Юридическая техника: понятие, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая техника: понятие, виды.



ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА – совокупность приемов, правил и средств, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных правовых актов, а также актов толкования права.

Юридическая техника - это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества. Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т. п.

К техническим правилам относятся:

1) ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы - это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть - преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

-законодательная (правотворческая);

-систематизация нормативных актов;

-учет нормативных актов;

-правоприменительная.

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования - от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Юридическая техника - совокупность средств, приёмов и правил, которые используются для создания и оформления нормативно-правовых, правоприменительных, интерпретационных и иных актов. Некоторые ее требования (например, целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.) являются общими как для нормативных, так и для индивидуальных актов.

98. Законодательная техника.

Законодательная техника - система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов

Законодательная техника касается правил, средств, приемов и требований формирования и формулирования нормативных правовых актов. Законодательная техника является одним из основных компонентов юридического механизма процесса правотворчества, под которым, понимают совокупность специфических правовых средств формирования правовых норм.

Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные правовые акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в тоже время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно.

Другая цель законодательной техники ориентирована на субъектов – адресатов нормативных правовых актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Можно выделить три основных группы правил законодательной техники:

а) Правила относящиеся к внешнему оформлению нормативных правовых актов. Любой нормативный правовой акт должен иметь соответствующие реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность – название вида нормативного правового акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающее его содержание, предмет регулирования, дату и место его принятия, регистрационный номер, подпись соответствующего должностного лица и др.

б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта.

· Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования, ирассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами.

· Нормативный правовой акт не должен содержать пробелов, по возможности избегать исключений и отсылок.

· Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными. Этому обязана способствовать определенная структура нормативного правового акта, которая строится на логически последовательном изложении акта.

Крупные нормативные правовые акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания, определяющее время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действия других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других нормативно-правовых актов определяются, как правило, особым актом.

В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать:

· нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного правового акта;

· однородные нормы должны выделяться, излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах они должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название.

Каждая глава нормативного правового акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т.е. одна нумерация должна идти через все разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной.

в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных правовых актов).

· Язык правого акта – в тексте правового акта элементы профессионального языка юриспруденции, специальные юридические понятия, термины, конструкции должны органически сочетаться с общеупотребительными словами и словесными выражениями современного литературного языка, а также с профессиональной терминологией неюридического характера (типа: биологические агенты и токсины, эпизоотия и т.д.).

· В тексте правового акта не должны использоваться словесные архаизмы и неологизмы, различные образные выражения, аналогии, метафоры, двусмысленные обороты речи и т. д.

· В целом правовой акт должен обладать единством стиля, соответствующего целям, содержанию и значению официального документа, который обладает юридической силой.

Основные моменты несоблюдения правил законодательной техники могут быть выражены в следующем:

1. при издании новых нормативных правовых актов не отменяются или не изменяются действующие;

2. отменяются или изменяются ранее изданные акты без точного и исчерпывающего их перечисления;

3. изменения в действующие нормативные акты вносятся ненормативными актами;

4. изменение актов происходит без одновременного утверждения новой редакции соответствующих их разделов или статей;

5. отдельные общие правила, рассчитанные на длительное действие, включаются в оперативные распоряжения или акты, действующие в течение ограниченного срока;

6. единоличными распоряжениями действие тех или иных нормативных актов распространяется на не предусмотренные этими актами общественные отношения;

7. отсутствует необходимая согласованность и редакционная увязка между актами, издаваемыми по одному и тому же вопросу, что вызывает противоречие нормативных правовых актов друг другу;

8. новый акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в результате чего ряд прежних актов по тому же вопросу нельзя полностью отменить;

9. акты излагаются сложным, неясным языком, страдают неоправданным многословием.

Решению проблем, связанных с законодательной техникой, могут способствовать,в частности, следующие моменты:

1. Представляется целесообразным разработка четких критериев качества правовых актов, выявление типичных законотворческих и правоприменительных ошибок, формирование действенных приемов, способов их преодоления;

2. Одной из действенных мер повышения качества федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, внедрения единообразных принципов и современных технологий могли бы стать «Примерные правила законотворческой техники» и Федеральный закон «О нормативных правовых актах РФ»;

3. Повышению профессионального уровня лиц, участвующих в законотворческом процессе, могли бы способствовать постоянно действующие семинары, проводимые ведущими научными и учебными учреждениями РФ совместно с депутатами Государственной Думы, работниками Аппарата Государственной Думы, Аппарата Правительства и иными лицами, занимающимися законопроектной деятельностью.

99. Правоприменительная техника. Требования к индивидуальным правовым актам.

Правоприменительная техника – совокупность приемов и правил по подготовке и оформлению индивидуальных правоприменительных актов.

Цель правоприменительного акта определяет его содержание и форму. В связи с этим они отличаются друг от друга, соответственно, как и техника их подготовки, например, можно выделить технику изготовления судебных актов.

Несмотря на огромное разнообразие правоприменительных актов и, соответственно, технологий и приемов их составления, и оформления - можно выделить следующие требования правоприменительной техники:

· правила изложения содержания; например, в случаях, если когда речь идет о решении арбитражного суда, то закон (ст. 169, 170 АПК РФ и др.) требует, чтобы в нем были изложены мотивы его принятия, краткое содержание заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятия решения; и др. В мотивировочной части должны также содержаться обоснования принятого судом решения; и др. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе об удовлетворении полностью или части, каждого из заявленного требований и др.

Каждый из правоприменительных документов предполагает соответствующее содержание, изложение или его фиксацию, а также закрепление в акте с использованием соответствующих приемов правоприменительной техники;

· логико-языковые правила - есть установления логики и языка, используемые при изложении содержания правоприменительного решения. Языковая и терминологическая основа правоприменительных актов не должна кардинально расходиться с языком нормативных правоприменительных актов. Однако стиль правоприменительных - это стиль индивидуальных актов, что предполагает реализацию иных стилевых требований. Нормативный стиль более строг, в его основе прискрептивная логика (логика норм, повелевающих правил). Индивидуальные документы, в том числе правоприменительные, основаны на нормах права, используют единую с ними терминологию, но они не повторяют, не дублируют правовые нормы, а излагают (часто достаточно свободно) фактические обстоятельства, позволяющие применять юридические предписания.

Правила построения текста индивидуального правоприменительного акта. Индивидуальный акт должен иметь строго определенный предмет регулирования, т.е. должен быть "привязан" с помощью адаптированной к фактическим обстоятельствам юридической конструкции (субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности) к конкретному фактическому обстоятельству. Этой логике должна быть подчинена соответствующая структура документа, строящаяся на логически последовательном изложении документа, отражающем специфику и цель правоприменительного документа. Безусловно, общая композиция документа предполагает заголовок, вводную часть, основную часть и заключительную. Каждая из них в тексте выделяется при помощи рубрикационных правил (абзацы, нумерация, интервалы и др.). Каждый индивидуальный акт имеет собственное содержание и, следовательно, собственную логику изложения.

К структурным правилам тесно примыкают графические; как способ (форма) выражения структуры, композиции индивидуального правового акта. Тексты индивидуальных актов нередко символизированы разного рода тематическими изображениями (например, на бланке свидетельство об отводе земли под индивидуальное жилищное строительство сверху листа изображен дом и приусадебный участок). Итак, с помощью правоприменительной графики (система правил композиционного построения текста акта правоприменения), ее реквизитов текст индивидуального акта приобретает композиционную стройность, логическую последовательность, внешнюю индивидуальность.

Каждый индивидуальный акт обязан иметь необходимые реквизиты, отражающие его юридическое предназначение, юридическую силу, регулятивные свойства и пределы действия. Речь идет о так называемых правилах легализации (реквизитных) правилах. Индивидуальный правоприменительный акт должен иметь соответствующее название (приговор суда, решение суда, постановление суда и т.д.), включая орган, его издавший, дату, место принятия, содержание (изложенное в соответствии с правилами, о чем речь шла выше). Обязательным реквизитом должна быть подпись должностного лица (лиц), например судьи.

100.Понятие и значение законности в современном обществе. Принципы законности. Законность и целесообразность.

Законность – это неуклонное соблюдение норм права всеми субъектами общественных отношений (гражданами, организациями, государственными органами, должностными лицами).

Законность - это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней. Когда говорится о законности, то имеется в виду соответствие деятельности закону. Содержанием законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законосообразность поведения. Например, законным поведением будет являться переход проезжей части, пользуясь пешеходным переходом и на зеленый свет светофора, то есть, соблюдая правила дорожного движения.

Таким образом, законность - это требование общества и государства, состоящее в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно.

Основными принципами законности являются: верховенство закона, всеобщность, общественная польза, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, неотвратимость ответственности за нарушение закона.

Верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым другим актам. Конституция как Основной закон имеет высшую юридическую силу перед другими законами. Верховенство закона выражается в том, что основные общественные отношения должны регулироваться только законами.

Всеобщность предполагает, что любой закон должен единообразно реализовываться на всей территории государства при осуществлении любой деятельности и в отношении любого лица.

Общественная польза означает, что должны приниматься только те законы, которые продиктованы потребностями развития общества, а не корыстными и иными субъективными представлениями отдельных физических или юридических лиц.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности обусловлено тем, что существует объективное отставание принятия новых законов от изменений общественных отношений либо, напротив, опережение законом сложившихся общественных отношений. Любая целесообразность допустима только в том случае, если она не противоречит закону.

Неотвратимость ответственности за нарушение закона позволяет воплощать законность в общественной практике и поддерживать ее, без чего она останется отвлеченной теоретико-юридической конструкцией.

Соотношение законности и целесообразности.

Целесообразность законности - законность всегда целесообразна, всегда надо следователь предписаниям закона, в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, отступление от них всегда нецелесообразно, т.е. любые отступления, чем бы они не были продиктованы, чем бы они не мотивировались – недопустимы.

Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Требование целесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Требование целесообразности не должно противоречить требованию законности при реализации ответственности (целесообразность не допускает возможности принятия произвольных, субъективных решений государственным органом). И уж тем более нельзя нарушать требования закона под видом его нецелесообразности. В таком нарушении нет необходимости, ибо сам закон дает возможность выбора целесообразного решения.

Например, санкции уголовно-правовых норм являются относительно определенными, что позволяет государственному органу избрать наиболее целесообразную в конкретных условиях меру наказания. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

101. Правопорядок в современном обществе. Гарантии правопорядка в современном обществе.

Правопорядок – это такая система общественных отношений, при которой устанавливается полное и точное соблюдение предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Правопорядок – это реализованная законность, состояние упорядоченных на основе норм права общественных отношений.

Правопорядок всегда вторичен по отношению к законности. Поэтому укрепление законности, реализация ее принципов в полном объеме неизбежно укрепляет и правопорядок. В свою очередь, чем слабее реализуются принципы законности, тем слабее правопорядок и сильнее произвол, тем ниже защищенность прав и свобод граждан, уровень их личной безопасности.

Современное общество заинтересовано в укреплении законности и создании такого правопорядка, который обеспечит его прогрессивное развитие, укрепление государства и повышение благосостояния граждан.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Это – конечный результат реализации правовых требований и предписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т. е. законности. Это проявление законопослушности. Если законность представляет собой требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть фактическая реализация этого требования, воплощение его в жизнь.

Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, и для его достижения издаются нормативно- правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности. Особенность правопорядка: он запланирован в нормативных правовых актах; возникает в результате реализации данных норм; обеспечивается государством; создает условия для организованности общественных отношений; делает человека более свободным, облегчает жизнь, выступает итогом законности.

Роль законности и правопорядка может быть определено с точки зрения интересов государства и личности.

Для государства эта роль определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические и др., среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их соблюдение и исполнение, т. е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

С позиций личности законность и правопорядок выступает в 1-ю очередь как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, так и от противоправных действий других лиц. От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии.

Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе. Как условия и необходимые элементы демократии, как важные общечеловеческие ценности.

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они – его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.041 с.)