Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

 

ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА

 

«ПИКТОГРАММА» КАК МЕТОД

ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В НОРМЕ

И ПРИ НЕКОТОРЫХ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЯХ

 

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

 

 

ЛЕНИНГРАД 1984

 

 

Методические рекомендации составлены кандидатом медицинских наук Б. Г. Херсонским под научным руководством профессора

Е. Ф. Бажина

 

Министерством здравоохранения СССР разрешено размножать данные методические рекомендации в необходимом количестве экземпляров

 

 

© ЛЕНИНГРАДСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Метод «пиктограмма» был впервые предложен А. Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. С этой целью испытуемыми предлагалось определенное количество слов и выражений, которое помогло бы вспомнить соответствующее слово. Таким образом, испытуемый должен был «пиктографически» (пиктография — рисуночное письмо) записать ряд достаточно сложных понятий, прямое изображение которых затруднено либо невозможно.

Настоящие методические рекомендации представляют модификацию процедуры проведения исследования и оригинальную схему интерпретации данных «пиктограммы», позволяющую получить значимую информацию об особенностях личности испытуемых.

 

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Исследование лучше начинать после какой-либо другой методики исследования памяти (10 слов, тест зрительной ретенции Бентона). Экспериментатор дает испытуемому лист бумаги и карандаш и произносит текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память другим способом. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того, чтобы облегчить себе запоминание на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв». Инструкцию следует предъявлять один раз, повторение ее допускается лишь в ответ на прямую просьбу испытуемого.

Материал настоящего исследования накоплен в отношении стандартного набора из 16 понятий, приводимых в руководстве В. М. Блейхера / Блейхер В. М. Клиническая патопсихология, Ташкент, 1976./. Достоинством этого набора является то, что он свободен от понятий, которые при обычной технике рисования могут быть легко переданы графически. Испытуемым предъявляется следующий набор понятий: 1. Веселый праздник; 2. Тяжелая работа; 3. Вкусный ужин; 4. Болезнь; 5. Печаль; 6. Счастье; 7. Любовь; 8. Развитие; 9. Разлука; 10. Обман; 11. Победа; 12. Подвиг; 13. Вражда, 14. Справедливость; 15. Сомнение; 16. Дружба.

Необходимо соблюдать данную последовательность предъявления понятий, что имеет значение для динамического анализа «пиктограммы».

Предъявление понятий и выполнение испытуемым рисунков составляет первый этап исследования. На этом этапе задача экспериментатора сводится к тому, чтобы фиксировать спонтанные разъяснения и замечания испытуемого, а также осуществлять приблизительный хронометраж, поскольку использование секундомера создает у испытуемых впечатление ограниченности времени. Желательно зафиксировать общее время исследования и наиболее длительные паузы. Оценка времени от предъявления понятий до начала выполнения рисунка («латентное время» по Л. С. Драгунской) проводится незаметно для испытуемого — по секундной стрелке ручных часов.

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор приступает к опросу, который выделяется в отдельный этап исследования для того, чтобы не повлиять на дальнейший ход исследования и отделить «спонтанные» разъяснения от «вынужденных».

Опрос следует проводить избегая суггестии, недопустимы, в частности, вопросы типа: «А этот рисунок имеет какое-либо отношение к Вам лично?». У испытуемого не должно возникнуть впечатление, что его разъяснениям придается какое-то особое значение, поэтому нежелательно на глазах у испытуемого записывать каждое его слово.

Во время опроса уточняется уровень абстрактности образа, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, иногда, при малодифференцированном изображении уточняется его характер.

Через полчаса после окончания исследования испытуемого просят вспомнить слова по рисункам. После этого экспериментатор приступает к третьему этапу исследования — ретестированию. Значение этого этапа исследования тем больше, чем необычнее «пиктограмма» испытуемого, чем хуже продуктивность опосредованного запоминания. Основная задача ретестирования — выявить «латентные» возможности испытуемого, оставшиеся «за кадром» при основном исследовании.

В целом ретестирование как бы возвращает методу его «пластичность», уменьшенную стандартизацией процедуры исследования и набора понятий, не препятствуя получению спонтанных данных. На третьем этапе экспериментатор занимает более активную, порой — авторитарную позицию.

В качестве примера, иллюстрирующего технику проведения ретестирования, проводится ретестирование по «выхолощенным символам». Эти, описанные еще Г. В. Биренбаум, образы совершенно лишены содержательной связи с понятием, лаконичны по изобразительным

средствам (линии, геометрические фигуры, штриховка и т. п.), не сопровождаются спонтанными разъяснениями, вынужденные разъяснения крайне формальны: «Просто так, абстрактно», «Просто — значок».

Образы этой категории не обеспечивают запоминание соответствующего слова.

Обращаясь к испытуемому, экспериментатор говорит: «По-видимому, Вы недостаточно серьезно отнеслись к исследованию и теперь не можете вспомнить названные Вам слова. Я прочту их вам еще раз, а Вы попробуйте выбрать какой-либо другой рисунок так, чтобы он действительно помог Вам при запоминании».

Возможность либо невозможность коррекции при ретестировании позволяет установить истинную природу «выхолощенных символов» в каждом конкретном случае (неспособность осмыслить инструкцию, ситуационно обусловленное снижение мотивации, нарушения мотива-ционного компонента мышления) и избежать диагностических ошибок.

Объектом для ретестирования служат также образы, где вопреки инструкции испытуемые употребляют буквенные и словесные обозначения. В данном случае экспериментатор напоминает требование инструкции и просит испытуемого выполнить задание еще раз.

При ретестировании можно попытаться добиться замены сложных, сценоподобных образов образами с более высоким уровнем абстрагирования.

В ряде случаев экспериментатор сталкивается с отказом испытуемых от исследования. Отказ может последовать тотчас после предъявления инструкции, либо позднее, когда испытуемый осознает сложность выполнения метода. Атмосфера доброжелательности, отсутствие «оценочного» отношения экспериментатора являются лучшим условием для преодоления отказа. Испытуемому повторно разъясняется, что качество рисунка не имеет значения, что время исследования не ограничено. В большинстве случаев отказ удается преодолеть, если он не связан с грубой интеллектуальной несостоятельностью, либо с настороженностью испытуемого, бредово трактующего ситуацию экспериментатора. Если испытуемый затрудняется выбрать образ на одно понятие («локальный ответ»), экспериментатор просит его подумать, подчеркивая, что время исследования не ограничено. При повторном отказе следует перейти к следующему понятию набора.

 

ГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АНАЛИЗА

 

Анализируя графические особенности «пиктограммы», экспериментатор обращает внимание прежде всего на размер рисунков («микрография», «макрография»), стабильность размеров рисунков («осцилляция», «расширение», «сжатие», «локальное сжатие» — уменьшение размеров рисунка на одно понятие). Расположение рисунков на листе бумаги может быть правильным (горизонтальным и вертикальным, слева направо, сверху вниз), «обратным», общая упорядоченность композиции варьируется от «сверхупорядоченной» — подчеркнуто правильное расположение рисунков, соблюдение одинаковых расстояний между рисунками и размеров рисунка, до осциллирующей и «хаотической» — рисунки беспорядочно разбросаны на листе бумаги, значительно отличаются размерами, расстояния между ними колеблются от значительного до «наложения» одного рисунка на другой. Крайнее проявление «сверхупорядоченной» композиции — с малым размером рисунков, расположенных по краю листа — «краевое расположение», равномерным чаще слабым нажимом линии, картина может дополняться спонтанной нумерацией рисунков.

Нажим линии может колебаться от слабого, едва заметного, до сильного, рвущего бумагу, при этом подобные колебания могут быть в одном протоколе исследования, указывая на склонность испытуемого к импульсивным аффективным разрядам.

Упорядоченность композиции отражает способность к планированию и самоконтролю в ситуации эксперимента. Нарушения композиции в «пиктограмме» могут отражать как стойкие особенности характера, так и актуальное психическое состояние больного (атипичные гипоманиакальные синдромы). В последнем случае, при повторных исследованиях, после нормализации психического состояния нормализуются и графические характеристики «пиктограммы».

Следует также упомянуть «органический графический симптокомплекс», включающий наклон фигуры более.5° от вертикали, дрожащую, несовпадающую и пересекающуюся линии. Эти признаки обладают высокой специфичностью при органических поражениях головного мозга.

 

«ПИКТОГРАММЫ» ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВЫХ

ИСПЫТУЕМЫХ

 

Практически все испытуемые легко осмысливают инструкцию к методике, подчиняются ее требованиям. Вместе с тем испытуемые с высоким уровнем интеллекта зачастую подвергают инструкцию сомнению, указывая на то, что метод говорит скорее о способностях и «вообще об особенностях человека». Лица с низкой нормой интеллекта испытывают, как правило, значительные трудности при выполнении «пиктограммы», однако метод в целом доступен и для них.

В приложении приводятся нормативные данные по важнейшим количественным показателям «пиктограммы», обработанные методом вариационной статистики, что позволяет судить о допустимом диапазоне колебаний показателей.

Внутри нормативной группы и, особенно, при сопоставлении «основной» и дополнительных групп, выявляются существенные различия, которые зависят от уровня интеллектуального развития и особенностей личности испытуемых. При этом факторами, чувствительными к уровню интеллектуального развития, являются: умение выбрать рисунок для опосредования, каков бы он ни был, принадлежность образа к группе адекватных, наличие «удачных оригинальных» образов. Показателями интеллекта являются также степень выраженности стереотипии, наличие «сценоподобных» образов и их число, наконец, продуктивность опосредованного запоминания. Особенности мотивации также оказывают влияние на все эти показатели: повышение уровня мотивации (при высоком уровне интеллектуального развития) приводит к увеличению числа геометрических и метафорических символов, оригинальных образов, уменьшению выраженности стереотипии, а иногда к смещению стереотипизирующей установки. Может снизиться показатель адекватных образов, но показатель продуктивности запоминания остается высоким. Неспособность к планированию, неустойчивость характера, эгоцентризм, проявляются увеличением числа индивидуально значимых образов, где открыто проецируются желания и потребности, а иногда и асоциальные привычки испытуемых. Эти же факторы приводят к снижению показателя адекватных образов и, что существенно, к снижению продуктивности запоминания — здесь особенно много «приблизительных» воспроизведений. Напротив, склонность, неуверенность в себе, обсессивно-компульсивные проявления, «обедняя» результаты исследования, лишая их элемента оригинальности, уменьшая количество эмоционально насыщенных метафорических символов, обеспечивают максимально высокий показатель адекватности и высокую продуктивность опосредованного запоминания.

Однако наиболее демонстративно особенности эффективности и характерологические черты проявляются в «особых феноменах», а также графических характеристиках «пиктограмм» здоровых испытуемых. Шоковые реакции, степень их выраженности, позволяет судить о характере эмоциональных реакций и контроле над ними, высказываний испытуемых могут указать на внутреннюю неуверенность, тревожно-депрессивную установку на исследование, могут позволить сделать вывод о типе реакции на фрустрацию. Употребление букв в ряде случаев указывает на негативистические тенденции. Степень стабильности графических характеристик варьирует в зависимости от скованности или свободного поведения испытуемых в ситуации эксперимента, а также отражает характерологические особенности. Однако при всей вариабельности данных внутри нормативной группы у нормативного протокола имеется ряд постоянных характеристик:

а. Здоровые испытуемые способны выбрать образы на подавляющее большинство понятий выбора;

б. Среди образов, выбираемых здоровыми людьми, преобладают атрибутивные и конкретные, не имеющие индивидуальной значимости. Отсутствие геометрических символов — обычное явление в протоколах психически здоровых людей.

в. Высок показатель адекватности, обязательным является наличие по крайней мере двух или трех стандартных образов.

г. Высокая продуктивность опосредованного запоминания;

д. Для нормативных протоколов характерна бедность «особыми феноменами» — отказы и шоковые реакции немногочисленны, высказывания испытуемых редки и лаконичны. Неформализуемые типы образов «пиктограммы» встречаются редко и легко могут быть изменены при ретестировании;

е. Стереотипия выражена за счет повторения изображений человека. Прямые персеверации отсутствуют.

ж. Для протоколов психически здоровых людей характерна «оптимальная» упорядоченность композиции, низкая вариабельность графических характеристик. Размеры рисунка таковы, что вся «пиктограмма» в подавляющем большинстве случаев умещается на одной стороне стандартного листа.

 

«ПИКТОГРАММА» ПРИ НЕКОТОРЫХ

Параноидная шизофрения

 

Данные «пиктограмм» — у больных шизофренией (параноидная форма) значительно отличаются в зависимости от актуального психического состояния больных (обострение, ремиссия А, ремиссия Б с чертами апатико-абулического дефекта), чего нельзя отметить при исследовании другими методами изучения мышления (4-й лишний, классификация, определение и сравнение понятий). Изменения «пиктограммы» обусловлены, таким образом, не только нарушениями мышления, но и аффективными, личностными характеристиками.

Для больных в состоянии обострения характерно:

а. Недостаточное понимание смысла задания.

б. Значительное снижение числа атрибутивных образов.

в. Снижение числа стандартных образов вплоть до их отсутствия.

г. Смещение стереотипизирующей установки (атипическая стереотипия), персеверативные тенденции (прямые персеверации, феномен «единой системы»).

д. Снижение числа адекватных образов.

е. Низкая продуктивность опосредованного запоминания, при этом испытуемый не может вспомнить даже те слова, на которые выбраны адекватные образы.

ж. Употребление букв, часто вычурное.

з. Расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения рисунков.

и. Значительная диспропорция между данными «пиктограммы» и других методов экспериментально-психологического исследования.

Вышеизложенное не касается больных с депрессивно-параноидным синдромом, «пиктограммы» которых имеют следующие характерные черты:

а. Значительное удлинение времени реакции.

б. Снижение уровня «интеллектуальных» факторов «пиктограммы».

в. Высокий показатель адекватности и стандартных образов.

г. Достаточная продуктивность опосредованного запоминания.

д. Выраженные «шоковые реакции» с непреодолимыми отказами на эмоционально значимые понятия.

е. Чрезмерно выраженная типическая стереотипия.

ж. Сверхупорядоченная композиция вплоть до микрографии и «краевого расположения рисунков».

з. Нажим линии — слабый, часто — скупость деталей и фрагментарность рисунка, но иногда, напротив, рисунки повышенно детализированы, нажим линии в этих случаях не обнаруживает особенностей.

Данные изменения характерны для депрессии и неспецифичны для шизофрении как таковой. Следовательно, при наличии депрессии у больного шизофренией, в «пиктограмме» проявляются те изменения, которые характерны для депрессии, шизофренические изменения «маскируются». Другой существенной закономерностью является то обстоятельство, что если шизофрения развивается на органической основе, особенно при наличии черт интеллектуального снижения, в «пиктограмме» проявляются изменения, типичные для «органиков». «Пиктограммы» больных шизофренией в состоянии ремиссии А не всегда возможно отдифференцировать от «пиктограмм» здоровых испытуемых и невротиков. Однако, достаточно часто при исследовании проявляются специфические изменения:

а. снижение количества стандартных образов вплоть до полного их отсутствия на фоне достаточного количества адекватных образов.

б. Персеверации на фоне благополучных «интеллектуальных» характеристик «пиктограммы».

в. Выраженные шоковые реакции с отказами на «легкие» понятия, не вызывающие затруднений у здоровых испытуемых — «парадоксальные отказы».

г. Низкая продуктивность запоминания, неспособность воспроизвести понятия, на которые выбраны адекватные образы.

У больных с легким апатико-абулическим дефектом дополнительно отмечаются:

а. Отказы на последние понятия, входящие в набор, вне зависимости от их интеллектуальной трудности.

б. Выхолощенные символы, также чаще на последние понятия набора. Коррекция при ретестировании не всегда возможна.

в. Весьма специфично сочетание хаотического расположения рисунка со слабым, едва заметным нажимом линии.

г. Иногда встречаются недифференцированные зображения. Дифференциация затруднена из-за скупости деталей рисунка и слабого нажима линии.

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.036 с.)