Дифферентная и креновая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифферентная и креновая система



Дифферентная система (рис.1.31) предназначена для приема в цистерны, перекачки и удаления из них водяного балласта при дифферентовке судна. Ее предусматривают только на тех судах, которые по условиям эксплуатации часто меняют дифферент,  например, на ледоколах, использующих изменения дифферента для улучшения условий форсирования льда.

Система состоит из двух цистерн, носовой и кормовой, общей емкостью около 5—12 % водоизмещения судна; объединяющего их трубопровода; перекачивающего реверсивного насоса и кингстонов — приемного и отливного.

На некоторых судах для перемещения воды из одной оконечности судна в другую вместо перекачивания ее насосом применяют продувку сжатым воздухом. Иногда дифферентную систему делают по автономному принципу: носовую и кормовую цистерны не соединяют одним трубопроводом, а оборудуют автономными средствами приема и удаления воды (кингстонами, эжекторами или сжатым воздухом).

Креновая система (рис.1.31) предназначается для выравнивания крена. Ее оборудуют на ледоколах, которым для освобождения от сжатия льдами, а также схода с кромки льда или снятия с мели необходимо создать крен, а также на паромах и судах с горизонтальной грузообработкой для борьбы с креном, возникающим при перемещении грузов по судну во время грузовых операций (ее на этих судах называют антикреновой системой). Устройство креновой системы аналогично устройству дифферентной системы, если не считать, что креновые цистерны (объемом 5—8 % водоизмещения) расположены не в оконечностях судна, а в средней части (это позволяет создавать наибольший кренящий момент). Кроме того, у креновой системы больше диаметр переточных труб (до 700—1000 мм), и поэтому в качестве запорной арматуры применяют клинкеты и поворотные затворы.

 

         

 

Рисунок 1.31-Схема креновой и дифферентной систем ледокола

1 - защитная решетка; 2 - поворотный дисковый затвор с дистанционным управлением;

3 -линзовый компенсатор; 4, 9, 11 - реверсивные насосы; 5, 10 - клинкетные задвижки;

6, 13, 16 - ледовые ящики; 7 - магистраль к насосу балластной системы; 8, 14 - креновые цистерны; 12, 17 - дифферентные цистерны; 15 - запорный клапан

 

Система замещения. Разновидностью балластной системы является система замещения топлива, предназначенная для поддержания нормальной осадки судна заполнением освободившихся объемов в топливных цистернах забортной водой.

Работа системы замещения основана на том, что топливные цистерны расположены ниже ватерлинии судна и топливо в них находится под постоянным гидростатическим забортным давлением. Вследствие меньшей плотности топлива заборная вода будет вытеснять его в верхнюю часть цистерны.

Опорожнение заполненных балластом топливных цистерн производится насосами осушительной системы.

Для защиты моря от загрязнений нефтесодержащие трюмные воды перед сбросом за борт очищают от нефтепродуктов.

В зависимости от происхождения нефтесодержащие воды делятся на льяльные, балластные и промывочные. Льяльные воды образуются в сравнительно небольших количествах в МО и, как правило, подвергаются сепарационной очистке. Балластные и промывочные воды танкеров в подавляющем большинстве случаев окончательной очистке на судне не подвергаются, а откачиваются в отстойные танки общей вместимостью не менее 3 % от грузовместимости судна либо в специальные береговые или плавучие очистные станции.  

По условиям Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросом отходов и других материалов 1972 г. каждое судно должно оборудоваться сепарационной установкой и фильтрационной системой, обеспечивающими очистку нефтеводяных смесей от нефтяных остатков до содержания их в откачиваемой воде в пределах установленных норм, и емкостью для хранения льяльных вод во время стоянки в портах (до 6 сут). Сливной трубопровод для сдачи неочищенной воды приемщикам должен выводиться на оба борта и снабжаться присоединительными фланцами международного образца.

Для повышения эффективности охраны морской среды от загрязнения нефтью введены правила об особых районах, к которым отнесены Средиземное, Черное, Балтийское, Красное моря, районы Персидского и Оманского заливов. В этих районах  запрещается   сброс  в море  нефти  или  нефтеналивной   смеси  с  любого

танкера и с любого другого судна валовой вместимостью 400 per. тонн и более. Такие суда, находясь в особом районе, сохраняют на борту все нефтяные осадки и остатки, грязный балласт и промывочную воду и сдают их только в береговые очистные сооружения.

1.7.7 Общие требования противопожарной безопасности на судне

Требования к противопожарной защите гражданских судов изложены в Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море  СОЛАС-74, в

главе II-2 требования к пожарной защите и меры противопожарной безопасности судов.

Согласно данной конвенции суда должны иметь:

 

1. Оперативный план тушения пожара  -  предварительно   составленный   план,  

предусматривающий организацию тушения пожара, оптимальный и запасные

варианты применения сил и средств тушения пожара в конкретном аварийном   

помещении (отсеке) судна;

2. Центральный пост управления - пост управления, в котором сосредоточены 

 средства управления и индикации:

- стационарной системой сигнализации обнаружения пожара;

- автоматической спринклерной системой пожаротушения и сигнализацией

обнаружения пожара;

- панелью индикации противопожарных дверей;

      - закрытием противопожарных дверей;

- панелью индикации водонепроницаемых дверей;

- открытием и закрытием водонепроницаемых дверей;

- вентиляторами;

- сигнализацией общей/пожарной тревоги;

- системой связи, включая телефоны; микрофоном системы громкоговорящей

  связи.

3. Пожарный пост:

- место, где сосредоточены пусковые устройства противопожарных систем, 

     извещатели пожарной сигнализации для определенной части судна (отсека,

    главной вертикальной зоны, отдельных помещений);

 - хорошо видимое и доступное место, где расположены первичные средства

    тушения пожара и предметы противопожарного снабжения (пожарный кран,

    рукав и рукавный ключ, ствол, насадки, пожарный топор и др.).

4. Пожарная безопасность судов обеспечивается:

- конструкцией судов, их оборудованием и снабжением;

- поддержанием в рабочем состоянии и готовности к немедленному

   использованию

 противопожарного оборудования и средств для борьбы с пожаром;

- выполнением экипажем требований по эксплуатации судового

оборудования;

- организационными мероприятиями по созданию системы противопожарной

 защиты судна;

- соблюдением противопожарного режима на судне;

- выполнением специальных требований пожарной безопасности при

   перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных,

   ремонтных и других видов работ;

 - тренинги, обучение и инструктаж экипажа судна.

 

Системы пожаротушения: водотушения, водяного орошения, спринклерная, водораспыления, водяных завес, затопления, паротушения, пенотушения, объёмного химического тушения, углекислотного тушения, инертных газов

Для борьбы с пожаром используют различные средства, цель которых локализовать пожар, остановить его распространение и создать вокруг горящего предмета атмосферу, не поддерживающую горения.

Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легкоиспаряющихся жидкостей и т. п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противопожарных мероприятий. На гражданских судах к ним относятся системы: водяная, водяного орошения, водяных завес, водораспыления, спринклерная, паротушения, пенотушения, объемного химического тушения, углекислотного тушения, тушения инертными газами, порошкового тушения, а также пожарной сигнализации.

 

Система водотушения (рис.1.32) подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой или линейной схеме, от которого к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками. К ним можно подсоединять гибкие шланги длиной 10—20 м.

               

Рисунок 1.32-Схема системы водяного пожаротушения

1 - пожарный насос; 2- магистральный трубопровод; 3 - пожарный рожок

 

 

Системы с линейной магистралью применяют на танкерах, среднетоннажных сухогрузных судах, навалочниках. Системой с кольцевой магистралью оборудуют крупные пассажирские суда, промысловые обрабатывающие базы, рефрижераторы и т. п. суда, имеющие развитые надстройки. На крупных грузовых судах валовой вместимостью 4000 peг. тонн и более систему водяного пожаротушения выполняют по комбинированной схеме; в районе грузовых трюмов — по линейной, в районе надстроек — по кольцевой.

По Правилам Регистра давление в пожарных рожках должно быть в пределах 0,25—0,32 МПа (2,5—3,2 кгс/см2) — в зависимости от типа и регистрового тоннажа судна. Под давлением ручной ствол выбрасывает водяную струю на 20—25 м. В закрытых помещениях пожарные рожки устанавливают через 20 м, а снаружи — через 40 м друг от друга.

На специальных пожарных судах, буксирах, спасателях, ледоколах ставят лафетные стволы, выбрасывающие струю воды на 80—100 м. В качестве пожарных насосов используют центробежные насосы с напором 65—150 м вод. ст. Производительность и количество пожарных насосов определяют по Правилам Регистра в зависимости от типа и размеров судна; суммарная производительность на всех судах, кроме пассажирских, спасательных и пожарных, практически не превышает 250 м/ч, а количество их — двух (на указанных судах — от одного до трех). Минимальная производительность каждого насоса должна быть достаточной для одновременной работы двух стволов.

Насосы размещают так, чтобы живучесть системы была максимальной. Они должны находиться по возможности в разных отсеках или в одном отсеке, но у разных бортов. Правила допускают использовать в качестве пожарных балластные, осушительные и другие насосы, если их производительность и напоры не ниже требуемых.

Кроме стационарных пожарных насосов на пассажирских, наливных судах валовой вместимостью 1000 per. тонн и более и на всех прочих судах валовой вместимостью 2000 per. т и более устанавливают аварийный пожарный насос, если нельзя обеспечить надлежащую живучесть стационарных пожарных насосов.

Аварийный насос располагают отдельно от стационарных (на наливных судах  в носовой части вне грузовых танков, но в корму от форпиковой переборки), он должен иметь автономный привод и местное управление (на танкерах — также с открытой палубы). Производительность аварийного насоса должна быть достаточной для одновременной работы двух стволов.

Трубопровод противопожарной водяной системы выполняют из стальных или медных труб, рассчитанных на давление до 1,0 МПа (10 кгс/см2).

 

Система водяного орошения  служит для подачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара в хранилищах взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, а также для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и т. п. Система срабатывает автоматически при определенном повышении температуры, о начале ее работы подается сигнал в рулевую рубку и каюту старшего помощника капитана.

 

Система водяных завес  подает воду для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пламени, и для охлаждения корпусных конструкций судна. Ее применяют для защиты открытых палуб паромов и судов типа «ро-ро», предназначенных для перевозки подвижной техники, заправленной топливом, а также для защиты проемов и водонепроницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции.

Система водораспыления оборудуют для подачи воды к распылительным насадкам, установленным для тушения пожара в МКО и в отсеках жидкого топлива распыленной водой доведенной до туманообразного состояния. Тонкораспыленная вода создает в топливных отсеках обедненную кислородом среду, и горение не поддерживается. Систему выполняют в виде кольцевых магистралей из медных труб с установленными на них через 1,2-1,5 метра водораспылителями. Кольцевые магистрали располагают по высоте отсека ярусами не более чем через 5 м. Вода в магистраль подается от автоматически включенного насоса. Кроме основного насоса обязательно должен устанавливаться резервный. Для тонкого распыления воды применяют сжатый воздух под давлением 0,6-0,8 МПа.

 

Спринклерная система необходима для подачи воды к оросительным насадкам, которые включаются автоматически при повышении температуры в охраняемых помещениях до заданной величины (в жилых и служебных - до 80 °С).

Основой спринклерной системы является спринклер (рис.1.33) - распыляющая воду насадка с легкоплавким замком, открывающим выход водяной струе из трубопровода при достижении заданной температуры.

                              

 

Рисунок 1.33-Спринклеры:

а - с металлическим замком;   б - со стеклянной колбой.

1-штуцер (корпус), 2-диафрагма, 3-стеклянный клапан, 4-рама,

5-водораспылнтельная розетка, 6-металлический замок, 7-стеклянная колба

 

Существуют спринклеры с замком из легкоплавкого металла или со стеклянной колбой, наполненной цветной легкорасширяющейся жидкостью. При повышении температуры металлический замок плавится, а колба лопается, и из спринклера поступает распыленная вода. Спринклеры размещают на расстоянии не более 3 м друг от друга так, чтобы все поверхности охраняемого помещения равномерно орошались. Трубопровод спринклерной системы должен всегда быть под давлением.

Система пенотушения. При тушении горящих нефтепродуктов используется система пенотушения. Огнегасящая пеня покрывает горящую поверхность или заполняет отсек, охваченный пожаром. Пена представляет собой ячеисто-пленочную структуру, образованную множеством пузырьков газа, разделенных тонкими пленками жидкости. Благодаря небольшому удельному весу (около 0,1 г/см3) огнегасящая пена легко удерживается на поверхности любых нефтепродуктов. Покрывая горящую поверхность слоем 0,1-0,5 м, она охлаждает и изолирует ее от кислорода воздуха и прекращает горение.

В зависимости от состава и способа получения различают воздушно-механическую и химическую пену. В системе воздушно-механического пенотушения пена образуется при взаимодействии пенообразующей жидкости ПО-1 или ПО-6 с водой и воздухом. Пена вырабатывается либо в резервуарах на станции воздушно-механического пенотушения, либо непосредственно при выходе из магистрали в специальных воздушно-пенных стволах стационарного или переносного типа (рис.1.34).

   

Рисунок 1.34-Системы пенотушения:

а - с внутренним пенообразованием; б - с внешним пенообразованием.

1 - резервуар; 2 - баллон со сжатым воздухом; 3 - трубопровод подачи сжатого воздуха;

4 - трубопровод судовой системы сжатого воздуха; 5 - редукционный клапан;

6 - предохранительный клапан; 7 - трубопровод подачи сжатого воздуха для пенообразования;

8 - трубопровод подачи сжатого воздуха для вытеснения жидкости из резервуара; 9 - пенопровод; 10 - гибкий шланг; 11- ствол; 12 - рассеиватель; 13- магистраль водяного пожаротушения;

14 -смеситель; 15 - пенопровод; 16 - отростки; 17 - ручной воздушно-пенный ствол

Система паротушения предназначена для подачи водяного насыщенного пара в охваченные пожаром грузовые трюмы, танки, котельные отделения и пр. Пар, заполняющий эти помещения, создает атмосферу, не поддерживающую горения.

Для паротушения используют насыщенный пар под давлением 0,6—0,8 МПа от главного или вспомогательного котлов. Паропроизводительность котла должна быть достаточной для подачи 1,33 кг пара в час на каждый кубометр объема наибольшего охраняемого помещения. Станции паротушения, в которых размещены распределительные коробки с запорными клапанами, располагают в МКО, надстройках, рубках и других легкодоступных местах. От распределительной коробки   станции  паротушения в   каждое охраняемое  помещение прокладывают

трубопровод из труб диаметром не менее 15—25 мм. На танкерах для экономии массы и упрощения системы эти отростки идут прямо от магистрального трубопровода, проложенного под переходным мостиком. Для повышения живучести системы на магистральном трубопроводе через каждые 30—40 м, а также по концам средней надстройки предусматривают отсечные клапаны, которые в нормальных условиях постоянно открыты. Система паротушения отличается простотой и дешевизной, но имеет и недостатки: она опасна для жизни людей, возможна порча груза и оборудования насыщенным паром, поэтому ею можно пользоваться только в закрытых помещениях.

 

Система объёмного химического тушения (рис.1.35) - одна из наиболее эффективных противопожарных систем - предназначена для подачи легкоиспаряющихся огнегасительных жидкостей из цистерн, хранилищ и баллонов в грузовые трюмы, машинные,  котельные и другие помещения для тушения пожара путем заполнения этих помещений парами жидкости.

В качестве огнегасительной жидкости используют хладоны 13В1 и 114В2 или состав БФ-2, состоящий из 27 % (по массе) хладона 114В2 и 73 %  бромистого этила. Расчетная норма расхода жидкости составляет 0,20—0,31 кг/м3 в зависимости от назначения охраняемого помещения и типа огнегасительной жидкости; для состава БФ-2 она равна 0,215 кг/м3.

Система состоит из баллона с огнегасительной жидкостью, находящейся в нем под давлением не более 0,2 МПа B кгс/см2 и трубопроводов, идущих в каждое охраняемое помещение. Жидкость подается по трубопроводу с помощью сжатого воздуха под давлением 1,0—1,2 МПа A0—12 кгс/см3 и распыляется по помещению через распылительные головки, установленные в верхней части помещения (при высоте помещения более 5 м распылители располагают в несколько ярусов). На станции химического тушения размещают не менее двух баллонов с жидкостью и двух баллонов со сжатым воздухом.

 

   

 

 

Рисунок 1.35-Принципиальная схема системы объёмного химического тушения

 

Огнегасительная жидкость находится в баллоне 1, а сжатый воздух, необходимый для работы системы в баллоне 2. Система снабжена манометром 9 и клапанами: запорными 4, 8, предохранительным 10, редукционным 5, в котором давление воздуха снижается до требуемого.

Поступающий в баллон сжатый воздух вытесняет огнегасительную жидкость через сифонную трубку 11 в раздаточную магистраль 6. С помощью распылителей жидкость распыливается по всему помещению.

По окончании работы трубопроводы системы должны быть продуты сжатым воздухом через трубопровод 3 и клапан 7 для удаления остатков жидкости. Помещение необходимо хорошо провентилировать.

 

Система углекислотного тушения (рис.1.36)  подает жидкую углекислоту из баллонов в грузовые трюмы, МКО и кладовые хранения легковоспламеняющихся материалов для тушения пожара путем заполнения этих помещений газообразной углекислотой.    

Обезвоженную углекислоту хранят в стальных баллонах емкостью по 40 л, которые обычно группируют в батареи, по 10—12 шт. в каждой. Баллоны сообщаются с коллектором, откуда в каждое охраняемое помещение идет независимый трубопровод. Батареи устанавливают в помещении станции углекислотного тушения — в надстройке или рубке с непосредственным выходом на открытую палубу. При большом запасе углекислоты баллоны размещают в двух станциях углекислотного тушения, максимально удаленных друг от друга по длине судна.

Высокое давление в баллонах (свыше 10 МПа) и возможность самопроизвольного выхода углекислоты из баллонов представляет опасность для находящихся на судне людей. Поэтому сейчас систему углекислотного тушения применяют крайне редко, в основном для тушения пожаров в грузовых трюмах сухогрузных судов (использовать ее в танках наливных судов нельзя).

 

            

 

Рисунок 1.36-Система углекислотного пожаротушения высокого давления

 

Каждый баллон 1 имеет головку 2 для заполнения и выпуска углекислоты. Головка снабжена предохранительной мембраной, предохраняющей баллон от разрыва при чрезмерном повышении давления углекислоты от нагрева. Разрыв мембраны происходит при 1,6-1,5МПа. К нижней части корпуса головки, присоединена сифонная трубка 19 с косым срезом на конце, по которой из баллона сначала вытесняется жидкая углекислота, а затем парообразная. Сигнальный коллектор 4 предназначен для выпуска углекислоты в атмосферу в случае самопроизвольной разрядки баллона через предохранительную мембрану. Сигнальные коллекторы всех батарей подключены к общему трубопроводу, выведенному на открытую палубу. На конце трубопровода установлен сигнальный свисток 6. На переборке станции углекислотного тушения около двери устанавливается сигнальное очко 5, мембрана которого выталкивается углекислотой. Отсутствие мембраны в очке дублирует звуковой сигнал свистка о разрядке одного или нескольких баллонов. Сборный групповой коллектор 10 предназначен для сбора углекислоты при одновременном открывании группы баллонов. Выпускная головка каждого баллона присоединена к сборному коллектору через невозвратный клапан 3. Если установка защищает несколько помещений, предусматривается распределительный коллектор 13 с патрубками для установки запорных клапанов. Клапаны 14 установлены на трубопроводах 16, ведущих в помещения без личного состава (грузовые трюма), а клапаны 17 – на трубопроводах 18, ведущих в помещения, где возможно пребывание экипажа. Трубопроводы 16 и 18 оканчиваются выпускными соплами 15. При включении клапанов 17 срабатывает блокировка, включающая звуковую (сирена) и световую (табло с надписью: «Газ! Уходи!») предупредительную сигнализацию. При пуске сначала открываются клапаны 17, а затем с выдержкой времени, необходимой для эвакуации людей из защищаемого помещения, пусковым рычажным приводом 5 через блоки 8 перемещается тросик 7, открывая клапаны выпускных головок 2.

В системе углекислотного пожаротушения с дистанционным управлением пуск осуществляется с помощью пневмопривода, к которому подводится сжатый воздух или углекислота из пусковых баллонов. Для удаления из системы сконцентрировавшейся влаги служит клапан 12 продувания сжатым воздухом, поступающим по трубопроводу 11. В некоторых системах углекислотного пожаротушения трубопроводы, ведущие к грузовым трюмам, одновременно используют для дымо-сигнальной системы.

Система затопления предназначена для тушения или предотвращения пожара в погребах боеприпасов или хранилищах легковоспламеняющихся ма­териалов путем их преднамеренного затопления. Погреба или хранилища, расположенные ниже ВЛ, затопляются водой из-за борта через трубопрово­ды затопления. Погреба или хранилища расположенные выше ВЛ. Осушение погребов и хранилищ производятся с помощью систем осушения или перепускной системы.

 

Система инертных газов  предназначена для активной защиты грузовых отсеков танкера от пожара и взрыва путем создания и постоянного поддержания в них инертной (невоспламеняющейся) микроатмосферы с содержанием кислорода по объему не более 8 %. В такой обедненной кислородом среде невозможно воспламенение углеводородных паров, выделяемых перевозимым грузом или его остатками на внутренних поверхностях грузовых танков.

Рассмотрим систему инертных газов, где в качестве защитных инертных газов используются отработавшие дымовые газы одного из двух вспомогательных котлов. При тепловых нагрузках не менее 40 % котлы являются генераторами инертных газов с низким (до 5 % по объему) содержанием кислорода и температурой в районе отбора газов, не превышающей 533 К (260 °С).  

Максимальное количество отбираемых из дымохода котла отработавших газов в 1,25 раза превышает суммарную подачу установленных на танкере грузовых насосов, что соответствует 7500 м3/ч или 30 % от общего количества дымовых газов, выбрасываемых в атмосферу через дымоход. С такими параметрами инертные газы поступают в систему технического кондиционирования и подаются в грузовые и отстойные танки.

Система работает следующим образом (рис.1.37).

 

                          

 

Рисунок 1.37-Принципиальная схема системы инертных газов танкера

1 - дымоход вспомогательных котлов; 2 - устройство очистки клапана; 3 - контактнопрямоточные аппараты охлаждения и очистки газов; 4 - каплеотделитель; 5 -подача газа в танки; 6 - прием инертных газов с берега; 7 - палубный водяной затвор; 8 - кингстонный ящик; 9 - сублиматор;

10 - газодувки; 11 - слив за борт; 12 - насосы подачи воды к палубному затвору; 13 - прием воды от кингстонов МО; 14 - насос охлаждающей забортной воды; 15 - трубопровод от резервного насоса вспомогательных механизмов; Т - реле температуры; APT - аварийное реле температуры;

РД- реле давления; ОРД - оперативное реле давления; РВД, РИД - реле верхнего и нижнего давлений; О - дистанционный контроль кислорода; АВУ, АНУ- аварийные датчики верхнего и нижнего уровня; СВУ - сигнализатор верхнего уровня; X-хозяйственный пар

За счет разрежения во всасывающем участке, создаваемого работающей газодувкой, инертные газы последовательно проходят через контактно-прямоточные охладители-очистители газов первой и второй ступени. Инертные газы охлаждаются за счет интенсифицированного контакта с забортной водой, подводимой в аппарат снизу через завихритель с лопатками. При температуре забортной воды 30 °С температура инертных газов на выходе из аппарата второй ступени  35 °С.

Охлажденные и очищенные инертные газы на выходе из активной зоны аппаратов подвергаются первичной сепарации содержащейся в них воды. Эта операция осуществляется в брызгоотбойнике с профилированными лопатками, где при движении газового потока центробежные силы разделяют газоводяную смесь на фазы; при этом вода удаляется из аппаратов за борт, а инертные газы поступают в каплеотделитель (рис. 1.38). В нем производится вторичная сепарация, основанная на принципах изменения направления потока влажных газов и центробежного разделения сред в завихрителе с профилированными лопатками. Отсепарированная влага удаляется за борт через общий сливной трубопровод, а инертные газы нагнетаются газодувкой в палубную распределительную магистраль через палубный водяной затвор. Последний предотвращает попадание углеводородных паров в судовые помещения через проходящие транзитом трубопроводы инертных газов при неработающей газодувке.

                                                          

 

Рисунок 1.38. Каплеотделитель
1,4 - патрубки входа и выхода газов; 2 -дренаж; 3 - слив влаги; 5 -указательная колонка;

6 - смотровой лючок

 

Из палубного водяного затвора через установленный за ним невозвратно-запорный клапан инертные газы поступают в палубную распределительную магистраль и подаются в грузовые отсеки, на ответвлениях к которым также установлены невозвратно-запорные клапаны.

Система инертных газов работает в следующих случаях: при первоначальном заполнении грузовых отсеков инертными газами перед приемом груза;

 

во время перехода танкера с грузом или балластом, при погрузке танкера для поддержания заданного избыточного давления инертных газов от 2 до 8 кПа и периодической их подкачки в танки при падении давления ниже указанного значения; при выгрузке нефтепродукта для замещения его инертными газами;
во время мойки танков стационарными средствами, в том числе сырой нефтью;
при вентиляции грузовых отсеков инертными газами и дегазации танков наружным воздухом.

Газо- и воздухообмен в грузовых танках обусловливается режимами работы системы инертных газов (рис. 1.39). Для эффективного осуществления этого процесса каждый грузовой танк имеет палубный ввод инертных газов, продувочную трубу и автономную газоотводную систему. Колонки продувочных труб и газоотвода (рис.1.40) снабжаются автоматическими газовыпускными устройствами, обеспечивающими скорость газовоздушного потока не менее 30 м/с на всех режимах работы, что исключает проникновение пламени в танки и загазованность палубы судна.

                           

 

Рисунок 1.39-Схема размещения газоотводного оборудования и продувки танков
1 - продувочная труба; 2, 3- газовыпускные колонны продувочных и газоотводных труб;

4 - магистраль инертного газа

Рисунок 1.40. Газовыпускная колонна газоотводных труб
1 - лючок удаления наполнителя из огнепреградителя; 2 - огнепреградитель; 3 - щит напоромера; 4, 6 - рукоятки привода ручного открытия газовыпускного устройства и вакуумного клапана;

5 - автоматическое высокоскоростное газовыпускное устройство; 7 - вакуумный клапан;

8 - пламепрерывающая сетка; 9, 10 - лючки досыпки и заполнения наполнителем огнепреградителя

Трубопровод подвода инертных газов и продувочная труба разнесены как по длине танка, так и от ДП, чем обеспечивается эффективный газообмен, способствующий ускорению создания равномерной низкой концентрации кислорода или близкой к атмосферному воздуху по концентрации кислорода среды после дегазации. Для продувки (в случае необходимости) инертными газами грузовой системы между ней и системой инертных газов предусмотрена перемычка, снабженная по условиям безопасности запорными органами и воздушной головкой.

Вопросы для самоконтроля:

      1 Системы трюмные: осушительная, водоотливная и система перепускных 

труб?

    2 Системы балластные: балластная, дифферентная, креновая, система  

       замещения?

    3  Общие требования противопожарной безопасности на судах?

    4 Противопожарные системы: водотушения, водяного орашения,   

       спринклерная, водораспыления, водяных завес, затопления, паротушения,

       пенотушения, объёмного химического тушения, углекислотного тушения,

       система инертных газов?

 

Рекомендуемая литература [ 1, 6, 9,10 ]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 819; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.107 с.)