Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.



Диагностические методики, используемые учителем-дефектологом, при работе с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка.

Обследование уровня нервно-психического

Развития детей.

 

Комплексное психолого-педагогическое и логопедическое обследование в Доме ребенка проводится на основе диагностики нервно-психического детей 2-3 года жизни составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхнной. В данную диагностику входит: оценка сформированности понимания речи, уровень сенсорного развития, движения, навыки, собственная речь ребенка, а так же оцениваются уровень игровой деятельности, конструктивной и изобразительной (Приложение 1).

В основе этой методики лежит понимание того, что у всех детей умения и навыки формируются в одинаковом порядке и последовательности. Оценка, сделанная на основе использования данной методики, показывает, что ребёнок может сделать, а чего не может. С её помощью, возможно, решить вопрос о том, каковы должны быть следующие ступени развития ребёнка и как он может усваивать новые навыки, опираясь уже на имеющиеся.

Так же при необходимости используются «Педагогическая методика выявления детей с подозрением на снижение слуха»Автор: Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. (Приложение 2). И методика «Проверка основных зрительных функций», разработана А. А. Невской, Т. П. Васильевой, Л. И. Мушиной (Приложение 3).

Кроме того выявляется уровень общения ребёнка со взрослым: это либо тактильно-эмоциональный уровень, либо эмоционально-речевой или сочетание этих уровней или уровень предметно-действенного общения и редко внеситуативно-познавательного.

Так же определяется тип привязанности. (Приложение 4).

 Как дополнительное обследование используется диагностика раннего выявления умственной отсталости, которая разработана Е.А. Стребелевой (Приложение 5), также используются дополнительные диагностики: оценка уровня сенсорного развития детей от 1 года до 3 лет (Приложение 6), таблица возрастных показателей развития основных движений у детей в возрасте от 1 года до 5 лет (Приложение 7), диагностика продуктивных видов деятельности детей раннего возраста (Приложение 8), таблица развития тонкой моторики рук ребенка (Приложение 9).

Однако основной диагностикой речевого развития ребенка является «Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни» разработанного Ю. А. Разенковой (Приложение 10).

Оценка нервно-психического развития детей первого года жизни проводится ежемесячно, на втором году жизни – один раз в квартал, на третьем – один раз в полугодие.

Очень важно определить фактический уровень развития ребёнка. Сначала каждого ребёнка проверяют по показателям его возраста, если развитие ребёнка не соответствует его возрасту, а выше или ниже, то его проверяют по показателям предыдущего (более раннего) или более старшего возрастного периода, т.е. определяют нижнюю или верхнюю границу развития.

На третьем году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на 1 полугодие и более раньше срока; при позднем развитии ребёнок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму, если задержка равна 6 месяцам, у ребёнка отставание в развитии, если умения формируются позже на 1 год и более – значительное, или глубокое отставание.

В доме ребёнка выделяются V групп развития. В I группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во II, III, IV, V группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки. Внутри каждой группы отмечаются степени развития, отражающие количество показателей, по которым отстаёт ребёнок (Приложение 11).

Результатом обследования является логопедическое заключение:

· отставание на 1 эпикризный срок соответствует II группе развития – незначительное отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 2 эпикризных срока соответствует III группе развития – отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 3 эпикризных срока соответствует IV группе развития – значительное отставание в нервно-психическом развитии;

· отставание на 4 и более эпикризных срока соответствует V группе развития – выраженное отставание в нервно-психическом развитии.

  Данные первичного обследования заносятся в медицинскую и речевую карты ребёнка (Приложение 12).

В дальнейшем, проводится текущая диагностика определенная эпикризными сроками. На третьем году жизни контроль за нервно-психическим развитием осуществляется один раз в полугодие и используются те же диагностики, что и при первичном обследовании. Результаты так же отражаются в медицинской карте (учетная форма 112) и речевой карте ребенка.

На основании полученных данных составляется индивидуальная программа развития на каждого ребёнка. Из трех видов существующих индивидуальных программ, выбирается та программа, которая соответствует ситуации, уровню развития ребёнка. Индивидуальные программы развития:

1. Индивидуальная адаптационная программа. Эта программа необходима для детей, которые длительное время находились в стационаре и у них преобладает безучастное и эмоционально отрицательное состояние, а также для детей, поступивших в дом ребенка из семьи после полугода, у которых уже сформировалась привязанность к близкому человеку, и малыш трудно переносит разлуку с ним. Целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и малышом, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

2.   Индивидуальная программа профилактики раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии ребенка. Необходима детям, развитие которых соответствует возрастной норме. Целью этой программы будет усиление развивающего воздействия для устранения вероятности отставания в младенческом и раннем возрасте, обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности детей в доброжелательном внимании и сотрудничестве со взрослым, развитие потребности в сенсорных впечатлениях, в психической и двигательной активности.

3. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на раннюю коррекцию отклонений в развитии и создание оптимальных условий для формирования основ личности и познавательной активности ребенка. Она должна способствовать, с одной стороны, устранению вероятности нарастания отставания, а с другой – постепенному ускорению темпа развития ребенка.

   

 

 

Приложения

Приложение (1).

Возраст — 1 г.3 мес.

Понимание речи

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

Сенсорное развитие

2. Материал — 2 кирпичика, 2 кубика.

Методика выявления - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину "би-би" или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.

Поведение ребенка — самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом.

3. Материал — стержень с 4—5 кольцами (одной величины).

Методика выявления — ребенку предлагается надеть кольца на стержень.

Поведение ребенка — надевает кольца на стержень.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого

Движения

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Методика выявления — ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности). 

Поведение ребенка — выполняет указанные движения.

Навыки

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Методика выявления — ситуация естественная (процесс кормления).

Поведение ребенка — самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

 

Возраст— 1 г. 6 мес.

Понимание речи

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в "конфликтной ситуации").

1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка бе­лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.

2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика выявления—та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

Активная речь

Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, пету­шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?".

Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами.

Сенсорное развитие

Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).

Игра и действия с предметами

Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

1. Материал — кукла, носовой платок.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.

Поведение ребенка- прикладывает носовой платок к носу куклы.

 2. Материал — кукла с волосами, расческа.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля растрепанная, вот расческа”.

Поведение ребенка — прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Движения

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Материал - 4 брусочка.

Методика выявления — ситуация, специально подготовлен­ная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

Навыки

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка — самостоятельно съедает 3\4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

 

Возраст— 1 г. 9 мес.

 

Понимание речи

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?", “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.

Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.

Активная речь

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Сенсорное развитие

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см

1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.

Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.

Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Движения

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).

Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см.

 Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).

Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.

Навыки

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка).

Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку).

Возраст — 2 года

 

 Понимание речи

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал — специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика выявления—ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2—3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу —ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”,— и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?", “А что тетя сказала Маше?”

Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого.

Активная речь

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления—ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).

Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

 Сенсорное развитие

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Материал — 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).

Методика выявления — ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке- красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зе­леная, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.

Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

Навыки

Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика выявления —ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.

Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.

 

Возраст — 2 г.6 мес

 

Активная речь

1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов).

 Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).

Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3. слов).

2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”.

Методика выявления - ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.

Сенсорное развитие

Игра

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).

Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.

Поведение ребенка - развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.

Конструктивная деятельность

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Материал — строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить.

Поведение ребенка — делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет

Навыки

Ест аккуратно.

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе.

Движения

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.

Материал — палка или веревка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.

Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

 

Возраст - 3 года.

Активная речь

Сенсорное развитие

1. В своей деятельности правильно использует геометриче­ские фигуры по назначению.

Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, паро­ход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец.

Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к ри­сунку.

Называет 4 основных цвета.

Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует).

Поведение ребенка - правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

 Игра

Конструктивная деятельность

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал— разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).

Методика выявления — ситуация провоцирующая.

Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.

Движения

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см.

Материал —палка, веревка, поднятая на указанную высоту.

Методика выявления - ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.

 

 

Приложение (2).

«Педагогическая методика выявления детей с подозрением на снижение слуха»

 

Автор: Миронова Э.В., Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. 

 

Если ребенок уже говорит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Если ребенок понимает фразы типа “Покажи у куклы носик”, нужно сделать, например, следующее: поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку. Затем предъявлять шепотом сначала около него, а затем с расстояния 6 м фразы типа: “Покажи у куклы ручки (рот, глазки)”, “Покажи у собачки хвостик”. При этом фразы могут быть и более простыми (типа: “Покажи мишку”, “Где собачка?”).

Если при произнесении заданий (или назывании игрушек, предметов) шепотом малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

В случае если обследование с помощью фраз и слов не дало результатов, то методику следует изменить: проверять слух с помощью регистрации ориентировочной реакции на звучания игрушек и звукоподражаний с интересным для ребенка подкреплением.

Такую проверку проводят два человека – проверяющий и ассистент. Для обследования слуха малыша важно, чтобы и проверяющий, и ассистент вошли с ребенком в контакт. Ребенок второго-третьего года жизни пристрастно относится к посторонним людям, и отсутствие контакта между ними может сделать обследование затрудненным, а иногда невозможным.

В качестве источников звука используются разночастотные звучащие игрушки: шарманка - высокочастотное звучание, дудка - среднечастотное звучание, барабан - низкочастотное звучание, а также голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний ав-ав-ав (собачка) и пи-пи-пи (птичка), имени ребенка, необычных звукосочетаний типа кш___, а также непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, “стук” гороха, гречки, манки, помещенных в баночку и т.п.).

В ходе обследования регистрируются безусловно-ориентировочные реакции ребенка на звуковые сигналы. Нормальной реакцией на звук в этом возрасте можно считать поворот глаз или головы в сторону источника звука, находящегося сзади, справа и слева. Расстояние, с которого дети этого возраста с нормальным слухом реагируют на звук, должно быть не менее 6 метров.

Ребенок сидит за маленьким столом или у мамы (знакомого взрослого), но так, чтобы ассистент имел возможность отойти от него вправо и влево на расстояние 6 м. Наблюдатель “беседует” с малышом, предлагает вместе поиграть с различными игрушками (пирамидки, стаканы-вкладыши, кубики, шарики, ведерки и т.п.). Ассистент в это время подает длительный сигнал то справа, то слева (в случайной последовательности). Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 секунд, чтобы угасла предыдущая реакция.

Во избежание угасания безусловной реакции на звук сигналы подаются от более тихого к более громкому (шарманка, дудку, барабан; шепот, голос разговорной громкости) и с максимального расстояния - 6 метров. В случае отсутствия реакции ребенка на звучание ассистент постепенно приближается к нему. При получении первоначальной реакции на расстоянии меньшем максимального, следует проверить, не появится ли она вновь и на большем расстоянии.

 Если же ребенок при таком предъявлении звучаний не реагирует на них, проявляет негативные реакции на процедуру обследования, то следует изменить методику.

Наблюдатель совместно с ассистентом демонстрирует ребенку, как под звучание шарманки “танцует” кукла, как она “прячется”, как только шарманка замолкает. После этого ребенку предлагают позвать куклу и показывают, как она появляется под звучание шарманки. Аналогичную игру проводят с дудкой, под звучание которой “едет” машина, и с барабаном, под негромкий стук которого "прыгает" зайчик. После этого ребенку предлагают послушать, кого сейчас позовут. Малышу с расстояния 6 метров за его спиной предъявляют звучание шарманки. Так как у ребенка уже возник личностный интерес к звучащим игрушкам, то он повернется на звук, а ассистент в качестве подкрепления продемонстрирует ему соответствующую игрушку.

Затем проверяющий показывает ребенку куклу, называя ее ляля, собачку – ав- ав-ав, птичку – пи-пи-пи, и организует игру с ними, вновь и вновь называет их. После этого малышу предлагают послушать, кто его позовет. Ассистент с расстояния 6 м за спиной ребенка шепотом произносит звукоподражание, например, пи-пи-пи, а после того, как малыш обернется, демонстрирует ему соответствующую игрушку.

Процедура обследования следующая. Ребенок размещается за детским столиком или за большим столом на коленях у мамы (знакомого ему взрослого). Наблюдатель садится напротив и организует манипулирование с дидактическими игрушками. Важно, чтобы внимание ребенка не было полностью поглощено! Ассистент со спины с расстояния 6 м шепотом зовет ребенка по имени. Если реакции нет, расстояние постепенно уменьшается. Если реакции на шепот так и не возникла, обследование проводится голосом разговорной громкости. Независимо от того, получена ли реакция ребенка на его имя, произнесенное шепотом, малышу таким же образом предъявляются звукоподражания. Если реакция на шепот не получена, речевые сигналы подаются голосом разговорной громкости, а затем снова шепотом. В заключение ребенку предъявляются с максимального расстояния (6 м) звуки типа кш___. Вслед за этим проводится обследование слуха с помощью звучащих игрушек: сначала шарманкой, затем дудкой и, наконец, барабаном.

Если такой оперативный метод обследования не дал результатов (т.е. ребенок безразлично относится ко всем предлагаемым стимулам – не реагирует ни на один из них), то следует подготовить малыша к обследованию, познакомив его со звуками (неречевыми сигналами и звукоподражаниями) и игрушками, их подкрепляющими. Затем повторить обследование, но начинать его следует в этом случае с более громких звучаний и на недалеком от ребенка расстоянии. После того, как проверяющие убедятся, что ребенок реагирует на доступные его слуху сигналы, стимулы предъявляются с максимально далекого расстояния – 6 м.

Итак, у ребенка с нормальным слухом должна быть получена реакция на шепот с расстояния 6 м.

Если в ходе обследования ребенок так и не реагировал ни на один из стимулов, то процедуру следует повторить через несколько дней, в течение которых ребенка следует подготовить.

Если же реакция возникла лишь на один-два стимула, то это может свидетельствовать о снижении слуха. Ребенок должен быть направлен на специальное аудиологическое обследование в связи с подозрением на снижение слуха.

(Приложение 3)

Оценка в баллах

1. Принеси мяч.

1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения и ведёт себя неадекватно (кусает руки, хватает за лицо себя или взрослого, идёт в другую сторону от мяча и т.д.);

2 балла – ребёнок идёт вместе со взрослым к мячу, пытается взять его руками, хотя удержать его сам не может;

3 балла – ребёнок идёт к мячу, берёт его, но удержать в руках при ходьбе не может, либо стоит и держит его в руках, либо идёт с мячом и роняет его;

4 балла – ребёнок сразу начал сотрудничать.

2. Каталка.

1 балл – ребёнок действует неадекватно в ситуации обучения, нет стремления к совместным действиям;

2 балла – ребёнок задачу принимает, выполняет совместно со взрослым, но на самостоятельный способ выполнения не переходит, нет целенаправленных действий;

3 балла – ребёнок задание принимает, соглашается на совместное выполнение со взрослым, после обучения отмечается целенаправленность в действиях;

4 балла – ребёнок задание принимает и самостоятельно его выполняет.

3. Игра «Ку-ку».

1 балл – ребёнок не начал сотрудничать даже после обучения, ведёт себя неадекватно (машет руками, хватает экран и т.д.);

2 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке с одной стороны экрана и не переводит его на другую сторону, у него есть восприятие, но нет ещё психологического новообразования - представления;

3 балла – ребёнок фиксирует взор на игрушке, переводит его на другую сторону экрана, он ожидает игрушку (наклоняет голову) только при 6-ом предъявлении игрушки;

4 балла – ребёнок охотно принимает игру, улыбается, активно фиксирует взгляд на игрушке, активно начинает ожидать игрушку с 4-го предъявления.

4. Пирамидка.

1 балл – ребёнок не берёт в руки колечки и ведёт себя неадекватно после обучения;

2 балла – ребёнок выполняет действия совместно со взрослым;

3 балла – ребёнок подражает действиям взрослого;

4 балла – ребёнок понимает и принимает задание, действуя по показу.

5. Доска Сегена.

1 балл – ребёнок действует неадекватно, не готов к совместным действиям со взрослым;

2 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет его только при совместных действиях со взрослым;

3 балла – ребёнок принимает задание, действует правильно только после показа или объяснения взрослого;

4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание самостоятельно.

6. Разложи игрушки.

1 балл – ребёнок не принимает задание, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но не дифференцирует предметы по функциональному признаку, раскладывает предметы без учёта их свойств; 3 балла – ребёнок принимает задание, но выполняет только после обучения;

4 балла – ребёнок принимает и самостоятельно выполняет задание по образцу.

7. Построй башню.

1 балл – ребёнок действует неадекватно;

2 балла – ребёнок расставляет кубики не вертикально, а горизонтально, т.е. не может подражать;

3 балла – ребёнок принимает задание и выполняет его по подражанию действиям взрослого;

4 балла – ребёнок принимает и выполняет задание по показу взрослого.

8. Возьми игрушку.

1 балл – ребёнок действует неадекватно даже после обучения;

2 балла – ребёнок тянется к любой игрушке;

3 балла – ребёнок хорошо дифференцирует две игрушки после обучении;

4 балла – ребёнок сразу выполняет инструкцию и может повторить: «Ляля», «Ту-ту» - соответственно игрушками.

9. Найди картину.

1 балл – ребёнок не понимает задание и действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но самостоятельно не понимает принцип соотнесения картинки с игрушкой (кладёт одну на другую), после обучения не переходит на адекватное выполнение задания, звукоподражания нет;

3 балла – ребёнок принимает задание, но сначала путает картинку и игрушку, после обучение задание выполняет верно, но звукоподражания нет;

4 балла – ребёнок принимает задание, сразу понимает и правильно его выполняет, в активе имеется звукоподражание.

10. Покатай куклу.

1 балл – ребёнок задание не принимает, действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла – ребёнок принимает задание, но не может действовать с помощью тесёмки, после обучения катает тележку, не используя тесемку;

 

3 балла – ребёнок принимает задание, может действовать по подражанию, но действия с тесёмкой одноразовые, нецеленаправленные;

4 балла – ребёнок принимает задание, действует по подражанию соответственно действиям взрослого, используя тесёмку.

 

Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни (Е.А. Стребелева)

Задание

Выполнение задания

2-2,5 года 2,5-3 года
1 2     3     4     5     6   7     8     9   10 Лови шарик Спрячь шарик: Две коробочки Три коробочки Разборка и складывание матрёшки: Двухсоставной Трёхсоставной Разборка и складывание пирамидки: Из трёх колец Из четырёх колец Парные картинки: Две Четыре Цветные кубики: Два (красный, жёлтый или белый); Четыре (красный, жёлтый или белый, зелёный, синий) Разрезные картинки: Из двух частей Из трёх частей Конструирование из палочек: «молоточек» (из двух палочек); «домик» (из трёх палочек) Достань тележку (скользящая тесёмка) Нарисуй: Дорожку Домик +   + -   + -   + -   + -   + -     + -   + - +     + - +   - +   - +   - +   - +   - +     - +   - + -     - +

1. Лови шарик. Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребёнка со взрослым, на понимание ребёнком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.

Оборудование: желобок, шарик

Проведение обследования: психолог кладёт шарик на желобок и просит ребёнка: «Лови шарик!». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребёнок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3 раза), как это надо делать, т.е. обучение идёт по показу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.144 с.)