Однако самого разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа – необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однако самого разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа – необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов.



В демократическом обществе каждая из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни одной из них занять господствующее положение в обществе, что и являться одним из важнейших механизмов сбалансирования ветвей власти. Не менее значимым является наличие независимого контроля за деятельностью государственных властных структур, осуществляющего не только «сверху», но постоянно и эффективно «снизу». К этим механизмам относятся также императивный мандат избранников народа, которые непосредственно подотчетны своим избирателям, имеющих право отозвать их. Деятельность правительства и представительных органов уравновешивается также соревновательными методами, что регулируется правилами соревнования. Это также балансируется наличием многих партий, призванных выражать разные интересы и взгляды. Важное значение имеет конституция узаконивающая государственные интересы и гарантирующая обеспечение реализации их властных полномочий.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль.

- такая система взаимоотношения органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой каждый участник этих взаимоотношений не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая система разделения властей свойственна демократии, когда нет единого центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом. В Российской Федерации система сдержек и противовесов на официальном уровне заключается в разделении государственной власти на три ветви — исполнительную (президент и правительство), законодательную (парламент) и судебную.

33. Верховенство права в правовом государстве. Роль Конституции.

Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон.

Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

Далее, верховенство закона означает его всеобщность (т.е. распространение требований закона на всех субъектов правоотношений в равной степени), и полный объем действия закона в пространстве (на территории всей страны), во времени и по кругу лиц.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню.

В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство. Вообще, для правового государства необходимо, чтобы в самом законе были закреплены и конкретизированы юридические принципы и основные права человека и гражданина. Здесь особая роль принадлежит конституции. В основном законе как раз и должны быть зафиксированы принципы господства права и механизма его осуществления для того, чтобы избежать произвола и сохранить правопорядок.

Господство права должно быть не только в правотворчестве, но и в реализации права, т.е. в правоприменительной деятельности.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.

Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции. Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

34. Модели правового государства (либеральная, социальная, социалистическая).

Либеральная концепция правового государства берет свое начало с теории естественного права и английской политической экономии, у истоков которой стоял Адам Смит.

1) право частной собственности – это естественное право, независимое от государства;

2) экономика и государство – это отдельные сферы;

3) личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;

4) государство не имеет собственных целей, оно играет роль «ночного сторожа»: защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается;

5) делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя всем обеспечивает;

6) за гражданами признаются политические права, социально-экономические права отрицаются;

7) экономическая и социальная функции за государством не признаются.

Социальное правовое государство - это государство с социально ориентированной экономикой, которое создает реальные условия для обеспечения достойного уровня жизни своих граждан и свободного развития человека.

Признаками(принципами) социального правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни;

2) соответствие закона праву, т.е. господство не всяких, а только правовых законов, которые согласуются с принципами и природой права;

3) реальное действие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4) взаимная ответственность личности и государства;

5) реально действующий характер прав и свобод граждан;

6) признание социальных прав в качестве основных и закрепление их в конституционном законодательстве;

7) социально ориентированный характер экономики, который предполагает создание таких условий, при которых собственниками бы выступало большинство людей, а не узкий их слой, а также возможность отчуждения собственности в установленном законом порядке и на возмездных началах для общественных нужд;

8) сильная социальная политика государства, важнейшей составляющей которой является социально ориентированная бюджетная политика.

Ценность социального правового государства заключается в том, что оно обеспечивает партнерские взаимоотношения различных групп людей, создает фактическую основу для реализации принципов правового государства и придает власти подлинно гуманистический характер.

Положение о социальном государстве прямо записано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 28), Италии, Португалии, Испании, Греции, Швеции, Дании, Нидерландов, Турции, Японии, России.

В статье 7 Конституции РФ записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Все социальные программы, которые сегодня выполняются правительством, получили приоритетное развитие и направлены на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, повышение государственных пенсий и пособий, улучшение жилищных условий и иных социальных гарантий.

Задача формирования социалистического правового государства была поставлена на XIX всесоюзной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Ее реализация должна была осуществляться по следующим направлениям:

1) максимальное обеспечение прав и свобод советского человека;

2) повышение ответственности государства перед гражданином;

3) возвышение авторитета закона, его строгое соблюдение всеми государственными органами;

4) проведение правовой реформы и др.

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-командные методы руководства, подчеркнула необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

На основе решений конференции были:

1) внесены изменения в конституции СССР и союзных республик;

2) приняты новые законы о выборах;

3) выбраны на демократических началах Верховные Советы, которые, приняв новые законы, продолжили реформы;

4) принят ряд законов и указов, направленных на дальнейшую демократизацию общественной жизни: «О порядке организации и проведения собраний, уличных шествий и демонстраций», «О прессе и средствах массовой информации», «О въезде и выезде из СССР», «Об общественных организациях» и др.;

5) начинается легализация частной предпринимательской деятельности в ряде производственных и сервисных областей;

6) в марте 1990 г. принимается закон «О собственности в СССР», вводивший собственность граждан, коллективную и государственную. Закон допускал и смешанные формы собственности;

7) приняты законы в сфере политических прав граждан;

8) стала формироваться многопартийность;

9) были созданы Комитет конституционного контроля СССР, Конституционный Суд РСФСР;

10) проводились подготовительные работы по проведению судебной реформы.

Формирование социалистического правового государства было прервано событиями 1991 и 1993 гг., уходом с политической арены Коммунистической партии Советского Союза, развалом СССР.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.004 с.)