Гипотезы о механизмах долговременной памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипотезы о механизмах долговременной памяти



    4.1. Участие в синаптических процессах нейроспецифических белков (И.П. Ашмарин, 1975г.)

 

Согласно гипотезе И.П. Ашмарина (1975г.), активизация возбуждения постсинаптического пространства происходит под влиянием квантов (порций) медиатора, что приводит к изменениям в синтезе РНК и рибосомах нейрона - нейроспецифического белка - белков антигенов, гликопротеинов памяти. Хорошая консолидация (мгновенная память + кратковременная память = долговременная память). Лучше протекает, если информация привлекает внимание в течение часа. Мозг сам ее повторяет и лучше усваивает.

Роль нейропептидов в консолидации памяти

 

  Пептиды могут находиться в пресинаптических терминалях (везикулах) в качестве сопутствующего медиатора (норадреналин + медиатор и др.). Разные медиаторы вызывают разные эффекты в процессе хранения и усвоения информации. Например: при определенных условиях улучшают усвоение информации норадреналин, серотонин, вазопренин и др., их введение извне может заметно повлиять на память.

    Роль нейропептидов в консолидации памяти исследовали И.П. Ашмарин, Р.И. Кругликов, М.А. Самойлов.

 

    4.3. Роль синтеза белка под влиянием изменения динамического генома

 

    Согласно гипотезе П.К. Анохина (1968г.) и Х. Хидена биохимические процессы вызывают динамическое изменение генома нейрона и перестройку кода РНК, что приводит к синтезу адекватных для данной ситуации новых молекул белков - хранителей полученной информации.

    Раздражения (1) из внешней и внутренней среды вызывают активацию и изменения в молекулах ДНК (2) нейрона, на котором синтезируются молекулы РНК (3), отвечающие за синтез (4) специфических белков памяти:

 

Р  → ДНК → РНК → синтез специфических белков

раздражитель изменения изменения

(1)              (2)             (3)                                (4)

    Механизмы долговременной памяти изучены недостаточно, хотя разрабатывается гипотеза о белковой природе памяти, которая подтверждается экспериментально

    Таким образом, изменения белкового метаболизма нейрона является решающим звеном сложнейшей цепи процессов формирования и закрепления следов памяти (энграмма) (А.С. Батуев).     Поэтому долговременную память называют структурной памятью.

           Механизмы памяти являются основой методик обучения и воспитания детей, формирования поведенческих реакций.

 

Факторы, способствующие улучшению памяти

1. Состояние здоровья определяет способности нейронов к закреплению информации.

2. При организации воспитательно-образовательного процесса избегать переутомления и перегрузки, учитывать возрастные особенности и особенности нейрофизиологических процессов.

3. Организация правильного питания и режима дня, достаточное пребывание на свежем   воздухе, повышает работоспособность нервной системы.

4. Развитие памяти происходит в деятельности, правильная организация способствует улучшению памяти и увеличению объема.

5. У детей преобладает наглядно-образная память, поэтому необходимо обеспечить демонстрацию показа объектов, учитывать модальность ребенка и развивать их     всесторонне и гармонично.

6. Консолидация всех видов памяти усиливается при многократных повторениях   упражнений, опытов, систематической работе.

 

Тема 7

 

УЧЕНИЕ О ТИПАХ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. Учение о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова.

2. Классификация типов высшей нервной деятельности у детей по системе Н.И. Красногорского.

3. Влияние типа высшей нервной деятельности на поведенческие реакции..

4. Связь типа высшей нервной деятельности и темперамента.

 

Учение о типах высшей нервной деятельности

И.П. Павлова

    После многолетних наблюдений и экспериментальных исследований И.П. Павлов выделил 4 типа высшей нервной деятельности животных в зависимости от характера нервных процессов. В основу классификации он заложил свойства нервных процессов: силу возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность.

 

1) Сильный, уравновешенный, подвижный тип (живой) характеризуется сильно выраженными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и способностью к легкой замене одного процесса другим. Собаки легко поддаются дрессировке.

 

2) Сильный, уравновешенный, инертный тип (спокойный) отличается также сильным, уравновешенным возбудительным и тормозным процессами, но, в отличие от предыдущего, малоподвижен, и получить адекватную реакцию при смене положительного сигнального раздражения на отрицательный (и наоборот) удается с большим трудом. Собаки этого типа отличаются спокойным характером поведения, верные хозяину, имеют стойкие условные рефлексы.

 

3) Сильный, не уравновешенный тип (безудержный) характеризуется сильным процессом возбуждения, который преобладает над торможением. Отличительные рефлексы вырабатываются с трудом. Собаки этого типа отличаются агрессивностью.

 

4) Слабый тип (оранжирейный) отличается слабыми процессами возбуждения и легко возникающими тормозными реакциями. Собаки трусливы, для них характерны пассивно-оборонительные реакции.

 

 

Задание: на основании опорного конспекта заполните таблицу

 

Тип ВНД Сила Уравновешенность Подвижность Особенности поведенческих реакций
           

 

Тип высшей нервной деятельности определяет особенности поведенческих реакций животных, их способность к формированию условных рефлексов, дрессировке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.011 с.)