Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. 1 введение. Понятие о судне
1.1.1 Цель и задачи дисциплины
«Теория устройства судна» является одной из основных учебных дисциплин, необходимых для базовой подготовки современных квалифицированных морских инженеров и специалистов среднего звена, получающих подготовку по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок» и «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики». Она тесно связана с целым рядом специальных инженерных дисциплин, таких как «Теория корабля», «Конструкция и проектирование корпуса», «Технология судостроения», «Строительная механика корабля», «Гидромеханика».
Целью изучения дисциплины является:
- приобретение знаний по мореходным качествам судов и их зависимости от характеристик самого судна и окружающей среды, конструкции и прочности корпуса, судовых устройств и систем; - получение навыков для оценки мореходных качеств и умения связывать характеристики, качества и условия эксплуатации судов с характеристиками и условиями эксплуатации судовых энергетических установок.
Основными задачами курса является изучение: - физической сути и принципов расчета мореходных качеств, прочности, конструкций металлических судов; - состава, назначения и принципов действия основных судовых систем и устройств; Судовые устройства играют решающую роль в обеспечении надежной и эффективной эксплуатации морских судов, а также безопасности находящихся на борту людей. При всем многообразии выполняемых функций и архитектурно-конструктивных типов (АКТ) они имеют общий признак – их основные элементы располагаются вне корпуса судна. К функциям традиционных судовых устройств относятся управление движением судна, его удержание в заданном районе акватории или у причальной стенки, обеспечение буксировки, грузовых и спасательных операций. Современное судно, как сложное инженерное сооружение, должно обладать целым рядом эксплуатационных и мореходных качеств. К эксплуатационным качествам судна относят грузовместимость (валовую и чистую) и быстроходность. К мореходным качествам относят плавучесть, непотопляемость, остойчивость, прочность и управляемость. 1.1.2 Понятие о судне, как о плавучем инженерном сооружении
Современное судно представляет собой сложное плавающее инженерное сооружение, которое может быть как самоходным, так и несамоходным. Все самоходные суда по способу передачи реакции воды их корпусу подразделяются на следующие две группы: 1. Водоизмещающие (надводные и подводные) Характерным для этих судов является то, что их масса уравновешивается массой воды, вытесненной подводной частью корпуса. 2. Суда с динамическими принципами поддержания. - глиссеры - суда, опирающиеся на воду днищем; - суда на подводных крыльях, которые опираются на воду подводным крылом; - суда на воздушной подушке, которые опираются на воду через промежуточную статическую воздушную подушку; - экранопланы, опирающиеся на воду через динамическую воздушную подушку. Подавляющее большинство морских судов являются надводными, водоизмещающими судами. Для выполнения задач по транспортировке грузов, перевозке пассажиров, производственной деятельности в море или других целей современные суда должны иметь прочные корпусные конструкции, многие десятки механизмов, устройств и аппаратов, сотни метров трубопроводов с арматурой, километры кабельных трасс с распределительными устройствами и в обязательном порядке все системы обеспечения комфортной жизнедеятельности находящихся на борту людей. Работа в сложных условиях воздействия на судно морского волнения и ветра, приводящих к появлению огромных усилий в корпусных конструкциях, креплениях механизмов к фундаментам и вращающихся деталях и частях, качка и повышенная вибрация требуют обеспечения высокой степени качества изготовления и надежности в длительной работе всех элементов корпуса судна и установленных на его борту всех видов технических средств. Водонепроницаемость корпуса обеспечивается наружной обшивкой. Для обеспечения необходимой прочности и жесткости корпуса обшивку с внутренней стороны подкрепляют набором - поперечными и продольными балками. Для перевозки определённого груза суда имеют грузовые помещения, помещения для размещения пассажиров и экипажа, а также ряд помещений специального назначения. В качестве помещений, прежде всего, используется основной корпус судна, который поперечными и продольными переборками делится на отсеки. Большую часть отсеков используют под грузовые помещения-трюмы и помещения для размещения судовой энергетической установки (СЭУ).
Но во многих случаях объёма корпуса оказывается недостаточно для всех помещений и, и кроме того, не все из них можно расположить внутри корпуса. Поэтому на палубе судна делают надстройки и рубки. Под надстройкой понимают сооружение на верхней палубе на всю ширину судна или отстоящей от бортов на расстоянии не менее 4% его ширины. Надстройки не доходящие до бортов более чем на 4% ширины считаются рубками. Последние располагаются как на верхней палубе, так и на палубах надстроек и рубок. В связи с этим суда имеют различные инженерно-архитектурные особенности. Под архитектурой судна будем понимать общую компоновку и характерные особенности его главных составных частей - надстроек, рубок, трюмных и междупалубных помещений, - а также формы судовых обводов. Конструкцией судна - сочетание конструктивных элементов, образующих корпус судна, обеспечивающих ему кроме плавучести необходимую прочность. Между архитектурой и конструкцией современных судов существует тесная взаимосвязь, поэтому появился термин, архитектурно-конструктивный тип судна. Архитектурно-конструктивный тип - судна характеризуется его внешним видом и конструктивными особенностями. Он зависит от формы основного корпуса, расположения и количества надстроек и рубок, числа палуб и платформ, расположения МО, кожуха дымовой трубы, переборок и рангоута, высоты надводного борта и т. п. Основной корпус - водонепроницаемое сооружение, состоящее из бортов и днища и закрытое палубой. Форма основного корпуса характеризуется формой и обводами носовой и кормовой оконечностей, линией погиби верхней палубы, формой мидель-шпангоута. Рисунок 1.1-Формы носовой оконечности Формы носовой оконечности весьма разнообразны. Для обычных сухогрузных судов характерен прямой форштевень с углом наклона 25-30° от вертикали (рис.1.1 а). Наклонная форма форштевня необходима для увеличения площади палубы с целью размещения палубных механизмов, улучшения всхожести на волну, уменьшения заливаемости и обеспечения безопасности. При столкновении судов наклонный форштевень вызывает повреждения в основном в надводной части как у протараненного судна, так и у таранившего. У судов ледового плавания (рис.1.1 б) наклон форштевня в подводной части (под углом 40-50º к горизонту) улучшает условия плавания в битом льду, а почти вертикальный форштевень в надводной части позволяет следовать вплотную за ледоколом. Наклон форштевня в подводной части у ледоколов составляет 25-30° к горизонту (рис.1.1 в). Форштевни быстроходных судов и пассажирских лайнеров в подводной части имеют бульбообразную форму, а в надводной – клиперскую (рис.1.1 г). В ряде случаев бульбообразная форма уменьшает волнообразование, за счет чего скорость судна увеличивается на 1-5%. Бульбообразный нос применяют также на танкерах и сухогрузных судах с умеренными скоростями (рис.1.1 д). На супертанкерах и на крупнотоннажных балкерах получила распространение носовая
оконечность цилиндрической формы (рис. 1 е) или бульбообразной формы таранно-конического типа. На небольших промысловых судов форштевень имеет обычно круглую ложкообразную форму (рис.1.1 ж). Рисунок 1.2-Кормовая оконечность Кормовая оконечность может быть крейсерской (рис.1.2а) или транцевой (рис.1.2в). Обыкновенная корма с подзором типична для тихоходных и речных судов (рис.1.2б). В последнее время на транспортных судах получила распространение крейсерско-транцевая корма (в надводной части – транцевая, в подводной – крейсерская), позволяющая упростить технологию постройки судов, уменьшить вибрацию корпуса за счет укорочения кормового свеса. Форма кормовой оконечности существенно зависит от числа винтов Борта у судов бывают вертикальными, наклонными (с завалом и развалом) или округленными. Надстройка - непроницаемая палубная конструкция служащая для размещения различных судовых помещений. Длинные надстройки и рубки могут принимать участие в обеспечении общей продольной прочности, снижая при этом напряжения в палубе до 30 %. На современных судах надстройки, кроме надстройки бака, и рубки, как правило, многоярусные. В процессе эксплуатации судна на надстройки действуют силы тяжести различных устройств и вышележащих ярусов, удары волн при заливании палубы, усилия от общего продольного изгиба корпуса. Надстройки и рубки обычно изготовляют из стали. В последнее время на многих судах получили распространение надстройки и рубки из легких сплавов, что уменьшает массу корпуса и понижает ЦТ судна, улучшая при этом остойчивость. По количеству и расположению надстроек и рубок различают следующие архитектурные типы судов (рис.1.3): гладкопалубные, у которых имеются только рубки, трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют); двухостровные, имеющие две надстройки: одноярусный бак и многоярусную надстройку юта. Если средняя надстройка сливается с ютом или баком, то судно соответственно имеет удлиненный бак или ют; одноостровные, имеющие одну надстройку - бак или ют, со сплошной надстройкой по всей длине судна; квартердечные с местным подъемом верхней палубы на 0,8-1,2 м в кормовой части. Рисунок 1.3-Архитектурные типы судов На архитектуру судна существенно влияет расположение МО по длине, (рис.1.4 а) - среднее расположение МО, (рис.1.4 б) – промежуточное и (рис.1.4 в) – кормовое расположение
Рисунок 1.4-Расположение МО на судне Насыщенность механизмами, устройствами и оборудованием, ограниченность площадей и объемов для их размещения, доступности и удобства обслуживания требуют чрезвычайной тщательности при проработке всех вопросов технологии монтажа, обеспечения безопасности людей в процессе эксплуатации, выполнения работ по уходу за техническими средствами, при их разборке и сборке с целью ремонта.
Вопросы для самоконтроля: 1 Основные цели и задачи изучения дисциплины? 2 На какие группы делятся суда по способу передачи реакции воды их корпусу? 3 Что должны иметь в своей конструкции суда как инженерное сооружение для выполнения различной производственной деятельности в море? 4 Дать определение понятиям: конструкция судна, основной корпус, надстройка, рубка, архитектурно-конструктивный вид? 5 Формы носовой и кормовой оконечности судна? 6 Архитектурные типы судов?
Рекомендуемая литература [ 1, 3, 5, 7 ]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.02 с.) |