Исполнение фидеикомиссов в республиканский период осуществлялось: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исполнение фидеикомиссов в республиканский период осуществлялось:



а) безусловно;

б) в случае исполнения наследником определенных обязательств;

в) по желанию наследника.

 

15. По новеллам Юстиниана вдова имела право наследования:

а) в первую очередь;

б) вне очереди;

в) в последнюю очередь.

 

16. В первый класс преторских наследников по закону входили:

a) родители умершего;

б) все дети умершего (в том числе усыновленные и эманципированные);

в) переживший супруг;

г) ближайшие агнаты;

д) непосредственные подвластные.

 

17. Переживший супруг мог стать преторским наследником, если:

a) он входил в первый класс преторских наследников;

б) отсутствовали отдаленные кровные родственники;

в) он был специально упомянут в завещании;

г) у наследодателя не было детей.

 

18. Необходимыми наследниками по преторскому праву являлись:

a) дети;

б) переживший супруг;

в) ближайшие когнаты;

г) сородичи;

д) родители.

 

19. Наследник по обязательствам и долгам наследодателя:

a) не отвечал;

б) отвечал только своим имуществом;

в) отвечал по долгам наследодателя только в размере актива наследства;

г) наследник полностью отвечал по всем обязательствам и долгам наследодателя.

   

 

20. Лежачее наследство - это:

a) открытое, но не принятое наследство;

б) наследство, от которого отказались все наследники;

в) наследство по завещанию;

г) наследство в пользу посторонних;

д) наследство вопреки завещанию.

 

Оценочные средства для промежуточной аттестации

Формируемые компетенции

       Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоение компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-2 способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры ПК-2.2 способность осознавать юридическое значение и влияние исторически сформированных юридических конструкций для современных правовых систем и правоприменения
Этап освоения компетенции Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-2.2 Понимает юридическую терминологию с точки зрения исторического анализа Дает оценку реального состояния правопорядка, исходя из исторически сложившегося уровня правовой культуры в обществе.   Соотносит различные правовые явления, правоотношения и юридические факты; Определяет общие и особенные закономерности правоприменения для различных видов правовых отношений.

Типовые оценочные средства

Типовой билет итоговой письменной работы № 1

 

1. Предмет римского частного права.

2. Понятие, виды и источники обязательств в римском праве.

 

Типовой билет итоговой письменной работы № 2

 

1. Системы римского частного права. Дуализм римского права.

2. Роль римского права в истории права. Рецепция римского права и ее этапы. Значение римского права для современной юриспруденции.

 

Шкала оценивания

 

Итоговой формой контроля по дисциплине «Римское право» является зачет.

Для бакалавров очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система обучения, текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой дисциплины. Требования к качеству выполнению контрольных работ и иных мероприятий аналогичны требованиям, предъявляемым к работам бакалавров заочной формы обучения.

Технологическая карта – это документ, содержащий методику оценивания (задания, сроки выполнения, критерии оценки, количество баллов) знаний, умений и навыков в рамках текущего освоения студентами дисциплины.

Итоговая оценка по учебному курсу выставляется учащемуся очной формы обучения следующим образом:

«зачет», если за итоговую работу получено не менее 12 баллов и суммарно начислено не менее 50 баллов;

«незачет», если за итоговую работу получено менее 12 баллов, либо суммарно начислено менее 50 баллов.

Итоговая оценка по учебному курсу выставляется учащемуся очной формы обучения следующим образом:

«зачет», если за итоговую работу получено не менее 12 баллов;

«незачет», если за итоговую работу получено менее 12 баллов.

Правила оценки итоговой работы:

правильный и полный ответ в соответствии с критериями оценивания сформированности компетенции– 18-20 баллов;

точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ в соответствии с критериями оценивания сформированности компетенции – 12-18 баллов;

неточный и неполный ответ в соответствии с критериями оценивания сформированности компетенции- 1-12 баллов

неправильный ответ – 0 баллов.

Оценка может быть снижена в следующих случаях:

- частично не продемонстрированны установленные критерии сформированности компетенции

- использованы нормативные правовые акты, утратившие силу (до 0 баллов);

- не использована научная и учебная литература (на 2-3 балла);

- работа содержит описание вопроса, но не содержит решения и вывода (на 4-5 баллов);

- работа выполнена небрежно, содержит недопустимые сокращения, зачеркивания, неразборчивый почерк, осложняющий установление содержания работы (на 1-2 балла).

Оценка выставляется в размере 0 баллов в следующих случаях:

- полностью не продемонстрированны установленные критерии сформированности компетенции

- были сданы две одинаковых работы;

- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;

- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

 

1. Образование Римского государства.

2. Особенности общества в Риме в Царский период.

3. Чертами характеризуется военная демократия и зарождение публичной власти.

4. Статус Rex (вождь, царь) как властителя времени формирования государ­ственности.

5. Реформы Сервия Туллия.

6. Римское государство в период республики.

7. Общественный строй Рима в период расцвета республики.

8. Черты государственный строя в период расцвета республики.

9. Статус Princeps (первоприсутствующий, государь) как властителя пе­реходного от республиканского к чисто монархическому строю времени (27 г. до н.э. — 284 г. н.э.).

10. Кризис республики и установление военных диктатур.

11. Особенности Римского государства в период империи. 

12. Статус Dominus (господин) как властителя собственно времени офор­мившейся монархии эпохи классического Рима (284— 476 гг.).

13. Причины падение Западной Римской империи.

14. Статус Imperator (повелитель, император) как властитель феодальной по преимуществу эпохи (с VI в.).

15. Раздел Римской Империи на Западную и Восточную (Византию).

16. Падение Западной Римской Империи.

17. Падение Восточной Римской Империи (Византии).

18. Предмет римского частного права.

19. Системы римского частного права. Дуализм гражданского права.

20. Основные институты римского частного права.

21. Роль римского права в истории права. Рецепция римского права и ее этапы. Значение римского права для современной юриспруденции.

22. Периодизация становления и развития римского права и его источники.

23. Понятие источников римского права. Классификация источников римского права.

24. Деление римского права на неписаное (обычай) и писаное. Закон как источник римского права.

25. Эдикты магистратов как источник права.

26. Деятельность римских юристов. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права.

27. Кодификации императорских конституций, их частный и официальный характер. Кодификация Юстиниана и ее значение. Институции, их система и содержание. Дигесты, их состав и содержание. Кодекс Юстиниана. Новеллы. Свод гражданского права (Corpus iuris civils).

28. Вещноправовые и личноправовые субъективные права и обязанности.

29. Основания возникновения и прекращение гражданских прав и обязанностей. Юридические факты, акты и сделки, их соотношение и виды.

30. Понятие и границы осуществления права.

31. Формы защиты нарушенных прав по римскому гражданскому праву.

32. Понятие и виды исков.

33. Формула иска и ее значение в развитии права.

34. Особые средства преторской защиты.

35. Понятие и сущность легисакционного, формулярного и экстраординарного гражданского процессов.

36. Формы и этапы гражданского судопроизводства.

37. Процессуальное представительство.

38. Судебное решение.

39. Исполнительное производство.

40. Исковая давность.

41. Организация уголовной юстиции.

42. Формы уголовного процесса.

43. Порядок уголовного судопроизводства.

44. Средства доказывания уголовного обвинения.

45. Общая характеристика преступления.

46. Основные группы и виды преступлений.

47. Критерии оценки преступления.

48. Вина. Общие особенности вменения ответственности. Понятие и форма вины.

49. Виды и элементы вины.

50. Цель наказания и общие принципы ответственности.

51. Наказание и его виды.

52. Понятие «persona» и субъект права.

53. Правоспособность физических лиц и ее ограничения.

54. Дееспособность физических лиц и ее ограничения.

55. Опека и попечительство.

56. Правовое положение латинов и перегринов.

57. Правовое положение вольноотпущенников и колонов.

58. Правовое положение рабов. Пекулий.

59. Юридические лица в римском праве.

60. Понятие семьи и виды родства. Свойство.

61. Понятие и формы брака. Конкубинат.

62. Условия заключения и прекращения брака.

63. Личные и имущественные права супругов.

64. Отцовская власть: установление и прекращение.

65. Личные и имущественные отношения домовладыки и подвластных.

66. Вещь как объект права. Классификация вещей и ее значение.

67. Отличие вещных и обязательственных правоотношений.

68. Понятие и содержание права собственности в классический период развития римского права.

69. Владение и держание.

70. Виды владения.

71. Установление и прекращение владения.

72. Защита владения.

73. Способы приобретения и прекращения права собственности.

74. Общая собственность.

75. Защита права собственности.

76. Понятие и виды прав на чужие вещи.

77. Понятие и виды сервитутов.

78. Установление, прекращение и защита сервитутов.

79. Эмфитевзис и суперфиций.

80. Залог как право на чужую вещь и его формы.

81. Понятие и виды обязательств. Источники обязательств.

82. Содержание обязательства.

83. Предмет обязательства. Обязательства делимые и неделимые. Альтернативные и факультативные обязательства. «Кауза» в обязательстве.

84. Стороны в обязательстве. Множественность лиц в обязательстве. Обязательства долевые, солидарные и корреальные.

85. Исполнение обязательства.

86. Понятие, формы и виды ответственности в обязательственном праве.

87. Субъективные и объективные критерии (условия) ответственности должника за неисполнение обязательства.

88. Способы обеспечения исполнения обязательств.

89. Прекращение обязательств.

90. Понятие и виды договора.

91. Предмет и содержание договора.

92. Цель и ее значение в договоре.

93. Заключение договора. Представительство.

94. Условия действительности договора.

95. Недействительность договора.

96. Последствия признания договора недействительным.

97. Прекращение договора.

98. Понятие и виды контрактов.

99. Понятие, сущность и виды вербальных контрактов. Стипуляция. Договор обещания установить приданое. Клятвенное обещание либерта. Обещание в пользу гражданской общины или божества.

100. Понятие и содержание литтеральных контрактов. Формы их записи. Долговые документы как форма письменных контрактов.

101. Понятие, сущность и виды реальных контрактов.

102. Договор займа.

103. Договор ссуды.

104. Договор хранения (поклажи). Специальные разновидности хранения.

105. Залог.

106. Фидуциарный договор как правовая форма дружеских соглашений о поклаже, ссуде, реальной гарантии обязательства и т.п.

107. Понятие, сущность и виды консенсуальных контрактов.

108. Договор купли-продажи.

109. Договор найма и его виды.

110. Договор поручения.

111. Договор товарищества.

112. Понятие, происхождение и развитие безымянных контрактов. Виды безымянных контрактов.

113. Договор мены.

114. Договор комиссии.

115. Оценочный договор.

116. Понятие и виды пактов. «Голые» пакты. Юридически защищенные («одетые») пакты и их виды.

117. Присоединенные (дополнительные) пакты и их виды.

118. Преторские пакты и их виды.

119. Пакты, получившие исковую защиту в императорском законодательстве, и их виды.

120. Понятие квазиконтракта – обязательства как бы из контракта.

121. Виды обязательств как бы из контракта.

122. Обязательство из ведения чужих дел без поручения. Ведение чужих дел в своем интересе и его правовые последствия.

123. Обязательства из неосновательного обогащения и их виды.

124. Деликтные обязательства.

125. Отдельные виды деликтов.

126. Понятие и виды квазиделиктных обязательств.

127. Понятие наследования. Виды правопреемства.

128. Завещание как основание наследования.

129. Наследование по закону и его эволюция.

130. Открытие наследства и его последствия.

131. Принятие наследства и его последствия.

132. Легаты и их виды.

133. Фидеикомиссы.

134. Выморочное наследство.

 

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

К особенностям самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения относится:

использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов (ИПС «Гарант», «КонсультантПлюс»), доступ к которым организован в Академии;

активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;

сбор, обобщение и анализ памятников (источников) римского права и иных материалов для участия в деловых играх;

использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям;

Студентам предлагаются следующие формы самостоятельной работы: изучение учебной литературы; работа с памятниками (источниками) римского права; изучение казусов, сентенций, изречений римских юристов; изучение дополнительной научной литературы отечественных, в том числе дореволюционных, и зарубежных романистов. На основании этого им может быть предложено:

написать реферата, эссе – подготовить доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников или краткое их изложение;

подготовить тезисы – сформулировать основные положения вопроса, доклада, лекции, сообщения;

подготовить конспект – письменно кратко изложить содержание научной статьи;

выполнить контрольную работу – выполнить письменно предложенные задания;

составить глоссарий – составить словарь понятий и определений по теме;

составить библиографический список с аннотированием литературы – составить полный список литературы по теме с краткой характеристикой содержания книги, статьи, рукописи;

составить тест – составить вопросник по теме с вариантами ответов;

составить таблицу, схему – сгруппировать материал по теме в определенном порядке, по графам;

составить список нормативно-правовых актов – составить список нормативно-правовых актов, регулирующих определенные общественные отношения, указать дату их принятия, номер, последнюю редакцию. Для выполнения данного задания необходимо использовать ИПС «Консультант плюс» или «Гарант»;

решить задачи и казусы – дать развернутый ответ на поставленный практический вопрос, обосновав свои предложения ссылками на соответствующие памятники (источники) римского права и примеры их решения римскими юристами;

подготовка презентаций Power Point;

выполнение иных заданий преподавателя.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является необходимым компонентом получения полноценного высшего образования.

Темы для самостоятельного изучения определяются в соответствии с тематическим планом курса, предусмотренным для соответствующей формы обучения. Для подготовки следует использовать рекомендованную в соответствующем разделе литературу, вопросы для обсуждения, а также задания из практикума.

Контрольные мероприятия с целью текущей проверки уровня усвоения студентом знаний по предмету проводятся в соответствии с технологической картой дисциплины на семинарских занятиях. В перечень контрольных мероприятий входят как тестирования, так и контрольные работы, проводимые на основании индивидуального задания студенту, выдаваемого преподавателем.

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

Проведение семинарских занятий преследует цели: закрепления и углубления знаний о природе, юридическом значении и влиянии исторически сформированных юридических конструкций римского права для современных правовых систем и правоприменения; усвоения теории романистики на опыте России и других стран; изучение памятников (источников) римского права, изучение трудов известных римских юристов; развитие у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых реальностей, их критической оценки юридического значения и влияние исторически сформированных юридических конструкций римского права для современных правовых систем и правоприменения.

Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:

- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;

- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;

- развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;

- расширении словарного запаса бакалавров, усвоении специальной терминологии жилищного права.

Практические занятия по предмету «Римское право» предусматривают следующие задачи:

во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить бакалаврам возможность проявления их индивидуальности;

во-вторых, проверить качество усвоения бакалаврами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.

При изучении каждой темы и при подготовке к семинару бакалавру рекомендуется:

- ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;

- ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке Академии;

- использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.

Кроме изучения вопросов, указанных в плане практических занятий, бакалавр должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоений терминов по теме), тестовое и практическое (решение тестов и юридических задач в области римского права).

Для выполнения этих заданий студенту-бакалавру надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: юридический словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки из памятников (источников) римского права. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.

Текущий контроль предполагает выявление знаний и умений бакалавра по вопросам темы в процессе коллективного обсуждения:

- семинар в диалоговом режиме после освоения материала;

- решение практических задач на основе изученного материала;

- обсуждение решений ситуационных заданий;

- проведение деловой игры;

- тестирование;

- обсуждение презентаций проектов.

Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении сообщений, проблемных и познавательных ситуаций четко и доступно сформулировать свою позицию, аргументировано ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.

Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:

- заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов-бакалавров по плану занятия;

- обсуждая решения задач, которые содержатся в практикуме;

- проверяя «домашние» задания;

- проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.

В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины. В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка. При подготовке сообщений и докладов, выступлений следует широко использовать опубликованные научные источники – статьи, монографии, тезисы конференций, а также информационно-правовые базы, учебники и учебные пособия по римскому праву. Практикум, дополняющий своим содержанием данную учебную программу, позволяет преподавателю использовать на практических занятиях по каждой теме курса элементы интерактивных форм обучения, такие как: метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа); мозговой штурм (из предложенных студентами разнообразных решений и ответов на задания практикума, найти и отодрать правильные вариант или варианты ответов на вопрос); работа в малой группе (решение предложенных заданий на семинаре по группам, разделив участников занятия по 3-5 человек в зависимости от сложности задания). Порядок подготовки студентов к данным видам интерактивных методов обучения, последовательность их действий и рекомендации по этапам решения ситуационных задач подробно описаны во введении к практикуму.

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной и заочной форм обучения.

Методические указания и задания для самостоятельной работы бакалавров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.119 с.)