Понятие и признаки социального государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и признаки социального государства.



Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

Конституция РФ закрепляет принцип социальности государства:

  1. "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты".

Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку. Вообще слово "социальный" означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития.

Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.
Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. Теоретически сложилось 2 подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

К концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли "ночного сторожа" к активному вмешательству в социально-экономическую сферу Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значении этой характеристики. Социальное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий "человеческого" измерения.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1.Демократическая организация государственной власти.

2.Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.

3.Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4.Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5.Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6.Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7.Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8.Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности.

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности. направления деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. охрана труда и здоровья людей;

3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4.сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

36. Проблема правопонимания в юридической науке. Классические теории правопонимания (теологическая, естественная, солидарная и др.).

Многозначность определений права есть результат множественности доктрин правопонимания.

Субъективность. Понятие права дается субъектами, чьи философско-мировоззренческие взгляды различны.

Право есть неоднозначное многогранное сложное явление. Сложно дать исчерпывающее определение праву.

Право как социальное явление имеет форму, содержание и сущность. И если по форме и содержание юридическая доктрина более-менее определилась, то вопрос природы права, его сущности, дискуссии идут до сих пор.

Концепции понимания права:

· Теологические концепции (индуизм, ислам).
Согласно Индуизму. Шастры – это книги, в которых содержатся нормы поведения людей.
Согласно Исламу, право отражает волю Аллаха. Шариат – божественное право Ислама, составляет нормы Корана и сунны.

· Естественно-правовая (теология естественного права). Теология призывает обратиться к Богу.

· Легистические концепции (позитивизм, нормативизм, марксизм)

 

Позитивизм – направление юриспруденции, которое фиксирует в основном лишь результаты правотворческой деятельности (с точки зрения их формы).

Нормативизм – государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривается как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения».

Марксизм – исходит из материалистического понимания истории и классовой природы госдуарства.

37. Правопонимание в современной юридической науке (коммуникативная теория права, либертарная, интегративная).

1) Коммуникативная теория. Коммуникация – неотъемлемый элемент общества, это способ общения. Через коммуникацию можно провести мораль, нравственность, религию, науку и т. д.

Поляков считает, что в основе его теории представления о праве как форме коммуникации -….

По Полякову в структуре права базовыми элементами являются полномочия, правомочия и правовые обязанности, но при этом центр права составляют правомочия.

Право невозможно вне социальной коммуникации, и условием правового генезиса является не возникновение государства, а формирование психосоциокультурных реалий.

Правовая норма находится не в тексте, в психосоциокультурной действительности и существует как идеально-материальный феномен. Правовой текст лишь опосредует правовую коммуникацию. Правовая норма конституирует всей правовой культурой.

Правовая коммуникация – это правовое взаимодействие между субъектами, возникающее на основе социальной интерпретации правовых текстов.

Право рассматривается как специальный феномен, при наличии социально значимого нормативного содержания, которое интерпретируется как ценность, придавая тем самым правовым притязаниям значение оправданных, т.е. правомерных.

К правовым ценностям можно отнести правопорядок, свободу, ответственность, равенство, справедливость (близко и позиции Нерсесянца).

По Полякову праву присущи психическое принуждение соблюдения нормативных правил, а также возможность физического принуждения, которая имеет границы. Эту возможность он рассматривает позитивно, как положительную ценность.

Право по Полякову есть действующее право, оно невозможно без движения, без действия.

Важным элементом механизма действия является механизм социально- правовой легитимации.

Право не существует вне сознания социального субъекта, т.е. вне правосознания, но оно может отождествляться с ним.

Право имеет идеологический характер. Идеология – разновидность ценностного знания и основана на ценностных предпочтениях, а право – также ценностное предпочтение. Это есть соблазн сведения права к ценностям.

2) Либертарная теория (Нерсесянц). При либертарно-юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность.

Формальное равенство. Выражение "равенство" предполагает абстрагирование от различий, которыми обладают рассматриваемые объекты. При выборе критериев уравнивания придерживаются метода игнорирования несущественных различий между ними. Такой же подход используется и при определении сущности формального правового равенства как одного из основополагающих качеств права.

Спецификой правового равенства (и в целом права) является то, что основанием соблюдения равенства между субъектами является признание условия свободы индивида в общественных отношениях через такие понятия, как правоспособность, дееспособность и правосубъектность. В то же время правовое равенство предполагает соблюдение условий соразмерности и эквивалентности между сторонами.

Формальная определенность является одним из признаков права. Принцип формального правового равенства предусматривает гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться "услугами права". Его сущностная характеристика в различных исторических эпохах наполнялась новым содержанием. Например, в эпоху рабовладения в Древнем Риме принцип формального правового равенства не распространялся на рабов (они приравнивались не к субъектам права, а к его объектам). По Конституции РСФСР (1918 г.) избирательного права были лишены определенные категории граждан по факту их социальной принадлежности.

В настоящее время он закреплен в основополагающих международно-правовых документах и находит свое отражение в конституциях подавляющего большинства государств. Это выражается в предоставлении

возможности одинакового права для всех на жизнь; возможность трудиться; свободу вероисповедания; идеологическое многообразие; безопасные условия жизни; достойные условия жизни; возможность получения квалифицированной юридической помощи и др. Таким образом, об одинаковом равенстве всех субъектов права можно говорить только в общем виде.

В конкретно-индивидуальных ситуациях дело обстоит несколько иначе. Каждое государство в отношении различных категорий граждан (титульных и иностранных) на законодательном уровне предусматривает определенные иммунитеты (депутатская неприкосновенность) и привилегии (всевозможные льготы ветеранам войны и труда, орденоносцам, детям-сиротам и т.д.). Подобная практика предусматривается и нормами международного права, в том числе и признанием института дипломатической неприкосновенности.

Свобода. Личная свобода и свобода воли индивида в праве рассматриваются как тождественные понятия. В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент. Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определенного вида. Перечень определенных прав и свобод содержится в текстах конституций государств. На примерах признаваемых государствами за индивидами перечней прав и свобод можно судить о прогрессе мировой цивилизации в целом.

3) Интегративная теория. Ее представители рассматривают право как совокупность признаваемых в данном обществе правил, направленных на обеспечение социальной справедливости.

Защита нормативами равенства, регулирующих борьбу и согласование ϲʙᴏбодных воль в их взаимоотношениях друг к другу.

38. Право как нормативный и ценностный регулятор общественных отношений. Право и мораль. Право и обычай.

Наряду с правом регулятором общественных отношений выступают социальные нормы.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. Предмет регулирования здесь уже сугубо социальный – общественные отношения. Субъектный состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.

К социальным нормам, помимо права, принято относить:

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Мораль и нравственность – тождественны. Этика – наука о морали.

Единство между моралью и правом:

· В системе социальных норм они выступают самыми универсальными и распространёнными;

· У них единый объект регулирования – общественные отношения

· Исходят в конечном итоге от общества

Различие между правом и моралью:

· по происхождению (мораль возникает с обществом, право с государством);

· по форме выражения (мораль содержится в общественном сознании, право в НПА);

· по сфере действия (мораль на все общественные отношения, право на наиболее важные);

· по способу обеспечения (мораль общественное реакция (воздействие), право – государственным воздействием);

· по критериям оценки (мораль – добро и зло, справедливость и несправедливость, право – законность и незаконность).

Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в виду этого регулятором общественных отношений.

Исторически право как система норм в значительной степени вырастало из обычаев, которые санкционировались публичной властью по мере практической необходимости. Уже в этом заключается их генетическое родство. Данный процесс в принципе является постоянным, он продолжается и сейчас.

В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на правовые (получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу) и неправовые (те, которые носят прогрессивный характер - право поддерживает; к другим относится нейтрально (день рождения), с третьими - ведет борьбу (выкуп невесты, кровная месть)).

Религия. Право и религия. Как известно, церковь отделена от государства, но она не отделена от общества, с которым связана общей духовной, нравственной, культурной жизнью. Она оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, выступает важным стабилизирующим фактором.

О тесной взаимосвязи права и религии говорит тот факт, что многие христианские заповеди, такие, например, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй", и другие закреплены в законе и рассматриваются им как преступления. В мусульманских странах право вообще основывается в значительной мере на религиозных догматах (нормах адата, шариата), за нарушение которых предусмотрены весьма суровые наказания.

Корпоративные нормы – это правила поведения, устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социально воздействия.

39. Понятие права, его сущность и содержание. Признаки права. Определение права.

Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых гос-ом, в которых отражены существующие в обществе общественные

отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей. Единого понимания права в науке ещё не выработано. Все зависит от эпохи и культуры. -право может быть объективным (совокупность всех защищаемых государством правовых положений, законный порядок жизни) и субъективным (конкретное проявление абстрактных правил в конкретном правомочии личности).

Мальцев: Юридическая мысль обречена на бесконечный поиск определения права Определение права по форме не содержит субъективного содержания, а потому более объективно. НЕ ясно достоверно до сих пор – есть ли право первооснова государства, или государство – первооснова права.

Советское время: Право – это выражение народного духа. Право в узком смысле – это совокупность норм, обеспеченных государственным принуждением. В широком смысле в понятие права включались и правосознание, и правоотношения и правовые принципы.

Некоторые учёные твёрдо стоят на том, что возможно выработать единое общее определение права, но тут же оговариваются о том, что такое возможно в рамках нормативного подхода.

Нормативный подход.

1. Право и закон - тождественные понятия.

2. Право представляет собой иерархическую систему норм.

3. Государственные интересы доминируют над личностными.

Недостатки:

1. Формальная сторона (право понимается лишь как существующие в данный момент законы)

2. Преувеличенная роль государства.

Таким образом, право (нормативный подход) - это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

2. Классово-волевой подход (марксистский).

Право возведённое в закон - воля господствующего класса.

Достоинства:

1. Зависимость права от экономики.

2. Связь государства и права.

Недостатки:

1. Преувеличенная роль классового фактора.

2. Неясность с вопросом, что же такое воля класса?

3. Социологический. Право (социологический подход) - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь "открывает". Закон только сосуд, наполняют его общественные отношения.

4. Психологический. Под правом понимается сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, другими словами - правосознание, лишь в "головах людей право живёт и существует". Этот подход переводит существования права в психическую сферу.

5. Философский. Право (философский подход) - это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход весьма верно разграничивает такие понятия, как "естественные права" и "закон".

6. Исторический. Право имеет самоорганизующий характер, возникает со временем, в естественно сложившихся условиях.

7. Интегративный. Подразумевает объединение всех выше упомянутых подходов. Но надо отметить, что нельзя вот так просто взять и объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение и сумму.

8. Либертарно-юридический (Нерсесянц). Право–это нормативное выражение принципов формального равенства. П. – равные для всех нормы свободы и справедливости.

Ульпиан: прежде всего надо помнить, что право произошло от (justitia), что значит справедливость, искусство добра. Наличие множества определений права говорит о богатстве государственно-правовой мысли. Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки: Характерно и типично для права:

1. Общеобязательность. Право явл единственной системой общ норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории опред гос-ва.

2. Формальная определенность правовые нормы являются не просто идеями и мыслями, а представляют собой строгую реальность, воплощенную в правовых актах. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

3. Системность. Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства.

4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой гос-ва-поддержке требований права гос-ом. Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности (уголовной, административной)

5. Многократность применения Юр нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев(Конституции США 1787 до сих пор успешно регулируют правовые отношения в этой индустриально-развитой стране)

6. Справедливость содержания юр норм Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение.

7. Нормативность Право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопред кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами.

8.Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией и т.п.

Муромцев:Начитки:

Право это один из социальных регуляторов (наряду с моралью, религией) - инструмент регулирования общ.отношений.Соц регулятор неразрывно связан с госуд-ом (как отмечается в литературе) право возрастает из понимания мира. Право искали применительно к каждому случаю.

-Общеобязательность норм. (не всегда общеоб-ть обеспечивается гос-вом). - неотъемлемый признак права. - Нормативность. некий комплекс правил поведения (норм).-Системность (структурность) - моральная поддержка большинства (Петражицкий), т.е. правосознание, правопонимание.

40. Принципы права (общие, отраслевые, межотраслевые).

Павлова: принципы права - это аксиомы права.

При́нципы пра́ва — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования. Принципы права - это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений.

Принципы права по своей сущности являются обобщенным отображением объективных закономерностей развития общества. Присущие принципам права свойства универсального и абстрактного освоения социальной действительности обусловливают их особенность в структуре правовой системы, механизме правового регулирования, правосознании и т.д.

Принципы права возникают при наличии соответствующих объективных условий, имеют исторический характер или отображают результаты рационального, научного осмысления закономерностей развития объективной действительности.

Формы существования принципов права разнообразны: в виде исходных положений правовых теорий и концепций, как правовые ориентиры субъектов права, содержания правовых норм или их групп, требований правового регулирования, правовых ценностей и т.д.

Принципы права в формально-юридическом аспекте находят отражение в нормах права, благодаря их формулированию в статьях нормативно-правовых актов или детализации в группе норм права и отображения в соответствующих статьях нормативно-правовых актов.

Назначение принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системо-образующего и т.д.).

Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему или механизм правового регулирования, они, кроме того, непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений, естественных прав человека. В развитых правовых системах принципы права чаще всего выполняют роль переходного звена от общественных отношений к системе права и правового регулирования.

В зависимости от функционального назначения и объекта отображения принципы права подразделяются на социально правовые и специально правовые.

Социально-правовые принципы отображают систему ценностей, свойственных обществу, и имеют или должны иметь форму выражения и обеспечения (доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов, наций, признание личности, ее прав и свобод высшей ценностью общества, единство общих и специфических интересов и др.).

Специально-правовые принципы отражают начала формирования и существования собственно права как специфического социального феномена и в зависимости от сферы действия подразделяются на общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права

Принципы права могут быть:

а) легализованы, т.е. закреплены в законе;

б) выведены из содержания и смысла законодательства;

в) сформулированы юридической практикой, например: «выслушаем и другую сторону», «res judicta» (решенный окончательно судом вопрос не подлежит рассмотрению вновь тем же судом или судом параллельной юрисдикции), «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет», «бремя доказательства возлагается на сторону, предъявившую иск»; принципы незлоупотребления правом и др.

Все принципы права независимо от объема их нормативности оказывают специально-юридическое, т.е. регулятивное воздействие на поведение людей. Однако в отличие от конкретных предписаний они действуют двояко - опосредованно (через конкретные предписания, присутствуя в них, так сказать, «незримо») и непосредственно, т.е. выступают ориентирами поведения конкретных участников правоотношений. Тем самым как уникальные средства организации правовой жизни общества принципы права распространяют свое влияние на все области правового, охватывают своим содержанием как акты саморегуляции, так и те действия, которые непосредственно регламентированы юридическими предписаниями.

Наложение правовых принципов на практические действия позволяет при отсутствии конкретных предписаний закона, норм обычного или прецедентного права определять их соотносимость с природой права.

Павлова: классификация:

-общеправовые принципы присущи всем отраслям права, отображают природу, качественное своеобразие права в целом. К ним относят: принцип гуманизма - доминирование в формулировании и функционировании правовой системы неотъемлемых естественных прав и свобод человека; принцип равенства граждан перед законом, согласно которому все граждане независимо от национальности, пола, расы, религиозной и иной принадлежности, должностного положения имеют равные общегражданские права и обязанности, несут равную ответственность перед законом; принцип демократизма, означающий, что право, законодательство адекватно отображает волю народа (общую волю), формируется через демократические институты народовластия; принцип законности (правозаконности) - осуществление всех форм государственной деятельности, функционирование гражданского общества на основе и в соответствии с требованиями права, естественными правами и обязанностями человека; принцип справедливости, конкретизирующий требования справедливости применительно к правовым формам деятельности государства, его органов и должностных лиц, правовой деятельности участников, регулируемых правом отношений и выраженный в равном юридическом масштабе поведения, и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению.

-отраслевые принципы (гражд, угол, МП - ст. 15 п.4 Конституции - Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). принципы гражданского права: принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений; принцип неприкосновенности собственности; принцип свободы договора; принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав; принцип обеспечения восстановления гражданских прав и их судебной защиты. принципы уголовного права: принцип законности, вины, справедливости, равенства граждан перед законом, принцип гуманизма. принципы МП: Принцип неприменения силы и угрозы силой; разрешения международных споров мирными средствами; невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; обязанности государств сотрудничать друг с другом; равноправия и самоопределения народов; суверенного равенства государств; добросовестного выполнения обязательств по международному праву; нерушимости государственных границ; территориальной целостности государств; уважения прав человека и основных свобод. Где они закреплены:в действующем нац законодательстве (Конституции),в отраслевом (в общей части любого кодекса)

межотраслевые принципы - принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др

Когда принципы являются источником права? редко, но применяются, когда принципы права являются источником права по аналогии права применяются принципы как ист права.

Структура прецедента: Прецедент состоит (самый распространенный подход) из необходимой основы решения (ratio decidendi — само правило, что формирует правовую норму), и из попутно сказанного (obiter dictum — другие обстоятельства дела, обосновывающие решение). Сам судья не определяет, что в решении ratio decidendi, а что obiter dictum — это делает другой судья, устанавливая, является ли данное решение прецедентом для дела, которое он рассматривает. Принцип судебного прецедента применяется в части ratio decidendi, тогда как часть obitur dictum не имеет обязательной силы.

41. Правовые презумпции, правовые фикции, правовые аксиомы.

Правовые презумпции и аксиомы - не законодательные нормы, а специфические разновидности правил (принципов), выработанных в ходе длительного развития юридической теории и практики.

Презумпция означает предположение о существовании (или наступлении) каких-либо фактов, событий, обстоятельств. В основе презумпции - повторяемость жизненных ситуаций. Раз нечто систематически происходит, то можно предположить, что при аналогичных условиях оно повторилось или повторяется и на этот раз. Такой вывод не достоверный, а вероятный.

Следовательно, презумпции носят предположительный, прогностический характер. Тем не менее, они служат важным дополнительным инструментом познания окружающей действительности. Презумпции выступают в качестве средства, помогающего установлению истины. В этом их научная и практическая ценность.

Правовые презумпции определяются в литературе как закрепленные в нормах права предположения о наличии или отсутствии юридических фактов. Эти предположения основаны на связи с реально происходящими процессами и подтверждены предшествующим опытом.

Правовые презумпции - разновидности общих презумпций. Особенность первых, как это вытекает из приведенного определения, состоит в том, что они прямо или косвенно отражаются в нормативны (актах, обусловлены потребностями юридического опосредования общественных отношений и действуют только в правовой сфере.

Наиболее характерные презумции:

Презумпция знания закона ( правознакомства ). Априори предполагается, что каждый член общества знает (или по крайней мере должен знать) законы своей страны. Незнание закона не освобождает никого от ответственности за его нарушение. Во всех правовых системах исходят из того, что гражданин не может в качестве оправдания ссылаться на свою юридическую неосведомленность - это не будет принято во внимание, хотя заведомо ясно, что ни один человек не в состоянии познать все действующие в данном обществе правовые нормы и акты. Однако иная посылка была бы здесь крайне опасной.

Презумпция невиновности,согласно которой каждый гражданин предполагается честным, добропорядочным и ни в чем не виновным, пока не будет в установленном порядке доказано иное, причем бремя доказывания лежит на тех, кто обвиняет, а не на самом обвиняемом. Данное положение закреплено в международных пактах о правах человека, получило отражение в Конституции РФ (ст. 49).

Презумпции справедливости закона;истинности и обоснованности приговора; ответственности родителей за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми; предположения о том, что фактический владелец вещи является ее собственником, что принадлежность следует за главной вещью; позже изданный закон отменяет предыдущий во всем том, в чем он с ним расходится; никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам; специальный закон отменяет действие общего; к не возможному не обязывают; кто не отрицает, признает; не все, что законно, нравственно, и др. Любая презумпция принимается за истину, она действует до тех пор, пока не доказано обратное.

От презумпций необходимо отличать версии и гипотезы,которые тоже представляют собой предположения. Версия - это одно из нескольких предположений, касающихся фактов и обстоятельств конкретного дела. Сфера действия версии ограничена рамками расследуемого преступления. Правда, в общественно-политическом лексиконе слово «версия» нередко употребляется и в более широком смысле.

Гипотеза есть предположение, выдвигаемое в процесс е исследования какого-либо о явления и требующее теоретического обоснования и проверки практикой. Если презумпция, аккумулируя в себе предшествующий опыт, постоянно находит жизненное подтверждение своей правильности (что, конечно, не исключает случаев несоответствия отдельным ситуациям), то гипотеза с самого начала базируется на строго научных положениях, которые не должны противоречить истинным знаниям в данной области.

Правовые аксиомы определяются как самоочевидные истины, не требующие доказательств. Их значение в том, что они отражают уже установленные и достоверные знания. Это «простейшие юридические утверждения эмпирического уровня, сложившиеся в результате многовекового опыта социальных отношений и взаимодействия человека с окружающей средой». Наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные.

В общей теории права аксиоматических положений много: Кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же право нарушение; да будет выслушана вторая сторона; гнев не оправдывает правонару



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.149 (0.078 с.)