Способы оценки эффективности франчайзинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы оценки эффективности франчайзинга



 

Для того чтобы знать насколько эффективно работает франчайзинг нам надо изучить способы оценки эффективности франчайзинга.

Карманов А.П. считает, что у независимого предпринимателя (компании), который хочет вступить во франчайзинговые отношения, приобретая франшизный контракт у известной компании, возникает ряд вопросов [12, с.16]:

- реализация проекта франшизы требует ли финансовых затрат?

- какую прибыль можно ожидать от ее реализации?

- каковы эффективность и срок окупаемости такого проекта, возможные риски инвестирования в проект и т.д.?

Ответы на эти вопросы представлены в тщательно подготовленном технико-экономическом обосновании возможности основания и управления франчайзинговой компанией. Одна из наиболее важных частей технико-экономического обоснования проекта бизнес-франшизы, как и любого другого инвестиционного проекта, заключается в оценке эффективности его создания и деятельности, чтобы получить приблизительное представление о результатах его реализации.

Корин М.В. считает, что создание франшизы - это, на первый взгляд, реализация обычного инвестиционного проекта. Независимый предприниматель (компания) инвестирует в создание бизнес-единицы с целью получения дохода в виде будущего дохода. Таким образом, представляется возможным оценить прибыльность франчайзи и управлять ею с помощью методов оценки инвестиционных проектов, которые распространены в международной и национальной практике. В то же время прямое применение этих методов невозможно без адаптации и преобразования их к особенностям процесса основания и работы франчайзи по сравнению с процессами реализации стандартных инвестиционных проектов. К этим особенностям относятся, в частности [13, с.28]:

- платный тип франчайзинговых отношений;

- актуальность франчайзинговых отношений;

- зависимость размера и структуры капитальных вложений при создании и развитии франчайзинговой компании от стандартов и критериев, установленных франчайзером.

По словам ученого Б. Кисикова, такие методы оценки инвестиционных проектов наиболее распространены во многих странах мира:

1. Простые (статические) методы [14, с.143]:

Метод определения срока окупаемости инвестиций. Этот метод оценки рентабельности инвестиционного проекта рассчитывает возврат инвестиций - период, в который недисконтированный доход от проекта полностью покрывает недисконтированные инвестиции. Сравнение этого показателя с рентабельной рентабельностью инвестиций позволяет нам завершить выполнимость инвестиций.

2. Методы, основанные на дисконтировании:

Метод приведенной стоимости. Фактически определяется показатель приведенной стоимости (приведенная стоимость), который отражает текущую стоимость будущего источника дохода для инвестора и соответствует стоимости будущего дохода или депозитов, которая указывается с использованием соответствующей ставки дисконтирования за вычетом приведенной стоимости инвестиционных затрат. Показатель текущей стоимости рассчитывается за период, определенный инвестором, в зависимости от инвестиционной стратегии и других факторов. Максимальным отчетным периодом является также полный инвестиционный цикл - срок полной амортизации произведенных инвестиций. Положительное значение приведенной стоимости означает, что текущая стоимость дохода превышает текущую стоимость инвестиционных затрат. Это показывает осуществимость инвестиционного проекта.

Интегрированный метод приведенной стоимости. В отличие от предыдущего метода, этот метод оценки эффективности инвестиционного проекта учитывает, что фактическая инвестиционная выгода для инвестора в данный момент времени состоит не только из чистых финансовых потоков, накопленных в начале проекта, но и из ликвидационной стоимости произведенных капитальных вложений. Таким образом, показатель интегрированной текущей стоимости инвестиции представляет собой сумму текущей стоимости (текущей стоимости) и текущей стоимости инвестиций в определенный момент времени. Положительное значение интегральной текущей стоимости инвестиций показывает осуществимость инвестиционного проекта.

Метод индекса доходности. Эта же информация о дисконтированных денежных потоках используется для определения индекса доходности (доходности) инвестиционного проекта при расчете приведенной стоимости. Индекс доходности определяется как отношение приведенной стоимости дохода инвестора к приведенной стоимости инвестиционных затрат. Значение индекса доходности больше единицы указывает на осуществимость проекта

Метод внутреннего возврата. Суть этого метода заключается в последовательном определении такой ставки дисконта, при которой приведенная стоимость равна нулю, т.е. Сумма дисконтированного дохода от реализации инвестиционного проекта за определенный период соответствует общей сумме дисконтированных инвестиций в проект. есть. Такая ставка дисконтирования называется внутренней доходностью инвестиционного проекта. Если вы сравните внутреннюю доходность с ожидаемой реальной ставкой дисконтирования (поскольку ставка дисконтирования является процентной ставкой для ликвидных безрисковых депозитов), можно сделать вывод, что инвестиционный проект привлекателен.

На основе обзора и анализа наиболее распространенных методов оценки экономической жизнеспособности инвестиционных проектов во всем мире были отобраны те, которые подходят в качестве основы для оценки экономической жизнеспособности создания и эксплуатации франчайзи для франчайзи.

Несмотря на то, что франчайзинговые отношения, как правило, носят долгосрочный характер (от нескольких лет до нескольких десятилетий) и также учитывают относительно быстрое изменение стоимости денег во времени, что характерно для отечественной экономики, недостаточно просто (статически) признать методы), основным недостатком которых является то, что влияние фактора времени на реальную стоимость денежных потоков игнорируется.

При использовании методов дисконтирования два из них (метод текущей стоимости и метод интегральной текущей стоимости) предлагают идентичный подход к оценке эффективности инвестиционного проекта, с той разницей, что второй метод рекомендует, чтобы денежный доход инвестора от реализации проекта исключал стоимость капитала. Для запуска франшизы обычно требуются значительные инвестиции, а рыночная стоимость ее основных средств настолько высока, что ею можно пренебречь даже после истечения срока действия договора франшизы. Это связано с тем, что франчайзи осуществляет определенную коммерческую деятельность до последнего дня срока действия договора франшизы и обладает всеми необходимыми активами. Поэтому, чтобы оценить эффективность создания и деятельности франчайзинговой компании, более целесообразно использовать метод интегрированной приведенной стоимости по сравнению с методом стоимости электроэнергии.

Легейда Э. пишет, что следующие показатели рассчитаны для оценки экономики проекта по запуску и эксплуатации франшизы [16, с. 54]:

- интегральные текущие затраты по проекту;

- индекс рентабельности проекта;

- внутренняя рентабельность проекта.

Исходными данными для расчета этих показателей являются:

- инвестиционные затраты;

- денежный чистый доход;

- ликвидационная стоимость инвестиций.

Рассмотрим характер этих данных в проекте, чтобы начать франшизу.

1. Инвестиционные расходы франчайзи во время проекта по созданию и управлению франчайзи в соответствии с положениями стандартного договора франчайзинга франчайзи обязуется инвестировать определенную сумму своих заемных средств в создание и развитие франчайзи. Это означает, что все инвестиционные затраты по проекту франчайзинговой компании несет франчайзи. Характерной чертой недавних инвестиций является то, что их объем и структура определяются требованиями франчайзера. Согласно условиям контракта, франчайзи обязан привести свою компанию в форму, соответствующую критериям франчайзера и всей франчайзинговой системы. Такие стандарты и критерии могут определять размер компании, ее внешний вид, необходимое оборудование и необходимый инвентарь и, таким образом, влиять на размер необходимых капиталовложений франчайзи.

Еще одна особенность инвестиционных затрат франчайзи на реализацию проекта создания и эксплуатации франчайзи заключается в том, что в него также включена статья затрат франчайзи в качестве первого платежа франшизы в пользу франчайзера.

Как упоминалось ранее, первоначальный платеж обычно (но не обязательно) является платой за право франчайзи на использование интеллектуальной собственности франчайзера и за материальные активы, полученные при создании франшизы. Первоначальный платеж может также включать (в форме авансового платежа) стоимость услуг, предоставляемых франчайзером в течение срока действия договора франшизы.

Как отмечает Мендельсон М., бухгалтеры обычно присваивают нематериальные активы без анализа состава пакета франшизы, и первоначальный платеж учитывается как стоимость приобретения. Это связано с тем, что франчайзинговый пакет имеет основные характеристики нематериальных активов: нет физической формы; может быть идентифицирован, т.е. имеет законные права и ожидаемые экономические выгоды от будущего использования пакета франшизы; после периода более одного года [17, с. 76].

По словам Мендельсона М., покупка такого пакета является частью основных средств и нематериальной, если основным компонентом пакета франшизы является оборудование. В любом случае первоначальный взнос вычитается из инвестиционных затрат франчайзи [17, с.77].

2. Чистый доход от франшизы создается так же, как и для других предприятий, и представляет собой сумму чистой прибыли и амортизации для полного возмещения. В то же время при расчете чистой прибыли наличие таких валовых издержек со стороны франчайзи должно учитываться как регулярный платеж франчайзеру. Характерной чертой формирования чистой прибыли франшизы является ее способность извлекать ее с первых лет существования компании и зависимость ее размера от репутации франчайзера. Это связано с тем, что франчайзи косвенно использует свою репутацию, используя фирменный знак франчайзера, тем самым привлекая потенциальных потребителей своей продукции.

3. Остаточная стоимость инвестиций в реализацию проекта по созданию и эксплуатации франшизы. Вкладывая средства в создание и развитие франчайзинговой компании, франчайзи становится ее владельцем. После истечения срока действия договора франчайзинга собственность франчайзи остается собственностью франчайзи (иногда франчайзер покупает франчайзи для защиты своей интеллектуальной собственности).

В результате финансовая выгода от участия в франчайзинговых отношениях для франчайзи заключается не только в сумме чистого дохода, полученного франчайзи, но и в остаточной стоимости его инвестиций. Существенным аспектом при определении ликвидационной стоимости инвестиций франчайзи является то, что именно эту сумму можно реально получить от продажи чистых активов франчайзи за вычетом нематериального актива, такого как право на использование интеллектуальной собственности франчайзи. Франчайзи теряет это право в конце договора без компенсации от франчайзера или любого другого юридического лица.

Приведенный выше обзор основных аспектов инвестиционных затрат, чистой прибыли и остаточной стоимости инвестиций в рамках проекта по созданию и эксплуатации франшизы позволяет напрямую использовать процедуру расчета показателей для оценки доходности капитальных вложений во франшизу - продолжать бизнес для франчайзи.

Пузакова Е.П., Масленкова А.А. пишут, что внутренняя прибыль проекта от запуска и эксплуатации франшизы является такой предполагаемой ставкой дисконтирования, что индекс рентабельности проекта равен единице, то есть доход от проекта - это понесенные капитальные затраты [18, с. 81].

Показатель внутренней рентабельности показывает интенсивность возврата инвестиций, вложенных в реализацию проекта франчайзинговой компании, поскольку его стоимость зависит не только от абсолютной величины номинальной доходности по проекту и номинальных инвестиционных затрат, но и от распределения этих доходов. Срок действия договора франчайзинга на протяжении многих лет.

Эффективный проект - это проект, в котором стоимость внутреннего дохода превышает номинальную стоимость капитала, вложенного во франшизу, например, процентную ставку по долгосрочным банковским кредитам.

По словам Радника Л., рекомендации по оценке экономики запуска франшизы и ее деятельности предназначены для компаний, желающих вступить во франчайзинговые отношения, для этого нужны [19, с. 43]:

- экономическое обоснование адекватности и оценки экономической эффективности участия во франчайзинговых отношениях;

- определение наиболее благоприятных экономических условий для работы с франчайзером при основании и управлении франчайзинговой компанией.

В то же время следует отметить, что результаты расчета показателей для интегрированной приведенной стоимости, рентабельности и внутренней рентабельности проекта по созданию и эксплуатации бизнес-единицы франчайзи - потенциального франчайзи - не предоставляют информацию о том, какая альтернатива для них более экономична.

Ответ на этот вопрос стал возможным благодаря сравнению значений вышеуказанных показателей для проектов по созданию и поддержке деятельности лицензированной и независимой независимой компании с точки зрения ключевых параметров (размер, вид деятельности и т.д.). Кроме того, средняя доходность основных фондов в конкретной отрасли может использоваться для определения суммы денег, которую получает независимая компания.

Ответ на этот вопрос стал возможным благодаря сравнению значений вышеуказанных показателей для проектов по созданию и поддержке деятельности лицензированной и независимой независимой компании с точки зрения ключевых параметров (размер, вид деятельности и т.д.). Кроме того, средняя доходность основных фондов в конкретной отрасли может использоваться для определения суммы денег, которую получает независимая компания.

При расчете значений экономических показателей приобретения франшизы и создания независимой компании следует также учитывать потенциальную экономию затрат на деятельность франшизы, обусловленную следующими факторами, И. Рыкова выделяла [20, с. 67]:

- поддержка франчайзеров в предоставлении франчайзи кредитов на выгодных условиях;

- поставки материальных товаров франчайзером (или другими поставщиками, на которых франчайзер имеет влияние) со скидкой или с отсрочкой платежа;

- предоставление франчайзи необходимых условий для создания франчайзинговой компании на льготных условиях лизинга для франчайзера;

- бесплатное использование результатов маркетинговых исследований, проводимых франчайзером-франчайзером;

- ограничение рекламных расходов франчайзинговой компании с незначительными отчислениями по сравнению с центральным рекламным фондом франчайзинговой системы и другими.

Поэтому не рекомендуется рассматривать результаты сравнения значений экономических показателей проектов для создания и поддержки деятельности франчайзи и независимых компаний как наиболее важный фактор в превращении потенциального франчайзи в оптимальную инвестиционную альтернативу. Это связано с тем, что основным мотивом, побуждающим компании участвовать во франчайзинговых отношениях в качестве франчайзи, является стремление избежать высокого риска потерь капитала, вложенных в формирование и развитие предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Чтобы избежать этого риска, франчайзи используются для управления хорошо известным на рынке брендом, хорошей деловой практики и постоянных советов от опытного франчайзера.

Таким образом, решение о целесообразности участия во франчайзинговых отношениях должно приниматься потенциальным франчайзи на основе тщательного анализа всех преимуществ и недостатков франчайзинговой формы сотрудничества.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.017 с.)