематического кафе.


ТЕЗАУРУС

Батикист — художник росписи по ткани.

Декор — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.

Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность.

Калька — тонкая прозрачная бумага, применяемая при копировании рисунка на ткань.

Кимоно — традиционная одежда в Японии. С середины XIX века считается японским «национальным костюмом». Также кимоно является рабочей одеждой гейш и майко.

Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР.

Модерн — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Отличительными особенностями модерна являются отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.

Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, у первобытных народов также самого человеческого тела.

Оттенок — разновидность какого-либо цвета, отличающаяся от других его разновидностей степенью яркости и густоты.

Палитра — инструмент художника, позволяющий работать с красками, разбавлять их водой, смешивать друг с другом.

Резервирующий состав — состав на основе бензина и клея.

Рокэти — японский батик. Разрисовка тканей для ширм и одежды.

Роспись — искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Симметрия — принцип гармонизации художественных произведений в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре, основанный на фундаментальном свойстве действительности.

Спринцовка — резиновая груша для заполнения резервом трубочки.

Стилизация — процесс перехода изображения от натурального к декоративному.

Тезаурус  — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации.

Токсичность — токсикометрический показатель, вычисляемый как величина, обратная средней смертельной дозе или средней смертельной концентрации токсичного вещества.

Узелковый батик — вид батика, в котором ткань перевязывается узелками.

Холодный батик — вид росписи по ткани, где в качестве резерва служит состав из бензина и резинового клея.

Чантинг — специальное приспособление для росписи ткани в горячей технике, в него заливается расплавленный воск.

Шелк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.

Ширма —  элемент интерьера, небольшая портативная перегородка, отделяющая часть комнаты, например для переодевания.

Эскиз — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Ява — остров в составе Индонезии, площадь — 132 000 км².


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. ГОСТ 7.1.-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»

2. ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления»

3. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства. – М.: Искусство, 1982, 538с.

4. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. – М.: Сов. Художник, 1986, 68с.

5. Дашкевич В. Декоративно – прикладное искусство Китая. – М.: Восточная литература, 1959, 84с.

6. Дженис Ганнер. Японский батик. Техника сибори. – М.: Ниола-пресс, 2010, 128с.

7. Римма Гильман. Художественная роспись тканей. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2008, 103с.

8. Рогинская Ф. Советский текстиль. – М.: Художественное издательство Акц. Общество АХР, 1930, 98 с.

9. Синеглазова М.О. Батик. – М.: МСП, 2004, 104с.

10.  Эрл Кэролай. Роспись по шелку. Основы мастерства. – M.: АРТ-РОДНИК, 2005, 113с.

11.  Авторы городского батика. [Электронный ресурс]/http://irenabatik.ru/idyei-dlya-vdohnoveniya/goroda-v-kartinax-batik.html

12.  Батик пейзаж. [Электронный ресурс]/https://interesnoerukodelie.ru/batik/batik-pejzazh.html

13.  Батик - что это такое, описание техники росписи по ткани, необходимые материалы и инструменты. [Электронный ресурс]/https://sovets.net/16354-batik-chto-eto-takoe.html

14.  Брак в работе с батиком. [Электронный ресурс]/https://www.liveinternet.ru/users/4150428/post156637452

15.  История развития батика. [Электронный ресурс]/http://znakka4estva.ru/dokumenty/promyshlennost/istoriya-razvitiya-batika

16.  Китайский батик: роспись по ткани. [Электронный ресурс]/https://www.chinahighlights.ru/culture/chinese-batik.htm

17.  Методическая разработка «Выполнение декоративного натюрморта в работе с обучающимися детской художественной школы». [Электронный ресурс]/https://www.pedm.ru/categories/10/articles/1499

18.  Натюрморт в батике. [Электронный ресурс]/https://www.liveinternet.ru/users/le-ta/post293808368

19.  Самые известные натюрморты. [Электронный ресурс]/http://www.wm-painting.ru/Ob_iskusstve/p2_articleid/1603

20.  Cовременные материалы и технологии для создания батика. [Электронный ресурс]/http://5fan.ru/wievjob.php?id=83696

21.  Тайна батика. [Электронный ресурс]/http://www.womenofrussia.org/fashion.aspx?Id=331

22.  Техника холодного батика в 6 шагов. [Электронный ресурс]/ https://wearts.ru/magazine/347

23.  Холодный батик. [Электронный ресурс]/ https://batikschool.com/coldbatik

24.  Художники по батику. [Электронный ресурс]/ https://www.liveinternet.ru/users/aishagu/rubric/2955606

25.  Шелковая улыбка. Мария Каминская: батик. [Электронный ресурс]/ https://tanjand.livejournal.com/246900.html

26. ИСТОЧНИКИ ПРО ВИТЯЗЕЙ

 

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение преподавателей специальности

54.02.02 (Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы)

 

  ДОПУЩЕНО Зам. директора по УМР _________М.Е.Шатиленко «___»____________202___ г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

…………………………………………………………………………………………………………………….. «ВИТЯЗИ»

 

Исполнитель

студентка группы 2-419Н                                   Е.А. Вавилова

(подпись)

Руководитель дипломной

работы, преподаватель

высшей категории                                          Ю.В. Костина

(подпись)

Рецензент дипломной

работы, зам. директора по

УПР и ОВ                                                         ?

(подпись)

Санкт-Петербург 2020

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………………3

ГЛАВА 1 РОСПИСЬ ТКАНИ КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА…………………………………….……………………………..…5

1.1 История возникновения и развития батика……………………..………...5

1.2 Славянская и скандинавская тематика в изделиях декоративно-прикладного искусства………………......……………………………………...9

ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ ТКАНИ В ТЕХНИКЕ ХОЛОДНЫЙ  БАТИК…………………….....………………………………….12

2.1 Замысел композиции и его практическое воплощение….…….……......12

2.2 Обоснование выбора материалов, технология выполнения росписи ткани на тему «Витязи»...………………….………………………………..…..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

ТЕЗАУРУС………………………………………………………….……………20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением  резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными.

В современном мире, полном технологий и более совершенных способов изготовления всевозможных разнообразных тканей, всё равно остаётся актуальной техника батик. Причиной тому является как общее направление в культуре, так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того, изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит, любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Объект исследования: творчество художников на славянскую и скандинавскую тематику.

Предмет исследования: славянская и скандинавская тематика в изделиях, выполненных в технике росписи по ткани.

Цель работы: создание проекта и выполнение росписи изделия декоративно-прикладного искусства в технике холодный батик на тему: «Витязи».

Задачи:

- изучить необходимую литературу по технологии и истории батика

- создать эскиз и цветовое решение изделия

- выполнить планшет

- подобрать материалы и инструменты для выполнения изделия

- выполнить изделие в материале

- составить презентацию и речь выступления

Дипломная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

- основной части, которая состоит из двух глав:

- в первой главе описывается история росписи по ткани, раскрывается тема изображения славянской тематики в изделиях художников росписи по ткани и основная идея и концепция изделия;

- во второй главе представлена разработка технологического процесса выполнения изделия декоративно-прикладного искусства, подбор материалов, техника безопасности, описание возможных браков в работе и методы их устранения;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- тезауруса;

- списка используемой литературы;

- приложений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.081 с.)