Основы интерпретации данных «пиктограммы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы интерпретации данных «пиктограммы»



 

Интерпретация данных «пиктограммы» складывается из:

1. Качественного анализа каждого образа «пиктограммы» с формализованной оценкой последнего;

2. Оценки количественных соотношений образов различного типа в данном протоколе;

3. Учета аналитических факторов, недоступных для формализации («особые феномены»), в том числе — графических особенностей «пиктограммы».

Заключительный этап — синтез имеющихся данных и формулировка заключения.

 

 

1. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ «ПИКТОГРАММЫ»

 

При качественном анализе образов «пиктограммы» учитываются фактор абстрактности, фактор индивидуальной значимости, содержание рисунка, фактор «стандартности» и фактор «адекватности». Поскольку при качественном анализе необходимо дать однозначную оценку каждого образа, доступную для формализации, каждой категории образов «пиктограммы» присваиваются краткие буквенные обозначения. Сводная таблица этих обозначений дается в приложении.

а. Фактор абстрактности. Конкретные образы — К. Общее качество этой группы образов — их соотнесенность с конкретной ситуацией. Прямое изображение ситуации, связанной с понятием— конкретный фотографический образ (К-Фт), например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг», влюбленный с букетом цветов под часами на понятие «обман».

К конкретным образам относится большинство рисунков, содержащих изображение целой человеческой фигуры. Несмотря на относительную экономичность изображения, например, копающий человек на понятие «тяжелая работа» испытуемый и здесь изображает конкретную ситуацию — человек работает.

Все индивидуально значимые образы также относятся к конкретным, вне зависимости от характера изображения, поскольку в них испытуемый обращается к конкретной ситуации из своего опыта. Так, испытуемая Л. на понятие «обман» рисует куклу, книжку и граммофонную пластинку, поскольку эти предметы она использует «при кормлении ребенка, чтобы обмануть его».

Наконец, часть образов «пиктограммы», будучи конкретными, не имеют существенных связей с предложенным понятием, связь «конфабулируется» испытуемым. Наиболее часты такие образы (конкретные конфабуляторные — К — Кф) на понятие «сомнение». Испытуемый С. рисует на данное понятие табуретку. Объяснение: «Я сомневаюсь, из чего сделана эта табуретка — из дерева или из пластмассы».

Атрибутивные образы — Ат. Эти образы выбираются по принципу принадлежности, атрибутивности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, рюмку, карнавальную маску. Здесь уже нет попытки прямо изобразить понятие, либо ситуацию, связанную с ним. Большинство атрибутивных образов экономичны в отношении изобразительных средств.

Метафорические образы — М. К этой категории относятся образы, где абстрактная по сути ассоциация выражается опосредованно, через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе может лежать литературный образ. Примерами этих образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»). Метафора может быть создана испытуемым непосредственно в ходе исследования. Так, испытуемая А. на понятие «сомнение» рисует штопор («сомнение как штопор ввинчивается в тебя, не дает спокойно жить»).

Геометрические, графические и грамматические символы — Г. С. Здесь абстрактной ассоциации соответствует и способ ее выражения— символ, имеющий содержательную связь с понятием. Часто эти символы отражают пространственные характеристики —направление, симметрия. Подобные символы имеют высокую специфичность для понятия (стрелки, расходящиеся в стороны на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость»). Другие символы отражают лишь эмоциональный компонент понятия — символы валентности (знак «-» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»).

Символы могут быть общепринятыми, либо реже — продуцируются по ходу исследования. Основой для отнесения образа к категории символов является именно абстрактный тип ассоциации, а не геометрический характер изображения. Так, испытуемый В. на понятие «сомнение» нарисовал круг, разделенный пополам, одна половина которого заштрихована. Объяснение — «Я сомневаюсь, черное это или белое». Данный образ по уровню абстрактности должен быть отнесен к конкретным (конфабуляторным).

б. Фактор индивидуальной значимости. Оценка образов, взятых из индивидуального опыта испытуемых представляет значительный интерес. Важен уже сам факт прямого обращения к личному опыту. Именно в индивидуально значимых образах «пиктограммы» наиболее, непосредственно реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, намерениях. В индивидуально значимых образах могут проецироваться актуальные переживания больных, в. том числе и бредовые идеи, суицидальные тенденции. Индивидуально значимые образы неоднородны по своему характеру.

Индивидуально значимые персонфицированные образы — Инд. Пс. К персонифицированным образам следует относить такие, где изображается сам испытуемый, сцена с его участием, часть его тела, реже — изображение других конкретных лиц.

Так, испытуемый К., у которого ампутирована правая нога, на по-нятие «болезнь» рисует человека без ноги. Больной С. на. понятие обман» рисует портрет врача, обещавшего выписать его и не выполнившего обещания.

Иногда персонифицированные образы имеют четкую кинестетическую окраску (Инд.— Кн.). Смысл понятия в этом случае передается именно позой, движением человека. Большинство образов, где нарисован человек в движении, лишено индивидуальной значимости, а потому не являются истинно кинестетическими. Особенно это касается передачи мимических движений (грустное выражение лица на понятие «печаль» — это атрибутивный образ, лишенный индивидуальной значимости).

Необходимо прямое указание испытуемого на то, что движение связано с его индивидуальным опытом. Как и в тесте Роршаха, испытуемые часто показывают движение прежде чем начать рисовать, что вляется признаком принадлежности образа к кинестетическим.

Индивидуально значимые образы-стимулы—-Инд.—С. Эти образы е содержат изображения человека. Это изображения объектов, стимулирующих» у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием.

Так, испытуемый Ш., увлекающийся альпинизмом, на понятие «счастье» рисует горы. Объяснение — «Чувство счастья возникает у меня обычно в горах».

Испытуемая Н. на понятие «разлука» рисует письмо. Объяснение: «Я в разлуке с родными, но письма мне очень помогают».

Образы, выбранные формально — Ф. К этой группе относятся образы, лишенные индивидуальной значимости.

в. Содержание рисунка. Перефразируя Г. Роршаха можно сказать, что рисуют «все возможное, а больные шизофренией — и все невозможное».

Ниже мы ограничиваемся перечислением наиболее значимых аналитических категорий. Подробно содержание образов «пиктограммы» по применяемому набору приводится во вспомогательных таблицах, в конце методических рекомендаций.

Сцены с участием человека — Сц., человеческие фигуры — Ч., части (детали) человеческого тела — Ч. Д., редко встречающиеся «пиктограмме» мелкие части человеческого тела (глаза, рот, стопы и т. д.) — Ч. д., неодушевленные объекты — Н. О., фауна — Фн., флора — Фл., пейзажи — П., архитектура, искусство — И., символы — С.

г. Ф актор частоты выбора. Данный чисто статистический критерий указывает на относительную частоту выбора в протоколах здоровых испытуемых. Учитывая естественное распределение выборов по частоте, целесообразно отнести образ «пиктограммы» к одной из трех категорий:

Стандартные образы — Ст. — встречаются чаще, чем в 20 из 100 протоколов.

Оригинальные образы — Ориг. — встречаются реже, чем в 2-х из 100 протоколов.

Повторяющиеся образы занимают промежуточное положение по частоте между «стандартными» и «оригинальными». Буквенного обозначения не имеют.

Подробные сведения о распределении образов по частоте также содержатся во вспомогательных таблицах.

д. Фактор адекватности. Адекватность образа «пиктограммы» — сложный качественный фактор, включающий содержательную близость образа и понятия, умеренную абстрактность, краткость изображения и разъяснения. В то же время следует исходить не только из теоретических предположений, но и из фактически полученных данных —какие образы «пиктограммы» закономерно выбираются психически здоровыми людьми. Не следует относить к неадекватным образ, относящийся к категории «повторяющихся». Адекватные образы обозначаются знаком «+», а неадекватные «-» (Ориг.-).

е. Формализованная оценка образов «пиктограммы». На основании качественного анализа образа «пиктограммы» по всем факторам проводится формализованная оценка. Приводим примеры. Понятие «победа». Изображен салют. Разъяснение: «Салют бывает в день Победы». Выбор атрибутивный, не имеющий индивидуальной значимости, изображен салют, выбор стандартный, адекватный. Формализованная оценка: Ат. Ст. + Салют. Другой пример (из протокола исследования больной, страдающей шизофренией). Понятие «тяжелая работа». Изображен треугольник. Разъяснение: «У нас в отделе тяжелую работу выполняют трое — начальник, его заместитель и я». Конкретный выбор (несмотря на геометрический характер изображения), индивидуально значимый, оригинальный, неадекватный. Формализованная оценка: К. Инд. Ориг. — С. Во вспомогательных таблицах приводится формализованная оценка всех стандартных и повторяющихся, а также некоторых «оригинальных» (как адекватных, так и неадекватных) образов на применяемый нами набор понятий. В начальном периоде работы с методцм эти таблицы могут служить практическим пособием для патопсихолога.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.007 с.)