Использование квест – технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование квест – технологии в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня



 

Формирующий этап опытно – экспериментального исследования проводится с ноября 2019 года по февраль по 2020 год. Цель данного этапа является обоснование эффективности использования квест – технологий в развитии свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

На формирующем этапе нами были определены основные 2 направления работы:

1 этап – предварительная работа, включающая в себя проведение игр, направленных на развитие свойств внимания.

2 этап проведение квестов. В период с ноября по февраль проведены два квеста с продолжительностью один час. Квесты проводились раз в месяц, и каждый квест был посвящен темам: «В поисках подарков», «По следам защитников».

В декабре 2019 года был проведен квест «В поисках подарков». Данный квест был посвящен предстоящему празднику «Новый год».

Вначале квеста детям предлагалось найти новогодние подарки, которые потеряли помощники Деда Мороза. Этим и определился мотивационный компонент новогоднего квеста. Квест состоял из четырех станций, задания которых были направлены на развитие свойств внимания (концентрация, устойчивость, объем, распределение и переключение). На каждом этапе после выполнения задания дети получали направление дальнейшего следования в виде фрагмента карты. Вид данного квеста – кольцевой, так как решение одной задачи дает возможность решать следующую.

В ходе квеста дети выполняли задания: «Четвертый лишний», цель которого развитие распределения внимания. Задание «Найди отличия», направленное на развитие объема, концентрации внимания. А также загадки, которые направлены на развитие переключения внимания. Выполнив последнее задание, детей встречал Дед Мороз, поблагодарив их за помощь, вручал детям найденные подарки.

В процессе прохождения заданий дети легко переключались, удерживали внимание, мало отвлекались на посторонний шум. Это можно объяснить тем, что детям было интересно, их увлекал сюжет, а также герои, которые участвовали в организации квеста, заинтересовали детей своей эмоциональной и выразительной игрой. Но были некоторые дети, которые все – таки отвлекались на посторонние предметы и шум, у них можно наблюдать низкие показатели развития свойств внимания.

В феврале 2020 года был реализован и проведен квест «По следам защитников», посвященный 23 февраля Дню Защитников Отечества.

Данный квест имеет линейный вид, обусловлен тем, что команды стартовали с разных точек. Мотивационный компонент заключался в том, что детям предлагалось прохождение сложных заданий, которые требовали мужества, отваги и упорства как у настоящих солдат. Квест «По следам защитников» состоит из 6 этапов, в которых задания, направленные на развития свойств внимания.

В первом этапе было задание «Найди лишнее», направлено на развитие концентрации и распределения внимания. Задание заключалось в том, чтобы детям необходимо прослушивая стихотворение, найти неподходящее, лишнее слово и хлопнуть в ладоши.

Во втором этапе задание «Что изменилось?», целью которого является развитие объёма внимания. В процессе выполнения задания, дети запоминают предметы, лежащие на столе, затем отворачиваются, а предметы меняются либо убираются. Дети рассказывают, что изменилось. На третьем этапе были загадки, развивающие распределение внимания. Четвертый и пятый этап состоял из подвижной игры «Стой!» и «Больше – меньше» соответственно, направленные на переключение, устойчивость и концентрацию внимания.

Шестой этап – это задание «Четвертый лишний», целью которого является распределение внимания, заключающееся в том, чтобы найти лишний предмет и объяснить почему.

В завершении всех заданий дети награждаются медалями за усердность, решительность и внимательность в процессе выполнения всех заданий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в процессе организации и проведения квестов «В поисках подарков» и «По следам защитников», дети легко могли направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно, могли определенное время сохранять сосредоточенность на объекте и сознательно направляли свое внимание на определенный предмет. Но также можно отметить, что некоторые дети справлялись с трудом с заданиями, это можно объяснить тем, что дети часто отвлекались на посторонний шум и соответственно не могли выслушать в полном объеме задание.

В процессе проведения квестов были использованы разные виды квестов (линейные, кольцевые), в ходе игрового сюжета дети выполняли задания, направленные на развитие устойчивости, распределения, переключения, концентрации и объема внимания, а так же задания, предложенные детям, постепенно усложнялись, что способствовало проявлению активности детей и развитию свойств внимания.


Заключение

Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Развитие внимания в младенчестве первоначально выступает как реакция сосредоточения. Сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека, как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности. Развитие внимания в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво. Наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым.

Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидно, недостаточная целенаправленность деятельности приводит к тому, что действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. В старшем дошкольном возрасте оказывается недостаточно развитой способность к произвольной регуляции поведения, что затрудняет выполнение заданий учебного типа. Поэтому необходимо вести системную, коррекционно-развивающую работу с детьми с общим недоразвитием речи, у которых нарушено внимание.

В практике познавательного развития детей дошкольного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Квест для ребенка является наиболее привлекательной, интересной и средством познания окружающего мира и своих возможностей. Квест – технология является эффективным педагогическим средством, позволяющая комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

По результатам эмпирического исследования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи преобладает очень низкий уровень развития переключения, распределения внимания, устойчивость и объема внимания.

Полученный результат можно отчасти объяснить проявлением характерной для детей с нарушением речи общей моторной неловкости. Отсутствие сформированности умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков делает процесс выполнения трудным, требующим большого волевого усилия.

Особенности внимания у детей с нарушением речи также проявляется в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски у детей с нарушением речи преобладают над другими видами ошибок. Характерной особенностью внимания у детей с нарушениями речи является отвлекаемость.

 

 


Библиографический список

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология/Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Издательство Деловая книга, 2002.-648с.

2. Баскакова, И.Л. Изучение свойств внимания / И.Л. Баскакова. - М.: Просвещение, 2001.- 228с.

3. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста/В.Н.Белкина.- М:Издательство Гуадеамус, 2005.-256с.

4. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология/Б.М.Величковский.- М.: МГУ, 1998.-336с.

5. Волковская Т. Н. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи/Спец. психология. - 2008. - № 3. - С. 37-47.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии/Л.С.Выготский. - СПб: Союз, 1997. - 224с.

7. Выготский, Л.С. Лекции по психологии/Л.С.Выготский.- СПб: Союз, 1997. - 144с.

8. Гальперин, П.Я. Учебное пособие для вузов/П.Я. Гальперин. – М.: Университет, 2000. – 336с.

9. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания /П.Я. Гальперин.- М.: ЧеРо, 2001.-340с.

10. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-365с.

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина. - М.: УРАО, 2000.- 175 с.

12. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000.- 467с.

13. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2002.- 321с.

14. Немов, Р.С. Основы общей психологии / Р.С. Немов.- М.: Владос, 2001. - 688с.

15. Психология/Под ред. И.В. Дубровина.- М.: Академия, 2000.-464с.

16. Ромусик М. Н. Психолого-педагогическое изучение детей с общим недоразвитием речи. – 2007. - № 2. – С. 18-21.

17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн.- СПб: Питер Ком, 2004. – 720с.

18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: «Академия», 1999.- 365с.

19. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие/ Г. А. Урунтаева.- М.: Академия, 2002.-327с.

20. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия/Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.- 258с.

21. Ухтомский А.А. Доминанта души/А.А. Ухтомский. – Ярославль: Рыбинское подворье, 2000.- 608 с.

22.  Шадриков В.Д. познавательные процессы: учебное пособие для студентов/ В.Д.Шадриков.- М.: Просвещение, 2007.-142с.

23. Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология/ С.А. Осяк. – М.: Академия, 2015. – № 1-2.

24. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов / Л.С. Волкова. – М.: Гриф МО РФ, 2009. – 703 с.

25. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог.фак. / Л.С. Волкова и др. –– М.: Владос, 2009. – 703 с.

26. Жукова И.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / И.С. Жукова. – М., 2001. – 245 с.

27. Рудакова, Н.П. Общее недоразвитие речи у дошкольников / Н.П. Рудакова. – Благовещенск: БГПУ, 2013. – 365 с.

28. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.– 656 с.

29. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): пособие для логопедов / Л.Н Ефименкова. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.

30. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: учебно – методическое пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 256 с.

31. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 2003. - 367с.

32. Филичева Т.Б., Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 2001. – 125 с.

33. Филичева Т. Б. Основы логопедии / Т.Б.Филичева. – М.: Просвещение, 2000. – 275 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Приложение А.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.016 с.)